Источник

Но избави нас от лукаваго

1. По учению св. Златоуста, под именем лукаваго здесь разумеется диавол. Он ска­зал, что «под именем лукаваго здесь го­ворится о диаволе, и повелевается нам иметь с ним неусыпную брань.» Диавол по пре­имуществу называется лукавым, ради вели­кой его злобы, потому что неусыпно на нас вооружается, и старается навести на нас всякие беды, как телесные, так и ду­ховные, как говоритъ Апостол: трезвитесь, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Петр.5:8). 5. Этим прошением молимся Отцу небесному, чтобы Сам Он защитил нас от лукаваго, потому что сами собою не можем сохраниться от него. 3. Наконец, молимся, чтобы, в час смерти, когда лука­вый особенно вооружается против верных, Господь сохранил нас от него, и по бла­женной кончине принял бы души наши в небесное отечество; и таким образом изба­вил бы нас, как от него, так и от всех бед, им наносимых, и подал бы нам вечное блаженство, которое обещал ве­рующим во имя Его. 4. Словами: избави нас от лукаваго, Спаситель наш возбужда­ет нас к молитве, и научает избавляться от него молитвою. 5. «Поминая о враге, го­ворит св. Златоуст, Господь к подвигу нас приготовляет и леность от нас от­секает. 6. Моляся: не введи нас, а не меня, во искушение, но избави нас, а не меня, от лукаваго, мы научаемся и побуждаемся мо­литься друг за друга, и просить от Бога друг другу помощи, защищения, избавления и спасения.

Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков. Аминь

Слова сии составляют заключение молитвы Господней. Ими означается упование и дерзно­вение к Милосердому Отцу Небесному. «Ты, Господи, царствуешь над всеми, как бы так взывает молящийся христианин. Твоей власти все повинуется, Ты – сильнейший всех, против Тебя никто не может устоять! Да будет слава имени Твоему от нас, когда мы бедные грешники получим просимое от Тебя, и от сердца возблагодарим Тебя и здесь на земле, особенно же в будущей жиз­ни прославим имя Твое со избранными Тво­ими! «Сими словами Господь, по учению св. Златоуста, подает нам дерзновение, ободря­ет нас, напоминая о Царе, Которому мы подчинены и показывает, что Он сильнее всех, говоря: яко Твое есть Царство и проч. Если же Его есть Царство, то никого не сле­дует бояться, потому что никто не может противостоять Ему и противиться Его власти. Когда говорим: Твое есть Царство, то разумеваем, что и противник наш Ему под­чинен, хотя и противится по Божию попу­щению. Ибо и он – из числа рабов, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерз­нет ни на кого нападать, если прежде не по­лучит позволения свыше, и не только ни на какого человека, но даже и на свиней, овец и волов не может напасть без попущения Божия. Итак, хотя ты и немощен, должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя все удобно может делать.


Источник: Издание Афонскаго Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом. 1895. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва.3 Июню, 1895 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов.

Комментарии для сайта Cackle