IV. Преподаватели

В настоящее время все места преподавателей, за исключением одного, заняты людьми, окончившими курс нашей же школы, бывшим еще в школе помощниками моими в деле нравственного воспитания товарищей, состоящими членами Трудового Братства, людьми готовыми отдать, принятому на себя делу, всю жизнь, горячо любящими школу, полагающими радость свою в самоотверженном служении на пользу воспитанников.

Такое положение вещей не замедлило благоприятно отразиться на всем строе школьной жизни и служит в моих глазах залогом быстрого дальнейшего развития дела и блестящего преуспеяния его в будущем.

Все дело в духовном настроении людей. Сколько бы денег не затрачивалось на школу, как бы велики не были научные познания преподавателей, результаты не могут быть удовлетворительны, пока ученики видят в педагогах своих людей, не проявляющих никаких признаков трудолюбия, взирающих на святые обязанности свои как на тяжелую обузу, мечтая при первой возможности свалить ее с плеч, ради положения более выгодного, полагающих свою свободу в беспрепятственном проявлении перед учениками хаоса мыслей во всей его неприглядной наготе.

Чего, напротив, не могут достигнуть люди с умом, упорядоченным верою в абсолютную истину христианского мировоззрения, с сердцем, с радостною любовью принявшим дисциплину христианской гармонии духа, привыкшие к труду и сознающими высокое значение трудолюбия в стройной гармонии жизни по вере!

Новый состав учителей начал свою деятельность еще очень недавно и, несмотря на то, что официальный образовательный ценз их предшественников был выше, я считаю себя вправе сказать и говорю это с убеждением – никогда до того школа наша не имела преподавателей лучше подготовленных к выполнению своих обязанностей и так добросовестно их выполняющих.

Не говоря уже о том, что они внушают воспитанникам несравненно более любви и уважения к себе, что не может не отражаться выгодно на доброй воле учеников, сами они, имея неизмеримо более доброй воли согласоваться с моими указаниями и направлять дело в желательном мною направлении, вносят большую жизненность и практичность в дело преподавания, а на практических занятиях могут сами показать добрый пример трудолюбия и выносливости и даже в технике преподавания значительно превосходят, если не всех, то громадное большинство своих предшественников.

Говорю убежденно, что если в настоящее время познания их и уступают познаниям молодых людей, окончивших курс средних учебных заведений, то уступают им только в совершенно несущественном для дела преподавания в низшей с.-х. школе и в самом непродолжительном времени, при помощи самообразования и экскурсий по лучшим хозяйствам России, посетить которые я дам им возможность, они и в познаниях далеко превзойдут своих предшественников с высшим образовательным цензом.

Многие из них уже теперь сумели пробудить в учениках значительно больший интерес к наукам и предметы свои излагают с увлекательною энергией.

В настоящее время личный состав преподавателей таков:

1. Законоучитель и преподаватель второго подготовительного класса, окончивший полный курс Духовной Семинарии – Василий Григорьевич Кучеровский.

2. Преподаватель земледелия в старшем специальном классе и исправляющий должность управляющего Воздвиженской школой, управляющий Воздвиженским имением – Андрей Иванович Фурсей.

3. Преподаватель земледелия в первых двух специальных классах и учитель пения – Тихон Павлович Макушенко.

4. Преподаватель скотоводства и скотоврачевания – Феодор Евфимович Чвертка.

5. И. д. преподавателя математики и геодезии в специальных классах – Николай Иванович Ивченко.

6. Преподаватель первого подготовительного класса – Иван Фомич Кулеш.

Кроме того подготовляются занять должности учителей и теперь уже помогают в деле преподавания: Павел Платонович Дорофеев и Андрей Иванович Ивченко, а гимнастику ежедневно и безвозмездно преподает Сергей Павлович Свириденко.

Все эти лица за исключением г. Кучеровского, окончили курс в Воздвиженской школе и состоят членами Трудового Братства, из них гг. Кулеш, Дорофеев и А. Ивченко выдержали экзамен при Глуховской Гимназии на звание учителя.

Должность законоучителя будет со временем занята священником. На должность эту готовился, подававший большие надежды как добрый, высокочестивый христианин и, несмотря на молодые годы, уже выдающийся по своим познаниям богослов, бывший по окончании курса нашей школы преподаватель в ней – Илья Павлович Кобец, умерший от скоротечной чахотки 13 мая 1893 г.

После этой высоко прискорбной для нас утраты я решил, по многим причинам и особенно в виду недоброжелательных слухов, которые упорно разносятся людьми недоброжелательными или мало знакомыми с нашим делом, столь новым и потому самому для многих непонятным, что лучше для Братства иметь священником лицо, получившее специальное образование в общих правительственных духовных заведениях, близкое единение которого с Братством будет быть может в глазах многих большею гарантией неукоснительности его православия.

Вопрос о личности священника для храма нашего имеет для нас и нормального развития начатого нами дела такое громадное значение, что я не решаюсь торопиться и довольствуюсь приглашением для отправления богослужения нашего приходского священника и иеромонаха ближайшего монастыря, когда по своим обязанностям приходский священник приехать к нам не может. Это положение вещей имеет свои неудобства, но, кажется мне, предпочтительнее неудачного выбора, при котором пастырь мог бы не занять среди пасомых, духовные требования которых далеко превышают средний уровень, подобающего его святому сану положения.

Число учителей со временем будет еще больше. Те же учителя будут преподавать специальные предметы и в нашей Преображенской с.-х. женской школе; кроме того многочисленность состава преподавателей даст им возможность более специализировать свои научные занятия и более времени отдавать на дело нравственного воспитания, в чем с каждым годом, по мере упадка моих сил, будет ощущаться все большая и большая надобность. В летнее время они не будут пребывать в праздности; все время, остающееся от необходимой подготовки к зимним занятиям и обязанностей по надзору за практическими занятиями и воспитанием учеников, они будут отдавать Трудовому Братству, принимая личное участие в его работах.

Зимою, кроме классных занятий и демонстративных экскурсий по своей специальности, учителя, по очереди, ежедневно дежурят в школе, проводя и ночь в учительской комнате.

По воскресным и праздничным дням они помогают мне руководить чтениями и беседами, причем мы разделяемся на несколько партий, сообразно умственному и нравственному развитию учеников разных классов.

Не могу, заканчивая эту главу, не выразить еще раз мою глубокую признательность бывшему Министру Государственных Имуществ Михаилу Николаевичу Островскому, просвещенному сочувствию которого я обязан тем, что получил возможность обеспечить за школою христианское направление воспитания и всестороннее процветание в будущем, предоставив места учителей, вместо людей враждебно или равнодушно относившихся к святая святых школы нашей, её бывшим питомцам, готовым самоотверженно и единодушно работать на её пользу и способных со временем заменить меня в деле направления нравственного воспитания.

Не могу не выразить и искренних чувств любви и уважения к тем детям народа, которые с любовью откликнулись на мой призыв в то время, как из более образованных моих современников, стоявших у святая святых моей жизни, не нашлось ни одного искреннего друга и помощника для меня; тем детям народа, которые единомысленно со мною исповедуют общего Отца Небесного, единодушно со мною желают принять на себя крест Трудового Братства и делают это с сознательною радостью и сознательною любовью ко Христу Спасителю, сознавая, что именно это дело и является насущною потребностью церкви Христовой и христианского Государства в наши дни и потому является именно тем крестом, которого мы и обязаны принять на себя и нести на пользу дела Божия.

На стороне они может быть могли бы устроиться в материальном отношении более выгодно, но нигде не могли бы ни за какие деньги вне братства купить братские отношения всего окружающего.

Деньгам они предпочли любовь, свободе прихотей вне Братства предпочли свободу жить по вере в братстве, жизнь, которую они могли бы посвятить на созидание своего личного благополучия, они посвятили делу Божию христианского воспитания вечных душ и созиданию Трудового Братства, за это благодарить нельзя, а можно только радоваться и хвалить Бога Живого в великих немощах наших творящего чудеса.

Да благословит же их Отец Небесный и да воздаст Он им сторицею за любовь и все то добро, которое любовь их сделала, делает и будет делать Трудовому Братству и мне, которого они были утешением и надеждою в трудные минуты, которому они стали о Христе Братьями и сотрудниками в настоящее время, который имеет утешение видеть в них залог роста и преуспеяния начатого дела в будущем.

Н.Неплюев

Комментарии для сайта Cackle