4. Мысли экзегетические
«Кротким открываются тайны» (29:244)
Некто спросил святого Филарета: можно ли заниматься толкованием Священного Текста после св. Иоанна Златоуста – общепризнанного экзегета и великого учителя Церкви? – Ответ последовал – тоже святоотеческий: «Я сказал, что можно, потому что люди не запретили себе и после святого Златоуста делать новые вопросы на Священное Писание, а от святого Златоуста нельзя требовать, чтобы он отвечал на вопросы, которые сделают после его смерти» (33:436). – И сам Святитель толкует. Разумеется, что в письмах он мог уделить сему внимание ограниченно – коснуться лишь отдельных мест Священного Текста и даже просто отдельных выражений.
Прежде всего Московский Архипастырь представляет правила для экзегезы:
«Во основание истолкований должны быть положены: а) греческий текст семидесяти толковников; б) где нужно, ... текст еврейский; в) (Sic) самоистолкование Священного Писания Ветхого Завета в Новом; г) (Sic) толкования святых Отец; д) толкования не должны быть обременительны пространством и тяжелой ученостью, но кратки и просты, направлены к утверждению веры и к назиданию жизни» (8:15–16).
В конце глав Священных Книг, где почувствуется необходимость, следует сделать небольшие примечания, в которых: «а) Объяснить темные слова и выражения Текста; б) для Текстов более темных указать на другие места Священного Писания, более ясные и служащие к объяснению оных; в) в пророчествах кратко указать на главнейшие события; на некоторые тексты, особенно вредным образом злоупотребляемые лжеучениями, сделать краткие предохранительные истолкования, например, текст: «Суть скопцы, иже скопиша себе Царствия ради Небеснаго», истолковывать так, чтобы скопец, раскрыв Библию для защищения своего учения, нашел тотчас опровержение» (8:16–17).
Святитель критикует неверные изъяснения: «Вот Вам образчик толкования. О Енохе сказано: «Не обреташеся, зане преложи его Бог». – Толкование нового переводчика: умер от паралича, либо от чумы» (4:1) Или: «Будьте милостивее к Золотареву... Приняв слова: «Скоро конец» – слишком строго и буквально, он подверг себя насильственному труду приноровить весь Апокалипсис к вышеозначенному изречению. В нем есть доброе намерение. Что касается до неудачного толкования – не он первый, не он последний. Недавно во Франции напечатано толкование Апокалипсиса, в котором утверждается, что антихрист будет из русских, и что тройственный союз императора Александра есть приготовление к царству антихристову. Золотарев, конечно, превосходнее французского толкователя» (7:101).
Выправляет неправильное понимание Текста и устанавливает правильное: о судье неправедном: «В выражении, что первая часть притчи не принадлежит к толкованию, – точно есть ошибка, ибо имя судии необходимо принадлежит к толкованию. Что касается до характера судии, Сам Спаситель не уподобляет его Богу, а противополагает: “Слышите, что судия неправды глаголет: Бог же...”» (8:368)... «Пример употребления слова: первенец, в неточном значении из псалма 88, взят хорошо ли? Дух пророческий не потому ли употреблял сие слово, чтобы пророчество поневоле отнесено было в точном своем смысле не лично к Давиду, но к семени Давидову, иже есть Христос, подобно как и слова: Престол его яко дние неба?» (14:19)... «Смотрю я статью о еврейской поэзии и не гневаюсь на архимандрита, который ее не хвалит... Великий псалом (21): «Боже мой, Боже мой, векую оставил мя еси» представлен как образчик поэзии. Пророк созерцает событие, поколебавшее вселенную; с удивительно буквальной точностью изображает происходящее на Голгофе за столько веков, а словесник на трепещущей земле, под угасшим солнцем, ищет цветов поэзии» (14: 25). Вот еще голос, который услышал Святитель, или, как он сам говорит, «от которого трудно не пробудиться»: «Вы пишите, что соблазнились в книге Деяний Апостольских переводным выражением: «дух прорицания». Посмотрим, не прекратит ли соблазна книга пророка Иеремии... Прорицающий, которого Бог повелевает чрез Пророка посадить «в затвор и в кладу» (Иер. 29:26. – К. С.), без сомнения есть ложный прорицатель. Такова и Филиппийская девица, «одержимая духом прорицания»... Слово «одержимый» не употребляется в добрую сторону, а в худую. Не говорят: одержимый духом пророчества, а говорят: одержимый духом злобы, одержимый неистовством» (4:603–604).
Дает положительное раскрытие текста: на вопрос Ректора Московской Духовной Академии архимандрита Алексия (впоследствии – архиепископ Тверской): Кто из Лиц Святой Троицы говорит в третьей главе пророка Малахии, Святитель отвечает, что в Ветхом Завете нельзя искать таких ясных выражений таинства Пресвятой Троицы как в Священном Писании Нового Завета или святых Отцов Никейских. «Слова Откровения падают Пророку как молнии с неба... Лицо, говорящее у пророков, часто переменяется, без предварения о том... – Новый Завет озаряет своим светом неясное в пророчествах... Почему вы думаете, что у Малахии говорит Христос? «Внезапу приидет в церковь Свою Господь» (3, 1) – это говорится о Нем; следственно, можно полагать, что говорит не Он, а Бог Отец, или Дух Святой. В словах: «Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред Лицем Моим», Вы останавливаетесь на последних словах и заключаете, что говорит Христос: посылаю Иоанна Крестителя предо Мною. Если и так: то не беда, что Евангелисты представляют говорящим Лицо, Которое мы уже нашли в словах: «Приидет в церковь Свою Господь». – Пресвятая Троица, хотя и неясными откровениями, являлась и в Ветхом Завете и «приготовляла к более ясному» (14:12, 13)... Спрашивающим – об изречении Спасителя: «Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк. 8, 35). Ответ: «Спасется тот, кто лучше захочет лишиться жизни, нежели изменить Христу и Его Евангелию» (29:242). – Об изречении св. ап. Павла: «Душевен человек не приемлет яже Духа Божия» (1Кор. 2:14). Ответ: здесь душевный противополагается живущему Духом Божиим, духовному человеку: следственно, «душевный» то же значит, что «плотской», чувственный, душевными страстями управляемый человек (29:243)... На слова того же святого Апостола о сообразности двух состояний – смерти Христовой и Его воскресения, смерти со Христом и жизни с Ним: «Аще сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскрсения будем» (Рим. 6:5). «Здесь видны два состояния: состояние сообразности смерти Христовой и состояние сообразности воскресения Его. Одно уже совершилось, другое ожидается. Далее: «Аще умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним» (Рим. 6:3). Опять два состояния: состояние смерти со Христом и состояние жизни с Ним; и опять одно уже есть, а другое ожидается. Далее: «Еже бо умре, греху умре единою; а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови» (Рим. 6:10–11). Вот толкование двух состояний» (7:124)... Еще: «Лож конь во спасение» (Пс. 32:17) – «значит: ложно то, будто ложь может служить ко спасению; обманываются те, которые думают, будто на коне можно убежать от опасности, когда Бог ее попустит; обманчива надежда на человеческие средства и пособия; верна надежда только на Бога и Его спасение» (21:25)... Также: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли» (Ис. 26:15). «Речь идет не о всех славных земли, но о тех, о которых говорено выше, в стихе 10, которые не научаются правде, истины не творят» (21:74)... Понятие о слове «ад»: «То правда, что слово «ад» имеет в Священном Писании очень обширное значение. Если принять в рассуждение, что Апостол говорит «о духах злобы поднебесных», и что духам злобы свойственно быть в аде, то не придется ли заключить, что наш бедный мир, с одной стороны, по дару творения и по благодати искупления, проницаемый благодатной светлой атмосферой Неба, с другой, по бедственному греховному повреждению, не совсем заперт для расширившейся в нем темной атмосферы ада?» (8:273–274).
Касаясь Текстов эсхатологического характера, Святитель отмечает, что при рассуждении о их содержании нужны осторожность и смирение, так как «знамения времени испытывать не легко и даже небезопасно» (29:288). «Под именем Илии, – пишет Святитель, – которому надлежало прийти прежде Спасителя нашего, точно разумеется Иоанн. Так поняли слова Христовы и Апостолы. Но кто будет предтеча пред будущим пришествием Христовым – о сем многое и неудобосказуемое слово» (29:248). И, наконец, спрашивают Святителя: что значит выражение «не имут вкусити смерти, дóндеже видят Царствие Божие пришедшее в силе»? (Мф. 9:1). – Ответ следует с нравственным выводом, который и может послужить завершением рассуждений в данном разделе: «Читайте слова, непосредственно за сим следующие, в девятой главе Евангелия от Марка, и Вы найдете истолкование. Именно тут описывается преображение Спасителя, в котором трое из Апостолов видели Его в тайной славе, в какой Он являться будет блаженным в Царствии Божием, и какой они сами причастны будут, ибо духовные тела блаженных будут подобны тому, каким Спасителево явилось во время Его преображения. Так, трое из Апостолов прежде смерти своей видели Царствие Божие, пришедшее в силе. Может быть есть и еще тайна в оных словах Спасителя, но не должно нам быть дерзновенными в испытании тайн Его. Довольно, если разрешаются сомнения и открывается то, что нужно нам в руководство ко спасению. Любопытство близко к гордости: кротким открываются тайны!» (29:244).