Источник

Май-цветень

2 ч. Преставление благовер. князя Бориса-Михаила Болгарского.

Правление князя Бориса, сына Звинича-Пресиама, третьего внука Грубошева216, омрачалось несчастиями во всё то время, пока оставался он язычником. Всё, что ни предпринимал он, не удавалось ему. Он хотел (843 г.) воевать с греками, но должен был продолжать перемирие. Решился отмстить (850 г.) сербам за неудачи отца своего Звинича: но поход кончился поражением Бориса и он просил мира. Поход против хорватов также не имел успеха. Попытка действовать в союзе с паннонскими славянами против франков (853 г.) окончилась поражением Бориса. В 860 г. поразил Болгарию страшный голод, за которым следовал мор; народ погибал, а помощи не было ни откуда. К большему горю, греки стали грозить войною217. Столько неудач и бед заставят и самого твёрдого задуматься. Борис, хотя и язычник, но неиспорченный, видел гнев Божий над Болгариею. За что этот гнев? Ему пришлось припомнить слова дяди – мученика Бояна, что христианская истина одержит победу над языческою ложью218. – О всём подобном напоминала ему и сестра его. Она ещё в нежном возрасте взятая в плен, воспитана была при греческом дворе по началам христианства. – По условиям мира с Грециею 852 г., она отпущена была в Болгарию, а Борис освободил знаменитого пленника – учителя Куфару, который также говорил Борису о пустоте язычества. Да и многие десятки тысяч были уже христианами между славянами подданными Бориса... Было, у кого учиться христианству! – За язычество Болгарии стояли княжеский двор болгарский, его министры и вожди и славяне перешедшие с князем с правого берега Дуная: но что язычество приносит Болгарии? Время было кончить борьбу с христианством, которого истины так светлы, так чисты, так отрадны для духа. Так Борис решился принять христианскую веру. Он вошёл в сношение с греческим императором о своём желании соединиться со Христом и заключил мир с Грециею выгодный для Болгарии. Болгарам уступлено навсегда Загорье (южный скат Балканов), страна нужная им для поселения и очень выгодная в стратегическом отношении. «К болгарам послан был епископ, который совершил крещение над Борисом, принявшим имя имп. Михаила»219. Умный п. Фотий, приняв живое участие в просвещении болгар, написал послание к кн. Борису. Святитель изложил князю не только начала веры и жизни христианской, но и правила, как управлять народом. «Начав усердием к проповеди слова Божия, – писал Фотий, – не оканчивай небрежностию, а постарайся, чтобы конец соответствовал началу и жизнь вере. – Созидай храмы во имя Божие и в честь святым, по установлениям церковным; приучай народ собираться в них, дабы в общем собрании умилостивляя Божество и принося Ему общее славословие, все утверждались в единомыслии и приобретали спасение и пользу»220. – По примеру кн. Бориса крестились некоторые из приближенных к нему. Но с большинством пришлось ещё бороться. Фанатики язычества, в том числе сильные вельможи, едва узнали о перемене веры князем, как подняли волнение за старую веру; целые десять областей подняты были боярами против Бориса; дело дошло до того, что в Предславе хотели убить Бориса и возвесть на престол язычника. Михаил, оградив грудь свою св. крестом, с 48 придворными и 7 духовными лицами вышел к толпе мятежной и та в смятении рассеялась. На другой день 50 бояр, заправлявших бунтом, были схвачены и преданы смерти. – Народ, оставшийся без подстрекателей мятежа, покорился Михаилу и стал понемногу креститься221. Так рассказывает об этом и один болгарин – современник событий. «Я, – говорил он, – из новопросвещеннаго болгарскаго народа, котораго Бог просветил в эти времена избранником своим Борисом, в крещении Михаилом. – Силою Христовою и знамением креста победил он цепенелый, непокорный, народ болгарский. – Бог привел св. Иосифа архиепискoпa, учителя и наставника, который устроил храмы и монастыри, поставил епископов, священников, игуменов, чтобы учили народ»222.

К сожалению, миссионеры папы возмутили покой юной болгарской церкви и остановили на время успехи веры в Болгарии. «Римский священник Павел» с товарищами возбудил в кн. Борисе, ещё мало знакомом с верою, множество сомнений о церкви восточной и в блистательном виде представил счастие готовое для Бориса, покорного пaпе223. Князь с одной стороны, надеясь найти в владыке запада защиту против немцев, теснивших Болгарию224, с другой желая видеть в Болгарии независимое церковное правление, в 866 г. обратился к п. Николаю с просьбою прислать способных учителей и учредить в Болгарии патриаршествo. П. Николай рад был тому, что целый народ, притом соседний с ненавистным для него Константинополем, отдаётся в его руки225. Немедленно послал он (866 г.) к Борису двух бискупов своих с книгами и с обширным посланием226. Бискупы Павел и Формоз скоро довели дело до того, что женатые восточные священники оглашены были нечистыми и удалены от мест своих, над крещенными в другой раз стали совершать миропомазание, в храмах читали символ с прибавлением Filioque, разрешили есть в пост молоко и яйца227. – Борис, не получив для Болгарии патриаршества, просил папу по крайней мере посвятить понравившегося ему Формоза в архиепископа. Но папа удалил Формоза из Болгарии228. – Между тем п. Фотий окружною грамотою известил патриархов о наглых дерзостях папы против веры и благочиния, совершающихся в Болгарии. – Борис увидел свою ошибку и поспешил поправить её. Он снова предоставил восточным проповедникам продолжать дела звания своего, уже и потому, что славяне давно крестившиеся не хотели знать папы и требовали себе восточных священников. Для того, чтобы раз навсегда развязаться с папою, притом без опасности для своей страны, он послал в 869 г. в Константинополь предложить собору притязания папы на Болгарию. На западе поняли тогда же, что князь, посылая послов на восток, прощается с папою229. Посол к. Михаила говорит собору: «желаем знать от представителей великих патриархов, к какой церкви принадлежим мы?» Послы папы протестовали против вопроса. Представители восточных патриархов говорят: «когда вы занимали страну, которою ныне владеете, кому она была подчинена и каких священников имела?» Посол болгарского князя отвечал: «мы добыли её мечем от греков и нашли в ней греческих священников». Собор постановил: «присуждаем, чтобы земля болгарская, которая в старину находилась под властию греков и имела греческих священников, отторгнутая от святой константинопольской церкви язычеством, ныне возвращена была ей чрез христианство». Получив решение собора, князь объявил решениe бискупу, с тем, чтобы он с ксендзами оставил Болгарию230. – После того, не смотря ни на ласки, ни на угрозы папы, Борис не входил более ни в какие сношения с властолюбивым романизмом231. – Крещение народа, остановленное насилиями папы, продолжалось спокойно при правильной деятельности восточных проповедников. Таким образом тот же 869 г., в который последовало осуждение собором властолюбия папы, был временем окончательного обращения болгарской страны к святой, чистой вере232.

Блаженный Борис с любовию давал средства для восстановления храмов христианских, разрушенных язычеством, и для построения новых. Он делал всё, что мог, для вечных нужд своего народа и для славы Божией. – Когда дошло до него известие о чудесах мучеников, которых мощи сокрыты были во время волнений язычества в Струмнице, он велел воздвигнуть храм в брегальницкой епархии и туда перенесть мощи святых. Мощи перенесены были с торжеством и по вере новых христиан совершилось много чудес для славы имени Христова233.

