Источник

Псалом 129

Пс.129:1. Песнь степеней. Из глубины воззвах к тебе, Господи:

Пс.129:2. Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей краткий псалом наполнен спасительнаго учения, и потому не без причины чаще других читается в церкви. Полагается между степенными потому, что оплакивает бедность странника, и между покаянными, поскольку научает, каким образом должно приносить истинное Богу покаяние. Вкратце, содержит три материи, а именно, молитву к Богу, увещание к народу и избавление от бедствий чрез искупление Иисуса Христа.

ТОЛКОВАНИЕ

Пророк, приступая к молитве, во-первых, просит услышания, потом предлагает самое прошение. В первых словах употребляет подобие, взятое от человека лежащаго в глубокой юдоли, который ежели не будет взывать великим гласом, то не может услышан быть от тех, кои стоят на высокой горе. Сие подобие весьма прилично месту сему: ибо хотя Бог по существу и по силе Своей везде есть, но человек по причине греха весьма далеко отстоит от Него. Бог всегда есть праведен, блажен и на высоких живет; но человек грешник всегда есть зол, беден и подобен пророку Ионе, который за неповиновение свое Богу низвержен был не токмо во глубину моря, но и в глубокое чрево китово: однако и оттуду взывая, услышан был, ибо теплая молитва проницает вся. Следовательно, истинно кающийся человек, сущий во юдоли плача, или как в другом псалме сказано, в тимении брения и в рове страстей (Пс. 39:3), должен взывать из самой глубины сердца и с самым чистосердечнейшим признанием своея бедности. Ибо кто не помышляет и не знает сея глубины, в которой он находится, тот не печется выдти из нея, но нерадит, и тако в вящшую глубину впадает, по оному изречению Приточника: нечестивый егда приидет во глубину зол, нерадит (Притч. 18:3). За сим следует: Господи, услыши глас мой. Аки бы сказал: хотя я и во глубине зол лежу, но понеже к Тебе взываю, и Ты можеши меня услышати, сего ради молю, услыши глас мой.

Не довольно великим гласом взывать, дабы услышану быть, но требуется, чтоб тот, к кому взываем, внимателен был: ибо часто случается что тот, кого просим, так развлечен бывает мыслию, что не внимает гласу беседующаго с ним, и тогда всуе звук слов ударяет в уши его. Бог хотя все видит и слышит, но когда не делает того, о чем просим, то кажется, аки бы не внемлет гласу молящагося – так, как бы о чем-нибудь другом размышлял. Сего ради Давид, желая непременно быть услышан и не удовлетворяся взывать одним токмо гласом, просит, дабы Бог удостоил его внимания Своего, дабы допустил молитвы и исполнил просимое.

Пс.129:3. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?

Пс.129:4. яко у тебе очищение есть.

Пророк предлагает здесь материю прошения своего, которая состоит в том, дабы Бог не по правосудию Своему поступил с ним, но по милосердию. Однако не просто прошение свое предлагает, но дабы не явиться чрез меру дерзким, присовокупляет причину, по которой мог бы Бог преклониться на прошение его. Сего ради глаголет: Господи, аще назриши беззаконие человеков, то всех осудиши, но безконечной благости Твоей не свойственно всех без изъятия погибели предавать: убо и я не должен пред Тобою чрез меру дерзок явиться, ежели прошу, чтоб Ты простил мне грехи мои, и из сея глубины, в которую грех погрузил меня, милосердо извлек. А дабы показать, что он знает великое милосердие Божие, и потому несмотря на великость и множество грехов своих, надеется получить прощение и спасение, сего ради глаголет: яко у тебе очищение есть. Аки бы сказал: Господи, хотя и никто не может постоять пред Тобою, ежели Ты будешь строго разсматривать беззакония наши, но я, ведая, что Ты по существу Твоему милосерд еси и у тебе точию обрести могу очищение, сего ради уповаю получить прощение грехам моим.

Пс.129:5. Имене ради твоего потерпех тя, Господи, потерпе душа моя в слово твое: упова душа моя на Господа.

Сими словами Давид изображает, что он будучи во глубине зол, не отчаивался о милосердии Божием. Ибо душа его, уязвленная ранами грехов, терпела, то есть ожидала врачевства от слова Его, в котором часто обещал Он, то чрез Моисея, то чрез других Пророков, прощать грехи кающимся, по оному: аще взыщете Господа Бога вашего, обрящете Его, егда взыщете от всего сердца вашего. Почему и сам Давид во псалме 118 сказал: помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси (Пс. 118:49). А что несколько темновато сказал, то повторяет яснейшими словами, глаголя: упова душа моя на Господа, аки бы сказал: надеюся на Бога, а притом от всего моего сердца, что получу прощение, котораго прошу. Сей пример Давидов должен служить для нас полезным наставлением: ибо был он в сугубой глубине зол, то есть, и во глубине грехов, и во глубине бедности. Ежели разсудим о грехе его, то он был самый тягчайший; ибо учинил прелюбодеяние, имея множество жен: убил Урию неповиннаго, и такого воина, который весьма верно служил ему; оскорбил Бога, от Котораго получил царство и дар пророчества, такоже силу, красоту, мудрость, богатство и другие многие дары. Потом ежели разсудим о бедности, то и оная была немалая, когда гнал его Саул, царь сильный и великомощный, от котораго часто находился он в опасности смерти. При всем том, понеже не отчаялся, но уповал на Господа, сего ради избавлен был.

