Отделение восемнадцатое
Не отчаивайся и не будь самоуверен, но в смиренной надежде вопи: «Господи, помилуй!»
Смотрите, никто не говори: «Много грешил я, нет мне прощения». Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, что Он пришел на землю не праведных спасать, а грешников призвать к покаянию и что, когда кто кается, радость бывает о нем на небесах.
Истинное покаяние состоит в том, чтоб удалиться от греха и возненавидеть оный. И вот когда кто скажет от сердца: «Неправду возненавидех и омерзих», тогда Бог с радостью приемлет такого.
Но смотрите никто да не дерзнет также сказать: «Я не согрешил». Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как окрадывает его сатана и в словах, и в делах: то чрез слух, то чрез глаза, то чрез осязание, то чрез помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и чисты все чувства?
Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен от вины, кроме Того единого, Кто нас ради обнищал, богат сый. Безгрешен Он один, взявший грехи мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешника, Человеколюбивый, Многоблагоутробный, Милосердый, Душелюбивый.
К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, улучили спасение.
Слова на Суде к сущим одесную и ошуюю
На Страшном Суде скажет Господь сущим одесную: «Приидите, сыны света Моего, приидите, благословенные наследники Царства Моего, приидите, ради Меня обнищавшие, алкавшие и жаждавшие, не возлюбившие мира, ни всего, что в мире. Приидите, ради Меня оставившие всю мирскую область7 и радость, сродников и друзей, родителей и чад. Приидите, вселившиеся в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных вместе со зверями, и веселитесь с Ангелами на небесах. Приидите, все милостивые и странноприимные, приидите, все шествовавшие узким и тесным путем. Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира!»
А сущим ошуюю скажет: «Идите от Меня в огнь кромешный. Идите от Меня, немилосердые, братоненавистники, христоненавистники. Вы не миловали – и не будете помилованы, вы не слушали пречистых Моих Евангелий и блаженных Моих учеников – и Я не услышу плача вашего; вы роскошествовали на земле, наслаждались благами в жизни своей, и здесь вам нечего получать: прияли свое; там ежедневно Я взывал чрез Писания, а вы, слыша, насмехались над читающими – и теперь говорю вам: не вем вас. Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
И пойдут они в муку вечную, а праведники – в живот вечный.
Одно желание добра приношу, ради него помилуй и спаси!
Как Творец Ты знаешь, что сотворил. Как Судия знаешь, что осудил (по падении). Как Вочеловечившийся знаешь, что устроил во спасение.
Ты дал мне природу неоскверненную, но отец мой Адам покрыл ее великой нечистотой и сделал немощной. К нечистоте присоединил я услаждение суетой – и теперь невольно несу наказание. В самую природу мою внесено тление – и вот бедствую, как обуреваемый в море.
Помилуй меня как Творец, будь сострадателен к моей немощи как Вочеловечившийся ради меня, не отринь по причине моих страстей, но рассей их, воззрев на стремление моего произволения. Не возгнушайся мною по причине нечистоты, но воззри на сокрушение и желание лучшего!
Если отвращаешься от меня по причине скверных моих помыслов, то обрати взор на мой плач и на осуждение мною самим моего сластолюбия.
Есть у меня произволение, но не могу сказать, что есть и силы. Даю, что есть. Если хочешь дать и то, чего недостает, даруй, воззрев на мое расположение.
Нищ я, окраденный змием; немощен я, связанный тлением; не имею сил, подавленный грехом. Утратил я дар Твой и потому не имею совершенного благоразумия. Утратил я общение с Тобой, потому не знаю, куда иду.
Ничего нет у меня. Если имею что, то Ты же, умилосердившись, дал мне. Крайне нищ я, если же обогащусь, всё это будет Твое дарование. И теперь оно Твое, и прежде было Твоим.
Прошу только благодати: исповедую, что чрез Тебя спасусь, если только спасусь.
Враг хитер, а мы беспечны – будем внимать, как бы не потерять Царствия
Приидите, приложим старание, приидите, припадем к Богу, будем неотступно плакать и проливать пред Ним слезы, чтобы даровал нам душевное просвещение.
Уразумейте козни врага и сопротивника нашего, сего ненавистника всякого добра, который устрояет нам на пути поползновения и соблазны, пагубную любостяжательность, превозношение века сего, плотское удовольствие, а также чаяние долговременного продолжения настоящей жизни, боязнь подвигов, леность к молитве, сон во время псалмопения и телесный покой.
Сколько он старателен, столько мы нерадивы и беспечны, сколько он коварен, столько мы невнимательны, хотя знаем, что дни наши сокращены, что настало время и Господь Славы грядет в благолепии красоты Своей со страшными Силами Царства Своего воздать каждому по делам его.
Боюсь, как бы на нас не исполнилось слово Господне: Придут с востока и запада и севера и моря и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, мы же изгнаны будем вон (Мф. 8:11).
Умоляю Тебя, Христе, Свет истины, Рождение Благословенного Отца, Образ и Сияние ипостаси Его, Сидящий одесную величествия Его, Хвала и Радость любящих Тя, Жизнь моя: спаси меня, грешного, во Царствии Твоем и не воздай мне по делам моим, но спаси меня по благодати Твоей и ущедри меня по благоутробию Твоему, ибо Ты благословен и препрославлен во веки!
Не то я, чем должен быть, боюсь обличения на Суде. Дай покаяние и силу!
Для чего вводит меня в заблуждения принятый мною образ, когда чужд я добродетелей и пред Богом, всё назирающим, делаю противное?
Справедливо фарисеи терпели обличение от Христа Спасителя, Который наружность их называл лицемерной. И я всего больше бываю достоин такого же укора, но, обличаемый совестью, негодую, ибо истина горька желающим казаться, а не быть.
Истинно, если раскрыть мою наружность, то внутри окажутся черви, если снять повапленный8 покров, то окружающие увидят, что лежит во гробе. Пусть, впрочем, и не сделается это явным здесь: всяко огнь искусит на Суде, каков я.
Увы мне, как тогда перенесу обличение в беззаконных моих делах и помыслах! Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои! Услыши меня по благости Твоей, Владыко, и не отринь прошения моего, как не отвергаешь прошения всех истинно кающихся!
Правда, и покаяние мое нечисто, ибо один день каюсь, а два – преогорчеваю Тебя. Но ниспосли в сердце мое страх Твой и утверди душу мою на камне искреннего покаяния. Свет благодати Твоей да препобедит тьму, которая во мне.
Снизойди на моление мое, Благой Господи, не по правде моей, потому что не имею ничего доброго, но по щедротам Твоим, по великой и несказанной благости Твоей. Воздвигни члены мои, сокрушенные грехом, просвети сердце мое, омраченное лукавым вожделением, спаси меня от навыка греховного, да не до конца низложит меня противник.
Вся надежда на милость Божию
Благодать Твоя даровала мне изречь Тебе, Господи: «Как единый Благой и Создатель всех нас, прости беззакония и грехи рабу Твоему, грешному и неблагодарному!»
Знаю, Господи, что превосхожу грехами всех человеков, но имею прибежищем всё превосходящую бездну щедрот Твоих. Уверен я, что приемлешь и милуешь Ты всех приходящих к благости Твоей, ибо любишь видеть покаяние и радуешься прилежанию подвизающихся рабов Твоих.
Мне, недостойному рабу Твоему, даруй слезы, чтобы с просвещенным умом, с любовью и верой умолять мне несравненную благость Твою и исцелиться от сокровенных язв своих. Покажи на мне, бедном, благоутробие Твое, избавь меня от заслуженных мною мучений, да будет проповедана благодать Твоя, как всегда и повсюду и на бесчисленном множестве нерадивых, так и на мне.
