Источник

Глава XIX. О чудотворцах

1. Не живи с горделивым, да не возмется от души твоей действо Духа Святого, и не соделаешься ты чрез то жилищем всякой злой страсти. Если соблюдешь, человек, такие предосторожности и, упразднясь от всего, будешь всегда помнить о Боге во истине, то вскоре душа твоя узрит в себе свет Христов, и ты вовеки не помрачишься. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

2. Сказывали о старце, который жил в Фиваиде и был родом из нижних пределов Египта, что он брал в руки керастов (рогатых змей), ядовитых гадов, скорпионов и прочих змей и разрывал их надвое. Братия, положив ему метание, просили его: скажи нам, за какое делание получил ты такую благодать? Он сказал: простите мне, отцы, но если кто стяжет чистоту, то все будет покоряться ему, как Адаму, когда он был в раю прежде преступления заповеди.

3. Авраам, ученик аввы Сисоя, был однажды искушен демоном. Старец, узнав о его падении, встал и, простерши руки свои к небу, сказал: Боже! Аще хощеши, аще не хощеши, но не отступлю от Тебя, пока Ты не уврачуешь его. И он тотчас был уврачеван.

4. Шел некогда мирянин с сыном своим к авве Сисою на гору аввы Антония, но по пути сын его умер. Отец не смутился, с верою принес его к старцу и пал пред ним с сыном, как бы кланяясь ему для принятия благословения от старца. Однако, вставши, отец оставил сына своего у ног старца и вышел вон. Старец, думая, что тот лежит ради поклонения, ибо не знал о его смерти, говорит ему: встань и пойди вон. Тот встал и вышел. Отец увидев его, изумился и, войдя, поклонился старцу и рассказал ему о сем случае. Старец, услышав об этом, опечалился, ибо не хотел, чтоб сие было, а ученик его заповедал мирянину никому не сказывать о том до кончины старца.

5. Говорили о святом Спиридоне, что у него была дочь-девица, по имени Ирина, столько же благочестивая, как и отец ее. Один их знакомец положил у нее на сохранение какое-то драгоценное украшение. Чтоб вернее сохранить вверенное ей, она скрыла то в земле. Спустя немного, она скончалась, а через несколько времени пришел вверивший ей вещь и, не найдя девицы в живых, стал требовать с отца ее, то устрашая его, то умоляя. Старец, почитая для себя грехом потерю вверенной вещи, пришел на гроб дочери своей и просил Бога прежде времени показать ему обетованное воскресение и не обманулся в надежде: девица тотчас явилась отцу своему живою и, указав место, где лежало украшение, удалилась. Старец взял сокрытое и отдал то хозяину.

6. Два брата, искренние, жили в Ските. Случилось одному из них заболеть, тогда другой брат пришел в церковь и просил пресвитера совершить о нем приношение. Пресвитер, услышав о том, сказал братиям: пойдем, посетим брата! Пришли, помолились о нем и удалились. В другое воскресение пресвитер спрашивает брата: каково брату? Он ответил: молитесь о нем. И пресвитер опять взял братий и пошел с ними к болящему. Когда они пришли и сели близ него, он начал кончаться. Между тем братия начали спорит друг с другом – одни говорили, что он сподобился Утешителя, а другие сомневались в том. Слыша это, брат его сказал им: желаете ли знать, кто имеет силу? Потом, обратясь к брату, спросил: отходишь, брат мой? Тот ответил: отхожу, но молись обо мне. Он же сказал ему: истинно, брат мой, я не попущу отойти тебе прежде меня. Потом, обратясь к пришедшим братиям, сказал: дайте мне рогожу! Взял рогожу, преклонил главу и первый предал душу свою, а после него скончался и болящий. Тогда отцы, убрав обоих, вынесли их и похоронили, радуясь, что они прияли свет умственный.

7. Брат имел старца и, видя, что он хорошо убирал умерших, спросил его: уберешь ли и меня так, когда я умру? Старец ответил: я так уберу тебя, что скажешь: довольно. Спустя немого времени, брат умер, и слово старцево исполнилось, ибо, убрав его благочестно, он спросил его при всех: хорошо убрал я тебя, чадо, или еще чего-то не достает? И брат испустил глас: хорошо, отче, ты исполнил свое обещание.

