Источник

§ 39. Разбор натуралистических теорий о происхождении мира и человека

В то время, как библия учит, что материя получила свое начало от Бога, создана высшею, всемогущею Силою, материалисты полагают, что материя не имеет начала и существует вечно. Где же правда? Отвергая библейский взгляд, обыкновенно приводить изречение древних мудрецов: из ничего ничего не бывает, и в этом изречении находит противоречие понятие о творении. Но это положение, применимое к человеку, как существу ограниченному, совершенно не приложимо к Богу, Существу всемогущему.

Постараемся затем оценить вторую гипотезу: мир не имеет начала; материя существует вечно.

Где же основание для такого утверждения? Единственным основанием является тот несомненный факт, по которому вещество не уничтожается и не нарастает. Но если человек, как ограниченное существо, действительно не может, по свидетельству науки, ни произвести вновь, ни уничтожить самомалейшего количества материи никакими способами, то заключение отсюда к вечности материи на самом деле не будет ли подобно заключению ребенка, который, одни игрушки быв в состоянии изломать, другие нет, отсюда вывел бы, что так как эти последние не поддаются его усилиям сломать их, то они вечны? Из других же данных естественных наук с необходимостью вытекает заключение о появлении материи во времени. Эти данные заключаются в свидетельствах науки, что наш мир несомненно имеет историю, т.е., что он изначала не был такими, какими представляется теперь. Если бы мир в смысле материи и силы был вечен, то в таком случае не могло бы быть речи ни о каком развитии материи, ни о каком постепенном образовании мира, потому что, «что от вечности существует, то должно вечно и оставаться таким, каким оно от вечности существует». Итак, гипотеза вечного существования материи лишена всякого основания. Её несостоятельность будет еще очевиднее, когда мы от происхождения материи перейдем к образованно её и спросим: какими образом из первобытного, будто бы вечно существующего, вещества произошли все части Мира и явился этот чудный порядок во вселенной? В начале, отвечает так называемая Канто-Лапласовская теория, всё мировое пространство было однородно и наполнено газообразными веществами. По причине чрезвычайного разрежения этого вещества отдельные части его еще не действовали одна на другую, все оставалось без движения, в хаотической смеси, до тех пор, пока в каком-либо месте, вследствие первичного притяжения масс, не положено было начало образование твердых зерен и стягиванию отдельных частиц в тела. Тогда возникло вращательное движете, от которого произошли все последующие образования. Но эта теория находится в противоречии законам существования газообразных веществ. Известно, что газам свойственно стремление бесконечно расширяться, а не сгущаться. Что же заставило этот разреженный газ сгущаться? На это ответа нет. Затем, в газообразном хаосе появилось вращательное движение, но отчего? На это опять нет удовлетворительного ответа. Вот непреодолимое затруднение, которое заставило древнего мудреца – Аристотеля признать перваже Двигателя, и которое по настоящую минуту остается нерешенным.

На основании всех этих соображений мы сохраняем уверенность, что вещество не вечно, и не сами собою образовался прекрасный мир наши; есть всемогущий Бог, создавший вещество и возбудивший в нём движение, которое уже никогда не прекратится.

В связи с попытками дать естественное объяснение образования мира существует соответствующая теория о происхождении живых существ.

Чтобы не верить в творение Бога, материалисты прибегают к предположению о произвольном зарождении, о падении готовых живых зародышей с других тел на нашу планету и к другим фантастическим утверждениям, не основанных на фактах и требующих слепой веры.

Живые клетки, говорят, явились сами собою путем случайного счастливого соединения химических элементов при некоторых благоприятных к тому условиях в первобытной безжизненной материи. Лабораторные опыты и природа заключают в себе все для разрушения этой фантазии и ничего для подтверждения того, что из неживой материи может быть создано живое существо.

Опытами Тиндалля, Пастера и др. безвозвратно разрушены на счет этого иллюзии и вздорные мнения древних и новых материалистов о произвольном зарождении микроорганизмов, напр., инфузорий в воде и проч. В науке доказанным остается лишь положение о размножении всего живого от живого.

Поэтому вместо гипотезы о произвольном зарождении предлагаются иными (напр., даже Гельмгольцем и Томсоном) другое, не менее фантастическое, предположение о появлении на нашей земле живых зародышей с других небесных тел вместе с метеоритами или в метеоритах, падающих на землю. Но не говоря уже о том, что прогулка в мировом пространстве для этих маленьких и слабеньких созданий в температуре – 270° приблизительно была бы гибельною, это произвольное предположение не решает, а только откладывает решение проблемы: а на других телах откуда явились зародыши? За негодностью рассмотрения двух гипотез о начале жизни выдумывают новые и все в том же роде, как гипотеза о вечности жизни или о жизни, как постоянном свойстве материи, чему, конечно, можно только подивиться, если вспомнить, что некогда земля была раскаленным огненным шаром, в котором никакого подобия жизни быть не могло.

По вопросу о происхождении человека существуют две зоологические теории. Одна из них утверждает, что человек произошел от высших обезьян, другая – что человек и обезьяна имеют общего родоначальника.

Разберем эти теории. Сторонники животного происхождения человека указывают на сходство анатомического строения человека и обезьяны. Однако сравнение скелетов обезьяны и человека показывает, что между ними существует различие, и различие это настолько большое, что его нельзя ни игнорировать, ни скрывать. Даже каждая кость гориллы носить какую-нибудь особую примету, по которой зоологу легко отличить ее от соответствующей человеческой кости. Особенно резкое различие наблюдается в строении черепа у человека и обезьяны. Меныший из человеческих черепов объемистее черепа взрослой гориллы.

Установлено, что у наиболее развитой гориллы объем мозга едва достигает до 500 куб. сантиметров, между темь, средняя величина у самой низшей человеческой расы – австралийского негра – объем черепа достигает 1628 куб. сайт., т.е вместимость черепа обезьяны составляет 1/3 вместимости черепа негра. Даже объем мозга новорожденного младенца вдвое больше мозга взрослой гориллы. Наконец, мозг человека и обезьяны развивается в обратном отношении; у человека мозговые извилины прежде всего показываются с лобной стороны и идут к темени, у обезьяны – наоборот.

Всего сказанного достаточно, чтобы видеть, что насколько существует пресловутое сходство человека с обезьяной, настолько есть между ними и разница даже в физиологическом отношении. Не даром же на одном из антропологических конгрессов в Вене проф. Вирхов так формулировал свое отношение к обезьяньему происхождению человека: «человек так же легко мог бы произойти от барана или слона, как и от обезьяны»

Еще большая разница видна между человеком и обезьяной в интеллектуальном отношении. Человекообразные обезьяны, при всем старании дрессировщиков, никогда не достигали того, чего могут достигнуть самые дикие племена: у обезьян нет понят о добре и зле, о религии, о науке, об искусстве и т. д. Совесть и чувство стыда также полагают непроходимую грань между человеком и животным. Во Франции, в одном из зоологических садов Парижа, в ряду клеток с дикими зверями, одно время выставили клетку, в которой поместили семейство дикарей, вывезенных из центральной Африки. Надь каждой клеткой была надпись помещенного в ней животного. Надпись над клеткой с дикарями гласила «homo» (человек). Публика с удовольствием смотрела на это семейство, усматривая сходство между ним и дикими зверями и не замечая, что мать этого дикого семейства стыдливо закрывала свои оголенный части тела от бесстыдных взглядов просвещенной публики.

В связи с умственными и нравственными отличиями животного от человека обращает на себя внимание членораздельная речь последнего, как особый чудный дар. «Пусть соберут, – пишет Руджмон, – человекообразных обезьян со всего земного шара, и попросят их представить нам, в доказательство их родительского титула, хоть одну идею или, – что почти одно и то же, – хоть одно слово. Увы! Они ответили бы нам глубоким молчанием или ужасным концертом рыкания.

Действительно, до сих пор нет ни одной обезьяны, у которой бы эта духовная способность дара слова в каком ни будь отношении развилась далее рева и крика Между тем, мы знаем, в анатомических условиях не лежит никаких препятствий, по которым она не может говорить: обезьяна могла бы научиться говорить только под тем условием, если бы она превратилась в мыслящее разумное существо.

Тем более не состоятельна и та теория, что человек и обезьяна имеют общего предка. В настоящее время без особых опасений можно констатировать тот факт, что точной наукой уже потеряна надежда найти когда-либо эту переходную форму.

В самом деле где же тот целый мир, который отделяет человека от обезьяны? Сохранился ли он в пластах земли? Имеется ли в действительной жизни нечто, похожее на переходную форму? Правда, и теперь еще некоторые задумываются над находкой Евгения Дюбау. В 1893 году он на о. Яве, при старом устье реки, нашел черепной покров, верхнюю черепную кость и две челюсти, лежащая на расстоянии нескольких метров друг от друга. Эти остатки сам Дюбау и некоторые другие считаюсь за форму низшую, чем человек, и называют «pithecanthropus»,, т.-е. человеко-обезьяна или обезьяна-человек. Но внимательное сравнение этих остатков показало всю тщетность надежд и суетность гипотезы: наиболее выдающиеся авторитеты высказались в том смысле, что это – череп настоящей обезьяны. То же самое случилось с так называемым неандертальским человеком, череп которого был найден в 50-хъ г. прошлого столетия в Дюссельской долине на Рейне; о данном черепе наука высказалась в том смысле, что это – древняя животноподобная разновидность того же человеческого вида. «В вопросе о первобытном человеке, – заявляет категорически Вирхов. мы отброшены по всей линии.

Все изыскания, предпринятые для того, чтобы найти беспрерывность восходящего развития, потерпели крушение; не существует – человека-обезьяны»!4

* * *

4

Как видим, ни одна из истин библейской истории миротворения не может быть отвергнута наукою. Напротив, с возможным наступлением лучших времен для науки, когда она освободится от гнета чуждых ей влияний материализма и атеизма, возможно будет открытое признание истин библейской истории творения не только верою, но и наукою. В виду обычных нападок на библию от имени науки особенно важное значение приобретает здесь голос о библии, именно о библейской истории творения, раздающийся не в среде, чуждой науки, знающей о ней по слухам или по книжкам, часто плохим, но идущий от людей, создавших науку.

Α такие голоса раздаются. Ботаник Рейнке (в своем сочинении «Мир ,как дело») посвящает целую главу сопоставлению библейской космогонии с научной с благоприятными выводами для библии и, в качестве классического примера такого же уважения в науке к библейской истории миротворения, делает ссылку на одного из самых выдающихся представителей естествознания, как Е. Э. фон Бэр. Последний ( „Stndien») пишет: «нападки на Моисееву историю творения являются комическими анахронизмами, так как наука давно уже с ними справилась. Если брать ее не по букве, а по существу, то должно признаться, что более возвышенной космогонии мы не имеем от древнего

времени, да едва ли может быть и дана нам такая». Вот почему физик Био говорит: «или Моисей в науке был так же сведущ, как наше столетие или он быль просвещён Богом, писал по вдохновению от Него».


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle