Отделение семнадцатое
Хвала воплотившемуся для нашего спасения Господу
Хвала Тому, Кто снисшел к нам в человеческом естестве. Хвала Невидимому, ради нас соделавшемуся видимым. Хвала Вечному, за нас вкусившему смерть. Хвала Сокровенному, Которого никакой ум постигнуть не может и Который по благодати Своей соделал Себя осязаемым чрез воплощение.
Благословен Тот, Кого собственная Его благая воля довела до матернего чрева и лона, до рождения и возрастания. Благословен Тот, Кто, став причастным смерти, даровал тем жизнь человечеству.
Благословен Соделавший плоть нашу жилищем сокровенного существа Своего. Благословен Тот, Кто нашим языком поведал нам тайны Свои.
Хвала Тому, Кто освободил нас, быв Сам связан за нас. Слава Богатому в милости, Который за нас заплатил всё, чего Сам не брал в заем. Хвала Судии, Который за нас осуждение принял.
Поклонимся Тому, Кто просветил ум наш учением Своим и в слухе нашем проложил стезю слову Своему. Возблагодарим Того, Кто к нашему древу привил плод Свой.
Хвала Тому, Кто невидимо возделывает дух наш. Благословен Тот, Кто настроил чувства духа нашего, чтобы на гуслях своих духовных воспевал он Его выну.
Согрешил, прости! Постараюсь быть исправным при помощи благодати Твоей
Приступи ко Отцу щедрот, грешник, и, исповедуя грехи свои, скажи со слезами: «Согреших на небо и пред Тобою, Господи Боже Вседержителю, и уже несмь достоин нарещися сын Твой, ниже наименовать славное имя Твое грешными устами моими, потому что я сделал себя недостойным неба и земли, прогневав Тебя, Благого Владыку!»
Умоляю Тебя, Господи, не отвергни меня от лица Твоего и не отступи от меня, чтобы не погибнуть мне. Если бы рука Твоя не покрывала меня, то я погиб бы уже, был бы как прах пред лицом ветра и стал бы как не появлявшийся никогда в мир сей. Ибо с тех пор, как оставил я путь Твой, не встречал себе доброго дня, так как день, проведенный во грехе, хотя кажется добрым, но на деле из самых горьких есть наиболее горький.
И отныне надеюсь на милость Твою, что дашь Ты мне силы позаботиться о спасении своем. Ныне припадаю к Тебе, умоляя: помоги мне, уклонившемуся с пути правды. Излей на меня щедроты Твои, как на блудного сына, потому что осрамил я жизнь свою, расточил богатство благодати Твоей. Помилуй меня и не презри меня по причине непотребной жизни моей. Помилуй меня, как грешницу, как мытаря, ущедри меня, как разбойника: он на земле был отвержен всеми, но Ты принял его и сделал жителем рая сладости. Приими покаяние и от меня, потому что и я отвержен всеми. Ты, Господи, пришел не праведников спасать, но грешников призвать к покаянию – приими убо и меня, кающегося Тебе!
Сколько раз давал обещание – и все обманывал, но по благодати Твоей презри и это!
Даруя прощение, Господи, посли и силу, обрати меня так, чтоб и жить мне в преподобии, по святой воле Твоей. Освяти сердце мое, соделавшееся вертепом и жилищем бесов!
Недостоин я просить себе прощения, Господи, ибо много раз давал обещание покаяться – и делался лжецом, не исполнившим обещания, много раз уже восставлял Ты меня, но я снова падал самохотно.
Поэтому сам на себя произношу приговор и признаюсь, что достоин я всякого наказания и мучения. Сколько раз просвещал Ты омраченный ум мой, но я снова возвращаюсь на худшее! Весь прихожу в трепет, размыслив о сем, и снова препобеждает меня сласть греховная.
Как перечислю все дары благодати Твоей, Господи, какие получил я, жалкий, но обращал и обращаю в ничто своим нерадением? Тысячами даров исполнял Ты меня, а я, бедный, воздаю Тебе тем, что противно Тебе.
Но Ты, Господи, поскольку в Тебе море долготерпения и бездна у Тебя благоутробия, не дозволяй посечь меня, бесплодную смоковницу, и не допусти пожечь меня, на поле жизни еще не созревшего. Не восхищай меня неготового, не поемли не возжегшего еще светильника, не бери отсюда не имеющего у себя брачного одеяния, но, как Благой и Человеколюбивый, помилуй меня, дай мне время на покаяние и пред страшным, неподкупным Престолом Твоим не поставь душу мою обнаженной, как жалкое позорище бесславия.
