Глава 6
1Тим.6:1. Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
«Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение». Сие говорит Апостол о рабах, у которых господами неверные. Ибо неверные, смотря на своевольных служителей, без сомнения, хулили евангельское учение, послужившее будто бы причиною сего.
1Тим.6:2. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
«Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии». Рабы, у которых господа благочестивы, благочестие их да не обращают в повод к небрежению, но да удостаивают их поэтому большей услужливости.
«Сия учи и моли». Делай первое, как учитель, и второе, как отец.
1Тим.6:3. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии.
1Тим.6:4. Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
1Тим.6:5. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
«Аще ли кто инако учит и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй о стязаниих и словопрениих». Надлежит не выступать из господских приказаний. Ибо рабы, которые осмеливаются преступать сии приказания и следуют собственным своим помыслам, не знают вовсе своих обязанностей и служат только кичливости.
«От нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава, беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие». Ибо отступившие от истины и последующие собственным своим помыслам покушаются учить ненадлежащему; но за сим следуют ссора и зависть, от ссоры же отваживаются на богохульство, а с утратою веры рождаются лукавые подозрения; от сего же происходит какая-то пагубная болезнь, заражающая ближних. Сие означают слова: «беседы злыя растленных умом». Ибо как больные овцы, пасущиеся вместе с здоровыми, сообщают им болезнь, так и эти люди ближних своих наполняют заразою. Посему Апостол с строгим запрещением взывает к Тимофею:
«Отступай от таковых». А поскольку они почитали благочестие приобретением, то присовокупил:
1Тим.6:6. Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.
«Есть же снискание велие благочестие с доволством»; потому что доставляет нам вечную жизнь. А в настоящей жизни надлежит бегать любостяжательности, и возлюбить довольство малым. Потом подтверждает совет самою природою.
1Тим.6:7. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
«Ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем». Это говорил и блаженный Иов: «Сам наг изыдох от чрева матере моея, наг и отыду» (Иов. 1, 21).
1Тим.6:8. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
«Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем»; потому что имеем нужду в одной соразмерной пище и приличных покровах. Но Апостол учит и вреду ненасытности.
1Тим.6:9. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.
«А хотящии богатитися впадают» в сеть и в напасть от диавола (в напасти и в сеть»), «и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель». Не сказал Апостол просто: «богатящиеся», но: «хотящии богатитися». Ибо если кто, получив богатство от предков, распоряжается им по Божественным законам, то он свободен от обвинения. Но кто, родившись от бедных и жадно домогаясь богатства, употреблял всякий способ к его приобретению, не будет знать и сытости этому вожделению, тот пойдет по сетям греха и кончит жизнь, претерпевая треволнения и крушения.
1Тим.6:10. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
«Корень бо всем злым сребролюбие есть». Ибо от сего корня прозябают убийства, чародеяния, хищения, любостяжательность, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений.
«Егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим». Апостол произнес обвинение не на лицо, как нежный отец, прилагающий попечение и о тех, которые стали для него чуждыми.
1Тим.6:11. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
1Тим.6:12. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
«Ты же, о человече Божий, сих бегай». Великая похвала! Так назван был и великий Илия, так наименованы и многие из пророков, не потому, что иные – не Божии человеки (ибо все Божии твари), но сохранившие в себе первоначальные черты создания поистине называются человеками Божиими. Так, все рабы Божии, как твари, ибо и злочестивый Навуходоносор – Божий раб; но он раб по естеству, а Авраам, и Давид, и Павел, и подобные им – рабы по приверженности. Ибо сказано: «Авраама ради раба Твоего», и: «Давида ради раба Моего» (3Цар. 11:13), и: «Павел раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).
«Гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость»: «подвизайся добрым подвигом веры». Выше дав повеление обучаться, теперь советует Апостол подвизаться. Показывает и происходящую от сего выгоду.
«Емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетели». Ибо Апостол всех, приявших от него проповедь, имел свидетелями доброго исповедания.
1Тим.6:13. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе.