8. Отцы рассказывали: был один авва киновии, и случилось, что брат, прислуживающий ему, оскорбившись чем-то, вышел из монастыря и удалился в другое место. Старец непрестанно ходил к нему и просил возвратиться, но он не соглашался. Так делал старец в продолжение трех лет, и брат, наконец убежденный, возвратился. Старец приказал ему пойти собирать что-то в кучи, и прислужник, исполняя приказанное, по действию диавольскому попортил себе глаз. Старец, скорбя о том, утешал его в страдании, но прислужник сказал ему: я сам виноват – этому подвергся я за труды, кои причинил тебе. Спустя немного болезнь глаза прошла, но повреждение зрения осталось. Однажды старец приказал ему идти резать вайи, и когда он совершал сию работу, по действию диавола отскочила ветвь и поразила у него другой глаз. Тогда пришел он в монастырь и убезмолвился, ничего уже более не делая. И старец опять скорбел о нем. Наконец пришло время призвания старца, и он, предузнав то, посылает за братиями и говорит: близ есть призывание мое; итак, смотрите сами за собою. Тогда каждый, подходя к нему, спрашивал: на кого ты оставляешь нас, авва? Но старец молчал. Потом послал он за слепым и сказал ему о своем призывании. Тот заплакал и спросил: на кого ты оставляешь меня, слепого? Старец сказал ему: молись, чтоб я возымел дерзновение пред Богом, и надеюсь, что в воскресенье ты будешь совершать службу. Спустя несколько дней по кончине его, слепой прозрел и сделался аввою киновии.

9. Один из старцев послал ученика своего принести воды. Колодезь был далеко от келлии их, а брат забыл взять веревку и узнал о том, когда уже пришел на колодезь. Тогда, сотворив молитву, воззвал он: колодезь, сказал авва мой наполнить кувшины водой! Вода тотчас поднялась вверх, а когда брат почерпнул, вода опять опустилась на свое место.

10. Один старец-скитянин пребывал на горе Паисия. К нему привели одного бесноватого из придворных, и он исцелил его. Исцеленный принес ему мешок, полный золота, но старец не хотел принять его и, видя, что он скорбел о том, взял пустой мешок, а золото велел раздать бедным в милостыню. Из мешка, который был волосяной и жесткий, старец сделал себе киновий26 и долгое время носил его, сокрушая плоть свою.

11. Говорили об одном старце, жившем в Ските, что пришел к нему демон, желая войти, но он связал его вне келлии. Потом пришел другой демон, он связал и его. Наконец пришел третий и, нашедши двух связанными, спрашивает их: что вы остановились здесь вне? Они ответили ему: сидящий внутри не попускает нам войти. Рассвирепевши, он покушался войти, но старец связал и его. Потом, убоявшись молитв старца, они стали просит его: отпусти нас! Он сказал им: подите. И они удалились со стыдом.

12. Говорили об одном старце, что келлия его всегда была светлою как днем, и так как днем он читал и работал, так и ночью.

13. Пошли некогда старец с братом почерпнуть воды. Брат, придя прежде него к озеру, увидел дракона и вернулся к старцу. Старец говорит ему: поди попри главу его ногою. Но он убоялся и не пошел. Когда же пришел старец, то змий, увидев его, устыдился и уполз в пустыню.

14. В другой раз, имея нужду переправиться через реку Хризорою, он сотворил молитву и перешел через нее на другой берег пешком. В удивлении брат поклонился ему и спросил: как чувствовал ты ноги свои в то время, как шел по воде? Старец ответил: по пяту я чувствовал воду, а далее было твердо.

15. Брат рассказывал: в другое время шли мы к одному старцу; солнце начало заходить, и старец, помолившись, сказал: молюся Тебе, Господи! Да стоит солнце, пока я дойду до раба Твоего. И было так.

16. Пришел один бесноватый в Скит. О нем была молитва в церкви, но демон не выходил, ибо был лют. Клирики говорили: что нам делать с сим демоном? Никто не может изгнать его, кроме аввы Виссариона, но если станем просит его, то он не будет ходить даже и в церковь. Вот как поступим! Он приходит в церковь прежде всех. Сделаем так, чтобы болящий спал на его месте, и когда придет старец, мы станем на молитву и скажем ему: разбуди и брата, авва! И сделали так. Когда старец пришел утром, они стали на молитву и говорят ему: разбуди и брата! Старец сказал ему: встань и выйди вон. Тотчас демон вышел из него, и он исцелился.

17. Ученики аввы Геласия рассказывали, что однажды принесли им рыбы, и повар, изжарив ее, отнес келарю. Келарь по какой-то нужде вышел из келарни, оставив рыбу в сосуде на полу и приказав мальчику – воспитаннику блаженного Геласия, стеречь ее, пока он вернется, но мальчик прельстился и начал есть рыбу. Когда келарь вошел и увидел, что он ест, сидя на полу, то рассердился и неосторожно ударил его ногой. Мальчик закашлялся и умер. Келарь, объятый страхом, положил его на свою постель и, покрыв, пошел, пал к ногам аввы Геласия и рассказал ему о случившемся. Старец запретил говорить о том кому-либо другому, а велел ему вечером, когда все успокоятся, отнести мальчика в диаконник, положить пред жертвенником и удалиться, что келарь и исполнил. Потом пришел сам старец и стал молиться, а когда настал час полночного псалмопения, и братия собрались, из диаконника вышел старец и за ним следовал мальчик. О деле сем до самой кончины старца не знал никто, кроме него самого и келаря.

