Глава II
О порядках при общественном богослужении (1–15).
1Тим.2:1. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
В первой главе апостол поставил в обязанность Тимофею, как доброму воину Христову, распространение здравого учения евангельского. Но не один Тимофей обязан заботиться об утверждении Евангелия, а и вся христианская община. Во всей своей жизни она должна пролагать пути к распространению Евангелия, и прежде всего она должна иметь это в виду при совершении общественного богослужения. Что здесь речь идет именно об общественном богослужении – это видно из того, что участниками или совершителями богослужения здесь представляются одни мужчины (1Тим.2:8.) Таким образом, вторая глава имеет тесную связь с наставлениями, содержащимися в первой главе и поэтому апостол начинает свою речь выражением: «итак – Прежде всего» – т. е. из всех увещаний, с какими хочет обратиться к Тимофею апостол, он на первом месте считает нужным поставить увещание о надлежащем совершении общественных молитв. «Молитвы» – (δεήσεις) – это просьба вообще. «Прошения» (προσευχάς) – всякая молитва и просительная, и благодарственная, даже обет. «Моления» (έντεύξεις) – просьба по отдельному какому-либо случаю. «Благодарения» (ευχαριστίας) – молитвы благодарственные, в противоположность всем молитвам, обозначенным тремя предыдущими выражениями. Чтобы разъяснить смысл всех этих наименований, возьмем во внимание молитву Господню. Вся она может быть названа «молитвою» (προσευχή), но в ней находятся отдельные прошения (δεήσεις). Как скоро эти прошения обращены на отдельные предметы, получается заступление (έντεύξεις – по-русски неточно: «моление»). «Благодарение» же представляет собою, например, славословие, находящееся в конце молитвы Господней.
1Тим.2:2. за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
«Дабы проводить нам жизнь тихую»… Это является не целью молитвы – молитва совершается, собственно, о спасении царей и начальников, в этом именно ее прямая цель, – а результатом, плодом такой молитвы. Но во всяком случае апостол не запрещает христианам иметь в виду при совершении означенной молитвы и такой благоприятный результат ее для них самих. И пятая заповедь требует почитания родителей между прочим и ввиду того, что от этого будет польза самому почитающему: «да благо тебе будет» (ср. 1Пет 3:9). «Во всяком благочестии и чистоте». Христиане должны не только достигать жизни тихой, спокойной, но и стремиться к тому, чтобы жизнь их была благочестивая и достойная их высокого звания (чистота – в достоинстве, с достоинством – σεμνότης).
1Тим.2:3. ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
«Это» – т. е. такие молитвы за всех людей. «Хорошо» – (καλόν), т. е. прекрасно с нравственной точки зрения и вообще прекрасно (ср. 1Тим 1:8, 3:1, 7, 13 и др.).
1Тим.2:4. Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
«Спаслись» – не только в будущей жизни, но также и здесь, на земле, приняв евангельское учение (ср. 2Тим 1:9). «Истины» – спасительного, истинного учения, предложенного людям Господом Иисусом Христом.
1Тим.2:5. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
Из того, что Бог – един, следует, что Он есть спаситель для всех людей (ср. Рим.3:29 и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и людьми – «человек Христос Иисус», и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь несомненно заключается в слове «человек». Если посредник – человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить каким-либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал 1:1). Если бы понимать это место в буквальном, ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что Христос совсем не был человеком… Затем, апостол в пастырских посланиях ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он приписывает Христу предсуществование (1Тим 3:16), называет Его «нашим великим Богом и спасителем» (Тит.2:13).
1Тим.2:6. предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
Еще более побуждает нас молиться за всех людей то обстоятельство, что Христос отдал Себя как выкуп за всех людей (ср. Мф 20:28), а именно, по толкованию святого Иоанна Златоуста, предал Себя на смерть за всех людей. «Таково было в свое время свидетельство». Не все даже Иудеи находили в пророчествах предсказание о Мессии, язычникам же об этих предсказаниях ничего не было известно. Поэтому то своевременно и было открыто или засвидетельствовано о том, что Христос есть спаситель всего человечества, за всех людей принесший искупление.
1Тим.2:7. для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.
Для проповедания этой-то великой истины был призван и сам Павел. Чтобы уверить в этом читателей, апостол клянется (ср. Рим 9:1). Клянется он в том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам. «В вере и истине». Эти слова относятся к выражению «учителем язычников» и показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом, собственная деятельность Апостола Павла, обращавшегося с проповедью о спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться также за всех людей, без исключения.
1Тим.2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении. «Итак», т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 1Тим.2:7. «Желаю» – правильнее: хочу (βούλομαι), высказываю решительно свою волю (ср. различие между θέλω "желаю» и βούλομαι »хочу» в Ев. Мф 1:19). «На всяком месте» – т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения. «Произносили молитвы» – как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви. «Мужи» – т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении (1Кор 14:34). «Воздевая чистые руки». Воздевание рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников. «Чистые руки» – символ чистоты человеческих действий и поступков вообще. «Без гнева». – Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников. «Сомнения» – и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.
1Тим.2:9. чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
1Тим.2:10. но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
Апостол хочет, чтобы женщины как при молитве присутствовали бы в приличном одеянии, так и всегда в жизни своей украшали себя не плетением волос (ср. 1Пет 3:3–6), но добрыми делами, со стыдливостью и целомудрием, свойственными по преимуществу женскому полу. Под «добрыми делами» разумеются вообще хорошие поступки и, в частности, благотворительность.
1Тим.2:11. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
1Тим.2:12. а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
Наставления эти повторяют почти те же мысли, которые высказаны апостолом в 1Кор.14:34 и сл.
«Властвовать над мужем» (αύθεντειανδρός), т. е. становиться на место мужчины в богослужебном собрании.
1Тим.2:13. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
1Тим.2:14. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
Почему женщина не должна становиться выше мужчины – апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина – об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим (Рим.5:12) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи.
1Тим.2:15. впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
В «чадородии», по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: «если пребудет» также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении «чадородия ради» заключается какая-то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.