Пс.129:6. От стражи утренния до нощи, от стражи утренния

Давид примером своим увещевает здесь других возлагать надежду на Бога, как бы так говоря: еже аз творю, сие и весь Израиль да творит, то есть да уповает на Господа, в какой бы глубине зол ни обретался, хотя бы грехами, хотя бы казньми за грехи обременен был; и притом от стражи утренния до нощи, то есть, чрез весь день, начиная от утра и продолжая до глубокой ночи, так чтоб человек во всякое время не переставал уповать на Господа. Стражею утреннею нарицается у Евреев время утреннее: ибо древние обыкновенно разделяли ночь на четыре части, из коих каждая содержала три часа, и назывались стражею потому, что стражи, неусыпно стрегущие град или военный стан, обыкновенно сменялися чрез три часа и должность свою отдавали другим. Итак, стража утренняя есть время, начинающееся от девятаго часа ночи, и продолжающееся до восхождения солнца. А сие то же есть, как бы сказал: да уповает Израиль на Господа и днем и ночью, и утром и вечером, и словом, во всякое время. Чего ради? Во-первых, потому, что всегда в опасностях находимся, и нет минуты, в которую бы не имели нужды в Божией помощи. Во-вторых, потому, что во всякое время обращение и покаяние наше бывает Богу приятно, хотя бы то было по утру, то есть в юности, хотя бы в полдень, то есть в мужестве, хотя бы в вечеру, то есть в старости, хотя бы днем, то есть во время благополучия, хотя бы ночью, то есть во время несчастия.

Пс.129:7. да уповает Израиль на Господа: яко у Господа милость, и многое у него избавление:

Пс.129:8. и той избавит Израиля от всех беззаконий его.

Дает причину, чего ради подобает всегда уповати на Бога, и купно предвозвещает о избавлении всего человеческаго рода, которое имело совершиться чрез Иисуса Христа Господа нашего, и потому прилично глаголет: яко у Господа милость. Есть у Бога и внешния дела милости, яко то творение мира, и всеобщий о тварях промысл, как сказано во псалме Пс. 32:5: милости Господни исполнь земля. И инде: яко возвеличися до небес милость Твоя (Пс. 56:11). Есть также и в благочестивых людях немалое расположение к милости, но милость, о которой здесь говорит Пророк, есть внутренняя, величайшая и у единаго токмо Бога, или так сказать, в едином токмо недре Бога почивающая. Сия милость наши бедности отъемлет. Кто бо может бедности отнять, ежели не Тот, кто беден быть не может? Кто может все недостатки наши исправить, следственно приличествует и то, что тот же Пророк сказал: Ты Господи благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя (Пс. 85:5). Почему прилично и здесь присовокупляет: и многое у Него избавление; ибо милость Божия, определившая помиловать род человеческий, дабы удовлетворить купно и правде, изобрела такое средство, чрез которое всесовершенно искупила всех пленников, содержавшихся во узах. Сие средство состояло в цене крови единороднаго Сына. Человек мог самого себя предать под грех, и по правосудию Божию предан быть диаволу яко мучителю, с которым он согласился на грех, но не мог никоим образом искупить себя, и от власти диавольской избавиться. Итак, чего человек сделать не мог, то сделала Божия милость, искупив нас кровию Единороднаго, как ясно засвидетельствовал святый Апостол Петр: не истленным сребром или златом избавистеся, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа (1Пет. 1:18–19). Но сие искупление было тогда у Бога, когда псалом сей писан был, то есть, в предвечном Его совете, и в одном токмо определении: ныне же цена оная во искупление пленников ежедневно иждивается. И понеже избавление, о котором предвозвещает здесь Пророк, имело быть не от власти царей земных, как мечтали плотские Иудеи, но от грехов и беззаконий; сего ради прилично заключает: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Сему согласно и Ангел Господень, благовествуя Иосифу о Иисусе Христе, протолковал, глаголя: наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1:21). Сие избавление хотя уже и прияло свое начало, но совершеннее исполнится тогда, когда избавимся не токмо от грехов, но и от казней, определенных грехам, и наконец от самой опасности грешить, по оному изречению пророка Даниила: яко да обетшает согрешение, и скончается грех, и запечатлеются греси, и загладятся неправды, и очистятся беззакония, и приведется правда вечная (Дан. 9:24).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle