Источник

Ревность о распространении веры и благочестия

Из непрестанной ревности к прославлению имени и дел Божиих – и наедине и пред другими – производит в Христианине ревность к распространению веры и благочестия.

Понятие о ревности в распространении веры и благочестия

Сия ревность, различествующая от чрезвычайной ревности особенным образом открывавшейся в некоторых благочестивых мужах при некоторых особенных случаях, каковую видим в Моисее (Исх. 32:25–26), Финеесе (Чис. 25:7–8), Самуиле (1Цар. 15:33), Илие (3Цар. 18:40; 19:14) и других, составляет общую обязанность всякого. Истинно и есть такая преданность вере и благочестию, по которой Христианин всеми мерами старается способствовать распространению истинного ведения о Боге, а посему сколько для него возможно, старается обращать на путь истины не ведущих, наставлять и исправлять заблуждающихся.

Обязанность в ревности распространении веры и благочестия

Общая обязанность к таковой ревности по вере и благочестии явствует во 1х из общей обязанности, по которой все христиане как ревнители добрых дел (2Тим. 2:14) не только добрыми делами должны обращать других к Богу (1Пет. 2:12) (Мф. 5:16) но как избранный народ и священное царство царственное священство должны устно возвещать добродѣ́тели призва́вшого их из тмы́ в чу́дный сво́й свѣ́т (1Пет. 2:8–9); во 2х из примера ревности Бога вседержителя (Исх. 20:5) к славе своей (Ис. 42:8), по которому Христианин, как подражатель Бога, и ревнитель истинной веры, не только в себе, но и в других не должен равнодушно сносить того, чтобы слава Божия воздаваема была не Богу и божественные добродетели [и взыс]канным, а посему должен возвещать имя Божие даже и во языках (Пс. 95:3); в 3х из особенной награды, обещанной прославляющим Бога (поскольку Бог обещает прославить и прославляет токмо прославляющих Его) (1Цар. 2:30) и из решительного осуждения холодности к вере (Откр. 3:15).

Свойства ревности в распространении веры и благочестия

Поскольку сия ревность должна составлять постоянное расположение Христианина к Богу во всегдашней жизни и отношениях его (Рим. 12:11) то свойства ее суть: во 1х в предмете ревнования всегда в добром (Гал. 4:18), т. е. распространении одной чистой истины и добродетели (Гал. 6:14); во 2х в образе действования – благоразумие (Рим. 10:11), сообразующееся с состоянием назидаемых с обстоятельствами, в которых предлагается назидание (1Кор. 11:20–22) (Гал. 2:2) (Рим. 14:1, 9, 19) (2Тим. 2:24); в 3х в средствах – кротость и любовь (1Кор. 13:4; 4:21) (Гал. 6:1) из коих первая– побеждает противление тихостью, последняя – терпением. Отселе распространение веры корыстной или нечистыми видам управляемое (Флп. 1:16), к частности и односторонности пристрастное (Мф. 23:15), в средствах жестокое и насильственное44 (Деян. 26:3) (Ин. 16:2), как с духом христовым не сообразное (Лк. 9:54–56) и правилам христианской мудрости противное (Мф. 10:14) (Иак. 3:10); есть ревность ложная и плод ее лицемерие (Мф. 23:15) или порождение злобы и исступления (Рим. 10:2) (Деян. 23:12–14).

* * *

44

Веру должно распространять не насилием, не притеснениями. К вере насильно принуждать нельзя, – веру надобно вперять словами, а не бичами, дабы в принятии ее участвовало произволение. Надобно защищать веру не убийствами но наставлениями, не жестокостию но терпением, не злодейством, но правосудием, естли станем защищать злодейством: то будем не защищать ее но осквернять и предавать поруганию. Нигде так не нужна добрая воля как в вере. Если приносящий ей жертву в сердце чувствует отвращение от нее – тут пропала вера, тут вовсе нет ея. Лактанций «Божественные наставления» Книга 5 Глава 19.] –


Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с.

Комментарии для сайта Cackle