Если праведник едва спасется, то где явлюсь я, нечестивый и грешный? Если узок и тесен путь, вводящий в живот, то как сподобиться оных благ мне, живущему пространно, самоугодливо и рассеянно? Но Ты, Господи, Спасителю мой, Сын Бога истинного, как Сам знаешь и как Сам хочешь, по единой благости Твоей туне обрати меня от пребывающего во мне греха и спаси от погибели!
Обрати силой, не ожидая моего произволения!
Как оплачу ослепление души своей? Как оплачу пагубное неведение себя самого? Как оплачу страстное и нераскаянное произволение свое? Подвижники упокоеваются, утешаемые Духом Святым, а я мятусь, ропща на убожество, причина которого – мое нерадение. Приложихся скотом несмысленным и уподобихся им. Наг стал я, окаянный, по лености своей, потому что чуждаюсь пребывающих в молитве и бдении.
Призри на меня милостью, Владыко, с высоты святыя Твоея! Воззри на неисправимость бедной души моей и какими Сам знаешь судьбами помилуй и исправь меня! Как бы предстоя Престолу славы Твоей, как бы касаясь пречистых ног Твоих, умоляю и прошу с сокрушенным сердцем: помилуй меня, милосердуя о создании Своем, обрати меня туне благодатью Твоей!
Знаю, что всё Ты можешь и нет ничего невозможного для Тебя. Не ожидай растленного моего произволения, потому что нет у меня усердия исправить себя.
Всякое видимое и невидимое естество да плачет обо мне, состарившемся во грехах и страстях! Плачьте обо мне, который напоказ видящим меня целомудрен, а внутренне всегда любодействую!
Пора наконец познать обман врага и опомниться
Займись наконец, грешник, своим спасением и, уединясь, собери свои помыслы и скажи себе: «Сколько времени исполнял ты похоти плоти и помышлений своих, какую же получил ты пользу и что приобрел себе, делая это?» Увы, душа моя, до какого дошли мы с тобой состояния, до какого расстройства!
Смотри: вон все вокруг украшены добродетелями и поистине боятся Бога, а я один хожу во тьме. С раннего утра раскаиваюсь в том, что делаю, а немного спустя поступаю еще хуже. Господь дал мне силу и здоровье – и вот, полагаясь на то, прогневляю я Создателя своего.
Зачем же так нерадива ты, душа моя? Зачем так беспечна? Не всегда же тебе оставаться здесь! Пошлет наконец Господь Ангела Своего по тебя – и должна будешь нехотя идти отсюда. Тогда что?
Познай же наконец крайнюю беду свою, человек, и перестань прекословить Создавшему тебя и противиться повелениям Его. Врагу же, обольщающему тебя, с дерзновением скажи: «Позором для Ангелов и человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестивого совета твоего. Ты внушил мне мысль: однажды удовлетвори похотению своему – и вот малое это дело стало для меня великой пропастью, и я предался срамным твоим вожделениям. Вода нашла малую скважину и сделала из нее большое отверстие.
Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергал меня из греха в грех: уничтожил во мне воздержание под предлогом немощей чрева моего, сделал меня чуждым для молитвенного бдения, насадил во мне сребролюбие под предлогом продолжительной старости, иссушал мои слезы, ожесточил сердце мое, отвлек меня от подчинения во Христе, умножил для меня развлечения, сделал меня непокорным, довел до того, что я не трудился над должным, а занимался суетами, научил меня зависти и злословию, сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым, научил меня объядению, пьянству и сластолюбию, приучил рассеиваться во время чтения и псалмопения, так что молюсь – и не знаю, о чем, читаю псалмы, а между тем отдаюсь в плен неудержному блужданию помыслов».
Обличив так козни врага, скажи ему наконец с твердостью: «Довольно с тебя, диавол!» – и, оставя лукавого, прилепись к Человеколюбцу Богу. Уязвлена ты? Не отчаивайся. Пала? Восстань и мужественно скажи: «Ныне начах». Припади ко Владыке своему милостивому и исповедуй грехи свои.
Но прежде нежели что скажешь, Он уже наперед ведает, что будешь говорить, прежде нежели отверзешь уста, Он узнает, что у тебя на сердце. Не успеешь сказать: «Согрешил», как увидишь Его простирающим к тебе длани Свои, чтобы приять тебя и обнять.
С верою приступи – и Он тотчас очистит тебя, как прокаженного, восставит с одра, как расслабленного, воскресит, как Лазаря.
Ради поползновенности нашей яви милость!
К милосердию Твоему прибегаю я, изъязвленный. Приими воздыхания мои, как слезы блудницы.
Ведаешь Ты, Владыко, поползновенность естества человеческого. Помяни, что от юности прилежно прилежит человеку помышление на злое, и не гневайся на меня до конца, но отверзи мне руку и дверь милосердия Твоего; беспечность моя да не одолеет попечительности Твоей.
Приими, Владыко, и услыши нечистое и недостойное прошение мое – Ты, спасающий уповающих на Тебя, не отвергающий моления грешных, подающий руку Свою поверженному на землю! Путеводствуй мною в страхе Твоем и дай мне слезы умиления.
Мысленные очи души моей возвел я к Тебе, Господи, не отвергай меня от лица Твоего, потому что благословенно имя Твое во веки!
Божие наказание и любовь
Прогневал я грехами своими Тебя, Господи, но Ты неохотно гневаешься, потому что преисполнен преизбыточествующей милости и лепота Твоя невозмутима.
Ты – море щедрот, а наши неправды – нечистая капля. Одна же капля не может возмутить необъятного моря.
Ты не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего.
Твои удары исполнены любви, Твое наказание пламенеет щедротами; по любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду одно только благо.
Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего: к чему коснется жезл Твой, везде удар приносит великое благо.
Когда наставник наказывает своего воспитанника, то не по ненависти бьет его, но желает ему пользы и, любя, наказывает его. И Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты. Нашего блага желаешь Ты, Господи, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое.
Нетрудно Тебе сносить неправды наши, потому что Ты – Творец естества нашего. Ты не обременяешься Своим творением, потому что знал нас прежде, нежели сотворил.
Кто переносит беспокойства от хождения за младенцем, как не матерь, которая родила его? Кто переносит неправды мира, как не Господь его?
Творцу легко переносить всё тяжелое от тварей Своих, потому что если бы не захотел Он переносить, то и не сотворил бы тварей.
Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Но если и забудет жена отроча свое, то Бог не забудет мира, сотворенного Им (Ис. 49:15).
Подвиглись естественные щедроты Его, и Он зачал и породил тварь; как младенец из матернего чрева, изник из воли Его мир.
И вот подъемлет и носит Он мир, как питающая млеком своим мать с любовью носит плод, порожденный из чрева ее.
Милосердый Отец родил нас и питает Кровью Сына Своего. Так матерь дает сосцы свои детищу своему, чтобы напитать его.
Младенец сосет грудь – и приемлет от матери потребную для себя пищу, сколько нужно ему, столько и всасывает в себя пищи из сосцов матерних.
Младенец не умеет обратиться в другую сторону и где-нибудь в другом месте искать себе пищи, а не у матери своей.
Так и мир от Тебя только, Творец, заимствует поддержание жизни, и никто не может дать ему пищу, кроме Тебя Единого.
Уроки жизни
Когда предстоишь Богу, представляй себе служащих земным властям. Из примера рабов и владык заключай о своем предстоянии.
Представь свою греховность и призывай в помощь Бога.
Учись у святых и проси Божией благодати на совершение дела.
Не гордись Божией благодатью и не вдавайся в нечестие.
Успев в добром, не хвались паче человека; погрешив по незнанию, не падай духом, как человек; успехами не хвались и при прегрешении не отчаивайся.
Деятельно ревнуй о добре и столько же имей ненависти к злу.
Подавая совет, не произноси решительного приговора, ибо не знаешь тайн Божиих.
Согласись лучше идти на меч, нежели отдаться гневу. Гнев лучше скрыть в сердце, нежели высказать.
Не услаждайся пустословием и не сиди там, где идет страстный разговор. Не ищи себе удовольствия в смехе и приятности в шутках, чтобы не сделаться рассеянным.
Не люби многолюдных собраний, потому что они производят в душе смущение.
Избегай пиров, чтобы не стать блудником и без женщин.
Воздерживайся от яств, чтобы не сделаться тебе страстным. Будь внимателен к обузданию плоти, чтобы не ввергла она в опасность всадника – ум.
Владей чувствами, чтобы, подобно воинским орудиям, не приняли они в себя тлетворной ржавчины.
Большую часть времени проводи в уединении, чтобы, когда будешь в обществе, узнать тебе пользу того и другого.