И православие и просвещение ещё более расцвели в Болгарии, когда прибыли сюда ученики св. Мефодия, изгнанные из Моравии жадными до корысти немцами. Михаил принял их с живейшею радостию и благодарил Господа, пославшего ему людей, столько нужных для Болгарии. Немало времени жили они при дворе его и в домах вельмож болгарских, как дорогие учителя. Борис с любовию беседовал с ними. Престарелый государь учился под их руководством «древним историям и житиям святых», слушал из уст их наставления Св. Писания на родном славянском языке. Благоверный князь доставил славянским проповедникам щедрые средства содержать училища для обучения детей закону Божию на славянском языке и для приготовления полезных служителей храма Божия; открывал для них монастыри и кафедры, особенно там, где ещё слабо было христианство234. – Усердием его постановлено было семь кафедральных храмов с кафедрами святительскими235. – По желанию Бориса посвящен был для западной Болгарии другой архиепископ Агафон236, а место бл. Иосифа впоследствии занял архиеп. Феофилакт237.

Состаревшийся Борис устал властвовать. Он уже давно стал подвижником, но тайным. Являясь пред народом в одежде княжеской, скрывался он по ночам в храме и в уединении: покрытый простою одеждою, простертый по земле, проводил он ночи в молитве238. – После тяжёлой болезни передал он правление старшему сыну Владимиру; а сам удалился в монастырь для подвигов поста и молитвы. – К скорби отца, сын оказался не похожим на родителя: жил распутно и, что ещё хуже, стал совращать народ с пути христианского. – Четыре года старец терпел. Наконец, одушевясь ревностию, снял с себя иноческую одежду, оделся в платье князя-воина, с немногими верными ему погнался за сыном, захватил его и чтобы отнять у него возможность вредить христианству, ослепил его; потом передал власть младшему сыну Симеону, а сам, верный обету, снова удалился в монастырь239. – Он и в уединении заботился о распространении христианского просвещения, побуждал способных переводить полезные книги с греческого на славянский язык. Так, один из них говорит о себе: «почтенный муж, дукс (князь) настаивал предо мною, когда я приходил к нему для посещения, приказывая и упрашивая переводить объяснения Евангелий; он напоминал мне: для священника нет другого занятия, кроме наставления; если принял он на себя эту службу, пусть выполняет ее»240.

Современник кн. Симеона записал: «в се убо лето 6415 инд. 14 (906)241 умре раб Божий, отец сего князя (Симеона), в благой вере живый, в добром исповедании Господа нашего Иисуса Христа, велик и честен и благоверен, господин наш, князь болгаром, именем Борис, христианское же имя ему Михаил, мес. мая во 2 д. в субботний вечер. Сей же Борис болгары крестил есть во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь»242.

Болгарская церковь благоговейно чтит в числе святых просветителя Болгарии, благоверного князя своего – Бориса-Михаила243.

5 ч. Подвиги св. муч. Ирины и память других начальных проповедников веры в Сербии

По житию св. Ирины, составленному не в раннее время, святая Ирина, дочь князя Ликиния, крещена была св. Тимофеем († 93 г.), учеником апост. Павла; проповедывала св. веру на своей родине и по её проповеди принял св. веру отец её князь Ликиний со всем двором своим; на родине своей продолжала она проповедь о Христе три года, много вытерпела истязаний от защитников язычества и успела обратить ко Христу всего до 11.000 человек. Потом с евангельскою проповедию была она во фракийских городах и скончалась мученицею в Солуне244.

Где жил князь Ликиний? Где была родина св. Ирины, оглашенная евангельскою проповедию мученицы? В Магеддоне крещена Ирина, в Магеддоне проповедывала, говорит позднее житиe. Хотя с таким именем ни страны, ни города не видно в греко-римской империи по известным памятникам245; но известно, что южные города не раз переменяли свои имена246. Соседняя Фракия, оглашавшаяся проповедию св. Ирины, после её родины, указывает на то, что родиною св. Ирины был Иллирик. Надобно сказать более: с проповедию своею святая обратилась во Фракию, страну славян, собственно потому, что сама она была славянка иллирийская или, говоря тогдашним языком, как во Фракии, так и в Иллирике жили тогда фраки, говорившие одним и тем же славянским языком247.

Такое понимание жития св. Ирины оправдывается и даже точнее определяется сербскою историею. Сербские летописи, когда касаются вопроса о начала христианства в Сербии, признают за несомненное, что Евангельское учение проповедано было в Сербии во времена апостольские. Напр. в одной летописи XV в. сказано: «первая проповедь о благочестии проповедана была апостолами, но от ересей угасла»248. – Тоже писал о начале сербского христианства папа 9 века249. Другие сербские летописи, говоря о сербском жупане Heмане, называют его потомком того Ликиния, которого дочь св. Ирина страдала за св. веру, и «плод многих чудес се многы тьмы приведе вь Христову веру»; они же говорят, что тот Ликиний был «тривалийский господин, родом србин»250.

Троношская летопись говорит ещё: «крещен бысть (Неманя) в Рассии во храме св. апостол Петра и Павла, иже создан св. апостолом Титом на подобие кумирниц ондашних, яко же и ныне стоит нерушимо»251. – Тут вид св. храма, похожего на идольский храм, сам по себе говорит о глубокой древности его, видевшей в силе язычество; а то известие, что храм освящен св. Титом, который и по свидетельству ап. Павла был в Далматии (2Тим. 4:10), подкрепляет сведения жития о крещении Ирины другим учеником Павла, Тимофеем. Храмом Расы определяется ещё и место, где жили кн. Ликиний и дщерь его. Это была Раса. В оправдание такой мысли о Расе служит при древности Расы уважительное внимание к Расе, оказанное имп. Управдою в его распоряжении о славянских епархиях252; в этом распоряжении видна мысль о Расе, как о колыбели сербского христианства.

Св. вера, насажденная св. Ириною в Сербии, не погасла после её мученической кончины, а ещё распространилась в Сербии. По мартирологам известны мученики восточной Триваллии: в Дадоеваце заклинатель Гермес и Евентий, в Прахове Аггей, Гай и другие253; в западной Триваллии в Далматии, в гор. Соленом пострадал епископ Дамион с 8 воинами, а через неделю за пастырем последовали диакон Септим и Виктурик254. В южной Иллирии драчский епископ Астий пред подвигом своим имел во сне видение: стоит он на камне, покрытом смолою и маслом. Проснувшись разсказал он клирикам сон и прибавил: «братия! я должен пострадать за Христа, а вы можете бежать, где кто надеется быть целым». Это было при имп. Траяне в 110 г.255 След. тогда были в Иллирике христиане и ревностные пастыри их. Известны и особые обычаи иллирийских христиан относительно великого поста256. Предание о построении Константином Великим храмов в Твердоше, Стоне, Завале, Добричеве основано на памятниках257. Известны и подвижники уединения, блаж. Мартин и Иларий, страдавшие в Иллирике за православие от ариан258. С готфскими королями Далматии христианство поднимало жестокие гонения против православия в Тривалии; но славянская стихия взяла верх над пришлою немецкою и в начале 5 века православие стало господствующею верою в Триваллии259. В 760 г. дуклянскому митрополиту подчинены были епископы: Будвы, Котора, Бара, Слатывы, Скутаря, Драча, Палат, Cepбии, Боснии, Травунии и Захлумья260.

Так быв первою лучшею христианкою сербского народа, св. Ирина апостольскою проповедию своею прочно утвердила св. веру между сербами.

22 ч. Страдание св. Владимира, князя сербского

Князь Владимир-Иоанн261 во всю жизнь свою старался жить по воле Божией, для блага подданных. Но и порча души нашей требует горького врачевства для её целения. И Господь, зная, кому из нас что нужно, посылает иным, как дар любви, долю не только веровать, но и страдать. Кн. Владимир перенёс много скорбей в жизни своей и умер страдальцем.

