XVIII. 11 сентября 1893 г.
(Из школьного дневника)
Долго мы ожидали своей церкви и всегда сердечно радовались при одной мысли о том, что будет у нас своя домовая церковь, свой священник и хор. Как хорошо тогда будет! – думалось нам: – как хорошо будет на Пасху! как торжественно! Мы все, т. е. школы, Братство и Николай Николаевич, все вместе будем проводить этот высокоторжественный праздник, все вместе будем тихо и семейно радоваться. Мы мечтали об этом, мечтали и радовались, теперь это осуществляется.
Еще вчера торжественными звуками колоколов оглашался наш хутор; в первый раз служилась в нашей церкви всенощная; сегодня же храм будут освящать, в первый раз служат в нем Литургию; сегодня к тому же и день рождения дорогого нашего Николая Николаевича.
Все это нас очень радовало. Казалось и природа радуется вместе с нами. Вчера был настоящий осенний день, один из тех дней, когда дурная погода кажется установившеюся надолго. Серые, осенние тучи целый день закрывали от нас солнце и небо.
То шел дождь, осенний, мелкий как мак, то переставал, то опять начинал идти и так с самого утра. Осенний ветер как-то уныло шумит, подметая по дорожкам упавшие листья, он качал топольки, наводил грусть. Сегодня совершенно не то. Когда мы вышли после завтрака к церкви, было чудное осеннее утро: ласково улыбалось из-за лесу солнце, тихо кивали своими верхушками сосны и дубы, топольки тихо лепетали листьями. Пожелтевшие березы, освещенные лучами солнца, были очень красивы, казалось и они приготовились, разрядившись к нашему празднику. Небо было чистое, голубое. Чистый прозрачный воздух так и пахнул свежестью в только что открытые окна школы. Около церкви все было убрано по-праздничному. Пять арок были убраны дубовыми ветвями, наверху каждой стоял крест, сделанный из цветов. Небольшая наша церковь, окруженная со всех сторон лесом и арками, была очень красива. Мы все ходили около церкви, любовались ею и природой, делились своею радостью и с нетерпением ожидали освящения.
Все семь священников были собраны в церкви, когда позвонили в большой колокол; все мы вошли в церковь и заняли раз навсегда определенные места. Женская школа стала по левую сторону, перед иконою Преображения Господня, позади нее стали сестры Братства. Перед иконою Воздвижения Креста Господня стала Воздвиженская школа, немного вперед и направо стоял хор, позади хора – Братство.
Посредине церкви стоял стол, на котором была вся церковная утварь и приготовлена вода к освящению. Отец Иван читал молитвы; хор пел. Церковь была не при полном освещении. Несколько лампадок горело перед образами, да три свечи на больших подсвечниках. Сквозь матовые и синие стекла окон солнце посылало свой свет, он синими пятнами ложился по полу, одежде и волосам. После звона в один колокол, начался трезвон. Народу стало все больше и больше прибывать. Как только окончилось освящение воды, все священники облачились, подняли со средины церкви стол с церковною утварью и внесли его в алтарь. Потом все вместе сняли с престола крышку и Отец Тимофей, наш приходский священник, прочитал следующее: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа освятися сия домовая церковь, в хуторе Воздвиженске, при Воздвиженской сельскохозяйственной школе в честь и память Воздвижения креста Господня. При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Александра Александровича, Благословением Сергия Епископа Черниговского и Нежинского, иждивением и коштом строителя святого храма сего, раба Божия Николая Николаевича Неплюева, в лето от сотворения мира 7401, от рождества же по плоти Бога Слово 1893, Септемврия 11-го дня». Прочитанный лист он тщательно свернул и положил в престол.
Начался крестный ход. Члены Братства и некоторые из воспитанников разобрали кресты, иконы и хоругви. Священники взяли престольные принадлежности и шествие двинулось; звуки перекликались и широкою волною разливались по воздуху. Ярко сияло осеннее солнце, ясно слышались церковные напевы. Ветерок тихо колыхал хоругви, то он как будто запутывался между ними и еще сильнее шумел и колыхал их, то совсем стихал. Только колокола торжественно гудели, да слышались церковные напевы. Отец Благочинный кропил церковь святой водой. Вошли в церковь после троекратного обхода и заняли свои места. Все были очень радостны, это видно было по лицам.
По желанию Н. Н. служение началось торжественною панихидою по незабвенном для всех нас друге и архипастыре нашем Епископе Сергие. Молились о нем с любовию и верим, что Господь Бог услышит молитву нашу, услышал ее и дорогой умерший, почувствовал любовь нашу и вместе с нами возрадовался. После панихиды началась и литургия, первая литургия в нашей церкви. Церковь была при полном освещении, когда отец благочинный возгласил: «Благословенно Царство».
В конце литургии все члены Братства приобщались Святых Таин. Потом был молебен, молились о школах и Братстве. Служение кончилось поздно. Все радостные вышли из церкви.
Всем нам очень понравился отец Константин Разнотовский, законоучитель Глуховской гимназии, многие из нас его полюбили еще в церкви, видя с каким вниманием и благоговением он относился к Богослужению. Вне церкви он был с нами ласков и приветлив. Все это произвело на нас очень хорошее впечатление.
После обеда мы ходили поздравлять Николая Николаевича с освещением храма и днем его рождения. Старшине старшего класса поручили выразить Николаю Николаевичу нашу благодарность за построение храма, за любовь и заботе о нас. С Николаем Николаевичем к нам вышел и отец Константин; Николай Николаевич попросил, чтобы он благословил всех нас, и представил ему в отдельности каждый класс.
Первым был представлен I приготовительный класс: о. Константин сказал, чтобы дети внимательно слушали наставления Николая Николаевича и его объяснения молитвы Господней и Заповедей Блаженства. Он говорил энергично и очень душевно, многих гладил по голове и ласково улыбался, потом весь класс благословил. II-му приготовительному классу говорил, чтобы они с полным пониманием и вниманием относились к тому, что делается в церкви, и вникали в смысл каждой части литургии.
И каждому классу, прежде чем преподать благословение, он нашел что сказать и все, что он сказал, заключало в себе и мысль живую и чувство живое.
После этого Николай Николаевич, обратясь к нам, сказал: «Вы видите с какою добротою относится к нам отец Константин, мы должны ценить это» и Николай Николаевич при нас поцеловал его в знак благодарности и сочувствия. На всех нас отец Константин произвел прекрасное впечатление; он так энергично, с такою любовью говорил и так сердечно отнесся к нам.
До ужина многие ходили около церкви, разговаривали, любовались ясным тихим днем и голубым небом.
После ужина зажгли иллюминацию вокруг церкви. Это было очень красиво и мы долго ходили, разговаривая и любуясь окружающим. Прочли молитвы и легли спать. В школе тихо. Все мирно отдыхают после сегодняшнего дня, принесшего нам столько добрых впечатлений и сердечной радости.
Запись составлена воспитанником И. Касьяненко