Источник

III Тиверий (23, по другим 21 год)

Тиверий принял императорское достоинство как бы по принуждению и с жалобами, что на него налагается неприятное и тяжкое иго.

Оратор Кай Азиний, сын Азиния Поллиона, о котором упоминает и Виргилий, умерщвляется Тинерием в жестоких мучениях.

....................

....................

Историограф Тит Ливий умирает в Павии.

Поэт Овидий скончался в ссылке и погребен около города Том.

Германик кесарь одерживает победу над Парфянами.

Разрушены землетрясением тринадцать городов: Ефес, Магнезия, Сарды, Мостина, Эгея, Иерокесария, Филадельфия, Тмол, Темн, Кимы, Мирина, Аполлония, Гиркания.

Фенестелла, исторический писатель, умирает 70 лет и погребается в Кумах.

Тиверий, лестью вызвавши к себе многих царей, более не отпускал их, и в числе их Архелая Каппадокийского, царство коего обративши в провинцию, знаменитый город Мазак приказал назвать Кесариею.

Сгорел театр Помпея.

Тиверий делает Друза соучастником к царствовании.

Кесарь Друз умирает от яда.

Квинт Атерий, одушевленный и популярный оратор, достигает почти 90-летней старости в величайшем почете.

Сервий Плавт, обвиненный в растлении сына, сам себя убивает в суде.

Четверовластник Филипп, Панеаду, в которой построил очень много зданий, назвал Кесариею Филлиповой, а другой город Юлиадою

Понтий Пилат посылается от Тиверия прокуратором Иудеи

Воциен Монтан, нарбонский оратор, умирает на Балеарских островах, куда сослан был Тиверием.

Ирод построил Тивериаду и Ливиаду.

Иоанн, сын Захарии, проповедуя в пустыне около Иордана, свидетельствует, что среди них находится Христос, Сын Божий. И сам Господь Иисус Христос отселе возвещает народам путь спасения, знамениями и силами свидетельствуя истинность того, что говорил.

В настоящий год, то есть 15-й Тиверия Кесаря считается: от второго года восстановления храма, которое совершилось во второй год Дария царя персидского, лет 548; а от Соломона и первого построения храма 1060 лет; от Моисея и исхода Израиля из Египта 1339 лет; от Авраама и царствования Нина и Семирамиды 2044 года; от потопа до Авраама 942 года, от Адама до потопа 2242 года.

Начало восемьдесят первого юбилея по еврейскому счислению. Иисус Христос, Сын Божий, проповедуя всем путь спасения, творит описанные в евангелиях чудеса.

Иисус Христос Сын Божий, напояя учеников своих Божественными тайнами, заповедует, чтобы они всем народам возвещали обращение к Богу.

Иисус Христос Сын Божий по предреченным о Нем пророчествам, приходит на страдание в 18 год Тиверия, в каковое время и в других, языческих, памятниках находим буквально следующее: «Было затмение солнца, и тмя по всей земле. В Вифинии было землетрясение, и в городе Никее разрушено очень много зданий». Все это соответствует тому, что случилось во время страдания Спасителя. Пишет об этом и Флегонт, знаменитый исчислитель олимпиад, в ХIII книге говоря так: «А в четвертом году 202 олимпиады было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Никее». Так говорит вышесказанный муж. А доказательство того, что Спаситель пострадал в том году, представляет Евангелие Иоанна, в котором пишется, что после пятнадцатого года Тиверия кесаря Господь проповедовал в течение трех лет. И Иосиф, природный иудейский писатель, свидетельствует, что около этих времен в день пятидесятницы священники ощущали сначала колебания почвы и некие звуки; потом из святого святых храма вдруг раздался чрезвычайный голос говорящих: «перейдем из сих мест»3. Упомянутый муж пишет также, что в том же году начальник Пилат в тайне ночи поставил в храме изображения кесаря. Но когда иудеи воспротивились этому и как бы по единодушному уговору приготовившись к смерти, все пали ниц и приготовили обнаженные шеи для принятия ударов, Пилат, тронутый, приказал вынести статуи. И это было для иудеев первою причиною возмущения и волнений.

Первым епископом иерусалимской церкви поставляется апостолами Иаков брат Господень.

Отселе должно обращать внимание на то, сколь великие бедствия удручали затем народ иудейский.

Кассий Север, изрядный оратор, проигравший свое Квинтианское предместье, на 25 году своей ссылки умирает в крайней бедности, едва прикрытый рубищем по срамным частям тела.

Стефан побивается камнями. Савл обращается ко Христу.

После вышесказанного возмущения, поднявшегося из-за изображений кесаря, Пилат, употребив священную казну, называемую иудеями корваною, на иерусалимский водопровод, дал семена для второго возмущения.

Сеян, префект Тиверия, имевший пред ним очень большую силу, настоятельнейше советует ему истребить народ иудейский. Упоминает об этом Филон во второй книге Посольства.

Иаков, брат апостола Иоанна, но приказанию Ирода царя, умерщвляется усечением главы.

Апостол Петр, заключенный Иродом в темницу, и связанный двойными оковами, чудесно освобождается ангелом.

В Волатеррах родился Персий Флакк сатирик.

Агриппа сын Аристовула, сына Ирода царя, обвинитель Ирода четверовластника, отправившись в Рим, Тиверием заключается в оковы за то, что публично молил Бога о том, чтобы, поразив мгновенною смертью Тиверия, Он дал ему видеть владыкою всех Кая.

Когда Пилат донес Тиверию об учении христиан, то Тиверий сделал представление сенату, чтобы (Иисус Христос) был принят в число других богов (inter caeteia sacra reciperetur). Но когда определением сенаторов постановлено христиан изгнать из города (Рима), то Тиверий эдиктом грозил доносчикам на христиан смертью. Об этом пишет Тертуллиан в Апологетике.

Апостол Петр основал антиохийскую церковь и получив там кафедру, святительствовал 25 лет.

Умерщвлены многие из сенаторов и всадников римских. Тиверий умирает в Кампании в Лукулловой вилле.

* * *

1

Переводим хронику Евсевия по изложению Иеронима начиная только с Рождества Христова, имея в виду интерес богословский и церковно-исторический, которого не представляет предшествующая часть хроники. На этом же основании считаем возможным опустить в переводе и хронологическое указание лет от Авраама, по олимпиадам и по годам царствования царей иудейских (до разрушения Иерусалима) и ограничиваемся христианскою хронологию. Звездочками обозначаем показания сомнительной подлинности, находящиеся ее во всех списках хроники по изложению бл. Иеронима. Прим. Редакции.

3

Свидетельство Иосифа Флавия, как известно, относится ко времени разрушения Иерусалима Титом, а не ко времени страдания Господа. Иероним везде, за исключением одного места, повторявший эту ошибку, вероятно, следовал Евсевию, введенному в свою очередь в заблуждение испорченными списками Иосифа Флавия.


Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - Киев : Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879-. / Ч. 5. - 1879. - [4], 481 c. (Библиотека творений св. отцев и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн. 8) / Изложение хроники Евсевия Памфила. 345-394 с.

Комментарии для сайта Cackle