Отделение девятнадцатое
Творение, искупление, воскресение
Став при гробе, приник я в него взором и увидел там сотлевшую плоть, в могиле стала она отвратительной: нет и подобия привлекательного лица, видны рассыпавшиеся иссохшие и покрывшиеся тлением кости. Со скорбью и горестью отступил я от гроба, перенесся мыслью к тому времени, когда воскреснем по гласу трубы и прославим Тебя за уготованное Адамовым чадам воскресение, и сказал: «Хвала Тебе, Господи всяческих!»
Слыша сказанное в Евангелии о воскресении, возблагодарил я Бога и воскликнул: «Хвала преславному естеству владычества Твоего, которое вначале украсило и образом Своим почтило наше естество, в конце же времен ниспослало Сына Своего! И Он спас нас от погибели и паки приидет воскресить весь Адамов род – праведников вознесет на небо, а нечестивых ввергнет в геенну, – и воскликнут Ему: праведен суд Твой, Господи Царю! Хвала Тебе, Господи всяческих!»
Что воздам? Чашу спасения прииму
Долготерпелив Господь и всех нас влечет в Царство Свое, но потребует от нас отчета за нерадение в это короткое время.
Он скажет нам: «Для вас Я воплотился, для вас видимо ходил по земле, за вас биен был, за вас заушаем, за вас распят, вознесенный на Древе, за вас, земнородных, напоен отцом, чтобы вас сделать святыми и небесными, Царство Мое даровал вам, всех вас наименовал Своими братьями и ниспослал вам Духа Святого.
Что мог бы Я сделать еще более всего этого и не сделал для того, чтобы спасти вас? Не хочу только делать принуждения произволению, чтобы спасение ваше не стало делом необходимости непроизвольной.
Скажите, грешники, смертные по естеству, что претерпели вы ради Меня, Владыки вашего, за вас пострадавшего?»
Приидите же все вкупе поклонимся Ему, восплачемся пред создавшим нас Господом и скажем: «Что род грешных воздаст Тебе, Непостижимому, Благому и Милосердому Богу? Ты, всю вселенную просветивший благодатью, просвети и очи сердца нашего, чтобы возлюбить нам Тебя, Владыко, и с любовью исполнять всегда святую волю Твою!
Вот чаша страшной Твоей Крови, исполненная света и жизни. Даруй нам разумение и просвещение, чтобы с любовью и святыней веры приступили мы к ней и была она нам в оставление грехов, а не в осуждение!»
Вразумление себя мыслью о смерти и о том, что сопровождает ее
Страшно пришествие смерти людям страстным, грешным и слабым, не старавшимся жить непорочно в этом суетном мире. Делатели и совершенные подвижники радуются в час разлучения. Имея у себя пред очами великий труд подвижничества своего, бдений, постов, поклонов, молитв, слез, вретищ, души их ликуют, что призываются они из тела своего войти в покой.
Но разлучение с жизнью сей крайне опечаливает грешника, который видит у себя пред очами свое нерадение с горькими плодами его. Какое раскаяние обымет тогда сердце нерадевшего здесь о спасении своем!
Увы, душа моя, увы, для чего нерадишь ты о жизни своей? Внезапно будет призвание твое – что же будешь делать там, быв нерадива здесь? Что будешь делать пред Престолом Праведного Судии? Как это враг окрадывает тебя и ты не разумеешь сего? Как это враг похищает у тебя небесное богатство и ты, рассеянная, не знаешь того?
Помилуй меня, долготерпеливый Сыне Божий и Безгрешный Христе! Даруй мне, Спаситель мой, помышление о будущей жизни, чтоб исполнял я волю Твою. Хотя в старости соделай меня содейственником благодати Твоей, чтобы хоть концом добрым завершить мне недобрую жизнь.
Как я, нерадивый, предстану страшному Престолу? Как я, нетерпеливый и бесполезный, вступлю в сообщество принесших здесь плод праведности? По каким чертам меня признают, когда в небесных ложах святые и праведные узнают друг друга по делам своим?