«Завещаваю ти пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетелствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание». Божественный Апостол, боясь отчета в таланте, обильно представляет ученику свидетельство, лучше же сказать, и о нем заботясь, делает это, чтобы и он с большим усердием настраивал своих учеников. «Добрым» же «исповеданием» Господа назвал спасение вселенной. Ибо за спасение оной претерпел страдание.
А поскольку мудрствующие по Ариеву, худо разумея сказанное: «вся Тем быша» (Ин. 1, 3), словом «вся» упорно стараются сообъять и Духа, то пусть слышат, что говорит Апостол: «оживляющим всяческая», и пусть скажут, как разумеют они здесь слово «всяческая». Ужели и роды бессловесных улучат воскресение, и прежде бессловесных неодушевленные твари, разумею растения, семена, камни, дерева и подобное тому. Но явно, что не скажут сего. Следовательно, божественный Апостол оставил нам благочестиво разуметь слово «всяческая». Посему так и должно разуметь евангельское изречение. Но поступим к толкованию остального. Ибо засвидетельствовавший и нам сказует, для чего свидетельствует.
1Тим.6:14. Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа.
«Соблюсти тебе заповедь», то есть сие самое, о чем пишу.
«Нескверну, незазорну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа», то есть, оное имея в виду и оного ожидая, к Божественному учению не примешивай чуждого.
1Тим.6:15. Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих.
«Еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих,»
1Тим.6:16. Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
«Един имеяй безсмертие и во свете живый неприступнем, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Ему же честь и держава вечная, аминь». Тем, что свойственно и принадлежит Богу, Апостол подтверждал учение о воскресении, о суде и о воздаяниях. Ибо, во-первых, показал непреложность Божию, наименовав Бога блаженным, потому что блаженный по естеству не допускает никакого изменения. Потом показал могущество; ибо говорит: «един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих». После сего негиблемость: «един имеяй безсмертие». Сверх того, по невозможности исследовать самое естество, указал на свет окрест сего естества; ибо говорит: «во свете живый неприступнем». Но сие неприложимо к Богу; естество Его неописуемо, а если живет Он во свете, то описуется светом. Впрочем, Апостол, сколько возможно, песнословит Его и простирает взор, сколько он может достигать. Если окрест Его неприступный свет, то как возможно увидеть Его? Почему присовокупил: «Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может».
1Тим.6:17. Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения.
«Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее». Обладание богатством недостоверно: то приходит оно к одному, то переходит к другому; имея многих господ, не служит достоянием ни одного. Но Апостол по необходимости употребил разделение. Ибо есть богатые будущего века, обладающие пребывающим и постоянным богатством.
«Но на Бога жива, дающаго нам вся обилно в наслаждение». На Того надлежит смело уповать, говорит Апостол, Кто всегда жив и всем подает наслаждение благами. Не только же заповедует веровать в Бога, но и поступать, как сообразно с верою.
1Тим.6:18. Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны.
«Благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общителным». Одно касается раздаяния денег, другое скромности нравов, ибо общительными обыкновенно называем имеющих некичливый нрав.
1Тим.6:19. Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
«Сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь». Обладание богатством Апостол назвал недостоверным, а наслаждение будущими благами нарек «основанием», потому что блага сии непреходящи и непреложны.
1Тим.6:20. О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания.
1Тим.6:21. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
«О Тимофее, предание сохрани». Преданием, думаю, называет он благодать Духа, которую приял чрез рукоположение.
«Уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша». Они от Симона называли себя гностиками (ведущими), говорили о себе: «О чем умолчало Божественное Писание, то нам открыл Бог». Исполнено же сие всякого злочестия и непотребства. Сие-то ведение Апостол справедливо назвал «лжеименным». Они имеют мрак неведения, а не свет Боговедения.
«Благодать с тобою. Аминь». Апостол присовокупил обычное благословение.
Учение сие надлежит с точностию сохранять всем сподобившимся священства и как некое правило всегда иметь перед собою и с ним соображать, и что говорится, и что делается ими. Так возможно сподобиться части блаженного Тимофея и даже самого пребожественного Павла, по благодати и человеколюбию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
Первое послание к Тимофею писано из Лаодикии, главного города во Фригии.