Источник

Прославление имени Божия

Первое действие внешнего Богопочтения или первое обнаружение благочестивых чувствований есть хвала и прославление имени Божия.

Понятие о прославлении имени Божия

Прославление имени Божия есть хвала Богу или хвалебное исповедание Божественных совершенств, действий явленных как в царстве природы, так и в царстве благодати.

Основание к прославлению имени Божия

Основание и вместе неистощимый предмет для хвалы и прославления имени Божия есть беспредельное: величие Божественных совершенств и благодеяний явленных в творении, непрестанно являемых в промышлении, и в бесконечном числе и мере в явленных и непрестанно являемых в искуплении. Христианин взирает радостным взором окружающие Его твари (Пс. 41:5) и в благоговении славить Богу все премудро создавшего (Пс. 103:24) (Откр. 4:11). Зрит отверстую руку все исполняющего благостию: Да́вшу тебѣ́ и́м, соберу́т: отве́рзшу тебѣ́ ру́ку, вся́ческая испо́лнятся бла́гости (Пс. 103:28) и от лица всех тварей приносит хвалу Ему (Пс. 148:3–10); Созерцает дивные дела премудрости и разума Божия (Рим. 11:33) в царстве благодати и любви (Кол. 1:13) И здесь все, что только вера представляет в триедином Боге достопоклоняемого (Откр. 5:12–14), любовь высочайшего (Еф. 3:18–19) (Пс. 18:2–8), благоговение досточтимого (Пс. 114:2; 115:2), благодарность благодетельного (Пс. 12:7) (Кол. 1:12), преисполняет уста христианина хвалою и благословениями Богу:

Благослове́н Бо́г и Оте́ц Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и́же по мно́зей свое́й ми́лости порожде́й на́с во упова́ние жи́во воскресе́нием Иису́с Христо́вым от ме́ртвых (1Пет. 1:3), (Еф. 1:9), которые он непрестанно (Пс. 33:2–3; 34:28) как благоприятную жертву приносит Богу: Тѣ́м у́бо прино́сим же́ртву хвале́ния вы́ну Бо́гу, си́речь пло́д усте́н исповѣ́дающихся и́мени его́ (Евр. 13:15) и наедине с другими (Еф. 5:19) внимая или поведая о делах Божиих (Втор. 4:9). Особенно же как в сердце, так и на языке неумолкно обносит сладчайшее имя Господа Иисуса, коим он освящает все дела и начинания свои (Кол. 3:17). Оно первое у него на языке при пробуждении, последнее при засыпании. –

При внутренних побуждениях к прославлению Бога Христианин столь же много находит внешних побуждений, представляемых ему бесчисленными примерами. Сии примеры представляет ему а.) видимая природа, непрестанно поведующая славу Божию (Пс. 18:1) безмолвные вещания, которые он должен приводить в ясные и вразумительные (Пс. 148:3–9). б.) Мир Ангельский немолчными песнями восхваляющий Господа (Ис. 6:3) (Откр. 5:11). в.) Вся вселенная или все небесные, земные и преисподние (Флп. 2:10) и твари единогласно приносящие честь и славу сидящему на престоле (Откр. 5:13), наконец г.) Убедительнейшие примеры к прославлению Бога представляет Христианину Сам Иисус Христос, Который от полноты небесной радости многократно и устами славил небесного Отца своего (Лк. 10:21), также как во всю жизнь делами своими прославлял Его (Ин. 17:4). Посему и Христианин должен прославлять Бога не одними устами и языком, но сами делом и жизнью, дабы видящие добрые дела его, прославляли Отца небесного (Мф. 5:16) (1Пет. 3:2), что собственно и значит прославлять (Пс. 85:12) и благословлять (Пс. 144:1) имя Господа, (Ис. 8:13) святить имя Отца небесного (Мф. 6:9) (1Пет. 3:15).

Средства, коими Христианин располагает себя к прославлению имени Божия

Дабы содержать себя в благочестивой настроенности, так чтобы и словом и делом прославлять имя Божие, Христианин непрестанно питает и укрепляет в себе сие расположение – наедине – всегдашнем поучением в слове Божием (Пс. 1:2); – в общении с другими – назидательными беседами (1Сол. 5:11) как вообще со всеми так в особенности с людьми благочестивыми, наконец строгою внимательностью к самому себе, дабы не иначе говорить о Боге, как с глубочайшим благоговением и говорить только то, что полезно, и что служит к назиданию слушающих (1Сол. 4:5) (Еф. 4:29).

Действия противные прославлению имени Божия

Отселе Христианин, не только с ужасом отвращает слух от всякого Богохульства (Пс. 36:18, 20) (2Пар. 32:17–19) с дерзостью посмеявающегося над всем Священным (Пс. 13:1) (Иуд. 1:8); не только хранит себя от всякого превратного употребления имени Божия, каковы суть: напрасные клятвы (Ис. 30:7), безрассудные проклятия, произносимые на сея или других (Чис. 22:6; 23:7, 11, 27), суетные или хульные заклинания (Деян. 19:19) и т. п., но всячески блюдется и того, дабы говоря о Боге и о предметах Божеств.[енных] не употребить слов или выражений непристойных, сравнений унизительных, а посему удаляется от всяких бесед и рассуждений о Боге, которые относятся более к удовлетворению человеческого любопытства, нежели к истинному ведению Бога и к назиданию (Рим. 8:6; 12:3) (Кол. 2:8). –


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle