Источник

Х

О святости Храмов Господних, и о расположении сердечном, с коим подобает входить в них, так святитель Тихон беседовал, по освящении храма на Акитове во граде Воронеже...

Бог наш как непостижим, так и невместим. Посему не токмо малое какое место, малый храм, но и весь мир, вся вселенная, небо и земля, восток и запад, север и юг – величества Бога нашего вместить не могут... Впрочем, есть некоторыя места, в коих особливым некоторым образом обитает невместимый Бог наш: обитает на небеси, являя там особенный неизреченный славы Своея свет, услаждая блаженных духов Лица Своего зрением, радостотвряя души праведных. Обитает и в душах верных Своих, подавая им благодать Свою, возбуждая их к творению добрых дел и соблюдая от козней диавольских. Аще кто любит Мя... обитель (храм Свой) у него сотворим (Ин. 14:23). И Апостол Христов говорит: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?.. (1Кор. 3:16).

Но молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей сооружаемые, собственнее называются домы или храмы Божии. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающая, отправляются; в них священнодействия и святыя тайны совершаются, пения и славословия Богу возносятся. В них непостижимая оная, в нюже ангели желают приникнути, безкровная небесному Отцу по вся дни приносится жертва. В них сам Спаситель наш Христос Господь, в священной Евхаристии под видом хлеба и вина, присутствует. В них Дух Святый на предложенные святые дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает. В них глас Евангельский и вещания апостольская слышатся, слово Божие проповедуется. В них молитвы верных рабов Своих слышит Бог.

Вопр. Посему с каким вниманием и расположением входить должно в храмы, Господни?

Отв. Каков хозяин, таков и дом Его. Страшен и Свят хозяин дома сего, ибо Бог есть: страшен и свят дом Его. Дому убо подобает всякое почтение... Ежели Иакову страшно было то место, на котором видение Божественное видел он: не много ли паче нам – Божий дом, в котором Он Сам присутствует с безплотными силами, страшен должен быть?.. Моисей Боговидец, когда увидев чудесную оную купину, пожелал приблизиться к ней: то воззва его Господь... Моисее, Моисее! не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же стоиши, земля свята есть (Исх. 3:4, 5). Иззуй и ты сапоги ног твоих, т. е. печаль житейскую, помыслы суетные отбрось, пришедши в дом Господень: место бо, на нем же стоиши, земля святая есть.

В храм Господень входим или славословить Бога, или благодарить Бога, или просить чего у Бога, или умилостивлять Бога о грехах... Ежели пришел в храм Божий просить прощения за грехи твои: то вспомни все грехи твои, коими от самого малого возраста прогневал Творца своего; посмотри в книгу совести, посмотри и рассуждай, сколько ты Господа своего огорчил; умилися сердцем, возлети умом на небо, со смиренномудрием повергни себя пред престолом славы, припади к ногам Спасителя твоего, лобызай ноги Его, обливай слезами... и взывай: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18:13)... Благодарить хочешь Бога? Начни от самого рождения твоего; от самого твоего начала вспомни благодеяния Божии. Что ты живешь на свете, благодеяние Его. Ты образом Божиим почтен, сие великое благодеяние Его. Благодать от тебя не отступает; Ангели Его ополчаются окрест тебя и проч. и проч. Помысли: достоин ли сего?.. Ежели приходишь в храм с прошением, то проси без сомнения, с надеждою, что к славе Божией и к твоему спасению потребно...

Святитель Тихон изящно изображает христианина, в своем Сокровище духовном, древом добрым (ст. 3. Част. II). «Что доброе древо, то – христианин добрый, духовно в себе разсуждаемый. Доброе древо от добраго семени происходит: добрый христианин от Божия слова, небеснаго и добраго семени, рождается (1Пет. 1:23). Древо доброе познается от добрых его плодов: тако добрый христианин познается от добрых дел. Древу надобно прежде добрым быть, и тогда добрые плоды творить, потому что древо злое не может добрых плодов творить: тако христианину надобно прежде добрым сделаться и тогда добрые плоды творить. Древо доброе приносит плоды хозяину и прочим людям: так добрый христианин творит добрыя дела, для славы имени Божия и пользы ближних своих. Добрые плоды добраго древа, хотя и висят на древе, однако же не древу самому, но семени, от котораго древо произросло, приписуются: тако и добрыя дела, хотя и творит их христианин, благому и человеколюбивому Богу должно восписовать, – Богу, Который на сердце человеческом благодатное семя посеял, Который помогает ему и укрепляет его добро творить; ибо без Бога и добро творить и добрым быть невозможно. Древо доброе, чем более отребляется и очищается от делателя, тем более плода приносит: так и христианин, чем более наказуется и исправляется от небеснаго делателя – Бога, тем лучший бывает и более добрых дел творит (Ин. 15:2). Древо доброе всем без разбора – домашним и чужим плоды свои сообщает: так добрый христианин всем, друзьям и врагам, знаемым и незнаемым добро творит, подражая в том небесному Отцу (Мф. 5:45). Дом его всякому отверст; хлебом его всякий алчущий питается; требующему помощи не откажет, когда может... Видя брата согрешающаго, не судит ему (аще не судия); но духом милосердия соболезнует и пр. и пр.». Таков, по истине, был Святой Евфимий, празднуемый 20 января.

Христианин! Ежели хочешь хвалить и славословить Христа Господа, рассуди, каковы уста твои: христианские ли? Не красна похвала в устах грешника (Сир. 15:9)... Поя и славословя устами, воспой купно и духом. Первее, глаголет святой Златоустый, надобно житие исправить: тогда похвала твоя красна будет; – будет в воню благоухания Господу твоему.

О христианстве святитель Тихон из святых и златых уст Вселенского учителя, следующие сводит мысли. Христианское дело есть против вожделений всегда стоять; закон Христов, в Евангелии данный, нам всегда пред собою иметь. (Бесед. 9 на Быт.). Аще христианин еси, веруй Христу; аще Христу веруеши, от дел покажи веру твою (к Ант.). Едина токмо христианину беда – Бога прогневать. Христианину ни догматы правые без добраго жития, ни житие без правых догмат не пользует (Бесед. 13 на Быт.).

Вопр. Как святитель Тихон размышляет о Божественности христианства?

Отв. Великое и чудное дело обращения язычников в Христианство как бы перстом указует на Бога всесильного, преблагого, человеколюбивого, милосердого, долготерпеливого и премудрого, – и есть непрестанная безгласная проповедь во всех концах мира о Христе, Спасителе мира. Надобно быть Свету вышеестественному, который язычников, закосневших в нечестии идолопоклонническом, и в прелестях и мечтаниях диавольских состаревшихся, просветил, и тьму и прелесть, их обдержавшую, показал. К кому обратились язычники от своей прелести? Ко Христу, от них никогда неслыханному, от иудей ожиданному, но отверженному, и от них пострадавшему, и на кресте посреде двух злодеев распятому, и в третий день воскресшему и на небеса вознесшемуся. Его за истинного Бога признали, на Него единого положили все свои надежды, Ему поклонились. Что их привлекло? Сила распятого Христа привлекла их к Нему, Который за всех умер. Признали единого Бога те, которые закоснели в многобожии: признали Бога Единаго естеством, но Троичнаго в Лицах; поверили небесным и сверхестественным тайнам: воскресению мертвых, небесным и невидимым благам и пр.; оставили беззаконное и плотоугодное житие, суету и пышность мира и возлюбили смиренное добродетельное житие Христово: свет вышеестественный блеснул в сердцах их и привлек во след Христа. Чрез кого бесчисленные народы, как дикие звери жившие, в Христианство обращены? Чрез двенадцать Апостолов. Чем обращены? Не оружием, но словом. Кто были они? Невежи и простые. Уму человеческому непонятно сие. И не иное что, как сила распятого Христа совершила сие. Сколько препятствий возрастающему Христианству полагал диавол? Сколько изобретал чрез служителей своих мучений для проповедников Веры и для верующих? Но ничего не успел: рассыпался весь совет его силою распятаго Христа, Бога нашего. Дивно! Все видели страшные мучения для приемлющих Христианство, но мужественно вступали в Христианство, презирая мучения. Вечных благ не видели; но к ним, как к видимым, стремились и к подвигу друг друга поощряли. Не человеческое, но Божие то было дело!.. И сие то есть, что Христос пред страданием Своим рек: аще Аз вознесен буду, вся привлеку к Себе (Ин. 12:32)... Ины овцы имам,.. и тыя ми подобает привести, и глас Мой услышат (Ин. 10:16). И услышали, и поклоняются Ему со Отцом и Святым Духом все концы земли.

Видишь, беседует св. Тихон (в 112 статье о духовной мудрости Ч. 4), – видишь образ Христа распятаго. Здесь обрящешь обильнейшую материю для поучения в деле христианскаго благочестия. Образ Христа распятаго представляет нам. 1) Непременяемую Божию правду. Видим здесь, что правда Божия нарушиться не может, но требует неотменно, чтобы святый закон Божий цел и ненарушим был, или же законопреступных достойно наказал. 2) Тяжесть греха и гнев Божий за грехи наши. Легко человек мог и может согрешить; но чрез всю вечность в геенском огне будет страдать за грех свой, если здесь – покаянием и верою во Христа не очистится. Тяжек грех; ибо никто отнять его не мог, кроме Христа, Сына Божия. Неумолим гнев Божий за грехи: ибо для умилостивления Его потребно было умереть Христу, Сыну Божию, и тако правде Божией, грехами нашими раздраженной, удовлетворить. 3) Христа распятаго изображение представляет нам безмерную благость Божию и милосердие неизреченное. Поскольку мы сами собою не могли возстать и спастись, не могли правде Божией удовлетворить и грехов наших очистить и оправдиться: то для сего великаго дела Бог послал Сына Своего, дабы, веруя в Него, мы восприяли потерянное нами в Адаме (Ин. 3:16)... 4) Во Христе распятом видим безпредельную Божию премудрость, которая тогда и там путь к нашему спасению изобрела, где и когда, казалось, никакого нет спасения. Христос, Сын Божий, безгрешный, и Бог во плоти – за грешников пострадал и умер... Правда Божия сею святейшею жертвою удовольствовалась; милосердие Божие возъимело место действовать во спасение человеков. Человек согрешивший благодатию Божиею спасается, и правда Божия непременна пребывает... Тако вся возможна всемогущему, премудрому и благому Богу нашему. 5) В изображении Христа распятаго видим вольное нас ради Сына Божия послушание, смирение глубочайшее, превеликое терпение и кротость. Волею нас ради благоизволил быть послушлив даже до смерти, смерти же крестной; волею нас ради смирился Господь славы так, что большаго смирения быть не может; волею нас ради Христос претерпел такое страдание и безчестие, больше котораго не может быть... Все сие Христос совершил из любви к небесному Отцу Своему и к нам, недостойным рабам Своим, и тако Христос Сын Божий стал ходатаем, посредником между Богом разгневанным, и нами, Бога прогневавшими. От Христова послушания, смирения, терпения и кротости научимся сим добродетелям, дабы не напрасно христианское имя носить, а быть поистине Христовыми.

Вопр. Какая отсюда существенная обязанность наша ко Христу?

Отв. Любовь, благодарная любовь. Самое имя, сладчайшее имя: ИисусСпаситель, привлекает сердца наши к любви Своей, православный христианине! Как же нам не любить Христа? Как не любить Христа, с любовию поклоняемого и почитаемого Ангелами святыми и всеми святыми душами; – Христа, единородного Сына Божия, Сына по плоти пречистыя Девы Богородицы, ради нашего спасения тако смирившегося, тако умалившего Себя, столь страшная претерпевшего, толь поносною смертию умершего; Христа – оправдание наше, упование наше, воскресение наше, вечный живот наш, славу нашу, помощника и заступника нашего, победителя за нас, победителя смерти, ада и всех наших врагов? Как не любить такого высокого Благодетеля?

Вопр. Что же значит: любить Христа, и из чего познается любовь сия?

Отв. Любитель с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Так Бог, Иже есть вечная любовь, когда человек отступил от Него, благоволил с ним в воплощении соединиться, и благодатно обитает в рабах своих (2Кор. 6:16). Тоже и между человеками. Друг с любимым своим другом всегда хочет быть неразлучно, не только в счастии, но и в несчастии... Следовательно, кто любит Христа сердцем, тот со Христом неразлучно быть желает, крест свой носить и Ему последовать... и с Ним и за Него умереть не отрицается. Пример сему Апостол Павел (Деян. 21:13). 2) Любитель волю любимого исполняет, дабы не опечалить любимого. Так сын добрый – волю отца своего, слуга добрый волю господина тщится исполнить... Так, и кто Христа Сына Божия любит, тщится волю Христову исполнять (Ин. 14:21)... 3) Любитель любит и того, кого любимый любит. Так, когда любит друга твоего, то, ради любимого друга твоего, любит и того, кого друг любит. Убо когда любишь Христа, любить должен всякого человека, друга твоего и врага твоего. Ибо Христос всех возлюбил так, что за всех, и друзей и врагов твоих, душу Свою положил: Христос за всех умре (2Кор. 5:15)... 4) Любитель жалеет, когда любимого чем оскорбит сам, или от другого кого оскорбленным видит. Так, кто любит Христа, или от немощи что согрешит, сокрушается, жалеет, окаевает себя, со смирением и горячим исповеданием своего греха падает пред Ним... Таковый, хотя бы во аде был за преступление, и тамо хвалил бы Божию правду... 5) Любитель любимого всегда в сердце своем носит – не телесно, но духовно. Так сын отца своего и мать свою, которых любит, и друга своего любезного, и в отсутствии их, в сердце объемлет, и думает об них, и разглагольствует о них, и печется о них, и часто плачет, что не видит их. Это – в естественной любви. Тоже в благодатной любви ко Христу, Сыну Божию. Кто любит Христа, Сына Божия, всегда в сердце своем духовно объемлет и носит имя Его, и посему о Христе часто поминает, о Христе размышляет и рассуждает, о Его спасительном о нас смотрении... и со усердием Ему за то со Отцем и Святым Духом благодарит и желает лицом к лицу видеть любимого, Которого ныне верою видит... 7) Любитель любимого нраву последует... Нет истинного дружества, как только между единонравными. Так любящий Христа тщится последовать преблагим и Божественным Его свойствам и нраву. Любящий Христа, по примеру Его, смирен, терпелив, кроток, незлобив, любителен, простосердечен, чистосердечен, милосерд, сострадателен и пр... Он одно с Ним мыслит, желает и во всем согласуется с Ним... 8) Любитель не любит того, кто любимому противен. Сын не любит противника отцу своему, другу противен противник друга. Ибо сердце наше раздвоено быть не может (Мф. 6:24)... Мир Христу противен. Убо кто любит Христа, тот не любит мира (1Ин. 2:15). Мир здесь разумеется, не небо и земля с исполнением их, но – похоть плотская, похоть очес, и гордость житейская (1Ин. 2:16)...

Вопр. Чем можем возбудить сердце свое к люблению Христа?

Отв. Христос глаголет: любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим. (Ин. 14:21). О, коль великое обещание! Истинный любитель Христов дружество имеет со Отцем и Сыном, а где – Отец, там и Дух Святой неотлучен... К нему приидем и обитель у него сотворим. Любитель Христов сподобляется быть домом и жилищем Пресв. Троицы! Явлюся ему Сам. Как является Христос любителям своим?.. Духовно, когда в сердца их входит чрез Святого Духа Своего, и просвещает, и утешает, и радосто – творит их... Дивно то нам, что истинные христиане до смерти и паче всего – любят Христа; но то дивнее, и разум превосходит, что Христос нас грешных так возлюбил, что и умереть за нас изволил (книга VII).

Вопр. Как святитель Тихон ободряет и утешает противу искушения, которое бывает от диавола чрез злые и хульные помыслы?

Отв. Сколько пакости, и колико помыслов, яко стрел разженных, пускает на нас враг на всякое время, день и час – сказать не можно!.. Против тайнаго сего искушения злыми и хульными помыслами боримая душа внимай следующему. 1) Таковое искушение бывает попущением Божиим в пользу нашу. Ибо, как видя врага, находящаго на град, затворяем врата и со всяким опасением охраняем град, чтобы вшедши не разорил града, и нас бы не погубил и не взял бы в плен: так, чувствуя душевнаго врага приближение к нам и действие его на нас – чрез злые и хульные помыслы, должно затворять домы душ наших, укреплять и опасно охранять, дабы не вторгнулся внутрь и не разорил духовнаго дома нашего. Укрепление же и ограждение его совершается страхом Божиим и усердною молитвою... Как частое нападение неприятелей делает граждан осторожнейшими: так частое диавольское искушение в христианине возбуждает более опасения и трезвения... Итак, диавол мыслит нам злое и на погибель нашу, но Бог споспешествует нам в благое; ему в стыд и поношение, нам же – в похвалу. 2) Помыслы хульные не по воле, но против воли нашей бывают; посему в грех нам они не вменяются. Ибо то токмо в грех нам вменяется, чему соизволяем... Как неприятель, хотя и мещет стрелы свои на град, не вредит граду, пока не сдастся град: так и враждебный душ наших неприятель – диавол, хотя и мещет разженныя стрелы свои на душевный град наш, но ничего не успевает, пока злой воле его не соизволяем, но отражаем от себя козненные наветы его. 3) Как во всяком искушении, так наипаче – в искушении помыслами хульными посрамляется и со стыдом отходит искуситель от искушаемаго, когда твердо против него стоим и отвергаем его со злыми его наветами... Чем большее от него искушение бывает, тем больший ему стыд и посрамление последует... Как исполину больший бывает срам и стыд, когда побеждается от малаго отрока, а не от равнаго себе: так диавол всегда приводится в посрамление, когда не по злому его хотению бывает. Ибо всякий человек, сам по себе, есть как малое отроча пред диаволом; но силою Божиею укрепляемый, побеждает его, яко малый отрок – исполина (Кн. VIII, гл. 11).

Вопр. Откуда рождаются хульные помыслы?

Отв. От гордости, глаголет Лествичник. В гордых сердцах родятся хульные помыслы, во смиренных же душах – небесныя видения.

Вопр. Какой кратчайший способ освободиться от мыслей хульных?

Отв. Ежели вторгается хульный помысл на Бога, читай: Верую во единаго Бога, до конца – с поклоны. Если приидет хульный помысл на пречистыя тайны Христовы, читай: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, до конца с поклонами. Ежели вторгается хульный помысл на Пречистую Богородицу, читай молитву ей: Под Твое благоутробие прибегаем, или: Богородице Дево, радуйся, или: Пресвятая Богородице спаси мя, или – иную. Если нанесется хульный помысл на святого кокого-либо, читай: моли Бога о мне грешном, святый (имя его), яко аз по Бозе к тебе прибегаю и пр., и поклонов сотвори по силе. Ежели приидет хульный помысл на святую икону, сотвори пред тою иконою поклонов 15, или сколько можешь, призывая того, кто изображен на св. иконе, и таким способом ни во чтоже вмениши хульные помыслы Божиею помощию.

Примеч. Есть особая книжица: врачевство духовное на смущение помыслов.

Страшно и подумать о грехе, который называется хулою имени Божия, великого и Святого! Однако же – существует и такой грех, измышленный злобою диавола. Чтобы малосведущих предостеречь от сего, рассмотрим: как имя Божие хулится? Различным образом. 1) Когда слову Его святому и в нем открытым тайнам и обещаниям не верит человек. Ибо хотя прямо не называет Его неверующий ложным, но самым делом сие показует: неверуяй Богови, лжа сотворил есть Его (1Ин. 5:10)... Сюда принадлежат непризнающие воскресения мертвых и прочих Таин, кои открывает Божие слово. 2) Хулится имя Божие, когда человек называет Господа Бога своего или несправедливым, или немилостивым, или присносущнаго Его бытия и промысла о создании Своем не признает. А хотя кто хульным словом и не касается имени Божия, но в сердце своем содержит мысли, Божественным Его свойствам противныя, также имя Божие хулит. Ибо Бог глубину сердца человеческаго видит. 3) Страшно имя Божие хулится, когда дело Его Божественное приписуется противнику Его диаволу (это и есть хула на Духа Святаго); каковыми хулителями были книжники и фарисеи во время Христова на земле пребывания; – или приписуется иной какой твари, как то учинили израильтяне, когда великое дело избавления своего из Египта приписали бездушному тельцу (Исх. 32:4). 4) Хулится имя Божие, когда человек ту славу и честь, которую Богу должен воздавать, от Него отъемлет и себе приписует. Ибо чрез сие поставляет себя, как идола, на том месте, на котором Бога должен поставлять и почитать, и впадает в грех идолопоклонства. Таковы суть те, кои надеются на свою силу, премудрость, разум, искуство, или добрыя дела свои – себе, а не помощи благодати Божией приписуют. 5) Хулится и безчестится имя Божие ложною присягою, когда люди не то в сердце имеют, что словом объявляют; –  и божбою, когда не в нужных и важных случаях, но в ничтожных – и без всякой причины поминается и приемлется имя Божие, как то у людей в злый обычай вошло: ей Богу, на то Бог, вот тебе Христос и пр... Имя Божие, яко великое святое страшное, должно со страхом поминать. 6) Хулится имя Божие роптанием против Бога в несчастии и бедах: «что я сделал? чем я согрешил? неужели я грешнее прочих?» Вот безумныя речи ропота!.. Не так чувствует верное и смиренное сердце! Оно в напастях правду Божию прославляет: праведен еси, Господи, и прави суды Твои! 7) Безчестится и хулится имя Божие преступлением св. Закона и житием беззаконным, по слову Апостола: преступлением закона Бога безчествуеши; и Пророка: имя Боже вами хулится во языцех (Ис. 52:5). Апостол упрек сей приложил к иудеям (Рим. 2:23). Но его приложить должно к христианам, кои вступили на место иудеев, Христа неприявших, людьми Божиими учинились, и закон Божий, который иудеями содержим был, взяли, и хранить его, вступая в христианское общество, обещались: но самым делом исполнять его не хотят и безстрашно нарушают. Посему как иудеями – тогда, так христианами ныне великое имя Божие хулится во языцех. Ибо язычники, смотря на беззаконное житие христиан и примечая свое лучшее и более с разумом сообразное, нежели их, поведение, невольно отвращаются от христианской Веры, и Бога, Творца христианскаго закона, оставляют, и в нечестии своем утверждаются и вечно погибают. Горе нам, таковым христианам! Суд Божий строжайший нам последует, нежели язычникам! Не поможет нам нарицание имени Христова при нехристианском житии. Господи, Господи, речем Ему. Не вем вас, услышим от Христа (Мф. 25:11, 12) (кн. VII).


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle