Изъяснение псалма 131-го.
«Песнь степеней». Псалом сей имеет великую близость с псалмом восемьдесятосьмым; потому что и здесь, как и в том, пленные в Вавилоне умоляют Бога всяческих, вместо молитвы представляя обетования, данныя Богом великому Давиду, и прося сподобить прощения. Псалом содержит в себе и пророчество о Спасителе вселенной, по плоти происшедшем от рода Давидова.
Пс.131:1. Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его.
«Помяни Господи Давида и всю кротость его». Поскольку, во многом прегрешив, лишились мы всякаго дерзновения; то просим Тебя, Владыка, воспомянуть Давида, его кротость и благочестие. О сей кротости упоминал и предыдущий псалом, и ясно показал смиренный его образ мыслей.
Пс.131:2. Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова.
Пс.131:3. «Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое.
Пс.131:4. Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания.
Пс.131:5. Доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова».
«Яко клятся Господеви, обещая Богу Иаковлю» : «Аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея». «Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима», «Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю». Сие яснее открывает история Паралипоменон. Ибо сперва умолял, чтобы ему построить божественный храм. Но, поскольку Бог воспретил сие чрез Пророка Нафана, и предрек, что построение совершит Соломон, Давид отложил сие построение, впрочем не возлюбил бездействия, напротив же того стал собирать золото, серебро, железо, медь, дерева и камни. И все это, как сказал я, желающим прочесть открывает упомянутая книга.
Пс.131:6. Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.
«Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы». Давид просил построить храм Богу; Единородное же Слово Божие обетовало от плода чресл его создать Себе одушевленный и словесный храм. Посему пророчество говорит: «се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы». Евфрафою же именовался называемый ныне Вифлеем: ибо там родился Владыка Христос, Который, указывая на тело Свое, сказал Иудеям: «разорите церковь сию» (Иоан. 2, 19). «Полями» же «дубравы» называет Пророк место храма иерусалимскаго, как пустое и не имеющее зданий. Ибо там великий Давид, молитвами к Богу удержав Ангела-губителя, воздвиг жертвенник, принес жертву, и освятил место для построения храма. Поскольку же две скинии, одна из камней и дерев, другая же из тела и души, и одна сооружена была Соломоном в Иерусалиме, а другую благодать Всесвятаго Духа соткала в Вифлееме, и жившие тогда благочестиво одну видели, а другой ожидали, то пророческое слово прилично изрекло: «се слышахом я во Евфрафе», то есть слышали о скинии, которую соорудит Святый Дух, «обретохом я на полях дубравы», то есть, скинию, построенную Соломоном по обетованию Духа.
Пс.131:7. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.
«Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его». Пророк переменил время; говорит же: там вошедши поклоняемся, веруя, что храм сподобится Божия пришествия. Ибо сей смысл имеют слова: «идеже стоясте нозе Его». Веруем, что Божество не только безплотно, но и неописуемо. Божественное же писание говорит о нем телесным образом, соразмеряя слова с человеческим слухом.
Пс.131:8. Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего.
«Воскресни Господи в покой Твой». Воскресением Бога называют служение, совершаемое по закону, не потому что Бог имеет в нем нужду, но потому что возлюбленно Ему благочестие совершающих, и умоляют, чтобы благодать Его снова явилась, и храму дана была прежняя слава.
«Ты и кивот святыни Твоея». поскольку во святая святых стоял кивот, заключающий в себе скрижали закона, и на нем было очистилище, посредством котораго Архиерею бывали некоторыя указания Божия явления; то Пророк кстати упомянул о кивоте; потому что «Бог, сотворивый» небо и землю, по словам блаженнаго Павла, «не в рукотворенных храмех живет» (Деян. 17, 24). Так молился и премудрый Соломон: «аще небо и небо небесе не довлеют Ти» (2Пар. 6, 18). Сие изрек и сам Бог всяческих: «небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. Кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего» (Ис. 66, 1)?
Пс.131:9. Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
«Священницы Твои облекутся правдою и преподобнии Твои возрадуются». Когда совершится сие, говорит Пророк, и построен будет дом, и кивот поставлен снова во святилище; тогда священники, совершающие служение по закону, оправдаются, а не приявшие священническаго сана, однако же возревновавшие о благочестии, исполнятся всякаго веселия.
Пс.131:10. Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
«Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Помазанным» Пророк называет здесь сан царский. Поскольку тогдашние цари их были злочестивы; то просят ради Давида не угашать царскаго рода. Потом напоминают о бывших обетованиях.
Пс.131:11. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
«Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея». Не лжив Обетовавший, говорит Пророк, и Он – источник истины, и невозможно обетованию не придти в исполнение.
«От плода чрева твоего посажду на престоле твоем». Вот одно Обетование, и оно исполнилось; потому что не один Соломон, но и происшедшие от Соломона удостоились царских престолов. Но конец обетования утверждает Владыка Христос, возобладав царством Давида. Сие предвозвестил и блаженный Исаия: «яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство на раме Его, и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Аминь» (Ис. 9, 6). И чрез несколько слов: «на престоле Давидове, и на царстве его, исправити е́ отныне» и на вечное время (Ис. 9, 7). Сие обетование, как я сказал, утвердил Владыка Христос. Но Бог дал и другое не неопределенное обетование, и сказал так.
Пс.131:12. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем».
«Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем». Таково обетование Владыки, но беззаконие их пресекло продолжение царства. Ибо вскоре Соломон, впадши в нечестие, навлек на себя гнев Божий; а потому престол присвоен похитителями, и десять колен признали царство другаго; в последствии же со временем и у двух колен не стало царства Давидова.
Пс.131:13. Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе.
«Яко избра Господь Сиона, изволи и́ в жилище Себе». Издавна Ты, Владыка, говорит Пророк, предпочел Сион иным городам, и соделал его жилищем Своим.
Пс.131:14. «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
«Сей покой Мой во век века». Ты изрек сие, Владыка, и обещал всегда упокоеваться в Сионе. И сие пришло в исполнение. Ибо, хотя древний храм, по неистовству Иудеев, и разорен, но там снова места и креста, и воскресения, и вознесения, по благодати Божией чествуются, и со всей суши и со всего моря притекает всякий почерпать источаемое ими благословение.
«Зде вселюся, яко изволих и́». И сие исполнилось, и произошла некая перемена в месте вселения. Пророческое слово воспомянуло о Сионе, а на нем место и креста и воскресения.
Пс.131:15. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом.
«Ловитву его благословляяй благословлю». А Симмах перевел: пищу его благословляя благословлю, то есть, подам им обилие всех благ.
«Нищыя его насыщу хлебы». Подам и нуждающимся чем удовлетворить потребности.
Пс.131:16. Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
«Священники его облеку во спасение». Что выше назвал правдою, то здесь наименовал спасением; потому что спасение – плод правды.
«И преподобнии его радостию возрадуются». Любители же благочестия исполнятся всякаго веселия.
Пс.131:17. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
«Тамо возращу рог Давидови». По понятию, какое представляется с перваго раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поскольку Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям; то никто не в праве назвать его «рогом", как управлявшаго народом малое время; потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поскольку же пророчество не приличествует Зоровавелю; то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение. Так блаженный Петр сказал в Деяниях: «Пророк сый», Давид, «и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, посадити на престоле его, предвидев, глагола о воскресении Его» (Деян. 2, 30–31).
«Уготовах светильник помазанному Моему». Светильником опять пророческое слово именует сущий от Давида храм, приявший в себя свет Божества.
Пс.131:18. Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его».
«Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня Моя». Свидетели сего студа – Иудеи, возлюбившие вражду и понесшие стыд. А «святыня» – Церкви по всей земле и на море, именуемыя телом Владыки Христа и от Него приемлющия источники освящения.