Источник

О Внешнем Богопочтении

Понятие о внешнем Богопочтении

С внутренним Богопочтением надлежит соединять внешнее Богопочтение. Внешнее Богопочтение есть выражение внутренних расположений и чувствований, веры, надежды и любви к Богу в соответственных внешних поступках и действиях.

Необходимость оного

Необходимость внешнего Богопочтения или выражения внутренних благочестивых чувствований во внутренних действиях очевидна из того, что а.) внешнее Богопочтение само собою происходит из внутреннего. При неразрывном союзе души с телом не возможно чтобы пламенные чувствования преисполняющие сердце любовию и благоговением к Богу не выражались в соответственных словах и знаках. От избы́тка се́рдца уста́ глаго́лют (Лк. 6:45).

б.) Что Богу, который сотворил и внутреннее и внешнее: Безу́мнии, не и́же ли сотвори́ внѣ́шнее, и вну́треннее сотвори́л е́сть? (Лк. 11:40) и душу и тело человека. Человек обязан служить душою и телом или всем существом; тело участвует в дарах Божественной благости, посему также как и душа должна участвовать в благодарном служении Богу, отселе и повелевается прославлять Бога в теле и духе, потому что как то, так и другое есть Божие:Просла́вите у́бо Бо́га в телесѣ́х ва́ших и в душа́х ва́ших, я́же су́ть Бо́жия (1Кор. 6:20).

в.) Что хотя внутреннее Богопочтение есть начало и основание внешнего; но оно само имеет нужду во внешнем так же как для души нужно тело. Ежели внутренние чувствования и расположения к Богу не будут поддерживаемы и укрепляемы внешним упражнением и действием: то они могут ослабнуть и охладеть (Быт. 17:10–11) (Исх. 12:14) и бу́дет тебѣ́ зна́мение на руцѣ́ твое́й, и воспомина́ние пред очи́ма твои́ма, я́ко да бу́дет зако́н Госпо́день во устѣ́х твои́х (Исх. 13:9), (Исх. 13:16) (Исх. 31:13, 17) (1Кор. 11:24–26), наконец

г.) Необходимо выражение благочестивых чувствований в соответственных видимых знаках и действиях для взаимного возбуждения к благочестию в делах веры, также как и в обыкновенных житейских делах, успех зависит от взаимного содействия и поддержания: увещава́йте дру́г дру́га и назидайте кі́йждобли́жнегосвоего́ (1Сол. 5:11) по сей причине как в ветхом завете чрез Моисея со всею подробностью учредил внешнее Богослужение: так и в новом завете Спаситель частию сам, частию чрез Апостолов положил основание внешнего Богослужения в церкви своей, а последующие преемники Апостолов по силе и власти духа Святого соборными постановлениями со всею точностью определили весь чин и порядок оного.

Свойства

Поскольку внешнее Богопочтение есть только выражение внутренних расположений и чувствований к Богу, то главное и существенное свойство есть то, чтобы во 1х оно было следствием Богопочтения внутреннего, и так проистекло из оного, чтобы жизнь чувствования веры, любви и упования на Бога выражались у христианина во взорах, в словах, в движениях, в поступках, в действиях и во всем образе жизни, дабы слово и дело, видение и житие, словом, всё было совершаемо и употребляемо им с благодарением Богу (Кол. 3:17) и по слову Божию (1Кор. 10:31); во 2х дабы, как проистекало из благочестивых чувствований, так и в других порождало таковые же чувствования, дабы всякий, смотря на благоговение, знаменующие все поступки христианина по внутреннему чувству убеждения, не мог не сознаться, что с ним истинно Бог (1Кор. 14:25) и не мог не славить Отца небесного (Мф. 5:15); отселе в 3х и всё относящееся к внешнему Богослужению (в известном порядке и образе совершения рассматриваемому), как то Богослужебные действия, самые действующие, образ действий и все прочие принадлежности Богослужения – всё должно выражать и питать благоговение к Богу, дабы всем и во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа (1Пет. 4:11).

Разделение внешнего Богопочтения

Внешнее Богопочтение может быть рассматриваемо или вообще как обнаружение благочестивых чувствований духа, или как известное священнодействие в определенном порядке совершаемое. В 1м отношении оно объемлет все те благочестивые действия и обнаружения духа, которые без отношения к особенным обстоятельствам места и времени, прямо и непосредственно проистекают из внутренних оснований одушевленного благочестием духа. В последнем отношении объемлет действия по известному учрежденному порядку, в известном месте и в известное время совершаемые. Посему в 1м отношении приличнее может быть названо внешним Богопочтением, а в последнем собственно Богослужением, куда особенно относятся все действия общественного и частного Богослужения.

Виды оного

Действия внешнего Богопочтения, непосредственно происходящие из благочестивого расположения духа суть или всегдашние или не всегдашние и необыкновенные. Первые суть действия всегдашней жизни христианина и служат в нем постоянным обнаружением благочестивых чувствований, хвалы благодарения, преданности и благоговения к Богу; последние суть такие действия, коими христианин в особенных случаях и обстоятельствах свидетельствует свое благоговение к Богу. К первым относятся 1е прославление имени Божия или хвала Богу, 2е молитва с различными видами ея; к последним исповедание веры и клятвы.


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle