Источник

Глава 30

Владыка Бог, чтобы показать истинность сего пророчества, повелевает Пророку сделанные им предречения и о плене и о возвращении предать письмени. Предвозвещает же сперва скорбное:

Иер.30:5. Тако рече Господь: глас страха услышите: страх, и несть мира.

(Иер.30:6). «Вопросите, и видите, аще раждает мужеск пол». С сим согласно и последующее.

«И о страсе, в немже имети будут чресла и спасение? Понеже видех всякого человека, и руце его на чреслех его, аки раждающия». Здесь, изображая болезнь, представляет в подобие рождающей; а в другом месте, давая знать о плаче, сказал, что у каждого руки сложены на голове.

«Обратишася лица в желтую болезнь». А это признак страха.

Иер.30:7. Яко бысть велик день той, и несть подобна ему: и время

тесноты и скорби всему «есть Иакову». По великости наказания и день назвал великим. Потом соединяет с скорбным и утешение; ибо сказует:

«И от того спасется». Обещает сокрушить иго рабства; предвозвещает и перемену в нравах.

Иер.30:8. И не послужат тии ктому чуждим.

(Иер.30:9). «Но послужат Господу Богу своему. Чуждыми» нарек идолов. Узнав, говорит Пророк, что Бог всяческих и блага подает, и налагает наказания, пророчества его предпочтут всему.

«И Давида царя их возставлю им». Конец пророчеству положил Владыка Христос; потому что от Давида произошел по плоти, и пасет, не Израиля только, но все народы. Пророчество сие, как в сени и образ, приняло отчасти исполнение и на Зоровавеле. Обещав сие, снова утешает их Бог, предвозвещая возвращение, и угрожает гибелью Вавилонянам. Ибо говорит:

Иер.30:11. Сотворю скончание во всех языцех, в няже, разсеях тя там.

Дает же им обетование благ. Ибо говорит:

«Тебе же не сотворю в скончание, но накажу тя в суде, и очищая не очищу тя»; то есть, накажу и утешу, и не попущу оставаться ненаказанным, и не оставлю беспомощным. Ибо сие означают слова: и «очищая не очищу тя», не попущу тебе не изведать бедствий. Великостию же угрозы желая сделать, чтобы отложили свое лукавство, присовокупляет и сие:

(Иер.30:12). Сильно «сокрушение твое, болезненна есть язва твоя», (Иер.30:13). «Несть судяй суда твоего»; потому что ни один человек не обличал неправды Навуходоносоровой.

«На болезнь врачевался еси», то есть с ощущением боли.

«Пользы несть тебе». Слово: польза употреблено здесь относительно не к душе, но к человеческой помощи, сие видно из последующих слов:

Иер.30:14. Вси друзи твои забыша тя, ниже вопросят о тебе,

«яко язвою вражиею поразих тя;» потому что не с обычным Мне долготерпением поступил Я, но глубоко надрезал болящий член. Это делает и врач, видя, что болезнь трудна. И объясняя справедливость наказания, Бог присовокупил:

«Наказанием твердым»: «множества ради неправды твоея провозмогоша греси твои». С сим согласны и последующие слова:

Иер.30:15. Что вопиеши о сокрушении твоем! неисцельна есть болезнь твоя,

то есть, наказание сильно, однако же и справедливо.

«Множества ради неправды твоея»: потому что превозмогли грехи твои, «сотворих ти сия». Однако же и самим врагам, сделавшим нашествие, угрожает избиением и рабством; потому что избежавшие смерти сделались рабами победивших. Продолжает же и утешать народ Свой благими обетованиями.

(Иер.30:17). Открою врачевание твое, «от раны» болезненной «уврачую тя», «рече Господь». Употреблю в дело и резание и губку, и жестоко и легко действующие врачества.

«Яко расточенным называху тя Сионе». Насмехались над Иерусалимом соседние народы, поставляя ему на вид и пленение и рабство.

«Ловитва наша есть, яко несть взыскающаго его». Когда не обращал Я на него взора, и не защищал его, говорит Бог; тогда для враждующих на него был он, как готовая добыча. Но по наказании освобожу их от рабства; они возвратятся, построят города, воссоздадут храм, и будут совершать в нем богослужение по закону. Ибо сие сказал Бог:

«И храм по чину своему утвердится». Присовокупляет же и все прочее, что свойственно благоденствию.

Иер.30:19. И изыдут из него поющии, и глас играющих.

Обещает также им умножение рода и многочадие. Ибо говорит:

«И умножу я, и не умалятся». (Иер.30:20). «И внидут сынове их якоже и прежде, и свидения их пред лицем Моим исправятся». Слово: «свидения», сирский толковник перевел: «синагога».

«И посещу на вся стужающия им», (Иер.30:21). «И будут крепльшии» их «на ня. Стужающими» называет Вавилонян, «а крепльшими» их Мидян и Персов, которые сокрушили господство 15 Вавилонян.

«И князь его из него изыдет». Во время пленения Иудеи князем своим имели царя вавилонского, а по возвращении из Вавилона первым князем был у них Зоровавель, сын Иоседеков, и после него управляли ими архиереи.

«Кто бо есть той, иже приложит сердце свое обратитися ко Мне? рече Господь». Сие сказано и в другом месте: вопросите роды прежние, бывшие прежде вас: кто веровал Господу и постыдился? Потом постигшие их скорби приписывает Божию гневу, и показывая справедливость оного, присовокупляет:

Иер.30:23. На нечестивыя приидет.

Но объясняя возможность сего, прибавляет:

Иер.30:24. Не отвратится гнев ярости Господни, дóндеже сотворить, и дóндеже исполнить умышление сердца своего.

Ибо кто воспротивился изволению Его? Обличая их неверие, говорит: в «последния дни познаете я». Поскольку не верите словесам, то дознаете из опыта на самом деле.

* * *

15

Здесь чтению: τν αωτηριυν предпочтено другое: τν δυναςἰαν.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle