Глава 1. Преосв. Кирилл до назначения его на должность настоятеля русской миссии в Иерусалиме
Преосв. Кирилл в мире назывался Василием Николаевичем Наумовым. Он родился 25 декабря 1823 года и был сын диакона Михаило-архангельской цервви г. Калуги Николая Наумова. Детство его прошло посреди самой неприглядной обстановки в доме бедного отца, имевшего немалочисленную семью. Первоначальное школьное образование В. Н. Наумов получил в калужских духовных училищах – приходском и уездном (1832–1838 г.), откуда поступил в Калужскую духовную семинарию. Как в училищах, так и особенно в семинарии (1838–1843 г.) он учился с отличным успехом и отличался скромностью и кротким характером. К концу семинарского учебного курса В. Н. Наумов стал особенно выделяться из среды своих товарищей хорошими успехами и потому, по окончании первого года его пребывания в богословском классе семинарии, он был назначен к поступлению в С.-Петербургскую духовную Академию.
В этой последней В. Н. Наумов учился также с выдающимся успехом, имея своими товарищами таких даровитых людей, как Евграф Ловягин и Моисей Голубев, бывшие впоследствии вместе с Наумовым профессорами воспитавшей их Академии, Леонтий Лебединский, скончавшийся в сане московского митрополита и др. Но еще более, чем успехами, В. Н. Наумов выделялся среди своих товарищей поведением. В окончательном списке по поведению за весь академический курс инспектор Академии, apxим. Макарий (Булгаков), знавший хорошо всех вообще студентов, поставил его первым среди всех товарищей и аттестовал его самым лестным образом.
В 1847 году В. Н. Наумов окончил академический курс третьим магистром и тотчас же принял монашеское пострижение с именем Кирилла. Так как иером. Кирилл был известен академическому начальству за человека трудолюбивого и даровитого, то он сразу же после окончания академического курса был оставлен при Академии баккалавром. Ему была поручена одна из важнейших в академическом курсе кафедр – кафедра нравственного богословия, оставшаяся свободною после иером. Феофана (Говорова), который тогда, с разрешения Св. Синода, отправился в Иерусалим для поклонения св. местам и исполнения возложенных на него особых поручений. 31 октября 1847 г. иером. Кирилл был утвержден Св. Синодом в звании баккалавра и начал преподавание порученного ему предмета.
Дальнейшая служебная его карьера пошла успешно и довольно быстро. Этому содействовало, без сомнения, помимо личных достоинств и заслуг его, и особенное покровительство иером. Кириллу со стороны преосв. Макария Булгакова, который в 1850 г. был назначен ректором Петербургской духовной Академии и младший брат которого был женат на родной сестре иером. Кирилла. 26 сентября 1851 года последний был возведен в звание экстраординарного профессора Академии и стал с выдающимся успехом преподавать, кроме нравственного, еще и пастырское богословие. В начале 1855 года в Петербургской Академии освободилась должность инспектора, за назначением бывшего инспектора архим. Иоанна Соколова на должность ректора Петербургской духовной семинарии. На его место, без сомнения, по представлению и ходатайству преосв. Макария, был назначен 16 января 1855 года иером. Кирилл, тогда же возведенный в сап архимандрита. Вскоре после того, именно 12 апреля 1855 года архим. Кирилл бил назначен ординарным профессором Академии.
Исполняя усердно инспекторские и профессорские обязанности, архим. Кирилл в то же самое время весьма ревностно и неутомимо трудился и на учено-литературном поприще. Во все время своего служения в Петербургской духовной Академии архим. Кирилл был одним из самых усердных и плодовитых сотрудников академического журнала. Особенно это должно сказать о том времени, когда редактором «Христиавсваго Чтения» был преосв. Макарий, который постоянно побуждал и располагал архим. Кирилла к писательской деятельности. Сам он уже впоследствии писал преосв. Макарию в ответ на его приглашение сотрудничать в основанном им харьковском журнале «Духовный Вестник»: «что до меня касается, таким ретивым сотрудником, как в старые годы, я уже не могу быть…»3.
Важнейшие учено-литературные труды архим. Кирилла находились в непосредственной связи с занятиями его по должности профессора. Таковы именно его сочинения: а) Минуты уединенных размышлений и б) Пастырское богословие. Последний труд особенно замечателен. Он дал своему автору вполне заслуженное право на звание ученого богослова. За это сочинение архим. Кирилл был удостоен Св. Синодом степени доктора богословия, а от Академии Наук – половиной Демидовской премии. Преосв. Макарий Булгаков, рассматривавший это сочинение Кирилла, по поручению Академии Наук, признал его в своем отзыве «лучшим из всех, существовавших у нас тогда сочинений по предмету пастырского богословия, равнявшимся с лучшими иностранными сочинениями по тому же предмету»4. Из других сочинений архим. Кирилла заслуживают упоминания: 1) Жизнь св. благоверного великого князя Александра Невского и 2) Акафист сему святому5.
На службе в Петербургской духовной Академии архим. Кирилл оставался до 1857 года. 1 мая 1857 года в Петербургской Академии освободилась должность ректора, за назначением бывшего ректора преосв. Макария на тамбовскую архиерейскую кафедру. По-видимому, все клонилось к тому, что его место должен был занять архим. Кирилл, которому временно и было, действительно, поручено исправление ректорской должности, Архим. Кирилл к этому времени прошел уже все ступени иерархического служения в Академии, пользовался известностью, как ученый богослов, имел высокое звание доктора богословия и, таким образом, был, казалось, по человеческим соображениям, правоспособным кандидатом на должность ректора Академии. Тем не менее однако же Промыслу Божию угодно было приготовить архим. Кириллу совсем иное место служения. Ректором Петербургской Академии на место преосв. Макария Булгакова был назначен товарищ его по Киевской Академии, настоятель русской посольской церкви в Константинополе архим. Феофан (Говоров). Архим. Кирилл тогда оказался в несколько неловком положении. По крайней мере, так это казалось ему самому и окружавшим его. В самом деле, не более как за два года пред тем архим. Феофан был только баккалавром по каноническому праву в той же самой Академии, в которой архим. Кирилл тогда занимал должность инспектора и ординарного профессора. Теперь же, с назначением архим. Феофана ректором Петербургской Академии, прежний подчиненный делался начальником архим. Кирилла. Высшее начальство также не могло не замечать того неловкого положения, в каком оказался этот последний. Призвано было необходимым дать архим. Кириллу какое-либо другое назначение. Между прочим, московский митрополит Филарет (Дроздов) рекомендовал его было на должность настоятеля русской посольской церкви в Константинополе, которую занимал пред тем архим. Феофан. «По сочинениям инспектора С.-Петербургской духовной Академии, архимандрита Кирилла и по слухам о нем, – писал м. Филарет, – думаю, что в нем найдется довольно способности, знания людей, искусства обращаться в разностихийной сфере, чтобы служить в константинопольской миссии»6. Однако же архим. Кирилл почему-то отказался от этого назначения, – быть может, из нежелания быть преемником архим. Феофана, которого он считал ниже и моложе себя по службе. К счастью для него, скоро открылся новый выход из неловкого его положения. В это время решено было восстановить русскую духовную миссию в Иерусалиме, закрытую в 1853 году, по случаю начавшихся тогда военных действий. Для большей представительности и влияния русской иерусалимской миссии решено было начальником ее назначить епископа. Архим. Кириллу было предложено занять место начальника этой миссии, под условием возведения его в сан епископа. Он принял это предложение, «видя в нем, – как замечает историк С.-Петербургской духовной Академии, – довольно благоприятный выход из своего положения»7. Действительно, только одно желание во что бы то ни стало выйти из ложного положения могло побудить архим. Кирилла принять назначение, к которому он, по собственному его убеждению, был весьма мало подготовлен и способен. «Душа мирна, – писал он преосв. Макарию 19 сентября 1857 года, через неделю после своего назначения в Иерусалим, – но поприще слишком важно и очень страшно. Радует все, – и внимание правительства, и сочувствие публики, и предварительные условия помещения в Иерусалиме миссии, признанной султаном и получившей в лице своего начальника право сношений с одним только патриархом иерусалимским, на основании совершенного равенства, вне всякой зависимости от духовенства святогробского (т. е. синода иерусалимского), но ответственность страшно велика, назначение слишком многосторонне»8.
13 октября 1857 года архим. Кирилл был хиротонисан в С.-Петербурге в сан епископа с наименованием мелитопольского, 21 числа того же месяца он представлялся Государю Императору, которому угодно было лично дать необходимые указания преосв. Кириллу относительно предстоявшего ему служения на православном Востоке, и Государыне Императрице, а 3 ноября того же года он уже отправился к месту своего нового назначения»…9
Но прежде, чем говорить о дальнейшей деятельности преосв. Кирилла, как настоятеля русской миссии в Иерусалиме, мы считаем необходимым познакомить наших читателей с тою обстановкою, в какой предстояло ему действовать. Для этого мы хотя в самых кратких и общих чертах изобразим состояние христианства в Сирии и Палестине ко времени прибытия туда нашей второй духов
* * *
См. Русс. Стар. 1890 г., т. LXVIII , октябрь, стр. 188.
Мы имели под руками подлинный рукописный отзыв (автограф) преосв. Макария о сочинении архаим. Кирилла.
См. Русск. Стар. 1889 г., т. LXIV, декабрь, стр. 796.
См. письма м. Филарета к Высочайшим Особам и др. лицам, издан. архиеп. Саввою. Тверь. 1888 г., т. II, стр. 47.
См. у И. А. Чистовича. С.-Петербургская духовная Академия за последние 30 лет. СПБ. 1889 г., стр. 5.
См. Русс. Стар. 1889 г., т. LXIV, декабрь, стр. 798. Уже одно понятие, какое имел преосв. Кирилл в данное время о святогробсом иерусалимском братстве, ясно показывает, как мало он знал дело, на которое шел.
См. там же стр. 798.