Глава 5
1Тим.5:1. Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев.
1Тим.5:2. Стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
«Старца не укоряй, но умоляй якоже отца». Апостол разумеет здесь не иерея, но преклонного летами. Это дают видеть и последующие слова.
«Юношы, якоже братию: старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою». Поскольку, кому вверены души, тому необходимо беседовать и с юными женами, то Апостол не без нужды присовокупил: «со всякою чистотою», чтобы при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством или зрения, или слуха. Потом снова обращается к учению о церковных чинах.
1Тим.5:3. Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
1Тим.5:4. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
1Тим.5:5. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь.
«Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще ли кая вдовица чада или внучата имать, да учится прежде свой дом благочестиво устроити и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь». Вдовам, не имеющим никакого ниоткуда источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит Апостол, церковным вспоможением. Они же, как освобожденные от забот, имеют у себя одно дело – пребывать всегда в божественных молитвах. А имеющим у себя чад или внуков надлежит иметь попечение о них и воздавать им тою же попечительностию, какою сами пользовались от отцов, чтобы вознаграждение, следовавшее родителям, передать детям и от них восприять за то их услугами.
1Тим.5:6. А сластолюбивая заживо умерла.
«Питающаяся же пространно, жива умерла». Неумеренностию в пище подавляет она в себе разумную силу и делает, что сила сия в теле ее, как в гробе каком, остается неподвижною.
1Тим.5:7. И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
«И сия завещавай, да непорочни будут». Сие сказал Апостол не о тех одних, которые удостоены церковного о них попечения, но и о тех, которые посвятили себя воспитанию чад.
1Тим.5:8. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
«Аще же кто о своих, паче же о домашних не промышляет, веры отвергся есть и невернаго горший есть». Сие сказал Апостол и о матерях, и о детях. Ибо как матерям надлежит детей воскормить и обучить благочестию, так и детям надобно оказывать надлежащие услуги родителям.
1Тим.5:9. Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа.
«Вдовица да причитается не менши лет шестидесятих». Не сказал: «да будет», но: «да причитается»; потому что, которые в цветущем возрасте и в силах работать и снискивать пропитание, тем надлежит трудами смирять порывы молодости.
«Бывши единому мужу жена», И из сего явствует, что не двоебрачие отметает Апостол, но узаконил целомудренную жизнь в браке: Ибо, дав выше закон о втором браке, вступившим в оный не воспретил пользоваться телесными услугами, так как ясно повелевает всем делать добро.
1Тим.5:10. Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
«В делех добрых свидетелствуема». Потом исчисляет дела сии по родам их.
«Аще чада воспитала есть». Апостол требует не только воспитать, но и воспитать благочестиво. Сие говорит Бог и об Аврааме, что заповедал «сыном своим и дому своему по себе» сохранять все суды Господа Бога (Быт. 18, 19).
«Аще странныя прият». Потом сказывает, каких именно странных.
«Аще святых нозе умы». Ибо так поступали в древности. Так Лидда приняла самого Апостола и бывших с ним. Так о Фиве сказал он: «заступница многим быст, и самому мне» (Рим. 16, 2).
«Аще скорбных снабде». Апостол взыскует не количества подаяния, но качества расположения. Таковы были в Священном Евангелии две лепты вдовицыны.
«Аще всякому делу благу последовала есть». Кратко поименовал все виды добродетели.
1Тим.5:11. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
1Тим.5:12. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру.
«Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют противу Христа, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры отвергошася». Решившись для Христа жить во вдовстве целомудренно, вступают во второй брак.
1Тим.5:13. Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
«Купно же и праздны учатся обходити домы, не точию же праздны, но и блядивы, любопытны, глаголющыя, яже не подобает». Показал причины, по которым не включает их в список вдовиц. А сказанное: «разсвирепеют», значит: пользуясь церковным вспомоществованием и без заботы удовлетворяя телесным потребностям, живут в праздности; и праздность приводит за собою лукавые мысли.
1Тим.5:14. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.
«Хощу убо юным вдовицам посягати, чада раждати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради». Божественный Апостол говорит: «Хощу», а Новат говорит: «не хочу». Но Апостол сказывает, для чего он хочет, именно, чтобы, подчиненные мужьям и занятые заботою «о» доме, избавились от вреда, порождаемого праздностию. Потом еще яснее представляет причину сего.
1Тим.5:15. Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
«Се бо некия развратишася вслед сатаны». Закон постановляется на основании опыта.
1Тим.5:16. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
«Аще кто верен или верна имать вдовицы, да довлит их, и да не тяготится церковь, да сущих истинных вдовиц удоволит», то есть вдовиц, не имеющих ниоткуда никакого пособия. Повелевает Апостол делать сие верным. О вдовицах же, которые живут между неверными, но украшаются верою, Апостолу желательно, чтобы оные пользовались попечительностию о них Церкви.
1Тим.5:17. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
«Прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении». Так достохвально дело учения. Апостол же употребил слово «сугубыя» вместо: большей чести. Подтверждает же слово свое свидетельством Писания.
1Тим.5:18. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
«Глаголет бо Писание: «да не обротиши вола молотяща» (Втор. 25, 4); и: «достоин делатель мзды своея» (Мф. 10, 10). Одно свидетельство привел Апостол из ветхозаветного, а другое из новозаветного Писания.
1Тим.5:19. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
«На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех». Закон повелевает это о всех. Ибо сказано: «при двою или триех» свидетелях «да станет всяк глагол» (Втор. 19, 15). Наипаче же надлежит так поступать в рассуждении пресвитера. Ибо случается, что он, так как вверено ему предстоятельство в церкви, оскорбит кого-либо из согрешающих, и те, будучи за сие расположены к нему неприязненно, соплетают клеветы. Посему должно представиться это число свидетелей.
1Тим.5:20. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
«Согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут». Не осуждай прежде обличений, явно обличенных в каких-либо беззакониях не удостаивай пощады; а на уличенных произноси приговор в присутствии всех, чтобы из страха наказания избегали греха. Потом Апостол и самого Тимофея устрашает грозным свидетельством.
1Тим.5:21. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
«Засвидетелствую пред Богом и Господем Иисус Христом, и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению». Два дает повеления: не осуждать, положившись на достоверность обвинителей, или не делать сего по враждебному расположению прежде личного исследования; и после явных обличений не откладывать приговора, из милости к судимому нарушая справедливость. В ряду с Богом и со Христом Апостол поставил Ангелов, не как равночестных, но как рабов, потому что и мы нередко в один ряд с высшими ставим низших; в присутствии вместе рабов, и господ, и иереев, и мирян говорим: «Всеми ими свидетельствуюсь тебе». Так и блаженный Павел говорит: «Свидетельствую тебе при Боге, и Сыне Его, и при служителях Его».
1Тим.5:22. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
«Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужым грехом». Надлежит исследовать прежде жизнь рукополагаемого, а потом призвать на него благодать Духа.
«Себе чиста соблюдай». Не делай себя подлежащим осуждению. Потом Апостол повелевает и телу оказывать соразмерное угождение.
1Тим.5:23. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
«Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов». Исцеляя других словом, ученику предлагает Апостол врачевание вином, веруя Изрекшему: «сила бо Моя в немощи совершается» (2Кор. 12, 9). Потом снова продолжает слово о рукоположении.
1Тим.5:24. Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
1Тим.5:25. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
«Неких же человек греси предъявлени суть, предваряюще на суд: неким же и последствуют. Такожде и добрая дела предъявлена суть: и сущая инако, утаитися не могут». Не все, говорит Апостол, грешат явно, иные совершают тайно; однако ж скрытое ныне со временем открывается. Посему ожидай научения опытом.