18. Один из отцов рассказывал об авве Ксое Фивейском: ходил он однажды на гору Синайскую и, когда возвращался оттуда, встретил брата, который сказал ему со вздохом: авва, мы страдаем от бездождия. Старец спросил его: почему же вы не молитесь и не просите Бога? Брат ответил: и молимся, и просим, а дождя все нет. Старец говорит ему: верно неусердно молитесь?! Хочешь ли знать, что это так? И, простерши руки к небу, начал молиться. Тотчас пошел дождь. Видя это, брат, ужаснувшись, пал на лицо свое и поклонился старцу, а старец убежал. Брат рассказал всем о случившемся, и все слышавшие прославили Бога.

19. Авва Ксанфий пришел некогда из Скита в Теренуф. Туда, где он остановился, по причине его утомления принесли немного вина. Некоторые же, услышав о его приходе, принесли к нему бесноватого. Демон начал поносить старца: к винопийце ли сему привели вы меня? Старец не хотел изгонять его, но за поношение сказал: верую Христу, что не окончу чаши сей, как ты выйдешь. Когда старец начал пить, демон вскричал: жжешь меня, жжешь меня! И прежде, нежели окончил старец чашу, он вышел благодатию Христовою.

20. Одна женщина, имевшая на груди болезнь, именуемую – рак, услышала об авве Лонгине и искала увидеть его. Авва жил в Еннате Александрийском и, когда женщина искала его, блаженному случилось собирать там дрова на берегу моря. Увидев старца и не зная, что то был он сам, она спросила его: авва, где живет авва Лонгин, раб Божий? Он ответил: что ты хочешь от сего лицемера? Не ходи к нему, – он лицемер. Но что с тобою? Женщина показала ему болезнь. Он перекрестил то место и отпустил ее, сказав: поди, и Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе. Женщина пошла, поверив его слову, и тотчас исцелилась. После сего, рассказывая о сем деле некоторым и описывая признаки старца, она узнала, что то был сам авва Лонгин.

21. В другое время приводят к авве Лонгину бесноватого, но он сказал им: что я могу сделать вам? Лучше идите к авве Зинону. Когда авва Зинон начал налегать на демона, изгоняя его, он начал кричать: думаешь, авва Зинон, я из-за тебя выхожу? Вот авва Лонгин там молится против меня и теснит меня, и я выхожу, боясь молитв его, а тебе я не дал бы ответа.

22. В другой раз пришла к нему женщина, имевшая неисцельную болезнь на руках, с другою женщиной, и стала вне келлии его у северного окна, боясь войти. Он сказал ей: пойди отсюда, жена! Но она не уходила и не переставала смотреть на него в окно, ничего не говоря. Старец уразумел духом болезнь ее, встал и, затворив окно, сказал: пойди, теперь у тебя ничего нет. И она исцелилась от того часа.

23. Еще в иное время некто, придя к нему, взял его кукулий и понес к одному страждущему. Лишь только приблизился он к двери, страждущий вскричал: зачем принес ты сюда Лонгина, чтоб изгнать меня? И тотчас бес вышел из него, и он стал здрав.

24. Авва Сисой говорил: когда я был в Ските с аввою Макарием, пошло нас семеро жать вместе с ним. Когда мы жали, позади нас одна вдова собирала колосья и непрестанно плакала. Старец подозвал владельца поля и спросил его: что с сею старицею, что она непрестанно плачет? Он ответил: муж ее взял вещи на сохранение и нечаянно умер, не сказав, куда положил их. Хозяин вещей тех хочет взять ее и детей ее себе в рабы. Старец говорит ему: скажи ей, чтоб она подошла к нам, когда мы будем отдыхать во время жара. Женщина подошла, и старец спросил ее: о чем ты всегда так плачешь? Она ответила: муж мой взял вещи на сохранение и умер, не сказав, куда положил их. Старец говорит ей: пойди укажи мне, где ты похоронила его? Потом взял с собою братий и пошел с нею. Придя на место, старец сказал ей: удались теперь в дом свой. Затем, помолившись вместе с братиею, старец воззвал к мертвому: такой-то! Где положил ты вверенные тебе вещи? Тот ответил: они спрятаны в доме моем, в ногах постели. Старец говорит ему: спи опять до дня воскресения. Братия, видевшие сие, в страхе пали к ногам старца, который сказал им: не ради меня это сделано, ибо я – ничто, но ради вдовы и сирот Бог соделал сие дело. Но то велико, что Бог хочет, чтоб душа была безгрешна, и тогда, о чем ни попросит она, – получит. Потом пошел он к вдовице той и сказал, где лежат вверенные вещи. Она взяла их, отдала хозяину и освободила детей своих. И все, слышавшие о сем, прославили Бога.

