Источник

§ 38. Отличие человека от прочих живых тварей, как по способу его творения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божие) и назначению

Творение человека, по словам книги Бытия, предшествовал Божеский Троический совет. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», говорить Премудрый Творец мира (Быт.1:26). И в то время, когда все другие твари появлялись на земле от одного творческого слова «да будете», происхождение и быт- человека является следствием особого творческого акта, который состоял из двух моментов: прежде всего Сам Господь берет персть земную и из неё образуете тело человека; потом в приготовленное таким образом тело вводите душу, и не простым повелением – да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих.

Спустя несколько времени по сотворении человека, Бог даете ему помощницу – жену, образуя её тело, в знамение единства её с мужем, из ребра Его.

Имена первых людей были Адам и Ева. Первое напоминаете о происхождении телесного состава человека из земли, второе означаете матерь всех живущих (Быт.3: 20).

Из сказания Моисеева об образе творения человека видно, что человек состоит из двух частей. Первая, сотворенная первым действием Божиим, есть органическое тело: эта та часть, которою человек принадлежит земле и миру вещественному.

Вторая часть, сотворенная вторым действием Творца, есть душа: ею человек принадлежит к миру духовному. На двухчастный состав человека указывает св. писание и в других местах. Екклезиаст свидетельствует: «возвратится персть в землю, якоже би, и дух возвратится к Богу, Иже даде его» (гл.12:7). И. Христос также говорит: «не убоитеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф.10:28).

Сотворенный по особенному совету Божию и особенным действием Творца, человек одарен и особенными, чрезвычайными и, ему одному свойственными, совершенствами.

Главнейшее и высшее совершенство состоите в образе и подобии Божием, которым наделен человек.

Образ Божий состоит, по словам апостола, в правде и преподобии истины (Евр.4:24), или, яснее, образ Божий в человеке состоит в тех душевных свойствах, которыми он отличается от прочих животных, именно: «в разумности, свободе, духовности и бессмертии». При этих свойствах, человек должен постоянно стремиться к той праведности и святости, какие в бесконечной степени принадлежат Богу, Существу высочайшему, и тем самым достигать подобия Божия.

Назначение, с которым Бог сотворил человека, состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил Его, постоянно стремился к соединению с Ним и в этом находил для себя блаженство.

Указав человеку такое назначение, Творец дал ему и все средства для достижения этих целей. Он ввел первозданного человека в рай, или прекрасный сад, который быль именно и насажден для его жилища. Посреди рая Бог насадил древо жизни, плодами которого питаясь, человек был бы и по телу безболезнен, и бессмертен. Для поддержания бодрости и укрепления сил указан ему труд, весьма приятный и полезный, а именно хранить и возделывать рай. Для укрепления воли в добре и послушании закону, Бог дал ему заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, а чтобы первые люди ее помнили и соблюдали, подкрепил ее угрозою: «в день, в который вы вкусите от него, смертию умрете» (Быт.2:17). Устроенная таким образом жизнь прародителей не могла быть иной, как самою блаженною.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle