Ипатий Поцей
Ипатий Поцей (в мире Адам Львович) – пропагандист унии, униатский митрополит киевский (1541 – 18 июля 1613). Родился в с. Рожанке Седлецкой губернии от православных родителей. Он получил хорошее образование, но не в православном духе. Учился он сначала в кальвинской школе, устроенной князем Радзивиллом – кальвинистом, затем в Краковской академии, по окончании которой поступил на службу к Радзивиллу и вскоре перешел в кальвинизм. Внутренние нестроения в кальвинской общине побудили его в 1574 году снова перейти в православие и отказаться от службы у Радзивилла. Он сделался королевским секретарем и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 году он стал земским судьею в Бресте, а в 1589 – сенатором и брестским каштеляном. Протестантство в это время делало крупные успехи среди православного населения Литвы, и гонимое, малообразованное православное духовенство не имело сил с ним бороться. Иезуиты, пользуясь таким бедственным положением православного населения, всячески старались распространить мысль, что единственное спасение православных – это заключить унию с могущественным Римом для совместной борьбы с общим врагом. Эту мысль с большим красноречием проводил, напр., иезуит Петр Скарга в своей книге: «О единстве церкви Божией». На эту удочку поддался и Игнатий. В 1594 году он овдовел, принял монашество и по желанию князя К. К. Острожского назначен был епископом Владимирским и Брестским. Вскоре стало известно, что Сигизмунд III предположил послать его вместе с Луцким епископом Кириллом Терлецким депутатами в Рим для заключения унии. Сначала уния предполагалась только в смысле одного иерархического подчинения римской церкви. 2 декабря Кирилл и Ипатий подписали акт о намерении соединиться с западною церковью и стали хлопотать о согласии на унию и других епископов. 1 июня 1595 года были подписаны митрополитом и епископами условия унии, а 12 июня – соборное послание к папе. Игнатий и Кирилл отправились в Рим и 23 декабря 1595 года торжественно провозгласили унию западнорусской церкви с Римом. Уния, заключенная И., возбудила общее неудовольствие, так как она не ограничивалась иерархическим соединением церквей, а включала в себя и принятие р.-католического догматического учения. Но это не остановило И. Он вместе с Кириллом был главным деятелем на Брестском соборе (см. Энц. II). После собора он, не стесняясь в средствах, начал ожесточенную борьбу с противниками унии. Поддерживаемый королем, он всячески теснил главную опору православия – братства. У брестского братства он отнял школу. Свято-Троицкое братство он вытеснил из Виленского монастыря и продолжал теснить его в его новом убежище – Свеято-Духовском монастыре. У виленского магистрата от отнял Троицкий монастырь. Р-католическое польское правительство вопреки справедливости всячески поддерживало Поцея. 26 сентября 1599 года Сигизмунд III назначил его Киевским митрополитом. Владимирская епархия осталась за ним. В 1606 году король оправдал его от жалоб брестского братства. Судебный процесс виленцев против Поцея кончился передачей ему всех виленских церквей кроме Духовской. В этом же году в Вильне произведено было на него покушение. С целью поддержать дело унии И. издал несколько сочинений, свидетельствующих о его уме и образованности, но написанных в резком, грубом тоне. Таковы: «Уния греков с костелом», 1605; «Гармония восточной церкви с костелом римским» и несколько статей, помещенных в изданном им «Антиррисисе» (1589–1600), составленном по его поручению.
Литература. Макарий, «И. р. ц.», т. IX и X; Ор. Новицкий, «Ипатиии Поцей» в «Памятниках рус. старины в зап. губ.», изд. П. Батюшкова, вып. VIII; Н. Трипольский, «Униатский митр. И. Поцей» в «Трудах киевской дух. акад.» 1877 и отдельно – Киев 1878; «Archivium domus Sapithanae», т. I, Львов 1892; М. О. Коялович, «Литовск. церк. уния», т. I, Спб. 1859; Likorski, «Unia Brzesca», Posnan 1896; П. Жукович, «Сеймовая борьба прав. русск. двор. с церк. унией в 1699 г.», Спб. 1903 г.; Завитневич, «Палинодия Захарии Капыстенского», Варшава 1884, стр. 103–110, 163–174; П. Жукович, «Последняя борьба духовенства митрополичьей епархии с Потеем и унией», «Христианское Чтение» 1901, август и сентябрь.
Т.