Дед его кн. Хвалимир поручал во владение старшему сыну Петриславу – Зету (Черногорье), Хвалимиру – Требинье и Хлевну, а младшему сыну Мирославу – Подгорье (Захлумье); но Петрислав остался единственным владетелем всех областей наследственных. В таком виде владел Cepбиею сын Петрислава кн. Владимир262.

Между славянами сербами были христиане с первых времён христианства, были даже мученики за св. веру; это между остававшимися под властию римо-греческою263. – Племена их, вытеснявшиеся бурею времён на левый берег Дуная, при имп. Ираклие возвратились в свою древнюю родину и большею частию своею приняли растерянное христианство, или как выражается импер. Константин, «приняли древнюю веру», т.е. ту, которую и прежде принимали, но потеряли среди гуннов и аваров. При Василие македонянине, околе 868 г., остальные приняли христианство, а все вообще сербы усвоили себе славянскую службу, дар св. Кирилла и Мефодия, подчинившись надзору восточного патриарха264. Имп. Василий, сам славянин, которому отдались сербы под защиту от немцев и папы, «постановил так, что в Сербии будут начальствовать избираемые самими сербами начальники, люди лучшие, которые должны охранять целость всего отечественнаго»265. – Так и управлял Cepбиею князь Владимир, не домогаясь чужого и оберегая всё родное, особенно же православную св. веру.

Владимир был, даже и по сознанию грека, человек правдивый и добродетельный266. – Болгарский царь Самуил, боровшийся с империею за подавляемую свободу Болгарии, решился заставить Владимира стать на его стороне и против империи. Он вывел против Владимира сильное войско. – Владимир не хотел нарушать договора с импepиею. – Не быв в состоянии с своими дружинами отражать силою силу, он укрепился на горе Косогоре. Самуил окружил гору многолюдным войском. Владимира встретила и другая беда: на горе оказалось много змей, люди страдали от них, а у него войско и без того было не большое. Благочестивый князь помолился Господу в своей скорби и змеи перестали быть вредными. После долгой осады, увлеченный обещаниями Самуила, добродушный князь предался в руки царя и попал в тюрьму; любимая дочь Самуила, добрая и сострадательная, знавшая доброго Владимира, просила отца дать Владимиру свободу: не могу я, – говорила Коссара, – быть супругою другого, кроме Владимира. Самуил, любя дочь, устроил дело по её просьбе. Узнав же ближе Владимира, очень полюбил его267.

Владимир, став на стороне Болгарии, должен был противодействовать ненавистнику славян имп. Василию. Греки вступили в пределы Владимира. Но Василий ошибся. «И мужество Иоанна, и сила его оружия и его упование на помощь Божию, непроходимость гор, недоступность подоблачных вершин, тесные ущелья – все это вместе окружило Василия, как сеть паука муху; неприятель был разсеян мужественным Владимиром и побежденный возвратился назад»268. Союз Владимира с наследником Самуила – Радомиром сильно тревожил империю. Коварные греки уговорили двоюродного брата Радомирова Владислава умертвить Радомира; в надежде на обольстительный болгарский престол Владислав совершил злодейство269. Но так как боялся он, что Владимир не оставит в покое убийцу и предъявит права на Болгарию, то несчастный решился и на другое убийство. Злость его против Владимира и от того ещё была сильна, что сколько он с женою предан был учению богомилов, столько Владимир не любил этих антихристиан270. – Владислав пригласил к себе Владимира, как будто для мирного совета о границах владений. «Государь мой! – говорила супругу добрая Коссара, – не езди туда, чтобы не случилось с тобою того же, что с братом; пусти меня, – я узнаю, каков новый властитель. Если ему угодно: пусть он убьет меня, только бы ты не погиб». – С позволения мужа княгиня отправилась. Владислав принял её с почестью, но притворно. Он отправил посольство к Владимиру с прежним приглашением, объявляя готовность поклясться в чувствах любви. Князь отвечал: «Господь наш Иисус Христос, пострадавший за нас, не был пригвожден к золотому или серебренному кресту, а к деревянному; если слова твои – искренни, пришли с духовными лицами деревянный крест, пред которым поклянешься и я, полагаясь на драгоценное древо, приду к тебе». Владислав призвал к себе двух apxиepeeв и инока, между ними был Давид, архиепископ Болгарии271 и – пред ними поклялся. Посланники передали клятву Владислава и Владимир спокойно отправился в Болгарию. По воле Владислава убийцы ожидали Владимира на дороге; но он остался цел. Князь сербский прибыл в Преспу и когда стоял тут на молитве, явились убийцы. «Что это значит? – сказал он посредникам епископам. – Вы обманули меня; но я умираю невинным». Обманутые молчали от стыда. Страдалец причастился Св. Таин и был безжалостно умерщвлен, мая 22, 1015 года.

Тело св. Владимира похоронено было в храме и многие больные получали исцеление на гробе его. Коссара перенесла тело страдальца в Краину и здесь в своей обители приняв иночество, кончила жизнь свою близ супруга-мученика272. Убийца и клятвопреступник Владислав, спустя два года по совершении злодейства, неожиданно умер в муках совести273. Мироточивые мощи св. князя почивают поныне близ Элбосани274.

25 ч. Страдание св. Пасикрата, Валентиона и друзей их

Мученики Христовы Пасикрат и Валентион были, говорит древнее известие275, из города Доростола македонского, воины, но христиане. Оба они были молоды, Пасикрату было 22 года, а Валентиону 30 лет; но оба были зрелы духом. Когда увидали они, что чтители идолов кланяются камням, а слабые из христиан, боясь мук, приносили жертвы, они, одушевясь святою ревностию, свободно исповедали, что только христинский Бог есть истинный Бог, а идолы – вещество бездушное. Быв схвачены, приведены они были к префекту. Когда им сказано было, чтобы принесли жертву Богу Аполлону, Пасикрат плюнул на идола. – Тогда подошёл к Пасикрату брат его Папиян, отступивший пред тем от Христа по страху мучений, и стал убеждать принесть жертву, чтобы избавиться мук. Пасикрат прогнал брата, называя его недостойным родства с ним. Когда спрошен был Валентион, то отвечал, что он одних убеждений с Пасикратом. Потому оба лишены были головы, тогда как тут же стояла мать Пасикрата и склоняла сына к мученичеству.

Вслед за тем начались подвиги друзей Пасикрата и прежде других св. Юлия.

По современному известию276, блаженный Юлий схвачен был служителями и приведен к префекту Максиму. Правда ли, что говорят о тебе, Юлий? – спросил Максим. – Юлий отвечал: «правда, я христианин, – за другого не хочу выдавать себя». – Разве ты не знаешь, – говорил префект, – указа императоров, повелевающаго приносить жертву богам? – Юлий отвечал: «знаю; но я – христнианин, не могу делать то, чего хотите вы; не следует мне отрекаться от Бога живого и истиннаго». – Максим сказал: что за важность покурить ладаном и уйти? Диоклетиан, как известно, первый повелел воздавать ему почести, как божеству277. Воин при приёме жалованья курил фимиам пред изображением нового божества. Префект-язычник чувствует странность этой выходки Диоклетиана и думает закрыть её сарказмом индефферентиста. Юлий отвечал префекту: «не могу преступить заповедь Божию. Я служил в военной службе 26 лет и не приводили меня к судье как преступника или как человека вздорнаго; семь раз выходил я на войну; не был я ослушником пред начальством и сражался не хуже каждаго. Не думают ли, что тогда, как был я верным в низшем, окажусь неверным в высшем?» Максим спросил: в каком войске служил Юлий? «Я служил, – отвечал Юлий, – в легком войске и вышел из службы, – я ветеран278. – Но я чтил Бога живого, сотворившаго небо и землю и теперь отправляю верную службу Ему». – Максим говорил, что Юлий получит в награду 10 динариев и оставлен будет в покое, если только теперь послушается. «Ни деньги, ни льстивыя убеждения не отклонят меня от Господа вечнаго», – отвечал исповедник. – Надобно повиноваться законам, – сказал Максим. – «Я страдаю за вечные законы», – отвечал Юлий. – За те, что преподал вам Распятый? Неумно уважать мертвеца, а не живых императоров, – говорил префект. Юлий отвечал: «Он умер за грехи наши, чтобы даровать нам вечную жизнь, но Он же – Бог вечный». Максим сказал: послушайся, принеси жертву, – иначе ты выбираешь себе смерть. – «Я выбираю долю умереть на время и жить вечно», – отвечал Юлий. Префект произнёс решение: Юлий не повинующийся указам императоров должен быть лишен головы.

Когда вели св. Юлия на место казни, Исихий, воин и христианин, находившийся под стражею, говорил мученику Юлию: «прошу тебя, Юлий, выполняй с радостию обещание свое, получишь венец, который обещал Господь исповедникам своим. Но помни и о мне, – я иду за тобою, особенно приветствуй Пасикрата и Валентиона, рабов Божиих, которые прежде нас пришли к Господу добрым исповеданием». Юлий, целуя Исихия, сказал: «спеши придти, брат; а желания твои услышаны теми, которых ты приветствовал».

Затем Юлий взял платок, завязал им глаза и, протягивая шею, сказал: «Господи Иисусе Христе! за твое имя умираю, – удостой принять душу мою в число святых». Служитель отсёк ему голову. Раб Христов пострадал в 6 кален. июня (27 мая)».

Св. Исихий с двумя другими принял мученическую кончину июня 15 д.279 Спустя два дня после того пострадали ещё два воина, также друзья св. Пасикрата, Никандр и Маркиан 280 .

Когда они представлены были на суд, префект Максим сказал им: если вы не знали указа императоров, повелевающего приносить жертвы богам, то исполните теперь. – «Указ, – отвечал Никандр, – относится к желающим приносить жертву; но мы – христиане, не можем подлежать ему». – Максим сказал: почему бы вам не принять награды за вашу заслугу? – «Деньги нечестия неприятны для чтителей истиннаго Бога», – отвечал Никандр. – Покури только ладаном богам, – сказал Максим. – Никандр отвечал: христианин не может чтить камни и деревья и забыть о Боге, сотворившем все из ничего и могущем спасти меня и всех надеющихся на Него». Супруга св. Никандра говорила ему: «берегись, господин мой, делать то; берегись отказываться от Господа нашего Иисуса Христа; взирай на небо и там увидишь Его, Кому должен ты сохранить верность». – Максим сказал: глупая бабья голова! зачем ты хочешь смерти мужу своему? – «Для того, – отвечала она, – чтобы жил он у Бога и никогда не умирал». – Нет, – сказал Максим, – тебе хочется добыть более здороваго мужа. – «Если ты так думаешь о мне, – отвечала она, – умертви меня за Христа первую, если только у тебя есть указ о женщинах». Максим сказал, что такого указа нет у него, но она будет сидеть в тюрьме, и её отвели в тюрьму.

Максим давал время Никандру подумать о цене жизни. Никандр отвечал, что дело уже обдумано и что он ничего более не желает, как душевного спасения. – Ты что скажешь, Маркиан? – сказал префект. – «Стою на том же, на чем ратный товарищ мой», – отвечал Маркиан. -Итак, вы оба отведены будете в тюрьму и без сомнения понесете казнь, -сказал префект. Спустя 20 дней, приводят их из темницы к префекту. -Довольно времени употреблено на увещание, чтобы покорились вы указу императоров, – сказал Максим. – «Слова твои, – отвечал Маркиан, – не заставят нас отступить от веры и отказаться от Бога. Он присутствует тут и знаем мы, куда зовет Он. Не удерживай нас. Ныне вера наша совершенствуется во Христе. Отсылай нас скорее, чтобы узрели мы Распятаго; вы нечистыми устами порицаете Его, а мы чтим Его». – По желанию вашему вы преданы будете смерти, – сказал префект. – «Для здравия императоров просим тебя, – отвечал Маркиан, – скорее отпустить нас. Мук мы не боимся, но желаем, чтобы скорее исполнилось наше желание». – Не я вас преследую, – сказал Максим, – а указы императоров; я невинен в крови вашей. Затем произнёс он смертный приговор. Святые мученики Христовы как бы одними устами сказали: «будь счастлив, человеколюбивый префект!» Они вышли из суда с радостию.

За Никандром следовали жена его и Пиниян, брат мученика Пасикрата, несший младенца, сына Никандрова. За Маркианом шли родственники и жена его. – Горе мне бедной!– кричала последняя; -смилостивись надо мною, господин мой, – посмотри на милаго сынка твоего; не отвергай нас. Маркиан, строго посмотрев на неё, сказал: «как сатана помрачил ум твой! Уйди от нас; дай мне докончить подвиг мученический». Зотик христианин, поддерживая руку его, говорил: «будь тверд, господин-брат! Ты совершаешь добрый подвиг. Где нам слабым взять такую веру?» Маркиан сказал Зотику: «подержи жену мою». И Зотик взял её. Когда пришли на место, Маркиан, подозвав жену, поцеловал её и сказал: «иди с Богом; ты не можешь смотреть на славный подвиг мученичества, – мысль твоя смущена лукавым». А сынка целуя и смотря на небо говорил: «Господи всемощный! попекись о нем». Никандр также простился с женою. «Бог с тобою!» – сказал он. Она с радостию говорила: «десять лет была я без тебя на родине и каждый час желала видеть тебя; теперь вижу и радуюсь, что идешь ты к жизни; радуюсь, что становлюсь женою мученика». Мученикам завязаны были глаза и меч пресёк жизнь их. Мученики Христовы Никандр и Маркиан упокоились в 15 кал. июля (1 июня).

Так как префект Максим уговаривал исполнить указ «императоров» и не раз упоминал об императорах, то ясно видно, что страдание дуростольских воинов совершилось в гонение Диоклетиана и Максимиана в 302 г., а не при имп. Севере, как думал Бароний281.

Известно, что на правом берегу Дуная, где Дуростол, в 3 веке уже сильными массами жили славяне282 и они были лучшими воинами империи283. Так св. мученики и по месту жительства и по службе были из славян и пример твёрдого самопожертвования их за св. веру конечно возбудил во многих родичах их уважение и любовь к св. вере284.

28 ч. Память о пред. Софроние

«Скажу любви вашей о личности дивной, – говорит современный описатель подвигов св. Георгия мученика († 1515 г.). – Пресвитер Стефан, из села Пенковца, что близ Софии (Средца), из-за турецкого насилия оставил родину свою и с своею супругою придя жил в моем доме; с ним мы довольно поучались о полезном. Отсюда удалился он в валахскую землю и принят был великим воеводою Радулом. Там супруга его переселилась к Богу, а он стал иepoмонахом Софронием.

По смерти воеводы Радула опять пришел он на Дунай, поселился в монастыре близ Русы и укреплял себя постом, молитвами, трудом, терпением и милостынею. Тут он жил недолго: диавол не терпел подвигов его, поднял против него слугу его; тот ударяет его топором по голове и лишает жизни». Погребенный, «он спустя три года является живущим в монастыре; те открывают гроб и находят его как будто уснувшим и издающим благоухание. Они положили его в раке. По всей стране творит он чудеса и исцеления. Кто не доверяет, пусть идет сам и уверится»285. Воевода Радул, покоивший пр. Софрония-Стефана, известен как один из лучших воевод Валахии; он выпросил себе у султана блаженного патр. Нифонта, жившего в заточении в Адрианополе; при содействии святого Нифонта, Радул успел многое сделать для благоустройства дел гражданских и церковных в Валахии. Он умер в 1508 г.286 Так как преп. Софроний, по словам современника, жил «не долго» после смерти Радула, а мощи его открыты спустя три года после его кончины, то ясно, что страдальческая смерть его последовала не позже 1510 г., а мощи открыты в 1512 г.287

* * *

216

Константин Багрянородный (De admin. imp. с. 32) называет Бориса сыном Пресиама: Πρεσιαμ τω αυτω (Βορισης). По словам Феофилакта (о стр. муч.), Борис сын Звинича, а Звинич брат Маломира и Бояна и след. внук Грубоша. Итак, Пресиам и Звинич – одно и тоже лицо и после Маломира был на болгарском престоле 830–840 г. Шафарик, обличая Энгеля в ошибках, сам не избавился от ошибки, считая Пресиама за одно лицо с Маломиром.

217

Stritteri Bulgarica р. 575–577.

218

См. марта 28.

219

Продолж. Константина р. 103. Кедрин 2, 541. Феофилакт о мучениках § 34, 55. Ныне в южном Загорье города Ески-Загора (старое Загорье) и Ени-Загора (новое Загорье).

220

Ер. ad Michaelem р. 18, 24. ed. Montac. 1651.

221

Константин Порфир. р. 24. Кедрин 2, 54. Зонара 2, 156. Малала у Черткова стр. 98.

222

Болгарский синаксарь ХIII в. в Учении об отцах. И по свидетельствам Генезия (Regum lib. 4), Феофилакта (о мучен.) Константина, к Михаилу отправлен был не один епископ, а со многими духовными лицами.

223

Анастасий библиот. in præfat. ad Synodum. 8. Филипп кипрский Chronicon р. 132.

224

Hincmari Rem. annal. ap. Pertz. 1, 465.

225

Папа выразил восторг свой в письме к Гинкмару, ар. Baronium ad an. 867.

226

Responsa p. Nicolai ad consulta Bulgarorum in t. 22 Concil. у Анастасия De vit. Pontif. p. 116. Ответы показывают, что вопросы к папе написаны были от имени болгар под влиянием римских миссионеров.

227

Послание п. Фотия. Правда вселен. церкви стр. 152–154.

228

Annal. Fulden. Hincmari annal. ap. Pertz 1: 379, 380, 474. Анастасий in vit. Pontif. p. 114, 123.

229

Так судил об этом библиотекарь Вильгельм. Anastasius in vit. Pontif. p. 123.

230

Анастасий vit. Pontif. p. 123. Константин De vita Basilii p. 210. Кедрин 2, 589.

231

П. Иоанн 8-й писал в посланий к кн. Михаилу и 3 к его вельможам, Адриан 2 письма, домогаясь ласками и угрозами обратить Болгарию к папе, и всё осталось напрасным. Mansi concil. t. 24.

232

Жизнь св. Климента § 4. «Они хотя и поздно, вошли в вертоград Господа, призвавшаго их Своею благодатию; призвание этого народа, совершилось в лето от сотв. миpa 6377 (869)».

233

Феофилакт о мучениках § 37–46. В месяцеслове Ассеманова евангелия XI в. под 29 августа: «память святым, иже на Струмници: Тимотею, Теодору, Евстовию (Евсевию) и дружине их». По известию Феофилакта, струмницкие мученики пострадали при Юлиане, ноябр. 28, 362 г. Итак, 28 августа день перенесения мощей в Брегальницу. По географии Мелетия «Струмница – город Триваллов (сербов) на конце Македонии, между Стримоном и Аксием, расположенный на горе обрывистой, отстоит на три дня пути от Скупы». – Ныне Струмница расположена при подошве горы, а на горе остаются развалины замка. Путеш. стр. 142, 143. Тафель замечает о описании мучеников: ubi additur, olim dictum fuisse Tiberiopolin, quod posterius mihi dubium videtur. De Thessalonica p. 294. О Брегальнице см. апрель пр. 9 и 10.

234

Жизнь св. Климента § 12, 13.

235

У Барония (ad an. 1071 n. 19) приводится письмо Феофилакта, архиеп. болгарского, где прямо говорится о семи кафедральных храмах, построенных кн. Борисом. В житии Климента сказано: «князь всю подвластную себе Болгарию опоясал семью храмами καθολικοις». Последнее слово означает храм кафедральный. Нестор в житии кн. Бориса и Глеба говорит о м. Иоанне: «тако отыде в свою кафоликами икклисия». Муз. Румянц. стр. 201. В конце 8 в. во время преобладания греческого, во Фракии, Мизии и Македонии – было 5 митрополий: в Пловдине, Одрине, Траянополе, Переяславце и Солуне и епископий – в первой 10 (Великой, Быковы), в одринской – 11 (Травицы, Правод, Дебелого), в третьей – 8 (Мокрой, Топора), в переясловецкой – 6 (Обритого, Дуростена, Новой на р. Янтре, Вельбужда, Враны), в солунской – семь (Великой, Смоляны, Драговицы, Струмницы, Верей, Столбов). Имп. Льва список епархий у Тафеля De provin. р. 49, 50. Wiltsch Kirchl. Statist. 1: 175, 426–428, 433. К. Борисом построены были кафедральные храмы не везде там, где они были прежде; в Видине (Водине) не было пред ним кафедры.

236

В фульд. летоп. mense novembri (anno 873) Agathon archiepiscopus, Basilii imperatoris legatus, ad renovandam pristinam amicitiam cum epistolis et muneribus ad Ludovicum Ratisboniam venit. Aseem. Calen. 11, 209. В 879 г. на константиноп. соборе присутствовал «Агафон моравский» вместе с двумя епископами Гавриилом охридским и Симеоном дебельским. Asseman. Calend. 111, 138. Агафон назывался моравским, потому что епархия его простиралась на р. Мораве. Кафедра его, должно думать, находилась в Виддине – Бдыне. В определении имп. Андроника (1282 г.) сказано: «82 митрополита виддинскаго; это – кафедра епископа Болгарии, но возведена в митрополию», р. 53 ed. Tafel.

237

Феофилакт оканчивает описание чудес струмницких мучеников временем Симеона и след. при Симеоне; но он же посвятил своё сочинение ц. Петру и описал жизнь его – и след. скончался не раньше 967 г.; последнее согласно и с тем, что говорит он о себе в жизни Климента.

238

Annal. metens. ар. Asseman. 2, 178.

239

Феофилакт о мучен. § 36, 47–55. Регин у Пертца (Monum. 1. 580, annal. metens. Hist. Franc. 111: 310, 311). Время начального удаления к. Бориса в монастырь определяется так: Климент с 885 г. 11 лет был учителем и в 896 г. при к. Симеоне возведен на кафедру архипастыря (см. июля 27 д.). Потому Владимир Борисович был владетельным князем 892–895 г. и Борис отказался от престола в начале 892 г. И по летописям Владимир оказывается владетельным князем с 892 г.

240

Предисловие экзарха к богословию Дамаскина. Прохорова Древности, тетр. 8. 1864 г. стр. 110.

241

Савельева Славянский сборник, стр. 60.

242

Епис. Константин в переводе слов св. Афанасия – у Калайдовича стр. 98 пр. 40.

243

Болгарин, современник к. Симеона, говорит о к. Борисе: «и сподоби Бог, да приим ангельский образ от льстиваго сего жития в вышини И epyca лим ко Христу преставися». Синаксарь XIII в. В синод. списке бесед Константина XIII в. на первом листе картина представляет князя с надписью: «свят Борис». Сомнение г. Срезневского о значении этой картины – напрасное. Русский св. к. Борись всегда был изображаем вместе с к. Глебом и никогда один; да и вся рукопись по языку – болгарская.

244

Четь-минея и пролог мая 5. Выписка из греческого жития св. Ирины у Геншения, Act. Sanct. ad 5 Maii p. 4, 5. В менологе Baсилия – краткое известие. Здесь Ликиний называется Βασιλικος цариком, но какой страны, не сказано. Особенность ещё та здесь: «задержанная воеводою Ампелианом была много мучима, но не согласившись отказаться от Христа предана мечу и была погребена». По житию, упокоилась в погребальной пещере. В Иеронимовом мартирологе: «мая 5 в Солуне мученическая кончина св. Иринея, Перегрина и Ирины»; у Адона: мая 5 в Солуне страдание св. Иринея, Перегрина и Ирины, сожженных огнем». С тем же прибавлением – в мартирологе Усуарда и Ноткера. Издатель Усуарда справедливо заметил, что Адо внес добавление о роде смерти из древних деяний, теперь потерянных». Бароний замечает: «у греков в менологе (5 мая) упоминается один Ириней». Нынешнее «житие» св. Ирины – поздняя и неискусная переделка потерянных деяний. Это видно по его многословию и по недостатку точных указаний на время подвигов, равно и по несогласию с мартирологами. – Извлечение из жития – синаксарь греческой минеи на 5 мая.

245

См. напр. Синекдемово описание областей и городов импории 6 века. Constant. porphir. vol. 111. Bon. 1840.

246

Списки городов, переменивших имена, у Тафеля De provinciis р. 21, 22 в изд. Порфирогенета III, 280–282 ed. Bon.

247

См. о Фракии июн. 24, август. 20 и окт. 12. О Триваллах-Вендах говорено мар. 26 пр. 3, мая 21 пр. 31, окт. 12 пр. 23, 24. Здесь укажем на Диона Kaccия. Он в своё время, в 3 в., знал Триваллов там же, где были они в 7 и в последующих веках и там же, по его известию, жили они в 29 г. до рожд. Хр. (LI, 22–27). Аппион тут же показывает разные племена Иллиров (De hello illyr. 1: 2, 3). Порфирогенет (De admin, imp. § 30) откуда-то занял заметку о том, что славяне в 449 г. выгнали греческих колонистов из некоторых городов Далматии: но он и не заметил, что эта заметка не вяжется с его повестью о появлении славян на юге при Ираклие. Древние поселения сербов: а) В восточной полосе: Нищ, Козль, Равьный, Сверленый, Средец, Ведряна, Брезана, Медока, Запара, Лесковац, Златая гора, Рассова, Водина (Aquæ, Видин), Радоеващ (Ratiaria), Прахово (Bononia), Костолац, Смедерево (на Мораве-Морге), Выменячий (Vimenacius, производящий мену, после Браничево), Чехов дом (Белград). б) В средней полосе (Рассии и Босне) Раса, Пожега (Incera), Призрен, Врана, Скопль, Топлица, Десница, Добрунь, Которица, Лешница, Дрежняк, Галич, Сеница, Тешан, Медюреч, Выдоевач, Паньтино, Звечано, Чернабуча, Будимль, Плевле, Лугомир, Горица, Лазы, Травник, Радешит, Столац, Миятовац, Валко, Соленая, Яйце. в) В южной (Зете) – Дукля, Скутарь, Будва, Цетина, Лента (Лецинь), Градит, Река (Recatina), Черник, Пропатна, Слатива (Свачь), Облачит, Лета, Драчь, Бар, Дривость, Дань, Рыбница. г) В юго-западной (Требинье, Конавле, Захлумье и Неретве): Котор, Рисан, Лука, Виталица, Рудине, Любомир, Драчево, Урме, Сокол, Обод, Завала, Требине, Твердош, Добричево, Хлум, Дубровник, Стон, Мокьрск, Осле, Дабар, Невесене, Глумник, Далмен, Неретва, Затон, Острог, Вруля, Олмшь, Млеть. д) На северо-западе в Хорватии: Скрадено, Белград, Беличин, Хлевно, Столпы, Кори, Гламочь, Плива, Нин, Книн, Сплет, Трогирь, Бреберь, Стридон, Соленая. См. Весселинга замечания на Синекдема, Бандурия – на порфирогенета, Шафарика Древн. III, 425–453. Черткова библиот. 2: 82, 84, 113. Стефаново житие св. Неманя и жичская грамота, Edrisi у Тафеля De provinc. р. 31–33. Tubing. 1847.

248

У Гильфердинга в Русс. беседе 1860 г. II, 19.

249

П. Иоанн X († 900 г.) в письме к сербским князьям Михаилу захлумскому и Томиславу хорватскому.

250

Летописи в Гласнике I, 163; V, 21. У Григоровича стр. 65. У Шафарика в Памятн. 2, 55–57. «Глаголют истинны сьписателе, яко Ликию срьбину быти родом еллину мудрованием». Ошибка тут одна. Смешали тривалльского Ликиния с Ликинием, зятем Константина, тогда как зять Константина, не был и властителем запада. Ещё св. Димитрий замечал об отце св. Ирины: «не той бе Ликиний, иже послежде бяше сцарственник ц. Константина, имевый в супружестве сестру Константинову, но иный, царь единаго града, Македонии сопредельнаго. Той име в супружестве Константию, а сей Ликинию. Той в нечестии погибе, а сей в христианстве честно скончался. Той бяше по трех стех летех, а сей близь дней апостольских».

251

Гласник V, 20.

252

См. ноября 14 д. Порфирогенет упоминает о Расе в oписании событий 842 г. (De admin, imp. § 32). Древность Расы и расских жупанов можно видеть из сличения другого места Константинова с грамотою Санковичей. В последней читаем: «я жупан Бельячь и воевода Радичь с братьями Санковичами дознали доподлинно из старых бумаг и от старожилов, людей добрых, которые хранят сведения, переходившия от поколения к поколению, также из межевых знаков и памятников, следующее: при море был город старый Дубровник, в соседстве с конавльскою жупою, к этому городу принадлежала конавльская жупа, составляя потомственное владение его, как и другия земли и места. Но тот старый город пал и запустел. Владетели раисские и холмские засели тут, кривдою и насилием взяли конавльскую жупу и другия места того города. Граждане перешли в безопасное место и построили город Дубровник, который ныне существует» (У Майкова стр. 59). Поскольку же основание нового Дубровника у Порфирогенета относится к 449 г., то выходит, что раисские владетели с их стольным городом Расою были сильными ещё прежде 449 г.

253

Мартиролог Иеронима под 31 декаб. Retia Hermetis exorcistæ. Усуард: Retiariæ s. Hermetis exorsistæ. По одному списку Усуарда: Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistæ. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiæ Gaii, Heraelii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermetis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni, Senni, Anastasiæ. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gaii. У Барония в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Максимине». По картам старого мира Reccaria там, где ныне Радоевац, a Bononia вблизи Прахова.

254

Мартиролога Иеронима и Усуарда под 11 и 18 апр. св. епископ Елевферий, по менологам (дек. 16) «епископ Иллирика», последовавший при имп. Aдриaне (97–117 г.), по мартирологам Ноткера и Рабана (апр. 18) был епископом Аквилеи и пострадал в Риме (о месте страдания тоже в Иеронимовом мартир.); в мартирологах Адона и Усуарда должно бы стоять in Mo_esia Aquileæ, вместо: apud Messanam Apuliæ, чему трудно приискать смысл; равно напрасно писали в греческих известиях, что Елевферий поставлен в епископа Аникитою (154–169).

255

Menolog. Basilii ad 6 julii Act. Sanct. Iulii II, 284. Пролог июн. 4. Baronius ad an. 110. Мощи св. Петра, замученного в Которе, перенесены были в Дубровник в 1026 г., говорит Майков (О сер. языке стр. 82). Тут не всё верно. В договорной грамоте с Михаилом Ясенем дубровинчане говорят: «клянемся св.мучениками Василием, Лаврентием, Петром и Андреем, нашими ходатаями» (Майков стр. 8). Как св. Лаврений есть известный мученик и архидиакон римский и св. Василий епископ, покровитель дубровичан, замучен в Севастии в 806 г. (Lat. Patrol. 123: 725, 726), так в св. Петре и Андрее надобно признать лампсакских мучеников, воспоминаемых церковию мая 18 и в мартирологах мая 15. На монетах которских изображался св. Трифон; это – мученик никейский времён Декия, празднуемый февр. 1. Он – покровитель Котора (Martyrol. Usuardi р. 726, 727). Всё это значит то, что мощи помянутых мучеников в давние времена перенесены были в сербские поселения.

256

Созомена Ист. VII, 19. Сократа V, 22. Георгия Амарт. Хрон. р. 277.

257

Зап. геогр. общ. XIII, 658–660, 488.

258

Созомена Ист. IV, 14. Изгнание блаженных из Иллирика надобно отнесть ко времени готфских королей Сербии, потому что в 373 г. собор иллирийский подтвердил веру никейского собора. Хрон. Георгия Амарт. р. 456, 460.

259

История сербского христианства доселе нимало не разработана. Бедный Раич то говорит, что христианство началось в Cepбии при Ираклие, то относит начало его ко времени Будимира (I 301, 318, 320; II, 204–207). «Поглед на историю србске церкве прваго периода» (в X ч. Гласника) вышел неудачным, от того, что сочинителя увлёк за собою Шафарик, слишком много занявшийся балтийскими вендами и слишком мало – адриатическими. Но не трудно отыскать правду и у Дуклянца. Если Поислав XIV король Дуклянца и Болеслав первый король порфирогенета был современником Аттилы († 453 г.): то Светмир X и Будимир XI король, первые xpистианскиe короли Дуклянца, жили конечно не позже первой четверти пятого века. – Далее, так как готфы поселились во Фракии в 375 г., в угоду Валенту приняв арианство (Сократа Ист. IV, 33–35), то и гонение, бывшее в Триваллии при четырёх готфских королях Далматии, происходило с 375 г. и оно было гонением арианской, а не языческой, власти. – Таким образом язычество после 5 века вносимо было в Сербии только приходившими с севера аварами и отрядами балтийских вендов. Новые сведения о славянах и аварах времени Тиверия и Маврикия – у Иоанна ефесскаго: Kirchengeschichte В. VI. с. 25, 27, 30–33. Munch. 1862. Regnum Slavorum, переведённое Дуклянцем с славян. яз. издано Лусичем: De regno Dalmatiæ et Croatiæ. Amsterod. 1666. Здесь же другой латинский перевод Марула. Kronika Hrvatska iz XII veka, изд. в 4 кн. Arkiva za povestnicu iugoslavensku, – v Zagrebu 1851. При сличении латинского текста Дуклянца с текстом kroniki оказывается в большей части буквальное сходство между ними, -но встречаются и разности, который объясняют тем, что у Дуклянца был другой список древней хроники (Ж. м. прос. ч. 22. стр. 104–106); вероятнее же Дуклянец при переводе древней хроники дозволял себе делать прибавления и поправки, не всегда удачные. Отступая от текста хроники, он пишет: rex Bladinus cernens, quod maxima multitudo populi esset cum eis (Vulgaris), fecit pacem eæperuntque se utrique populi valde inter se diligere, i.e. Gothi, qui et Slavi, et Vulgari, et maxime, quod ambo populi gentiles essent et una lingua esset omnibus (vire i iezika bibu iednoga». Прибавка: «Готфы, они же и славяне», означает только то, что готфская народность, поглощённая силою славянской, дала первое место в жизни славянскому народу. Это – верно. Выражение же: ambo populi gentiles essent, отступая от древнего текста, грешит против истории.

260

Mansi Т. XII, 723. Епископы дуклянский и Чехова дома были на средечском соборе 347 г.; скутарский известен с 384 г. Последний при св. Григopиe Двоеслове был также митрополитом (Lib. VII, ер. 70). По письму п. Иоанна 8 (872–882 г.) вся Далматия, равно епископы Рагузы, Скраденного, Сплета, Ядеры и Белграда состоят в ведении констант. патриарха. Wiltsch Kircbl. Statist. I 122, 127–129, 399, 400. Дукля стала митрополиею со времени кор. Будимира, который похоронен был в кафедральном храме Дукли. Так говорит Дуклянец.

261

О св. кн. Владимире: а) житие кн. Владимира, то, которым пользовался диоклейский священник, оставивший заметку: qvantas et quales virtutes et prodigia Deus operare dignatus est per b. Vladimirum famulum suum, qui scire desidirat, librum gestorum ejus relegat, quo acta ejus per ordinem scripta sunt. б) Presbyteri diocleensis regnum Slavorum, где о кн. Владимире извлечение из его жития, – всё сочинение – перевод с славянского. (В предисловии пишется: libellum Gothorum, quod latine Slavorum dicitur regnum, quo omnia gesta ac bella eorum scripta sunt, ex slavonica littera verterem in latinam). в) Ακολουθεα καὶ βὶος Βλαδιμιρου καὶ θαυματουργου – coчинение довольно позднее.

262

Раича 1, 229–232. О древних областях Сербии, Шафарик: Слав. древ. III, 425–454.

263

О требиньском храме 4 в. см. апр. 29; о рашском храм летопись: «крещен бысть (Немана) – в храме светих апостол Петра и Павла, иже создана св. апост. Титом во время оно, на подобие кумирниц ондашних, якоже и нине стоить нерушима и поется в ней и нине». Гласник V, 29. О мучениках янв. 13, мар. 26, июня 24. Имп. Константин говорит о сербах как грек, льстя тщеславию грека, да и ещё при недостатке рассудительности выставляет собранные там и здесь отрывки сведений не поверенных критикою (Шафарика Древн. III, 400–409). Он забыл венедов, которые еще при Геродоте с незапамятных времён жили по Адриатике и по Дунаю. В малом числе слов и названий уцелевших из языка этих венедов каждый славянин узнает свои родные слова. Забыл Багрянородный и слова Тацита о венедах, domos fingunt, т.е. не бродят туда и сюда, если только не выгоняют их насилием из родных мест. Прокопий тоже говорит: Sclavini in tuguriis sparsis habitant. Потому напрасно слова Константина принимали за свидетельство о первом появлении сербов на юге при Ираклие. Дело идёт только о нескольких жупах, явившихся с севера с правами независимого гражданского быта и вовлекших потом в свой независимый круг остававшиеся на юге славянские племена. Так рассуждал о деле умный Лаоник Халкондил (Hist. de reb. Turcicis p. 34–36, 530–531 ed. Becneri). Шафарик до того увлёкся своими кельтами-волохами на ложный путь, что тогда как признаёт путаницу ограниченного смысла в показаниях Багрянородного, тогда как знает южных венедов, тогда как много раз выставляет памятники пребывания славян на юге в V веке, всё-таки начинает историю Сербии Ираклием. Надобно ожидать, что учёные южные славяне соберут новые данные и подвергнут былое южных славян более верному пересмотру. Кукулевич (в загребском журнале: Neven 1855 № 17, 18) отыскал в Далмации множество грамот, из которых старшая относится к 837 г., а список известных ему боснийских начинается с 914 г. К сожалению, папизм – несчастие для славян, несчастие и для их истории. (Arkiv za povestn. Iugosl. II 1, 13).

264

Константин De admin. imp. c. 29 сперва показывает, что имп. Ираклий дал переселившимся сербам и хорватам учителей христианства, подчинив их сплетскому архиепиcкoпy, причём говорит о славянах: pietatis opera edocti, fide antique accepta. Потом пишет: «пocле вся Далматия и соседние народы, кроаты, сербы, захлумляне, требиньцы, канавиты, дуклейцы, неретвяне, иначе паганы – некрещенные, отступили от власти империи и стали вольными... Многие из них жили некрещенными. При имп. Василие Македонянине они просили у него крещения; тот послал крестить их. Неретвяне жили в неприступных местах и скалах и те просили и получили крещение». – Тоже в жизни им. Василия § 53–55. Здесь сказано и то, что «многие из славян (при Михаиле косноязычном), отказались от христианства, чтобы не иметь никакого залога подчинения грекам». – Даже из сплетской епархии до 1058 г. богослужение совершалось на славянском языке славянскими священниками. Фома архидиакон сплетский пишет: «собором постановлено и утверждено, чтобы никто не совершал таинств на славянском языке, а только на латинском и греческом и дабы никто из того (славянскаго) языка не возводим был на степени... Когда это постановлено собором и утверждено властию (папою), все священники славян поражены были великою скорбию, все церкви их были заперты и они прекратили служение» (Farlati Illyricum 111, 130). Таковы дела романизма!

265

Theophani contin. р. 291 ed. Bon.

266

Кедрин Hist. 2: 255, 256.  

267

Раича Ист. 2, 232–235.

268

Греческое житие св. Владимира.

269

Диоклейский пресвитер: «Радомир завладел землею греческою. Имп. Василий – отправил тайное посольство к двоюродному брату его Владиславу. – За чем ты не мстишь за кровь отца своего? – так он велел сказать Владиславу, -прими от меня, сколько хочешь, золота и серебра и возьми себе царство Самуила, убей, если можешь, сына его Радомира, который владеет престолом».

270

Греч. житие св. Владимира – в Русск. бес. 1859 г. IV, 167.

271

Так у Кедрина 2, 556. Это один из архиепископов болгарских, опущенных у Дю-Канжа (Розенкампф о Кормчей, пр. 73). Он должен быть признан предшественником Иоанна, посвященного в 1017 г. (июль пр. 17).

272

Диоклейский пресвитер; Раича Ист. 2: 235, 236.

273

Кедрин 2, 558. В памятнике болгарском между болгарскими князьями не поминали Владислава. Русск. бес. 1859 г. IV, 175.

274

Григоровича Пут. 151, 179. Синаксарь Сербляка л. 138.

275

Менолог Василия и Четь-Минея. Страдание мучеников помещено здесь под 24 апр., а в прологе – под 21 апр. Но современное описание страданий друзей их Юлия и Исихия показывает, что страдание совершилось в мае и что товарищ Пасикрата назывался Валентионом, а не Валентином, как в менологе. В мартирологе Адона и Усуадра – под 25 мая: «в Мизии, в город Доростоле, мучение Пасикрата, Валентиона и двух других вместе увенчанных». Patrolog. 124: 86, 87, 94.

276

Переводим древнее описание мученичества, изд. у Руинарта: Acta Martyrum sinc. 3, 271–274.

277

Проспер в Хронике: Primus Diocletianus adorari se ut Deum jussit.

278

Выражение: sub arma militavi, поставленное в тексте Руинарта, только в поздние времена стали употреблять в значении строевой военной службы, так что армия противополагается милиции и казачеству. Потому дозволительно читать в тексте: sub parma militavi. А это значит, что Юлий служил в лёгком войске, для которого круглый щит (parma, παρμη), сделанный из дерева и обтянутый воловьею шкурою, составлял необходимую принадлежность. Лёгкое войско (milites levis armaturæ, leves) отличалось ещё тем, что оно не разделялось на когорты и сражалось разсеянными кучками. (Адона Римские древности 2: 179, 180). В пользу такого чтения текста служит и то, что на Дунае нужно было именно иррегулярное, лёгкое войско, всегда готовое отражать задунайских неприятелей империи. У Адона и Усуарда Юлий изображается так: cum esset veteranus et emeritæ militiæ.

279

Так в мартирологах Иеронима, Адона и других.

280

Греческие акты мученичества их известны были Алляцию, de Symeonum scriptis р. 121. Латинские акты изд. у Руинарта 3, 375–380. Греческий текст изд. у Папеброха Act. sanct. sin. 3, 247. Страдания Никандра и Маркиана совершились в нижней Мизии, там же, где пострадали св. Пасикрат и Юлий; в тех и других деяниях и префект – тот же, и одинаковое действие его и тот же св. Пасикрат с его братом. В менологе Василия сказание о св. Никандре и Маркиане под 7 июня близко к показаниям записки о их мученичестве, но cкaзaниe синаксаря под 8 июня выставляет многое, чего вовсе нет в актах.

281

Ruinartus 3, 271. Вершинского Месяцеслов стр. 64.

282

О славянах Дуростола и соседних с ним мест см. июля 18 пр. 10. Дуростол у Птоломея, Дуростеп на Пефтингеровой карте, Диристра и Дристра у византийцев, Дрествин в русск. летописях, у турков Силистрия, по древнему названию своему – город славянский.

283

Адон: «при императорах римския войска по большей части составлялись из иностранцев и провинции с огорчением видели, что цвет их юношества выводили на бранное поле». Римские древн. 2, 177. В 537 г. к Величару в Рим послано было 1600 антов и славян из живших оседло по Дунаю. Прокопий De bello gothico 1, 27.

284

На ефесском соборе 431 г. был епископ дуростольский; но после того до 10 века не было в Дуростоле епископа. Wiltsch Kirchl. Stat. 1: 175, 428.

285

Житие св. Георгия – в летописи археогр. комиссии, ч. 2. Спб. 1864 г.

286

Палаузова Валахия и Молдавия, стр. 262–264. О св. Нифонте афонский патерик 2, 18–38.

287

Сербляк в предисловии жалеет, что не мог приготовить службы «св. Стефану, его же мощи почивают в Пипере». – Пр. Филофея, коей память 28 мая и житие, описанное тернов. п. Евфимием в минеях м. Макария, была родом, как оказалось по житию, из Пафлагонии гречанка и Евфимий описал жизнь её только по тому случаю, что мощи её перенесены были в Тернов. Потому не помещаем жития её между житиями святых славян, как не поместим под 2 июня жития муч. Иоанна, урожденца трапезунтского, след. грека, хотя почивающего в Молдавии (Жития святых, июнь, стр. 42–50).


Источник: Святые южных славян описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. СПб.: Изд. 4-е. И.Л. Тузова, 1894. – 312 с.

Комментарии для сайта Cackle