Нет, нечего себе льстить! Праведные, целомудренные, смиренные будут ходить во свете неприступном, а грешные, беззаботно живущие в угоду себе, как я, – в вечном и неугасимом огне.
Отрезвись же, душа моя, и молись со слезами! Возопи от всего сердца своего, чтобы кончина застигла тебя обратившейся и положившей доброе начало.
Молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых Твоих даруй нам сие, Господи, яко благословен еси во веки!
Жизнь течет
Дни текут и улетают, часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе, ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены.
Взвешена и измерена жизнь всякого вступающего в мир, нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел.
Бог определил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей, и каждый час с своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою, часы подламывают здание ее, и ты спешишь к своему концу, потому что ты – пар.
Дни и часы, как тати и хищники, окрадывают и расхищают тебя, нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе со днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя.
Жизнь, которую живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с ней уходит. Каждый день предает погребению свою часть, каждый час кладет во гроб свою долю, и в быстром полете времени они уходят, исчезают и обращаются в ничто.
Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь – нет ей возможности остановиться и стать на одном месте. Если солнце станет в высоте и луна будет задержана в течении своем, то может остановиться и время, определенное для жизни твоей, – может перестать стремиться к концу.
Бог все Сам даст, но и молиться надо
Бог Милосердый дает просимое нами не молитвы ради нашей, но питает нас по собственным Своим щедротам, потому что сотворил нас.
Всепревышающее Величие не испрошенного нами даровало нам Сына Своего, Который ради нас явился в мир и, хотя не просили мы Его, принес Себя в жертву для нашего спасения.
Ибо кто упросил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолил Сына, чтоб умер Он за грешников?
Кому из праведников приходило на мысль просить Отца, чтоб предал Он Сына Своего за беззаконных?
Подлинно неслыханное это дело, и на мысль никому не приходило оно.
Отец предал Сына Своего на крестную смерть – и смертью Его грешники приобрели себе жизнь. А если отдал Он величайшее Свое сокровище, то просящим от такого Человеколюбца воспрепятствует ли что получить всё, в чем только имеют нужду?
Итак, будем просить Его, потому что Он дает, будем объявлять пред Ним желания свои, потому что не отказывает Он, будем умолять Его, потому что желает Он всеми способами удовлетворять нашим нуждам.
Но по правде Своей ожидает Он, чтобы молитва наша предстала дверям Его и сей молитвой примирена была правда со всеми грешниками.
Если бы благость без молитвы прощала преступления, то нарушилась бы правда и никто не помышлял бы о ней. Человечество более и более предавалось бы нечестию, потому что Судия не употребляет вразумляющего жезла. Каждый с радостью продолжал бы грешить, потому что никто не вразумляет его.
Та же благость, столько для нас полезная, обратилась бы во вред, потому что давала бы повод грешникам более и более умножать число грехов своих.
А теперь и то в мире, что правда побуждается к наказанию, есть дело благости, ибо грешник для того приводится в содрогание, чтобы перестал грешить и пришел в сердечное сокрушение, потому что сам на себя навлек наказание. И таким образом грешник хотя на малое время оставляет неправды свои и старается испросить себе оставление грехов.
Кто же не возблагодарит Тебя, Господи наш, что и правда Твоя есть благость, и наказание Твое для нас благодать? Подлинно благ Ты во всем!
Жезлом правды смиряешь Ты главу грешников, которые грешат с бесстыдным высокомерием и не обращаются без особенного побуждения.
Наказание Твое, Господи, соединенное с милосердием, да будет нашим пестуном! Десница Твоя да поможет нам воспользоваться наказанием Твоим!
Все то же во мне, доколе же это? Обрати, ибо вот конец!
Вот отовсюду собираю я помыслы свои и не имею успеха, ибо во мне еще производители их – страсти. Еще не освободился я от действия на меня лукавых духов, которые будут задерживать меня на воздушном пути. Еще не познал я тяжести множества грехов моих. Погрузившие меня в грех приносят плоды во плоти моей.
Долго ли мне, окаянному, упиваться без вина и нерадеть о своем, как будто оно чужое? Как лукавый раб против господина своего, так я злоухищряюсь против собственного спасения, как будто другой кто понесет происходящий от того вред, – не хочу быть бдительным, ежедневно преогорчевая Твое долготерпение. Пред глазами у меня зло мое. Ты же всё долготерпишь мне по великой Твоей благости.
Даруй мне, Господи, врачевство обращения, чтоб исцелиться мне от всего, что есть во мне худого. Даруй мне вступить на поприще воздержания, даруй мне в сердечном сокрушении проходить все дни жизни моей, просвети омраченные очи ума моего, чтобы со тщанием поспешил я вступить на путь, ведущий в виноградник Твой!
Время жизни моей оскудело, проведено быв в суете и в срамных помыслах. Время жизни моей достигло уже единонадесятого часа. Управь, Господи, ладью купли моей и даруй разумение маломощному купцу, чтоб окончить мне куплю свою, пока есть еще у меня время! Ибо настал час разлучения – он уже пред глазами у меня, – и я крайне убоялся, увидев нищету свою.
Нечего укрываться: Бог все видит. Лучше поспеши омыться, пока есть время
Я грешу и скрываюсь, чтобы ни один человек не видел меня, но Господь видит меня, когда делаю злое.
Если видит меня человек, мне стыдно, но не стыжусь я Бога. Пощади и помилуй нас, Судия и Владыка судей! Если человек обращается, рано ли это или поздно, Ты приемлешь его.
Что делать мне с грехами моими? Не знаю, не видит ум мой, чем мне омыть и очистить себя. Если бы вздумал я омыться водами, то малы для меня моря, реки недостаточны, чтобы очистить меня. Если омою себя Кровью и водой из ребр Сына Божия, то очищусь, и излиются на меня щедроты.
Трепещи, грешник, грядущего Суда, со скорбью и слезами прибегни к покаянию! Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, – тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы.
К Богородице. Хоть нечист я, приими молитву, дай покаяться и на суде защити!
Всепетая и Всеблагая Владычица, источник милосердия, бездна человеколюбия! Хотя нечист я и предан миру прелюбодейному и мятежному, нерадив и в мысли, и в делах, и в произволении, блудно иждиваю жизнь свою, но Ты, как чадолюбивая и сострадательная Матерь Божия, не погнушайся мною, грешным и блудным, предвари принять прошение, приносимое Тебе скверными моими устами, и Твоими благоприятными и всеблагими молитвами милостивым ко мне соделай Судию.
Отверзи мне благосердие Щедролюбивого Сына Твоего, умоли презреть грехопадения мои, направь помысл мой к покаянию, покажи во мне искусного делателя заповедей Его, не попусти стать мне снедью растлителя душ диавола, но ходатайством Твоим обнови меня, состарившегося во множестве грехов, исправь обветшавшую жизнь мою, чтоб, имея Ходатаицей Тебя, Преблагую, небоязненно мог я предстать Судии и избежать страшного мучения. Ходатайством Твоим сделай меня наследником славы, умоляя Творца моего, да улучу оную!
Уроки жизни. Горе
Горе тому, кто пребывает во грехах и не знает времени покаяния, ибо он там будет раскаиваться, без пользы оплакивая грехи свои вовеки.
Горе тому, кто говорит: «В настоящее время наслажусь плотью, а в старости покаюсь», ибо, подобно сети, внезапно накроет его смерть, и надежда его погибнет.
Горе тому, кто произвольно грешит в намерении утром покаяться, ибо не знает, что родит находящий день и предшествующая ему ночь.
Горе тому, кто, зная доброе, дает руку лукавому, ибо в день исхода приимут его злые ангелы.
Горе тому, кто лукавыми своими делами полагает претыкание ближнему, ибо в день Суда даст он отчет во всем, в чем только соблазнил других лукавыми своими обычаями.
Горе тому, кто отрекся от мира и опять держится мирского образа мыслей, ибо к нему отнесется притча о взявшемся за рало и озирающемся вспять.
Горе тому, кто следует желаниям плоти и пренебрегает попечением о душе своей, ибо жизнь его и надежды его рассыплются по земле.
Горе тому, кто со всей крепостью своей не поспешает приготовиться здесь, как дать оправдание там.