Псалом 130
Пс.130:1. Песнь степеней. Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене.
СОДЕРЖАНИЕ
В сем псалме, аки в зерцале, изображается добродетель кроткаго и смиреннаго человека, которая, по выражению святаго Златоуста, есть основание нашего любомудрия.
ТОЛКОВАНИЕ
Пророк, будучи сам в себе уверен, что имеет говорить истину, беседует к Самому Богу, Котораго никто обмануть не может, что он пороку гордости никогда подвержен не был, как по внутреннему расположению сердца, так и по внешним признакам очей. Ибо как многие не меньше гордым оком презирают ближних, коль и надменным сердцем ненавидят их, сего ради Давид свидетельствует пред Самим Богом, что он ни сердца высокомернаго, ни очей надменных не имел, но как был смирен сердцем, так и очами смирение показывал. Таким образом, рекши первее об очах и сердце, потом присовокупляет о словах и делах, говоря: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Ходить в великих и дивных означает то же, что хвалиться великими и славными делами. А как многие хвалятся, что они или сделали, или могут сделать много славных и великих дел, и таким образом восходят или поднимаются превыше самих себя; а иные в самом деле предприемлют такия дела, которыя превосходят силы их: сего ради Давид смиренно признается, что он, стоя на высоком достоинства степени, утверждался паче на смирении, нежели на гордости; и потому ни словами, ни делами не превозносился выше себя, то есть, не хвалился, что он великия и дивныя дела превыше сил своих учинил, но даже и не думал сделать того, чего сделать не мог. Здесь заметить должно, что Давид, похваляя смирение свое, не погрешает против оныя заповеди: да хвалит тя искренний, а не твоя уста, чуждий, а не твои устне (Притч. 27:2). Ибо как срамно хвалить себя, когда то бывает без нужды, так и не хвалить неблагоразумно, когда требует того нужда. Почему и блаженный Павел сказав во втором послании к Коринфянам, в главе 10: не хваляй себе, сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор. 10:18), там же в главе 12, довольно о себе похвалился, когда увидел, что сие нужно было для отражения клевет лжеапостолов. По сей причине и Давид хвалится здесь добродетелию смирения: ибо хотя и весьма удален был от порока гордости, однако часто обвиняем был, яко горделивый, как читаем в 1Цар. 17:28, где говорит ему брат его: вем аз гордость твою, и злобу сердца твоего. В той же книге, в главе 22, и часто инде, жалуется Саул на Давида, что он наветует ему; и во 2Цар. 16, некто Семей, проклиная Давида, упрекает его, что он у Саула царство похитил. Давид, отражая таковыя клеветы, призывает Бога во свидетели своего смирения и кротости. Впрочем, хотя бы и никакой не было клеветы, однако мог он смирением своим похвалиться не для того, чтоб возгордиться своими добродетелями, но чтоб показать, что он при всей своей силе, при всем могуществе и власти, при всем богатстве, коим он превзошел всех бывших в его время людей в Палестине, не на силы свои уповал, но на Того, от Котораго все то получил: и потому мог примером своим и других убедить, дабы уповали на единаго Бога.
Пс.130:2. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою.
Пророк, не удовлетворяся тем, что пред самим Богом, испытующим сердца, сказал, колико гнушался он всякия гордости, здесь то же самое подтверждает клятвою, дабы слова его тем большее вероятие заслужили у всех: аще не смиреномудрствовах, глаголет, но вознесох душу мою. Аки бы сказал: Господи! ежели я не мнил о себе смиренно и низко, но выше других превозносился гордостию, да буду яко детище, которое недавно будучи отторжено от сосцев матере своея, лежит на коленах ея, неутешно рыдая, что лишилось сладкаго млека, которое, по возрасту его, составляло величайшую утеху: тако воздаси на душу мою, то есть, тако душа моя да лишится сладости утешения Твоего, которое составляет единственное и наилучшее удовольствие мое в жизни. Коликой важности клятва сия, которою святый Пророк заклинает себя, ведают одни токмо те, кои, будучи исполнены тем же духом, вкусили, колико благ есть Бог.
Пс.130:3. Да уповает Израиль на Господа отныне и до века.
Из сего заключения псалма понимать можно, куда клонится вышереченная проповедь о смирении. Ибо муж поистинне смиренный имел намерение не себя похвалить, но увещать народ свой, коль мало должен он надеяться на себя самого и коль много уповать на Бога. Аки бы сказал: ежели я, будучи царь и Пророк, не смею превозноситься ни силою, ни богатством, ни мудростию, ниже что-либо мечтаю о себе самом, но всю надежду мою возлагаю на Бога, то справедливость требует, чтоб и народ мой, или паче народ Божий, не мечтал о себе что-либо высокое, будучи ничто, ниже на силы свои уповал, но на единаго Бога, и притом не ныне токмо или заутра, но во всякое время.