Источник

Глава XII. О том, что должно непрестанно и трезвенно молиться

1. Пришли братия к авве Антонию и предложили ему одно место из книги Левита. Старец вышел в пустыню, и за ним тайно последовал авва Аммон, знавший его обыкновение. Старец, значительно отдалясь, стал на молитву и возопил: Боже, пошли Моисея, и он изъяснит мне слова сии! И пришел к нему глас, говоривший с ним. Авва Аммон сказывал, что голос он слышал, а силы слов не разумел.

2. Говорили об авве Арсении, что он в субботу вечером перед началом (по церковному чину) воскресения воздевал руки свои к небу, оставляя солнце позади себя, и молился до тех пор, пока оно опять ни возсиявало в лицо ему; и тогда садился.

3. Братия спросили авву Агафона: какая добродетель, отче, в подвижничестве имеет более труда? Он ответил им: простите мне, думаю, нет большего труда, как молиться Богу, ибо всегда, как вознамерится человек молиться, враги хотят отсечь его от сего, зная, что ничем столько не полагается им препон, как молитвою к Богу. Притом во всяком подвиге, к которому приступает человек, если будет проходить его с терпением, стяжевает наконец покой, а молитва до последнего издыхания требует подвига.

4. Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал: пришел я однажды к авве в келлию и застал его стоящим на молитве. Руки его были простерты к небу, и он оставался в сем подвиге четырнадцать дней. После того позвал он меня и сказал: следуй за мною, – и мы пошли в пустыню. Захотев пить, говорю ему: авва! Жажду! Тогда старец взял милоть мою, отошел на вержение камня и, сотворив молитву, принес мне ее, полную воды. Продолжая путь, мы пришли к одной пещере и, войдя в нее, нашли брата, который сидел и работал плетеницу: он не взглянул на нас, не приветствовал нас и совсем не хотел заводить разговор с нами. Старец сказал мне: пойдем отсюда. Может быть сей старец не имеет извещения говорить с нами. Мы отправились в Лико и пришли к авве Иоанну. Целовав его, мы сотворили молитву, и они сели беседовать о видении, которое он видел во время молитвы, причем авва Виссарион сказал, что вышло повеление разрушить капища, но сие и так уже сделано, и они разрушены. На обратном пути мы опять подошли к пещере, в коей видели брата, и старец сказал мне: войдем к нему, – может быть Бог внушил ему поговорить с нами? – но, войдя, мы нашли его умершим. Тогда старец говорит мне: давай, брат, приготовим тело его, ибо для того и послал нас сюда Бог. Когда мы готовили тело его, чтоб похоронить, обнаружили, что по естеству то была жена, и старец сказал: смотри, – и жены побеждают сатану, а мы сквернимся в городах. И, прославив Бога, защитника любящих Его, мы удалились.

5. Блаженного Епифания, епископа Кипрского, известил авва одного монастыря, находящегося в Палестине: молитвами твоими мы не нерадели о правиле нашем, но тщательно справляли третий, шестой и девятый часы. Отвечая на сие, блаженный Епифаний обличил их, говоря: вы – явные нерадивцы, проводящие все прочие часы дня без молитвы, ибо истинному монаху должно непрестанно иметь молитву и псалмопение в сердце своем.

6. Он же сказал: пророк Давид молился не по часам: в полночь вставал, пред утром умолял, утром предстоял, с рассветом молился, днем и в полдень умилостивлял. Посему и говорил: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118:164).

7. Авва Евагрий говорил: великое дело – молиться без развлечения, а еще боле великое дело – без развлечения петь.

8. Еще говорил: когда малодушествуешь, то молись, как написано, но молись со страхом и трепетом, трезвенно и бодренно, – ибо так должно молиться, особенно, когда злонравные и злохитрые невидимые враги наши хотят нас искусить сим.

9. Опять сказал: когда восстанет в сердце вражеский помысл, не ищи в молитве того и другого, но против враждебности изостри меч слез твоих.

10. Некогда авва Моисей пришел почерпнуть воды и нашел авву Захарию, молящегося при водоеме, и Духа Божия, сидящего на нем в виде голубя.

11. Авва Исаия, пресвитер Пелусийский, сказал в упрек братиям, вкушающим в церкви на трапезе любви и беседовавшим друг с другом: молчите, братие! Я знаю брата, который сидит вместе с вами и пьет чаши, как и вы, а молитва его восходит к Богу, как огонь.

12. Авва Лот пришел однажды к авве Иосифу и говорит ему: авва! По силе моей я исполняю небольшое мое правило и небольшой мой пост, молитву, тайное поучение, безмолвие и по силе моей считаю помыслы. Что еще должно мне делать? Старец встал, простер руки свои к небу, и стали пальцы его как лампады огненные. Потом говорит ему: если хочешь, будь весь как огонь.

13. Авва Иаков говорил, что некто из старцев рассказывал: когда я был моложе и пребывал в пустыне, имел вблизи себя отрока, жившего обособленно. Однажды, придя навестить его, я услышал, что, молясь, он просил Бога жить ему в мире со зверями. Потом, по молитве, подошел к гиене, которая вблизи кормила детей своих, подлег к ним и начал кормиться вместе с ними.

14. Старец рассказывал также, что в другое время он слышал, как тот молился и просил Бога: дай мне дарование сдружиться с огнем. Затем, возжегши пламень, преклонил колени посреди него и так молился Господу.

15. Некогда к авве Лукию в Еннат пришли монахи, так называемые евхиты (молельники), и старец спросил их: какое у вас рукоделие? Они ответили: мы не касаемся рукоделия, но, как заповедал Апостол, непрестанно молимся. Старец еще спросил: не едите вы? Они сказали: едим. Говорит: не спите? Они ответили: спим. Тогда старец спросил: кто же молится о вас, когда вы спите? Они не нашли, что ответить ему на это. И он сказал им: простите мне, вы не делаете так, как говорите. Я же покажу вам, что, и занимаясь рукоделием своим, я непрестанно молюсь. Намочив немного ветвей, я сажусь с Богом и, работая из них плетеницу, говорю: помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50:1). Не молитва ли это? Они сказали: молитва. Старец продолжил: проводя целый день в работе с молитвою, я добываю более или менее шестнадцати монет, две из которых я подаю в дверь (просящим), а на остальные приобретаю пищу; когда же я ем или сплю, обо мне молится получивший две монеты, – и таким образом благодатию Божиею исполняется у меня заповедь непрестанно молиться.

16. Некогда авва Макарий, в продолжение целых четырех месяцев, каждодневно посещал одного брата и всегда заставал его на молитве. Удивившись сему, старец сказал: вот земной ангел.

17. Некоторые спросили авву Макария: как нам должно молиться? Старец ответил им: не следует многословить, но должно, воздев руки, говорить: Господи! Как хочешь и как знаешь! Когда же наляжет брань, говори: Господи, помоги! – Он знает полезное нам и сотворит с нами милость.

18. Авва Моисей сказал: если не согласно дело с молитвою, то ты всуе трудишься. Некто спросил его: что значит – согласие дела с молитвою? Старец ответил: то значит, чтоб не делать более того, о чем молился, ибо когда оставит человек хотения свои, тогда переменяется к нему Бог и приемлет молитву его.

19. Авва Нил говорил: что ни сделаешь ты в отмщение брату, оскорбившему тебя, все то будет тебе в соблазн во время молитвы.

20. Опять сказал: молитва есть отросток кротости и безгневия.

21. Еще сказал: молитва есть врачевство печали и уныния.

22. Он же сказал: иди, продай имение твое и раздай нищим; потом возьми крест и отвергнись себя, чтоб мог ты молиться без развлечения.

23. Опять говорил: что потерпим любомудренно, плод того обретем во время молитвы.

24. Еще говорил: желая молиться, как должно, не опечаливай души своей, иначе всуе течешь.

25. Еще сказал: не желай, чтоб с тобою было так, как тебе кажется, должно быть, но как Богу угодно, – и будешь не смущен и благодарен в молитве своей.

26. Брат спросил авву Пимена: отче, хорошо ли молиться? Старец ответил ему: авва Антоний сказал, что от лица Божия исходит глас, говорящий: утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог (Ис. 40:1).

27. Когда Юлиан-отступник шел на персов, то послал демона на запад принести ему оттуда некоторое известие. Достигши места, где жил один монашествующий, демон стал недвижим и пребыл на месте том десять дней, не будучи в силах двинуться вперед, ибо монах не переставал молиться ни днем, ни ночью. Посему возвратился демон к пославшему его без успеха. Тот спросил: почему ты умедлил? Демон ответил: умедлил и пришел без успеха, потому что пробыл десять дней, ожидая, когда монах Публий перестанет молиться, чтоб мне миновать его, но он не переставал, а я не мог перейти то место и возвратился. Разгневавшись, нечестивый Юлиан сказал, что по возвращении расправится с ним, однако по воле провидения чрез несколько дней был заклан. Тогда один из бывших при нем, отойдя, продал все, что имел, и раздал бедным; потом пришел к старцу, принял монашество и, соделавшись великим подвижником, скончался в Господе.

28. Брат спросил авву Сисоя: отче, что мне делать? Как спастись? Как угодить Богу? Старец ответил: если желаешь угодить Богу, исступи из мира, отступи от земли, оставь творение, прейди к Творцу, сочетай себя Богу молитвою и плачем – и найдешь покой в нынешнем веке и в будущем.

29. Говорили об авве Тифое, что если он, стоя на молитве, скоро не опускал рук своих, то ум его восхищался горе. Потому, когда случалось ему молиться вместе с братиями, он старался поскорее опустить руки свои и не умедлить, чтоб не восхитился ум его.

30. Некоторый старец рассказывал, что он четыре месяца каждый день ходил в Скит к одному брату и ни единожды не застал его праздным. Придя однажды и став вне у двери, он услышал, как тот с плачем говорил: Господи! Если не доходит до ушей Твоих вопль мой к Тебе: помилуй мя во грехах моих! – то я не утомлюсь умолять Тебя.

31. Один отшельник видел демона, который побуждал другого демона идти будить спящего монаха, и услышал, что тот говорил ему: не могу этого сделать, ибо некогда я разбудил его, и он, восставши, обжег меня псалмопением и молитвою.

32. Старцы говорили, что молитва есть зеркало монаха.

33. Некто из старцев сказал: как нельзя видеть лица своего в мутной воде, так и душа, если не очистится от всего стороннего, молиться не может.

34. Старцы говорили об одном брате, что он никогда не оставлял рукоделия своего, и молитва его непрестанно восходила к Богу. Был он также весьма смирен и благоустроен.

35. Старец сказал: когда сохранит себя человек от оскорбления ближнего, тогда пусть дерзает помыслом, что молитва его принята Богом; кто же обидит ближнего, молитва того мерзка и неприемлема, ибо стенание обиженного не попускает молитве обидевшего взойти пред лице Божие.

36. Старец сказал: если занимаешься рукоделием в келлии своей, и придет час молитвы твоей, не говори: окончу это небольшое количество ветвей или эту небольшую корзинку и тогда встану, – но вставай каждый час и воздавай Богу долг молитвы, иначе, мало-помалу, привыкнешь нерадеть о молитве и служении своем, и сделается душа твоя пуста всякого дела телесного и духовного.

37. Опять сказал: если услышишь о ком-нибудь, будто он поносил тебя, то, когда он придет к тебе, не показывай ему вида, что ты узнал о том, но будь с ним радушен и ублажи лице свое к нему, дабы иметь тебе дерзновение в молитве.

38. Один старец рассказывал: однажды некий брат, живший в Египте, шел путем, и так как застал его вечер, то он, по причине холода, вошел переночевать в гробище. Проходя мимо, демоны говорили один другому: смотри, какую смелость имеет сей монах, что ночует в гробище! Пойдем вытащим его! Другой ответил ему: зачем нам вытаскивать его? Он – наш, ибо творит нашу волю: ест, пьет, охуждает ближнего, нерадит о молитвословии. Вместо того, чтоб мешкать над ним, пойдем лучше смущать досаждающих нам и борющих нас день и ночь молитвою своею.


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle