Источник

Глава 7

1–15. Гнев Божий над Иерусалимом и его храмом. 16–20. Просьбы пророка за народ – напрасны. 21–28. Жертвы также не принесут никакой пользы при непослушании иудеев Иегове. 29–34. Страшное наказание постигнет отступников.

Иер.7:1–15. Иудеи слишком надеялись на свою безопасность, полагая, что Иегова не позволит разрушить Свой храм. Но безопасность эту Бог может обещать им только в случае их исправления. Теперь же, когда самый храм Иеговы они сделали прибежищем для преступников всякого рода, они могут ожидать только его разрушения и погибели всего своего государства.

Иер.7:1. Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да:

Иер.7:2. стань во вратах дома Го­с­по­дня и про­воз­гласи там слово сие и скажи: слушайте слово Го­с­по­дне, все Иудеи, входящие сими вратами на по­кло­не­ние Го­с­по­ду.

Отсюда начинается так называемая «храмовая речь» пророка Иеремии, которая была сказана в храме Иерусалимском. Она кончается IX-ой главой. Сходство ее с речью Иер 26 гл., сказанной в первое время царствования Иоакима, дает право относить ее происхождение к этому же времени. – «Во вратах дома Господня» – т. е. при воротах, ведущих во внешний двор, где стоял народ, а не во внутренний или священнический, куда народ не допускался (Иез 40.17).

Иер.7:3. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.

Иер.7:4. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день».

Храм, сам по себе, – не защита грешникам! Между тем евреи усиленно твердили, что храм – это верное прибежище для них, хотя бы они на деле были совершенными отступниками от Иеговы.

Иер.7:9. Как! вы крадете, убиваете и пре­любо­дей­с­т­ву­ете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,

Иер.7:10. и по­том при­ходите и становитесь пред лицем Мо­им в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.

Иудеи, очевидно, находили для себя возможным соединять почитание Ваала и служение Иегове. Но одно решительно исключает собою другое.

Иер.7:11. Не соделал­ся ли вертепом раз­бойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Го­с­по­дь.

Иудеи самый храм превратили в вертеп или пещеру, куда временно укрываются от преследования властей разбойники.

Иер.7:12. Пойдите же на место Мое в Силом, где Я пре­жде назначил пре­бы­вать име­ни Моему, и по­смотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.

«Силом», город колена Ефремова, до смерти первосвященника Илия был таким же теократическим центром, каким теперь служит Иерусалим. Однако за грехи дома Илия и всего народа Израильского он лишен был своего великого преимущества и теперь, во время Иеремии, он представлял собою одни развалины.

Иер.7:13. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Го­с­по­дь, и Я говорил вам с ран­него утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, –

Иер.7:14. то Я так же по­ступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как по­ступил с Силомом.

Иер.7:15. И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово.

Точно также поступит Господь и с нынешним центральным пунктом теократии – Иерусалимом и его храмом. – «Семя Ефремова» – 10 колен Израилевых, названные здесь по имени сильнейшего колена.

Иер.7:16. Ты же не про­си за этот народ и не воз­носи за них молитвы и про­ше­ния, и не ходатай­с­т­ву­й пре­до­ Мною, ибо Я не услы­шу тебя.

Иер.7:17. Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?

Иер.7:18. Дети собирают дрова, а отцы раз­водят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать воз­лияния иным богам, чтобы огорчать Меня.

Иер.7:19. Но Меня ли огорчают они? говорит Го­с­по­дь; не себя ли самих к стыду своему?

Иер.7:20. Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, изливает­ся гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева по­левые и на плоды земли, и воз­горит­ся и не по­гаснет.

Чтобы показать неизбежность наказания, возвещаемого иудеям, Господь запрещает пророку и молиться за этот народ.

«Богиня неба» – точнее с евр.: царица небесная. Это – вавилонско-ассирийская богиня Астарта. В честь ее в Ассирии и Вавилонии приготовлялось особое печенье, называемое по ассир. каттани, по евр. – kawan; имело оно вид кружочков, что напоминало о луне (Астарта была богиней, собственно, луны).

Иер.7:21–28. Если иудеи рассчитывают на безопасность в виду приносимых ими в храме жертв, то этот расчет неоснователен. Бог не нуждается в жертвах самих по себе. Жертвы должны служить только выражением внутренней преданности иудеев Иегове, какой у них на самом деле не имеется.

Иер.7:21. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: всесожже­ния ваши при­лагайте к жертвам вашим и ешьте мясо;

«Всесожжения... прилагайте к жертвам». Во всесожжении животное сжигалось все, целиком, а из прочих жертв известные части шли на употребление приносивших жертву или священников. Бог теперь говорит, что они могут есть и жертвы всесожжения – Ему они не нужны потому, конечно, что они не являются выражением искреннего расположения к Богу со стороны приносящих.

Иер.7:22. ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожже­нии и жертве;

Иер.7:23. но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Мо­им народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».

Это место для библейских критиков является главным основанием к тому, чтобы отрицать древность так называемого жреческого кодекса, содержащегося в Пятикнижии. Иеремия, говорят, не знал никаких Моисеевых установлений о жертвах. Но мог ли пророк говорить о высокой святости мест жертвоприношения (Иер 7.12 и сл.), если бы он считал законы о жертвах позднейшим измышлением? Также из Иер 17.26; Иер 31.14 и Иер 33.11 видно, что сам Иеремия считал принесение жертв делом нормальным и угодным Иегове (ср. Иер 33.17–24). Поэтому раввины правильно толкуют это место, говоря, что пророк здесь специально говорит о выходе евреев из Египта, исключая синайское законодательство. Ясно, что пророк хочет внушить евреям мысль о том, что первое, что нужно Богу, – это послушание (ср. Исх 6.7; Исх 15.26), жертвы же стоят на втором плане…

Иер.7:29–34. Иудеи осквернили самый храм языческими мерзостями, устроили жертвенники для сожжения детей своих в долине Тофет. За это им нет прощения и Господь превратит их страну в пустыню.

Иер.7:29. Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Го­с­по­дь и оставил род, навлекший гнев Его.

Повеление об острижении волос обращено к дочери Сиона, как это видно из того, что в евр. тексте глагол поставлен в женском роде. – «На горах». Где иудеи грешили, принося незаконные жертвы, там они должны и плакать (ср. Иер 3.21).

Иер.7:30. Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Мо­ими, говорит Го­с­по­дь; по­ставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его;

Здесь указывается на внесение идолов в Иерусалимский храм при царе Манассии (4Цар 21.3–5, 7).

Иер.7:31. и устро­или высоты Тофета в долине сыновей Ен­номовых, чтобы сожигать сыновей сво­их и дочерей сво­их в огне, чего Я не по­велевал и что Мне на сердце не при­ходило.

«Высоты Тофета», находившиеся «в долине сынов Еннома» – объясн. см. Толк. Библия т. 2-й с. 533. – «Я не повелевал». Иеремия, очевидно, здесь как и в других местах (Иер 19.5 и Иер 32.35), говорит о том, что жертвоприношения, совершавшиеся в этой долине, совершались в честь Иеговы. Мысль о необходимости приносить Иегове в жертву детей могла возникнуть под влиянием Исх. 13:2, 12, 22:29 (ср. также Мих. 6.7).

Иер.7:32. За то вот, при­ходят дни, говорит Го­с­по­дь, когда не будут более назы­вать место сие Тофетом и долиною сыновей Ен­номовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.

«За то». Хотя эти ужасные жертвы были отменены царем Иосией и не возобновлялись при Иоакиме (это видно из того, что поражение иудеев при Иоакиме приписывается в кн. Царств преступлениям только Манассии; 4Цар 24.3 ср. 4Цар. 21:11, 23, 26), тем не менее со времени отмены их прошло только 18 лет (до 5-го г. Иоакима), и современники Манассии еще не искупили своего участия в этих беззаконных жертвах никакими страданиями. Теперь им предстоит понести наказание. – Долиною убийства. Сюда, в долину сынов Гинномовых, будет свезено столько трупов убитых Иерусалимлян для погребения, что ее можно будет переименовать в долину убийства или убитых.

Иер.7:34. И пре­кращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос же­ниха и голос невесты; по­тому что земля эта будет пустынею.

Свадебные процессии у иудеев всегда были сопровождаемы хором поющих, который исполнял веселые песнопения.

Особые замечания – по окончании IХ-й гл., так как VII, VIII и IX-я главы образуют одну речь, сказанную в храме.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с.

Комментарии для сайта Cackle