Как наполнил Ты водоносы благословением Твоим, так наполни сердце мое благодатью Твоей и благостыней Твоей! Сердобольная мать, отвергаемая детищем своим, не презирает его, Господи, потому что препобеждает ее матернее сердоболие, – да не преодолеют и мои грехи Твоей благости!
Знаю я, что подвергнусь наказанию даже за праздное слово, за лукавые помыслы, за самое вожделение. Между тем, как скоро представляется мне удовольствие, тотчас и вдруг всё забываю я и, как безумный, раболепствую во всем греху. Тщеславный, гневливый, расслабленный, ленивый, рассеянный, чревоугодник, сластолюбец, покрытый нечистотами, ежечасно блуждаю и не разумею того.
Только одно чаяние явления благодати Твоей, человеколюбивый Владыко, утешает меня и удерживает от отчаяния – хочешь или не хочешь, спаси меня, Преблагой Господи, по великой благости Твоей!
Там уже нет помилования – здесь вопи
Как бы пред страшным Твоим Престолом предстоя, Господи, вижу я, осужденный, и обличение дел моих, и Твой о мне приговор, который меня, бедного, удаляя от святого лица Твоего, ввергает в невыносимые мучения. И как тогда буду взывать к Тебе, так и теперь с трепетом и со слезами вопию: «Праведен Ты, Судия Праведнейший, и праведен Суд Твой, и мне не учинено (таким судом) никакой неправды!»
Как будто там стоя, обращаюсь я к Ангелам: «Добрые и светлейшие Ангелы, источите о мне слезы, потому что не помиловал я сам себя, презрев Божию милость, и наконец совершенно справедливо подвергаюсь наказанию. Господь предлагал мне милость, а я никогда не обращал на это должного внимания, безрассудный, и теперь по справедливой причине отвращается Он от меня!»
С гневом скажут, конечно, тогда мне и Ангелы: «Теперь время не покаянию, а воздаянию. Моление не имеет уже силы, недействительны и слезы покаяния, преизбыточествуют одни слезы, проливаемые от мучений; не умиленные воздыхания слышны здесь, а непрестанные стоны и болезненные вопли. Иди же и приими горькое и тяжкое воздаяние за дела свои, горя в пламени, как нечистое вещество, и воспаляя неугасимую геенну. Насладись как сын тьмы, возлюбивший вечнующую тьму, увеселяйся, взирая на черные зраки, для которых возгнушался ты вечным светом».
Там, там будет непрекращающийся плач и болезненный скрежет зубов! Увы, бедная душа моя, обнаженная от всех дел, как будешь взирать на Нелицемерного Судию, на предстоящих ангелов и архангелов и на земнородных, предстоящих в бесчисленном множестве?
Увы, возболезнуешь тогда, душа моя, но не будешь услышана. Всё изменится. Всё станет иным. Вечно будут веселиться праведники и вечно будут мучиться грешники. Не возвеселили они Бога всяческих – и сами чужды будут всякой радости вовеки.
Возопием же, душа, к Богу, пока мы здесь: «Прежде даже до конца не погибли мы, спаси нас!»
Слышит или не слышит Бог молитвы – все во благо
Господь – Премудрый Раздаятель. Он смотрит на пользу просящего и как скоро видит, что просимое им вредно или, по крайней мере, бесполезно ему, не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена.
Приходят ли к Благому нуждающийся или должник – и первому дает, и последнему прощает. Посему оба от дверей Подателя отходят с дарами: нуждающийся получает избавление от нужды, а должник – оставление долга.
Всеми возможными способами Бог показывает, что Он – Милостивый Податель: дарит нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. А потому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и погибель.
Однако ж и в этом случае, отказывая в просимом, не оставляет нас без весьма полезного дара в том самом, что устраняет от нас вредное, отверзает уже нам дверь щедрот Своих.
Посему будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно вредно, а то прошение, которое услышано, полезно. Раздаятель праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его – зависти.
* * *
Власть. – Примеч. ред.
Покрашенный. – Примеч. ред.