Глава 7
После сего Пророк извещает, что повелено ему было стать во вратах Божия храма и всякому входящему предлагать пророческое слово; заключало же оно в себе совет и обетование благ.
Иер.7:3. Исправите пути ваша, и начинания ваша, и вселю вы на месте сем.
А также обличает пророчество ложное; ибо сказано:
Иер.7:4. Не надейтеся на себе,
или на словеса лживые, «понеже весьма не упользуют вас, глаголюще: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть». Лжепророки, обманывая их, говорили: возможно ли кому превозмочь Божий храм? Пророк же внушает им, не полагаться на сии слова, а заняться с ycepдиeм исправлением жизни своей, бояться Божиих судов, прилагать попечение об имеющих в нем нужду, прекратить прежние убийства и служение идолам. Так поступая, говорит Бог, не сделаетесь пресельниками, но останетесь в отечественной земле; а если отважитесь на противное сему, и пойдете путем всякого беззакония, то соберете плоды, соответственные вашим начинаниям. Ибо ни во что вменяю покаяние ложное, и не терплю лживых словес; потому что вижу все, что ни делается.
Иер.7:11. И се, Аз видех, глаголет Господь.
Не потерплю, чтобы Мне посвященный дом был убежищем разбойников. Потом уверяет в сказанном тем, что уже совершилось.
Иер.7:12. Сего ради идите
в дом Мой, иже «в Силоме, идеже вселих имя Мое от начала, и видите, что сотворих ему лукавства ради людей Моих Израиля». Селение Силом находилось в земле десяти колен, и в нашествие Ассириян оно уничтожено. Посему Владыка повелевает возлагать упование, не на храм, но на жизнь согласную с законом. А поэтому присовокупляет, что и дом Божий потерпит тоже, и они понесут одно наказание с своими братьями.
Иер.7:15. Отвергу вас от лица Моего, якоже отвергох братию вашу, все семя
сынов Израилевых. Да и Пророку запрещает Бог всякое о них ходатайство; ибо говорит:
Иер.7:16. Яко не услышу тя.
И показывая, что отвращается от них справедливо, присовокупил:
Иер.7:17. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных, и на путех Иерусалимских?
Иер.7:18. Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают Мя.
У кого была в доме коринка, финики и что либо другое сему подобное, тот приносил это идолам. О сем говорит Бог и устами другого Пророка (Ос.3:1.).
Иер.7:19. Мене ли тии прогневляют, глаголет Господь? Еда не себе самих? Да постыдятся лица их,
Сказует же, как будут постыждены; ибо угрожает гибелью не только людей, но и скота, истреблением насаждений и запустением земли; а также воспрещает и богослужение по закону.
Иер.7:21. Сия глаголет Господь сила, Бог Израилев: всесожжения ваша соберите со жертвами вашими, и изъядите мяса:
(Иер.7:22) «яко не глаголах ко отцем вашим, и не заповедах им в день, в он же изведох их от земли Египетския, о всесожжениих и жертвах». (Иер.7:23). «Но токмо слово сие заповедах им, рекий: услышите глас Мой, и буду вам в Бога, и вы будете Мне в люди, и ходите во всех путех Моих, в них же повелех вам, да благо будет вам». И сим показал, что по немощи Иудеев приложено к закону нечто излишнее. Поскольку в Египте научились приносить жертвы идолам; то, с намерением отвратить их от сего (ибо устами всех Пророков отвергает сии жертвы), и вместе снисходя к их немощи, говорит: «изъядите мяса», то есть, и отвергая жертвоприношения, не воспрещу вам вкушать мяса. Ибо в законе повелевает желающим в городах или селениях своих вкушать мяса, но не как жертвенный, а как неосвященный; воспретил же приносить жертвы вне узаконенного места. Посему говорит: ядите это, «яко серну или еленя» (Втор.12:15), то есть, как не приносимое на алтарь.
Потом описывает непокорность отцов их, которые, когда Бог давал им этот совет,
Иер.7:24. Поидоша в похотех сердца своего лукавого.
Показывает же, и какие произросли от сего плоды:
«И сотворишася на задняя, а не на передняя», (Иер.7:25) «от дне, в оньже изыдоша отцы их от земли Египетския, и даже до дне сего. Ибо» за беззаконие свое предаваемы были то Моавитянам, то Аммонитянам, иногда Мадианитянам, весьма часто Филистимлянам. Но Бог показывает и попечительность Свою. Ибо говорит: не переставал Я постоянно вещать им чрез Пророков, внушая, что для них лучше; а они продолжали прекословить, и стали хуже отцов. Однако же ты, говорит Бог Пророку, в ясных словах обличи их, и скажи:
Иер.7:28. Сей язык, иже не послуша гласа Господа Бога своего, ни восприят наказания.
И вот причина сей непокорности: «погибе вера, и отъята есть от уст их». Потом повелевает Бог Пророку плакать, принять на себя печальный вид, остричь голову; потому что народ избранный отвержен. И показывая, что гнев справедлив, открывает, наибольшее доказательство 4 нечестия; ибо говорит:
(Иер.7:30). Mногие «поставиша мерзости своя в дому, в нем же призвано есть Имя Мое, да осквернят его». На сие отважился Манассия, сын Езекиин; но и после него бывшие соревновали сему нечестию. Свидетель же тому божественный Иезекииль, духом отведенный из Вавилона во Иерусалим, и изрекший, что видел в храме таковые беззакония (Иез.8:6–17). Бог обвиняет их и в том, что сыновей и дочерей приносят во всесожжение демонам.
Иер.7:31. Его же,
говорит, «не повелех им, ниже помыслих в сердцы Моем». Попустив, что бы по немощи их совершались у них жертвоприношения бессловесных, соглашусь ли Я узаконить такое убийство? Говорит же (Иер.7:32) о требище Тафеофы, какого-то так называемого идола; а слово «Тафеф» в переводе значит сомкнутие или пожрание. Сказует же, что на сем месте во множестве они будут преданы смерти, повержены «в снедь» и добычу птицам и зверям; само наименование места будет переменено, и назовется оно уже не «юдолию сына Енномля», но «юдолию закланных». Предсказывает также, что город лишится всякого веселия.
* * *
Здесь чтению ὄνομα предпочтено другое: δείγμα.