25. Говорили об авве Макарии, что, идя однажды из Скита с ношею корзин, он, утомленный, сел и стал молиться, говоря: Боже! Ты знаешь, что у меня нет более сил. И тотчас очутился у реки.

26. Некто в Египте имел расслабленного сына. Он принес его к келлии аввы Макария и, оставив у двери плачущим, сам отошел далеко. Старец увидел плачущего малыша и спросил его: кто тебя принес сюда? Мальчик ответил: отец мой бросил меня здесь и ушел. Старец сказал ему: встань и догони его. Мальчик тотчас оздоровел, встал и догнал отца своего, и они пошли в дом свой.

27. Некогда авва Милисий, проходя чрез одно место, увидел, что кто-то держал монаха, обвиняя в совершении убийства. Старец, расспросив брата, узнал, что его оклеветали, и спросил у державших его: где убитый? Они показали ему. Приблизившись к убитому, он велел всем молиться, и, когда старец сам простер руки к Богу, мертвый встал. Старец спросил его при всех: скажи нам, кто убил тебя? Он сказал: придя в церковь, я дал деньги пресвитеру, он и убил меня, потом отнес меня в монастырь сего аввы и бросил. Но прошу вас, возьмите у него деньги и отдайте детям моим. Тогда старец говорит ему: поди спи, пока приидет Господь и возбудит тебя! Он отошел и почил.

28. Некогда пришли к авве Пимену множество старцев. Тогда один из родственников аввы Пимена, у сына которого по действию диавола лицо обратилось назад, взял сына и, севши вне монастыря, плакал. Случилось выйти одному из старцев, и он, увидев его, спросил: что ты плачешь, человек? Тот ответил: я родственник аввы Пимена, и вот какая беда случилась с сыном моим! Мы хотели принести его к старцу, но убоялись, ибо он не хочет видеть нас. И теперь, если узнает, что я здесь, пошлет отогнать меня. Увидев ваше прибытие сюда, я дерзнул прийти. Итак, авва, сжалься надо мною – возьми сына моего и помолитесь о нем! Старец взял его и, войдя, по благоразумной осторожности не поднес его прямо к авве Пимену, а, начав с меньших братий, говорил: перекрестите чадо сие. Когда все по порядку перекрестили его, он поднес его, наконец, и к авве Пимену, но авва не хотел подпускать его к себе. Все стали просить его, говоря: как все, так и ты, отче. Он воздохнул и, вставши, начал молиться: Боже! Исцели создание Твое, да не обладает им враг. Потом перекрестил его. Он тотчас исцелился, и был отдан отцу своему здоровым.

29. Один сарацин, эллин по вере, рассказывал живущим в Клисме и нам: пошел я в гору аввы Антония на охоту. Пришедши туда, увидел на горе монаха, который сидел, держа книгу и читая ее. Подойдя, я хотел прицелиться, чтобы устрашить его или даже убить, но, коль скоро подошел я близко, он протянул ко мне правую руку свою и сказал: стой! И я простоял так день и ночь, не будучи в силах нимало двинуться с места, где стоял. Потом говорю ему: ради Бога, которого ты чтишь, отпусти меня. Он сказал: поди с миром. Тогда смог я сойти с места, на коем стоял, и удивился дерзновению мужа того.

30. Около Мертвого моря есть гора, называемая Оммардин, весьма высокая. На сей горе жили отшельники, у которых был свой сад, отстоявший от них на шесть знаков. Там имели отшельники садовника, одного из своих. Когда им нужно было послать в сад за овощами, они снаряжали осла своего и говорили ему: ступай в сад к садовнику и принеси овощей. Осел шел к садовнику один и, придя к двери, бил в нее головою. Садовник тотчас навьючивал его овощами и отпускал. И всякий видел, как осел восходил на гору один и служил только старцам, а другого никого не подпускал.

31. В пределах Асии был один столпник, весьма добродетельный и славный. Ниже был у него монастырь. Случилась некая нужда, и братия убедили его отправиться в Константинополь просить царя. Прибыв туда, он остановился в гостинице при доме призрения сирот. Так как тогда была зима, то некоторые сидели около разведенных углей и грелись. То были еретики. Когда сел с ними и он, они начали искушать его своею ересию. Он сказал им: я право верую, если же вы веруете лучше, сделайте то, что я сделаю. Потом встал без обуви на огонь, простоял довольно долгое время и не ожегся. Увидев сие, они устыдились, пораженные сим дивным чудом; и все слышавшие прославили Бога.

* * *

26

Киновий – срачица.


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle