§ 177. IV. Заботливость святители об устроении внешнего богослужения. Его литургия.
IV. Тот, кто столько заботился о спасении ближнего, и так глубоко понимал человека, не мог не заботиться об устроения внешнего богослужения; оно так тесно соединено с созиданием внутреннего человека.
Были к тому и случаи. После того, как ариане указами Феодосия Вел., лишены были храмов в Константинополе1232, они стали, собираться для ночного богослужения в городских портиках; здесь они становились на два хора и пели антифоны, прибавляя в конце их арианские припевы. Храм их был за городом. На рассвете они отправлялись торжественным ходом в храм снов, пели свои песни, прибавляя в припевах хулы на Православие: «где проповедующие в троичности единую силу?» Кроме того, что наглость ариан, сама по себе оскорбляла Православие, пышность арианских ходов, могла иметь вредное влияние на простой народ. Св. Иоанн, мог испросить у императора указ в обуздание наглости: тогда он еще пользовался всею милостью двора. Но у Златоустого, на все средством была мудрая любовь. Вместо того, чтобы стеснять своеволие гражданским законом, от потребовал только, чтобы и православные собираясь на ночное бдение, пели по клиросам стройно и совершали ходы чинно. Он набрал лучших певцов и назначил песненные возглашения с исповеданием Св. Троицы. Между прочим, указывал петь древнее славословие, «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу». Императрица, дала своего учителя пения, который, как говорят Созомен и Никифор, заготовлял и гимны, а по словам Сократа, был учителем певцов. По мысли мудрого пастыря устроены были для ходов серебряные кресты и свечи. В короткое время православные превзошли ариан и стройным пением и благоговением ходов; после того, никто уже не смотрел на арианскую чинность. ариане озлились на успех Православия, в один из крестных ходов напали на православных и нескольких убили. Но это имело следствием только то, что им, как бунтовщикам, запрещено было публично петь свои песни; а православные продолжали совершать служение так, как устроил Святитель1233. Таким образом, это было началом и стройного пения во время ночного бдения и ходов крестных, и началом тропарей церковных. Другим еще более важным учреждением св. Златоустого был чин литургии. И здесь открылся тот же дух Златоустого – снисходительная и умная любовь его к ближним1234. Св. Прокл, ученик Златоустого, и в последствии пастырь той же Константинопольской Церкви, так пишет о сем установлении Златоустого: «св. Василий (Великий) поступая с людьми, как с больными, представил литургию в сокращенном виде. Спустя не много времени, отец наш златый по языку, Иоанн, с одной стороны, как добрый пастырь, ревностно заботясь о спасении овец, с другой взирая на слабость человеческой природы, решился исторгнуть с корнем всякий предлог сатанинский. Потому он, опустив многое, учредил совершение литургии сокращеннейшее, чтобы люди слишком любя все то, в чем есть свобода и непринужденность, обольщаясь вражескими помыслами, мало по малу вовсе не отстали от апостольского и божественного предания»1235. Слова ученика Златоустого и Константинопольского пастыря, сами по себе заслуживают полное доверие. Кроме же того, постоянное предание Церкви Греческой1236, сирской1237 и славянской1238, древние списки литургии, греческие, сирские1239 и славянские1240, несомненно подтверждают и верность известия Проклова и то, что известная ныне литургия Златоустова принадлежит святителю Златоустому. Если бы позволяло место, словами бесед Златоустого можно бы было доказать, что известная ныне литургия Златоустого, действительно принадлежит времени Златоустого. Поскольку в беседах его видим тот же существенный чин, те же возглашения, те же молитвы, какие читаем в известной литургии Златоустого1241. Впрочем, не хотим сказать того, что все части известной ныне литургии принадлежат св. Златоустому. И беседы Златоустого и исторические свидетельства говорят совсем другое; по тем и другим видно, что некоторые песни вошли в состав литургии после св. Златоустого; но эти перемены не изменили существенного состава литургии, они относятся то к литургии оглашенных, то к той части, которая следует за совершением Евхаристии1242.
Св. Иоанн весьма часто убеждал своих слушателей, посещать общественное богослужение, и часто объяснял значение христианских празднеств и действий священных1243. Он хотел, чтобы служение христианское во всем было служением разумным. Потому-то, ничьи сочинения не представляют столько сведений о состоянии и значении древнего богослужения, сколько представляют сочинения Златоустого. Это неисчерпаемый родник сведений о богослужении древней Церкви, сведений самых драгоценных для Православной Церкви1244.
* * *
См. о св. Григорие Назианзине. Амфилохие и Амвросии.
Сократ 6, 7. 8. Созомен 8, 8.
Подлинность Златоустовой литургии подробно исследована в статье моей: Иоанн Златоустый – учредитель богослужения. См. Хр. Чт. 1850 года.
О предании литургии Хр. Чт. 1839 г.
См. Allatii de consensu. Eccl. р. 1,148.
О сирской литургии Златоустого Assemani Bibl. Or. 1, 615. Renauditi orient liturgiae T. 2. p. 242. 254. 260.
Vita S. Ludmillae p. 36. ed. 1767. Кирилл и Мефодий в Моск. 1843 г.
Древние греческие списки в Миланской, Лейденской я Парижской Б-ках см. Montfauc. Bibl. р. 526 Catalog. М. В. Bibliothecae Lipsiensis, Grimmae 1837. Галлана ист. евр. литературы 2, 35. Самый древний Барберинов, напечатан Гоаром в греч. требнике. Лев Туск в 1151 г. перевел литургию Златоуста с греч. на латин. язык, перевод его издан Colmar. 1540 4. Аntwert 1562. int. liturgias a Clavdio de Saincte. О других греч. ркп. Allatius de Consensu p. 1168. Fabritius Bibl. grae. 8, 363.
Самый древний слав., список литургии Златоустовой – список прп. Антония Римлянина, за тем Варлаама Хутынского, М. Киприана ркп. Синод. Б-ки № 605. 604. 601.
Бингам и Монфокон делали выписки из бесед Златоустого с намерением представить литургию времени Златоустого. Но эти выписки далеко не достигают цели своей; частью они неполны, частью не тот смысл дают словам Златоустого, какой принадлежит им, или изменяют действительный порядок частей. Ни протестант, ни папист не в состоянии понять всего у Златоустого, как мог бы понять православный, пред глазами которого совершается служба времени Златоустого. Августи справедливо заметил, что греческая литургия еще не имеет для себя Мовфоконов и Мураториев.
После св. Златоустого вошли в состав литургия его: а) песнь единородный Сыне; б) песнь иже херувимы тайно образующе; в дневные тропари; г) Символ веры; д) песнь Богородице: достойно есть; е) песнь да исполнятся уста наша хваления.
См. между прочим слово на Крещение Христово, где обличаются редко-посещающие храм Божий.
Одни заглавия бесед его уже представляют богатство сведений о древнем Богослужении. Точное определение времени и места бесед особенно важно для археолога. Бингам, Августи и Бинтерим обогатили свои археологические сочинения сведениями, взятыми у Златоустого. Но многое еще не тронуто.