Источник

Псалом 131

Пс.131:1. Песнь степеней. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его:

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом сложил или Соломон, сын Давидов, по создании храма, куда перенес он кивот Господень и поставил на приуготованное место, или – сам Давид, сложа его, отдал Соломону для пения, по устроении храма. Сие видеть можно как из конца 6 главы 2 книги Паралипоменон, так и из всей связи сего псалма. В нем содержится обещание Давидово соорудить храм Богу, и Божие обетование воздвигнуть Христа от семени Давидова по плоти и о том, что церковь Христова повсюду распространится и служители ея утвердятся во веки. Он полагается между псалмами степенными, как для того чтобы народу петь его при возвращении своем из плена, в воспоминание усердия Давидова, – каковое имел он о строении храма, – так и для того, чтоб духовный странник имел наставление, с коликим тщанием должен он созидать духовный храм в сердце своем, дабы взойти в горний Иерусалим.

ТОЛКОВАНИЕ

Слова Соломона сына Давидова, который просит Бога заслугами отца своего, дабы помянул друга своего и добродетели его, между которыми главная была кротость. Глагол: помяни – не забвение предполагает в Боге, но означает, что когда Бог не являл милости к детям праведнаго мужа, тогда кажется, как бы не помнит заслуг его. Впрочем, он всегда благоволит о заслугах праведных людей, и ради молитв их много подает такого, чего иначе подать не благоволил бы. Сие ясно видеть можно из 3Цар. 11, где Бог чрез Пророка говорит Иеровоаму, что хотя он и весьма раздражен грехами Соломона, однако не отнимет у него царство во вся дни живота его. Давида ради раба Моего, иже сохрани заповеди и оправдания Моя (3Цар. 11:34). Чего же ради Соломон, оставя другия добродетели, упоминает об одной токмо кротости Давидовой, – о том сказано в предыдущем псалме. Здесь довольно сказать только то, что кротость была главною добродетелию Давида, как видно из того одного обстоятельства, что не хотел он убить Саула, который без всякой причины искал его смерти. В Еврейском тексте, вместо слова: кротости – положено имя – печали, которое месту сему весьма прилично. Сущность онаго состоит в том, что Давид, между прочими безпокойствами, с коими безпрестанно сражался, имел неусыпное попечение и о том, чтоб соорудить храм Богу, но сего во всю свою жизнь получить не мог, и потому крайне печалился о том.

Пс.131:2. яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:

Пс.131:3. аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея:

Пс.131:4. аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима:

Пс.131:5. дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.

Сими словами изображает Соломон сильное попечение Давида, отца своего, которое имел он об устроении храма Господня. Ибо казалось ему весьма непристойно, что сам он и дом для живущих имел, и постелю для покоя, а кивот Господень, не имея постояннаго места, то есть храма, в котором бы он мог спокойно стоять, сюду и сюду преносим был. Сего ради клялся и обет Богу дал, что не войдет в дом свой и не ляжет на постелю, паче же и на постеле не уснет и не даст себе покоя, пока не обрящет спокойнаго места кивоту Божию. Сей образ клятвы не то означает, аки бы Давид обещал Богу жить вне дому, на открытом воздухе, не принимая сна и пищи (ибо человеческое естество снести сего не может), но сущность слов состоит в том, что Давид хотя бы был в доме, хотя бы лежал на постеле, всегда будет помышлять и пещися о том, чтоб устроить храм Богу.

Пс.131:6. Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы:

Здесь приводится причина, чего ради Давид желал создать храм Богу, показывающая, что кивот Господень не имел определеннаго себе места, но иногда находился во Евфрафе, то есть, в земле Ефремовой, во граде Силоме (1Цар. 4), а иногда в полях дубравы, то есть, во граде Кариафиариме, куда отпущен он был Филистимлянами, как повествуется в первой книге 1Цар. 6; ибо Кариафиарим толкуется град дубравный, сиречь, лесом окруженный.

Пс.131:7. внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его.

Соломон, описав обет и желание Давида отца своего и располагаясь внести кивот в новоустроенный храм, говорит к священникам и ко всему народу: внидем в селения Его. Аки бы сказал: доселе Господь был яко странник, преселяющийся с места на место, ныне же будет иметь постоянное жилище: сего ради внидем в селение Его, уже сооруженное и устроенное на горе Сионе, и обратяся лицем к Святому месту, идеже стоит подножие ног Его, поклонимся Ему. Ибо как святилище во внутренней части скинии так устроено было, что кивот служил вместо подножия ногам Господним, а над кивотом поставлено было очистилище, поддерживаемое двумя Херувимами, аки престол Господень, сего ради прилично сказано: поклонимся на место, идеже стоят нозе Его. Поскольку Евреи поклонялися кивоту не яко самому Богу, но яко подножию ног Его. Почему и во псалме 98 сказано: покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс. 98:5).

Пс.131:8. воскресни, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея.

Соломон, внося кивот во храм, великолепно устроенный, стихотворческим образом обращает речь свою к Богу, и просит Его, дабы благоволил войти во храм и жительствовать в нем, аки бы так говоря: востани, Господи, от места, идеже доселе аки гость обитал еси, и вниди в собственный дом Твой, препочий в нем, и ктому не преходи с места на место, якоже доселе творил еси. А дабы показать, что он говорит к Богу не так, как Он сам в себе есть (тако бо и небеса небес не вмещают Его, как тот же Соломон инде глаголет), но поскольку в кивоте завета некоторым особенным образом присутствовал, и оттуду ответы давал; сего ради присовокупляет вторый член в истолковательном смысле: Ты и кивот святыни твоея, – дабы верные знали, что пришествие Бога не иначе понимать должно, как в том разуме, что Он невидимо присутствуя в кивоте, являет силу Свою. По сей причине в Еврейском тексте вместо – святыни положена крепость: Ты и кивот крепости Твоея. Ибо кивот был не пустое некое изображение, но Бог самым делом доказывал чрез него, что Он близок к церкви Своей. Покоем же Божиим нарицается потому, что Бог, по пренесении кивота во храм, нигде в другом месте, кроме Сиона, покланяться Ему не велел, как немного ниже сказано будет.

Пс.131:9. священницы твои облекутся правдою, и преподобнии твои возрадуются.

По пренесении кивота во храм, Соломон молится Богу, во-первых, о священниках, во-вторых, о царе, то есть, о себе самом: от сих бо зависит благосостояние церкви и всего народа; ибо священники управляют народ по делам духовным, а цари по внешним. Священникам просит двух вещей: во-первых, да будут праведни и святи, каковым быть им надлежит, дабы непорочно проходили должность свою, во-вторых, дабы непринужденно, но с радостным духом служили Богу, в чем главная должность их состоит. Аки бы сказал: молю Тя, Господи, сотвори благодатию Твоею, да священницы Твои будут праведны не токмо по внутреннему расположению сердца и духа, но и по внешнему поведению жизни, дабы и в словах и в делах сих людей, которые имеют Тебе служить, и Твой народ учить, видима была святость, а не порок. Ибо преносный глагол облекутся к тому относится, дабы мы ведали, что как одежда прикрывает срамоту и украшает человека, отличая его от прочих, равным образом и священники долженствуют так поступать, чтоб ничего в них гнуснаго не являлося, но чтоб напротив, отличалися от простаго народа святостию, и чтоб никто не мог сказать об них: каков народ, таков и священник. К сему присовокупляет: и преподобнии Твои (да) возрадуются. Сими словами просит, дабы те же священники святостию своею подобны были Богу, яко Ему единственно на службу посвященные, и дабы, приступая к священнослужению, с радостию сие творили, а не с холодным и принужденным духом, и тако добре долг свой исполняли.

Пс.131:10. Давида ради раба твоего, не отврати лице помазаннаго твоего.

Здесь молится Соломон о царе, то есть о себе самом, и дабы удобнее получить просимое, представляет заслуги отца своего Давида: молится же о том, дабы Господь был милостив к нему и не отвергал молитв его, когда будет приходить с ними во святилище Его. Аки бы сказал ради верныя службы, которую оказывал Тебе раб Твой, а мой отец, во всю жизнь свою, паче же ради онаго завета, по силе котораго обещал Ты милостив быть к потомкам его, не отврати лице помазаннаго Твоего, – не сделай, чтоб я, будучи помазан вместо отца моего в царя народу Твоему, отшел от Тебя посрамлен: ибо отринув молитву мою, обратишь лице мое в студ.

Пс.131:11. Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.

В сем стихе и в нижеследующих упоминает Соломон о обетованиях, данных Богом Давиду отцу его, дабы воспоминанием оных удобнее получить просимое. Почему как бы долга некоего требуя у Бога, говорит: клятся Господь Давиду истиною. Аки бы сказал: якоже клялся Давид Господеви создати храм Ему во Иерусалиме, тако и Господь взаимно клялся Давиду утвердити в дому его царство во веки. Ибо Господь не терпит, чтоб кто превзошел Его щедростию: и потому не токмо дела, но и произволение и желание прещедро награждает. Клятва Божия означает твердость вещи, в каком разуме употребляется как на других местах, так особливо здесь, где присовокупляется еще истина; аки бы сказано было, что вещь сама по себе и по Божию обещанию истинная, чрез клятву стала быть достовернее и тверже. К сему присовокупляет другую твердость, глаголя: и не отвержется ея, которыми словами означает, что Бог клятвы Своея не преступит и не соделает тщетною, как и инде сказано: клятся Господь, и не раскается (Пс. 109:4). За сим далее продолжая, показывает, в чем состоит та истина, которую утвердил Бог Давиду клятвою, и говорит: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем, которыя слова хотя сказаны относительно ко Христу, но Соломон присвояет их себе, поскольку носил образ Его.

Пс.131:12. Аще сохранят сынове твои завет мой и свидения моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.

Сими словами изображает Соломон, на каком условии обещал Бог Давиду посадить на престоле сынов, имеющих произойти от плода чрева его, дабы сим образом удобнее привлещи к себе милость Божию и показать, что он потщится сохранить предписанные в завете договоры. Здесь заметить должно, что когда Бог клянется единородному Сыну Своему, то сие творит без всякаго условия, как сказано во псалме 109: клятся Господь, и не раскается. Но когда клянется, или нечто обещает другим сынам, то всегда полагает обещание условное, как видим здесь, и на других многих местах. Зри 1Пар. 28:7, 9; Пс. 88:31‐37.

Пс.131:13. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище себе.

Пс.131:14. Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.

Здесь вводит Соломон Самого Бога, глаголющаго и ответствующаго на вышереченныя прошения, дабы показать, что Богу благоугодно намерение его, и что он не всуе устроит храм: ибо Господь ниспослет руку Свою с небеси, благословит его и самым делом покажет, что Богослужение, совершаемое в нем, будет Ему приятно. Все сие означил Соломон под именем покоя и жилища Божия, говоря по понятию человеческому, а в существе назнаменуя невидимое присутствие Бога, аки бы сказал Господь: здесь пребуду Моею благодатию и человеколюбием во век века, что и самым делом исполнил. Ибо хотя и храм был разорен, и олтарь разрушен, и все законное Богослужение уничтожено, но слава и величество Божие вскоре потом во всем своем блеске просияли, так что и храм и престол царский даже до пришествия Христова стояли непоколебимо.

Пс.131:15. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы:

В сем стихе и в следующих обещает Господь граду Давидову, то есть Иерусалиму, многая благая: и во-первых – изобилие вещей, относящихся к содержанию жизни, в толиком множестве, какого только желать можно, дабы и бедныя вдовицы, и другие нищие насыщаться могли; ибо благословение Божие в Священном Писании обыкновенно изобилие означает. Сие присовокупление есть не излишнее: ибо люди, живущие в мире, не так духовны, чтоб могли прямо стремиться на небо, ежели Божие благословение наперед здесь не представится очам. А оно есть сугубое: ибо первее плодотворит землю, дабы приносила нам пшеницу, вино и елей; потом сокровенною силою Своею умножает плоды ея, дабы довлели к пропитанию всех.

Пс.131:16. священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются.

Здесь обещает Господь святому граду другое благо, относящееся к священству. Ибо как Соломон просил, дабы священники его облеклися в правду, сего ради Бог глаголет здесь, что он сие сделает, и священников облечет во спасение, то есть, украсит правдою, которая неразрывным союзом сопряжена со святостию. Ибо правда есть спасение души, так как неправда, или порок, есть недуг ея. Следующия за сим слова: и преподобнии Его радостию возрадуются – соответствуют вышереченным: и преподобнии Твои возрадуются. Ибо как в том месте под именем радости разумелося усердное и радостное служение Богу, так и здесь разумеется то же, и как там, под именем преподобных разумелися священники, так и здесь.

Пс.131:17. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному моему.

Здесь сообщает Бог третие благо святому граду Сиону, и притом самое великое, обещая возрастить и утвердить царство Давидово. Но первее заметить должно существенное знаменование слов стиха сего: тамо глаголет, возращу рог Давидови. Известно, что имя рога – у Евреев означает силу и крепость; но Пророк в глаголе: возращу – замечает два обстоятельства, а именно: презренное начало царства Давидова и чудное возстановление онаго. Мы ведаем, что Давид, будучи возведен на престол из подлаго шалаша пастушескаго и от стад овчих, не мог скоро утвердиться на престоле, но помалу, и сверх всякаго чаяния возрастал. Царство Израилево при Иеровоаме так подсечено было, что не могло также скоро возрасти, но стояло на посредственном степени. За сим, сколько было других потрясений, угрожавших дому Давидову совершенным падением и погибелию? Что же бы воспоследовало с народом, в плене разсеянном, ежели бы Бог сокрушеннаго и сотреннаго рога Давидова не возрастил?

Почему и Исаия не без причины сравнивает Христа с отраслию, которая не от высокаго древа, но от корня произрасла (Ис. 11:1). Таким образом, Господь обещает, что хотя рог Давидов доселе нередко сокрушаем был, но Он паки возрастит его, и даст ему новую силу.

К тому же надлежит и преносное имя – светильника, которое часто встречается и на других Священнаго Писания местах. Сущность онаго есть та, что хотя блеск царства Израилева иногда сокрыт был во мраке, однако никакия бедствия совершенно затмить его не могли: ибо всегда сиял в нем Божий светильник, коего свет хотя издали не виден был, но вблизи показывал верным спасительные лучи.

Пс.131:18. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня моя.

Как выше сказал: священники его облеку во спасение, – так здесь напротив глаголет: враги его облеку студом. Ибо Господь не удовлетворился тем, что обещал святому граду внутреннее благополучие, но хощет защитить и от внешняго насилия врагов: сего ради присовокупляет здесь четвертое обетование, в котором еще яснее проявляется Божия милость, нежели тогда, когда исполняет он людей всякаго рода благами в мире. Ибо чем больше действуют на нас угрозы и устрашения врагов, тем скорее пробуждаются усыпленныя чувства наши прибегать к Божией помощи. Впрочем, к утешению нашему, мы здесь слышим из самых уст Божиих, что враги, по истощении всех своих усилий, наконец со стыдом и безчестием обращаются вспять. Следующия за сим слова: на немже процветет венец его – сказаны в том же разуме, в каком и оныя: тамо возращу рог Давидови. То есть, что венец Давидов, переходя из рода в род, никогда не увянет, но милостию Божиею всегда новым блеском сиять имеет, так как Исаия в противоположном смысле сравнивает венец гордыни Ефремовой с цветом увядшим (Ис. 28:1). По переводу 70 толковников, под именем святыни разумеется сила освящения или помазания святаго.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle