Источник

Кирион, католикос грузинский

Кирион, католикос грузинский в VI в. При нем состоялось отделение грузинской церкви от армянской. Общение между этими церквами восходит к IV в., ко времени Григория Просветителя. Поводом послужило следующее обстоятельство. Когда армян при Аркадии покорил Фероз (Хасро Фарвиз), царь персидский, то он стал угрожать им переселить, если они не откажутся от греческого вероисповедания. Армянский царь и католикос Нерсес склонили покорно свою выю. Фероз прислал им из Сирии иаковитов во главе Абдибоса, которые стали распространять в народе свое учение. Это-то и вызвало неудовольствие в Грузии. Католикос Кирион при этом подал повод армянскому католикосу Моисею заподозрить себя в приверженности к грекам и халкидонскому учению (451 г.), которое армяне отвергали. Кирион запретил в грузинской Сомхегии (Армении) армянское богослужение и ввел его на грузинском языке, но из уважения к католикосу Моисего, по желанию последнего, удалил епископа Хужика, чтобы не доводить обострившиеся отношения до разрыва. Неудовольствовавшись этим, Моисей прибыл в Тифлис и обличил Кариона в том, что принял Халкидонский собор. Обличение его не имело успеха, и он вынужден был бежать ночью из Грузии и письменно стал нападать на Кириона. Преемник Моисея Авраам продолжал неприязненные отношения к Кириону. Последний не пожелал явиться лично пред Авраамом, низложил епископа Цортавского, сочувствовавшего армянам и послал письменное изложение своего вероисповедания, которое окончательно повлекло разрыв между армянскою и грузинскою церквами. В 596 г. на Двинском соборе армянская церковь предала проклятию Кириона и грузин. «Мы приказали об иверцах, – писал Авраам к авганам, – отнюдь не иметь с ними общения ни в еде, ни в дружбе, ни в кормлении детей. Не ходить молиться к Мцхетскому кресту, ни к кресту Манглиса, не принимать их в наши церкви, удаляться от браков с ними; только покупать и продавать им как евреям». На нарушающих эти заветы, католикос призывает проклятие. (См. Моисей Каганкатавации, Ист. Агвн; Бапрадзе, История Грузии; Писатель X в. Ухтанес и др.). В истории Грузии Кирион известен под именем Свимеона. Он был католикосом при Бакуре III (557–570) и умер при Гвараме Куропалате (575 – 600 г.). [Ср. у А. Аннинского, История армянской церкви до XIX века, Кишинев 1900, стр. 78 сл.].

А. Хаханов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle