Источник

Глава 2

1Тим.2:1.   Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков.

«Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки. «Молитва» – есть прошение об избавлении от каких-либо скорбей. «Моление» – испрашивание благ; «прошение» – обвинение делающих обиды. А у нас брань не «к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12). На них-то с жалобою приступаем мы к праведному Судии и испрашиваем себе справедливой помощи. «Благодарение» же приносится Богу за прежде дарованные нам блага; и Апостол повелевает творить сие «за вся человеки» , потому что и Христос Иисус пришел в мир спасти грешных.

1Тим.2:2.   За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.

«За царя и за всех, иже во власти суть» . Весьма премудро присовокупил Апостол: «и за всех» , чтобы молитву за царей не почел кто лестию. Поскольку же тогдашние властители были злочестивы, явные враги благочестия, то Апостол представляет основательную причину совершаемой за них молитвы.

«Да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте» . Ибо когда они заботятся о мире, тогда и мы наслаждаемся тишиною и в безмолвии исполняем закон «благочестия» . С благочестием же сопряг Апостол и чистоту, научая сим, что вера имеет нужду в делах. Так и пленные в Вавилоне иудеи писали оставшимся в Иудее, чтобы принесли молитву за Навуходоносора и сына его Валтасара. Но божественный Апостол не только ради сего повелевает совершать молитвы за царей, но и для того, чтобы, отложив нечестие, обучились благочестию.

1Тим.2:3.   Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу.

1Тим.2:4.   Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

«Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» , то есть угодно Ему, чтобы все улучили спасение. Потом Апостол иным образом подтверждает сказанное им.

1Тим.2:5.   Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.

«Един бо есть Бог» . Ибо не иной Творец верных, а иной неверных, но Создатель един. «И един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» . Един охранитель мира, совокупивший в Себе разъединенное. «Человеком» же наименовал Апостол Христа, потому что назвал ходатаем, а ходатаем соделался Христос, вочеловечившись. Как намеревающийся примирить какие-либо два лица, препирающихся между собою, став посреди их и держа одного правою, а другого левою рукою, приводит их в приязнь, так и Христос, с Божественным естеством соединив человечество, установил нерушимый и неразрывный мир. А если Христос, по учению Ария и Евномия, непричастен сущности Отца, то какой же Он ходатай? Соединен Он с нами, так как по человечеству единосущен нам; но не имеет единения со Отцом, если, как учат они, отделен от Божия естества. Но божественный Апостол назвал Его ходатаем. Следовательно, и с Отцом в единении по Божеству, и с нами также по человечеству. Но Апостол доказывает, что и страдание Владычнее было за всех.

1Тим.2:6.   Предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство.

1Тим.2:7.   Для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.

«Давый Себе избавление за всех: свидетелство времены своими, в неже поставлен аз проповедник и апостол, истину глаголю о Христе, не лгу, учитель языков, в вере и истине» . Когда все состояли под владычеством смерти, Христос не подлежал смерти, и как Бог, потому что имеет естество бессмертное, и как человек, потому что не сотворил греха, причинившего смерть, Себя Самого предал, как некую искупительную цену, и всех освободил от рабства смерти. «Свидетелством» же назвал Апостол страдание, во-первых, по несправедливости умерщвления, а также и потому, что свидетелями имел всех пророков, и когда сказали иудеи: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши; свидетелство Твое несть истинно» , Христос отвечал: «яко един несмь, но Аз и пославый Мя Отец» (Ин. 8, 13, 16). "Своими» же «временами» свидетельства назвал Апостол времена удобные; так и в Послании к Галатам сказано: «егда же прииде кончина лета» (Гал. 4, 4). Сего-то таинства проповедником и апостолом поставлен я, говорит Павел, и с подобающею верою и истиною предлагаю это всем, потому что слова подтверждаю чудотворением.

1Тим.2:8.   Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

«Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» . Сие: «на всяцем месте» , сказал Апостол, имея в виду предписание закона, который ограничил богослужение Иерусалимом. Впрочем, когда и закон имел еще силу, пророки предвидели время благодати, и можно слышать, как божественный Давид взывает: «Благословите Господа, вся дела Его на всяцем месте владычествия Его» (Пс. 102, 22). И устами пророка Малахии Бог всяческих говорит: «На всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста» (Мал. 1, 11). А воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета. Но божественный Апостол заповедует делать сие всем людям, потому что все соделались «род избран, царское священие, язык свят» (1Пет. 2, 9). Повелевает же делать «сие преподобно» , то есть освободившись от всякой неправды и от всякого беззакония. А выражение: «без гнева» , отмещет памятозлобие, ибо так узаконил и Господь: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24). А сие: «без размышления» , значит: без сомнения, веруя, что непременно получишь, чего просишь. Итак, да будут таковы прошения.

1Тим.2:9.   Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою.

«Такожде и жены» . Ибо природа одна и благодать одна. Говорит же Апостол, что и благоприлично им.

«Во украшении лепотнем» , чтобы самая одежда показывала честность души.

Со стыдением и целомудрием да украшают себе. «Ибо это истинное украшение» .

«Не в плетениих, ни златом, или бисерми, или ризами многоценными .

«В плетениих» – это общее достояние и богатых и бедных, а прочее принадлежит тем, у кого есть богатство.

1Тим.2:10.   Но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

«Но, еже подобает женам обещавающымся благочестию, делы благими» . Вы, говорит Апостол, обещаете благочестие и добродетель в делах. Посему с этою целию присовокупляет и прочее.

1Тим.2:11.   Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью.

1Тим.2:12.   А учить жене не по­зволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

«Жена в безмолвии да учится со всяким покорением: жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии» . Поскольку и женщины сподоблялись пророческой благодати, то по необходимости постановляет закон и о сем и не поставляет женщин в Церкви учительницами, и мужей, имеющих нужду в научении. Сему ясно учит и написанное к коринфянам; ибо говорится: «Что бо веси, жено, аще мужа спасеши» (1Кор. 7, 16)? Потом учит благочинию, как сего требует сама природа.

1Тим.2:13.   Ибо прежде создан Адам, а потом Ева.

Адам бо прежде создан быст, потом же Ева. А потом выводит то же из истории падения.

1Тим.2:14.   И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.

«И Адам не прельстися, жена же прельстившися в преступлении быст» . Сие: «не прелъстися» , Апостол сказал вместо: «не первый прельстился», и в этом следовал Писанию. Ибо жена, когда потребован у ней отчет, сказала:

«Змий прельсти мя, и ядох» ; Адам же говорил не так, но: «Жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох» (Быт. 3, 12–13). И Ева, послушавшись змия, не имеет извинения, Адаму же служит малым оправданием, что, обольщенный женою, не сам сорвал и плод с древа, но жена, первая вкусив, подала и мужу. Посему-то и сказал Апостол: «Адам не прелъстися» . Впрочем, надлежит знать и то, что Апостол слагает речь, соображая с настоящею потребностию.

1Тим.2:15.   Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

«Спасется же чадородия ради» . Сие не об Еве, но вообще о целом роде сказал Апостол.

«Аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием» , то есть, если захотят, не только не потерпят от Евы никакого вреда, но приобретут еще весьма великую пользу своею верою и любовию, сохраняя святыню и целомудрие. Так, предписав приличные законы женам, Апостол дает наставление и о прочих церковных чинах.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И. Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 576-605.

Комментарии для сайта Cackle