Глава 1
1Тим.1:1. Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей.
«Павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего». Апостол дает знать ученику, что не восхитил он апостольское звание, но получил повеление от Бога предлагать всем спасительную проповедь. Вместе же с Богом наименовал и Владыку Христа, показывая Их равночестие, и Бога назвал спасением, а Христа – упованием, не разделяя, сим имен и не усвояя того одному, а другому другого, но то и другое разумея о каждом; потому что и блаженный Давид то и другое приписал одному Лицу: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли» (Пс. 64, 6).
1Тим.1:2. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
«Тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол весьма кстати сочетал слово «вера» с именем, выражающим благоволение, потому что не природа, но вера сделала Тимофея сыном; уверовав в Божественную проповедь, удостоился он того, чтобы божественного Апостола назвать отцом.
1Тим.1:3. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному.
1Тим.1:4. И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
«Якоже умолих тя пребыти во Ефесе, идый в Македонию, да завещаеши неким не инако учити, ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере». Уверовавшие из иудеев, высоко думая о своем знании Ветхого Завета, уверовавшим из язычников предлагали некоторые вопросы, пытаясь уличить их в неведении словес Божиих и покушаясь убедить к соблюдению подзаконного образа жизни. Так, разбирали родословия от Авраама и Давида, входя в исследования, действительно ли от них родился Господь по плоти. Посему божественный Апостол повелевает чудному Тимофею заграждать таковым уста и им, искажающим правило учения, не дозволять сего, а другим наказывать, чтобы не внимали их пустословию. «Баснями» же назвал Апостол не самое учение закона, но иудейское толкование оного, называемое у них вторословием1, и учит, что излишние вопросы неразумны, а вера просвещает ум и открывает Божественное домостроительство.
1Тим.1:5. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.
«Конец же завещания есть любы от чиста сердца и совести благия и веры нелицемерныя». Показав бесполезность баснословий, Апостол говорит о пользе собственного своего учения. Тебе, говорит он Тимофею, надлежит научить их, чтобы искренно любили благодетеля Бога и имели чистую веру, подкрепляемую свидетельством совести. После сего, снова начав, продолжает обличительную речь.
1Тим.1:6. От чего отступив, некоторые уклонились в пустословие.
1Тим.1:7. желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
«В нихже нецыи погрешивше, уклонишася в суесловия, хотяще быти законоучителе, не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают». Апостол дал разуметь, что говорит это не о явных противниках, но об утверждающих, что уверовали они в Господа, но искажающих евангельское учение, предположивших, что несмысленные их рассуждения премудрее словес Божиих. А что были они из иудеев, ясно дает сие видеть сказанное: «хотяще быти законоучителе». Поскольку же Апостол употребил против них сильные выражения, то, чтобы не подумал кто, будто бы обвиняет закон, по необходимости присовокупил:
1Тим.1:8. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его.
«Вемы же, яко добр закон есть, аще кто его законне творит». Не закон порицаю, но худых учителей закона. Ибо знаю, что закон полезен для вознамерившихся соблюдать цель закона. Сие значат слова: «аще кто его законне творит», то есть если кто следует цели его. Цель же закона – привести нас к Владыке Христу, и по пришествии Его закон не имеет уже силы. Это сказал Апостол и в Послании к Галатам: «Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду» (Гал. 2, 19). Ибо, закону же повинуясь, говорит Апостол, не храню я закона. Но и иным образом показывает он излишество закона для тех, которые по природе своей не делают доброго.
1Тим.1:9. Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц.
1Тим.1:10. Для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению.
1Тим.1:11. по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
«Ведый сие, яко праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым, нечестивым же и грешником, неправедным и скверным, отца и матере досадителем, мужеубийцам, блудником, мужеложником, лживым, клятвопреступником», то есть закон воспрещает делать все это, а воздерживающийся от сего не имеет нужды в предписании закона. Это воспрещаем также и мы, проповедники Нового Завета. Это видно и из последующих слов Апостола.
«И аще что ино здравому учению противится, по благовестию славы блаженнаго Бога, еже мне уверено быст». Апостол показал, что необходимое в законе согласно и сходно с Евангелием; а необходимое в законе – заповеди: «не прелюбы сотвори, не убий, не укради» и все сему подобное, и излишнее – постановления о жертвах, о днях, о мертвецах, о прокаженных и о всем, что сходно с сим, исполнение чего закон связал с освященным для сего местом, чтобы разрушением оного показывалось и отменение постановленного. «Благовестием» же «славы» назвал Апостол проповедь, потому что обещает она верующим будущую славу. Сказав же божественный Апостол, что ему вверено благовестие, привел себе на память то, на что отваживался он против Церкви, и песнопениями воздал Благодетелю, взывая:
1Тим.1:12. Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение.
1Тим.1:13. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии.
«Благодарю укрепляющаго мя Христа Иисуса Господа нашего, яко верна мя непщева, положив мя в службу, бывша мя иногда хульника и гонителя и досадителя». Не собственною своею действуя силою, предлагаю людям учение сие, но утверждаемый и подкрепляемый Спасшим меня, Который отважившегося неистовствовать против Него соделал верным служителем Евангелия. Показывает же и самый образ происшедшей с ним перемены.
«Но помилован бых». Какой же повод к помилованию?
«Яко неведый сотворих в неверствии». Я слепотствовал, не видел света, не ненавистию движимый, воздвиг брань, но подвизаясь за закон. Но что сделал ты после этого?
1Тим.1:14. Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
«Упреумножися же благодать Господа нашего Иисуса Христа с верою и любовию, яже о Христе Иисусе». Апостол показал, что к полученному им привнес он от себя. Ибо, получив свыше благодать, привнес веру и любовь; уверовал искренно, со всею горячностию возлюбил и не преставал пламенеть сею любовию. Так обнаружив, что было с ним самим, доказывает, что благодать сия предложена всем.
1Тим.1:15. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
«Верно слово», то есть не ложно и истинно, «и всякаго приятия достойно», т. е. удивительно и достойно всякой хвалы, «яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз». Что ради грешников вочеловечился Единородный, этому и Сам Он научил в Священном Евангелии, ибо говорит: «Не приидох призвати праведных, но грешныя на покаяние» (Лк. 5, 32). Апостол же называет себя первым из всех грешников и простирается за самый предел смиренномудрия. Но сказанным после сего уготовляет и нечто иное, еще большее. Впрочем, надобно прежде представить самые изречения, а потом приложить их толкование.
1Тим.1:16. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
«Но сего ради помилован бых, да во мне переем покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную». Как врач, говорит Апостол, когда в одном доме в одно и то же время много больных и все отчаиваются в выздоровлении, взяв одного наиболее трудно больного и давая ему целительные врачевства, и приведя его в совершенное здравие, этим самым влагает доверие к себе и во всех больных, так Владыка Христос, врач душ, вочеловечившись нашего ради спасения, изведя на среду меня всех беззаконнейшего, не только избавил от прежних скверн, но и осыпал величайшими дарами, чрез меня показывая всем людям неизмеримое долготерпение, чтобы никто из величайших беззаконников, взирая на меня, не отчаивался в спасении. Но божественный Апостол сказал это, водясь скромным о себе образом мыслей. Надлежит знать, что не жизнь свою сознавал он беззаконною; и возможно ли сие было тому, кто, пиша к филиппийцам, сказал: по «правде законней быв непорочен» (Флп. 3, 6)? Напротив того, припоминая свои покушения на Церковь, так говорил в Послании к Коринфянам: «иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию» (1Кор. 15, 9). Посему, воспомянув таким образом о благодеяниях Божиих, снова обращает язык к песнословию.
1Тим.1:17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
«Царю же веков, нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков, аминь». Поскольку Апостол показал, что Владыка Христос – податель оных благ, то, намереваясь научить, что соделано сие по благоволению Бога и Отца и при содействии Божия Духа, от единого Лица перешел к общему естеству и вознес песнопение Троице, и, умолчав о Лицах, песнословит Божие естество. Ибо нетрудно дознать, что сказанное принадлежит не только Богу Отцу, но и Сыну и Святому Духу. Ибо Царь веков – не один Отец, но и Единородный Сын, потому что Он Творец веков, а также и Всесвятой Дух, потому что и Его вечным назвал божественный Апостол, сказав: «иже Духом вечным»2 (Евр. 9, 14). Также и нетление и невидимость свойственны и Сыну и Духу. А как сие таким образом приведено в ясность, то и имя Бога, по истине, есть имя единой Троицы. Ибо, кроме Ее, нет иного Бога по естеству. Так Апостол, воспомянув между прочим о том самом, что было с ним, и заключая песнопение, снова возвратился к прежней речи.
1Тим.1:18. Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин.
«Сие завещание предаю ти, чадо Тимофее, по бывших на тя прежних пророчествиих». Наименованием «чадо» Апостол обнаруживает отеческую приверженность, а напоминанием о пророчестве воспламеняет любовь к Благодетелю. Не человеческого призвания сподобился ты, говорит Апостол, но по Божественному Откровению принял рукоположение. Вероятно же, что Тимофей не в учители только поставлен по Откровению, но и в начале каким-либо подобным образом сподобился призвания; посему не сказал Апостол: «по пророчеству», но: «по пророчествиих».
«Да воинствуеши в них доброе воинство». Ибо надлежит тебе оказать себя достойным избрания, привести в исполнение пророчества и мужественно вступить в борьбу с супостатами демонами, потому что учителю надлежит прежде всего быть учителем самого себя и военачальнику должно быть добрым воином.
1Тим.1:19. Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.
«Имея веру и благую совесть». Ибо надлежит с верою сопрягать и похвальную жизнь. «Совестию благою» называет Апостол жизнь, украшенную целомудрием и правдою. Немощь же веры, лишенной этого, показывает в следующих словах:
«Юже нецыи отрину вше», то есть благую совесть, «от веры отпадоша». Ибо развратная жизнь часто служит основанием нечестия. Иные, не вынося обвинений совести, с ними отвергали и простирающийся на все Промысл Божий и бывающее приписали судьбе и року. Именует же Апостол и потерпевших тогда сие крушение.
1Тим.1:20. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
«От нихже есть Именей и Александр». Потом объявляет и произнесенный на них приговор. «Ихже предах сатане, да накажутся не хулити». Но не объявил самой хулы, потому что писал тому, кто знал дело. Предал же их диаволу не как учителю добра, но как жестокому исполнителю казни. Посему не сказал Апостол: «да научит их не хулити», но: «да накажутся не хулити». Ибо, быв отлучены от тела Церкви и лишены благодати Божией, подвергались жестоким ударам от сопротивника, впадая в трудные болезни, страдания, утраты и другие бедствия. Сатане приятно налагать это на людей, так как он, по слову Пророка, и «враг и местник» (Пс. 8, 3). А обучаемым, увидев происходящий от хулы вред, естественно было переменить свой образ мыслей. После сего Апостол излагает определения о церковном чине.
* * *
Мишна.
В слав, переводе читается: святым