Глава 31
Примешав снова к печальному радостное, Пророк открывает причину сего.
Иер.31:2. Тако рече Господь: обретох теплоту в пустыни со изгибшими от меча
ходивших в речениях израильских. Вместо слова: «теплота» в сирском и еврейском читается: щедрота. С сим и значение еллинского слова имеет некоторое сродство; ибо, у кого сердце очень тепло, тот смягчается до милости. «Пустынею» же Пророк называет Вавилон, и дает знать, что Владыка умилосердился над рабствующими там. Согласно с сирским переводом и следующее.
Иер.31:3. Любовью вечною возлюбих тя: того ради вовлекох тя в щедроты.
Не твой нрав, говорит Бог, стал причиной твоего спасения, но Моя милость. Предсказывает же, что будут снова ликовать с тимпанами и другими орудиями, заботиться о садоводстве, совершать божественные праздники. Предсказывает также и соединение колен.
Иер.31:6. Яко есть день воззвания отвещавающих в горах Ефремовых: востаните,
и взыдем «в Сион к Господеви Богу нашему». Те самые, которые прежде служили юницам, оправдаются в прежних согрешениях, притекут в Сион, и поклонятся Богу всяческих. Повелевается же им песнословить Бога с весельем и величаться над соседними народами; ибо сие значат слова:
Воскликните на «главу языков», и чрез это провозвестите Божию помощь. Сказует Бог и о времени возвращения. Ибо говорит:
Иер.31:8. Соберу их от конец земли в праздник
фасек. Слово: фасек на еллинский язык переводится словом: пасха. И означая множество собранных, Пророк говорит: между ними хромой и слепой, чреватая и рождающая, единодушно церковь великая 16; потому что в городах многолюдных можно найти все сему подобное. Напоминает Бог о плаче во время пленения, и предсказывает радость возвращения утешения во время путешествия. Ибо говорит:
Иер.31:9. Со утешением возведу я, проводя чрез рвенники вод по пути праву, и не заблудят по нему.
И показывая причину сего о них попечения, присовокупил:
«Яко Аз бех Израилеви во Отца, и Ефрем первенец Ми есть. Ефремом» называет не сына Иосифова, но десять колен; между ними первородным был Рувим, а вторым Симеон; назывались же десять колен Ефремом, потому что в Ефремовом жребии построена была царская столица. Как и теперь от главного города у Римлян все мы называемся Римлянами, так и тогда от Ефрема получили себе имя десять колен. Бог повелевает провозгласить о сем и народам языческим, и всем возвестить о возвращении народа Божия. Но провозглашение было не словесное, хотя все слышали, потому что явственнее слов вопияли дела. Обещает также Бог плодородие земли, плодородие скотов, и душевное веселиe.
A cие: (Иер.31:14). «упою душу жерцев сынов Левииных» значит: исполню их всяких благ. Это явствует и из последующих слов:
«И людие Мои благот моих насытятся», говорит Господь. (Иер.31:15). «Тако рече Господь: глас в Раме слышан бысть плача и рыдания и вопля: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися о чадех своих, яко не суть». Город Рама был в колене Вениаминовом, а гроб Рахили «на ипподроме Хафрафы, еже пpиити во Ефрафу» (Быт.48:7). Пророчество сие пришло в исполнение при Ироде первом; ибо он избил младенцев, надеясь предать с ними смерти и родившегося Спасителя. Пророк дал сему место среди обета о даровании благ, научая сим, что истинное благо и главизна нашего спасения есть рождение по плоти Господа и Спасителя нашего, по причине которого и младенцы претерпели неправедное оное избиение.
(Иер.31:16). Сие глаголет Господь: «да почиет глас твой от плача, и очи твои от слез, яко есть мзда делом твоим,глаголет Господь, и возвратятся» сыны их в горы их. И объясняя, за какие дела обещает «мзду», указует ему на покаяние в Вавилоне.
Иер.31:18. Слыша слышах Ефрема плачуща.
Открывает, и какие слова произнес при сем Ефрем:
Наказал мя еси Господи, и не наказахся: якоже телец не научихся». Тоже сказал Пророк и выше: «бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания» (Иер.5:3). И Пророк Осия говорит: «Ефрем юница наученая, еже любити прение» (Ос.10:11), то есть, прекословит и не приемлет ига закона; и еще: Ефрем сделался яко же юница «стрекалом стречема» (Ос.4:16). Пророк же присовокупляет и то, что говорил Ефрем, умоляя Господа.
«Обрати мя, и обращуся, яко Ты еси Господь Бог мой». Если Тебе не будет угодно, не избавлюсь от рабства.
Иер.31:19. Понеже последи пленения моего покаяхся, и последи разумения моего
ударял я по бедрам, «и возстенах в день посрамления». По испытании бедствий пришел в сознание греха. Сие говорит и блаженный Давид: «прежде даже не смиритимися, аз прегреших; сего ради слово Твое сохраних» (Пс.118:67); и еще: «благо мне, яко смирил мя еси»; «яко да научуся оправданием Твоим» (Иер.31:21). А бить себя по бедрам свойственно болезнующим и кающимся.
Устыдился и уступил я «Тебе, яко приях укоризнуют юности моея». Ибо издавна и изначала продолжал я преступать заповеди Твои. Но Владыка показует человеколюбие, и говорит:
«(Иер.31:20). Сын любезен Мне Ефрем, отроча питающееся», то есть нежное и приятное. Если останешься в этом расположении, говорит Бог, и будешь помнить Мое о тебе попечение; то насладишься благами. И в следующих словах заключается обещание.
«Понеже словеса Моя в нем, памятью воспомяну и». Поскольку приносит покаяние, и помнит Мои заповеди; то сподобится Моего о нем промышления. Ибо говорит Бог:
«Того ради» посещу его, «милуяй помилую его». Потом советует воспользоваться врачествами покаяния.
Иер.31:21. Постави себе самого,
Сионим. Слово: «Сионим» сирский толковник перевел: знамения, как бы давая такой смысл: должно назнаменовать, какие плоды пожал ты от беззакония, и какие блага доставило тебе покаяние. Поэтому и советует Бог возложить на себя добровольное наказание.
«Сотвори» себе «мучение, направи сердце твое на рамена твои»; то есть положи сам на себя бремя покаяния, пребудь в том, что так хорошо избрал для себя; ибо сие и присовокупил Бог:
«На путь, имже ходил еси». Потом повелевает Израилю возвратиться, и идти в свои города, но не оставлять плача, и говорит:
«Обратися в грады твоя рыдающи». Такое рыдание не противно веселью; потому что, и наслаждаясь благами, надобно нам помнить свои прегрешения, и плакать о них.
Иер.31:22. Доколе отвращаешися, дщи обезчествованная? яко созда
тебя «Господь» во спасение «в насаждение ново»: во спасение «обыдут человецы». Здесь ясно указал и причину возвращения; ибо предвозвещает, что будет чрез него новое насаждение. И сие-то насаждение принесли вселенной происшедшие от нея Апостолы, что ясно изречено сим пророческим словом: во «спасении обыдут человецы». Ибо Апостолы, обошедши все народы, принесли им спасение в боговедении. Потом снова Бог предвозвещает блага, какими насладятся по возвращении, и веселие, какое произойдет при сем. A cие: (Иер.31:27). «всею» в дом «Израиля» и в дом Иуды «семя человече, и семя скотское», означает множество.
Иер.31:29. В тыя дни,
говорит Бог, «не рекут ктому: отцы ядоша кислая, а зубы детем оскоминишася». (Иер.31:30). «Но кийждо своим грехом умрет, и ядшему кислая оскоменятся зубы его». Сие еще яснее выразил Владыка устами богомудрого Иезекииля, и мы дали на сие подробное истолкование. Смысл же сказанного таков: как невозможно есть незрелые ягоды, и зубам едока не чувствовать оскомины, так невозможно, когда согрешили отцы, подвергать наказанию детей. И в подтверждение сказанного присовокупляет Бог следующее.
Иер.31:31. Се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов».
(Иер.31:32). «Не по завету, его же завещах отцем их, в день, в онь же, емшу Ми за руку их, извести я от земли египетская, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь». Столько невозможно, говорит Бог, за отцовские грехи подвергать наказание детей, что детям, которых отцы согрешили, обещаю величайшая блага. И в то же время открыл Он нам многие предречение: первое, что один законоположник обоих заветов; потом, что прежний завет не совершен; и сверх того, что единородное Божие Слово соделалось подателем евангельских благ, и Оно же освободило Израиля от египетского рабства; Оно же, беседуя с Moисеем, изрекло: «Аз есмь Сый» (Исх.3:14). И сего достаточно не только к обличению Иудейского беззакония, но и к обнаружению еретической хулы.
Иер.31:33. Яко сей завет, его же завещаю дому Израилеву»,
и дому Иудину, «по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди». Сие показал нам Бог на самом деле; ибо, возведя на гору священных Апостолов, не на каменных скрижалях, дал им, но на сердцах их написал божественные законы, и делателям добродетели предложил в награду блаженства.
Иер.31:34. И да не научит»
ктому «кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко еси познают Мя от мала даже и до великаго их». Исполнение сих слов последует в будущей жизни, потому что в ней не будем уже нуждаться во взаимном обучении, когда сами вещи будут ясно открыты, действие страстей прекратится, сделаются тела нетленными, а души неизменяемыми. Священному же Писанию обычно соединять вместе многие пророчества; ибо, говоря о пленении, сказует вместе и о возвращении. Да и Господь в священном Евангелии, сказуя об Иерусалиме, говорит в тоже время и о кончине Мира. «Яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому». Сие дарует благодать всесвятого крещения: ибо, по оставлении прежних грехов, не воспоминает уже оных. После сего, показав, что Он создатель солнца, луны и звезд, и что Он же повелел, одному производить день, а другим освещать ночь, и что по Его же мановению волнуется море и приходит в тишину, присовокупил:
Иер.31:37. Аще премолкнут законы cии от лица Моего, рече Господь,
то и «род Израилев престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни». К сему должно применить сказанное Пророком Исаиею: «аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется» (Рим.9:27); потому что оба пророчества истинны; «не вси бо сущии от Израиля, cии Израиль», (Рим.9:6), но уверовавшие в Бога и принявшие спасительную проповедь, из которых и чрез которых составилась Церковь в целой вселенной.
(Иер.31:35). Сие глаголет Господь «аще вознесется небо на высоту, и аще смирится испод земли низу, и Аз» созижду дом Израилев, «глаголет Господь». Как невозможно небу стать выше и земле ниже, так невозможно и то, чтобы вовсе отринут был Израиль.
Иер.31:38. Се, дние грядут,
глаголет «Господь, и созиждется град Господеви от Анамеиля, до врат угольных». Сирский переводчик говорит: от столпа угла Анамеиля 17.
Иер.31:39. И изыдет
ктому уже «размерения его противу ему до» холма «Гарив». Пересказывает наименования мест в окружности города.
«И объемлется окрест избранным камением», то есть, обложен будет большими и твердыми камнями.
(Иер.31:40). «И всю юдоль» Фагарим и до Сподии, «и весь Ассаримоф даже до водотечи кедрския, даже до угла коний врат восточных, освящение Господеви. Сподией» называет место, куда выбрасывали жертвенный пепел, а «Фагаримом» – места, где закалывали овнов. Сказав выше об окрестностях города, в сих словах показал, что окружало божественный храм.
«И ктому не исторгнется, и не потребится даже до века». Сомнение, к какому приводят слова сии, Пророк разрешил в сказанном выше: «наконец реку на язык и на царство, да возсозижду и насажду, и аще» обратившись, язык той «сотворят лукавое, не наведу на него благ, яже глаголах» (Иер.18:9,10).
* * *
Слова сии читаются у блаженного Феодорита не по переводу семидесяти.
По славянскому переводу: «от столпа Анамеиля».