Питирим, Архиепископ Нижегородский
Питирим, Архиепископ Нижегородский, Член Св. Синода, родом из простолюдинов, еще в молодых летах, по любопытству и охоте своей к чтению старых книг и к Богословским исследованиям, обольщен был Раскольниками и несколько времени жил у них в Белоруссии и на Вешке, где и в Монашество пострижен. Но самый случай сей послужил ему к подробнейшему рассмотрению и познанию всех их заблуждений, которые он оставив, обратился к Православной Церкви и соделался ревностным и искуснейшим поборником Православия. Государь Петр I, всегда искавший людей способнейших для увещания отпадших от Церкви, узнал его уже Строителем Переславского Никольского Монастыря и, заметив отличные в нем дарования с обширными сведениями в Церковных Древностях, Указом 1706 года поручил ему увещевать и обращать Раскольников, размножавшихся тогда в Юрьевском и Балахонском Уездах. Питирим принял с ревностью сие поручение и с тех пор неутомимо начал для собеседования с ними ходить по дебрям и пустыням, в коих укрывались наипаче Расколоучители, и, написав несколько увещевательных и обличительных им тетрадей, раздавал оные и народу. Около 1715 года по Именному Указу посвящен он в Игумена того же Николаевского Монастыря, а около 1718 г. во Архимандрита Кержебельмашского Успенского Монастыря, им самим основанного и составленного из Братии, способной наипаче к увещанию и обращению Раскольников. Из сего Братства произошли многие искуснейшие также защитники Православия, каковы были Иеромонахи Неофит и Авраамий, посыланный даже в Польшу для увещания, Андроник, Костромской Игумен, и другие.
Государь по Раскольничьим делам вел с Питиримом непосредственную переписку и часто посылал ему особые Инструкции, а нередко вызывал и самого его к себе для советов по сим делам. В 1715 году Питирим доносил ему, что он в Уездах Балахонском и Юрьевском успел уже обратить из Раскола более 2000 душ, но притом жаловался, что Губернские Начальники и Волостные Приказчики и Старосты в дальнейшем успехе ему препятствуют, запрещают ему вход к Раскольникам и возбраняют Священникам учить их; почему и просил тем Начальствующим подтвердить не только о не препятствовании, но паче о содействовании ему и об охранении посылаемых от него Старцев увещателей. На сие последовала от 13 Марта открытая Питириму Имянная Государева Резолюция в следующих словах: «По сему прошению отца Игумена Питирима запрещается всем ему возбранять в сем его равноапостольском деле, но повелевается паче ему вспомогать. Ежели же кто в сем Святом деле ему препятствовать будет, тот без всякого милосердия казнен будет смертию, яко враг Святой Церкви. А буде кто из Начальствующих не будет помогать, тот лишен будет имения своего». Подобные сему Указы с подробными наставлениями во многих случаях и после присыланы были к нему и к Гражданским Начальствующим. В 1718 году, по его представлению, Государь 14 Февраля издал Жалованную Грамоту обращающимся Раскольникам о честном их повсюду принятии, а сверх того Марта 2 дал Указ о надзирании за Священниками, утаивающими в росписях Раскольников неисповедающихся, и о не выборе в Старосты и Бурмистры Раскольников и проч. Между тем еще в Январе 1716 г. Питирим отправил к гнездившимся в Чернораменских лесах Балахонского Уезда Расколоучителям Диаконовского Толка 130 Вопросов о причинах уклонения их от Православной Церкви. Вопросы сии приняли Расколоучители и обещались на оные отвечать, но, прежде Ответов, того же года в августе прислали ему 240 своих Вопросов о Вере, Преданиях и о Церкви Православной, требуя от него самого ответов, которые и он взаимно обещался им доставить. В 1717 г. и вторично в 1718 г. он уведомил Расколоучителей, что Ответы на Вопросы их готовы у него, и требовал, дабы они являлись со своими Ответами на посланные к ним 130 вопросов и чтобы назначили место и время сойтиться и разменяться оными. Но Расколоучители всячески уклонялись и отговаривались от того. В сие время открылась в Нижегородской Епархии Епископская вакансия, на которую избран и хиротонисан был Питирим 1719 г. Марта 23.
Тогда по вступлении в управление своей Паствы, он уже с гораздо большей ревностью и властью настоял побуждением Расколоучителей о представлении на свои Вопросы Ответов, которые они и представили ему в Мае 1719 г. Получив оные, назначил он общее собрание в селе Пафнутьеве Дворцовой Дрюковской Волости Балахонского Уезда и пригласил туда Расколоучителей всех разных толков и разных Волостей крестьян к 1 Октября того же года. Там, при собрании совершив Литургию, вышел он в полном облачении на особо уготованное близ Церкви возвышенное место с Крестным ходом и сперва начал переговоры с Расколоучителями, а наконец всенародно вручил им и свои Ответы, которые они, приняв, отступились в то же время от своих прежде представленных ему Ответов на 130 Вопросов его и поданным ему того же 1 Октября донесением объявили оные несправедливыми и впредь отвечать признали себя не способными, да и в состязании перед народом вступать с ним отказались. О всем сем Преосв. Питирим немедля донес Государю от 1 ноября, и между некоторыми секретными наставлениями получил от Него благоприятнейший ответ: «Письмо ваше, – писал ему Государь, – Мы здесь получили с великою радостию, что Господь чрез ваш труд, истину Святой Церкви прославити и противников оной безответных сочинити изволил», – и проч. Некоторых из сих Раскольников Питирим отправил в С.-Петербург, которые точно таковое же признание подали там доношением вторично Духовной Комиссии, но иные упорнейшие бежали в Белоруссию и поселились около Гомеля, где и ныне потомки их живут на Вылеве и на Огородне. Описание всего сего действия сам Питирим сочинил и с приложением признательного доношения Расколоучителей, а также и с поименным списком присутствовавших при сем Собрании Духовных Православных и Раскольничьих людей и Старейшин мирских отослал также к Государю, а по его повелению оно напечатано было 1720 г. в С.-Петербургском Александро-невском Монастыре в 4 долю листа с Манифестом, в коем Государь воздал честь и Преосвященному. Вторично по Указу Св. Синода издано оно в Москве 1782 г. в 8 долю листа, с лицевым изображением самого Собрания; в третий раз в С.-Петербурге 1786 г. также в 8 долю листа все славянскими буквами; а с издания 1782 г. помещено оно и в XV части Древней Российской Вивлиофики. Вскоре после сего происшествия один из важнейших Расколоучителей Диаконовского Толка, Балахонского Уезда Чернораменских лесов Выборный Старец Варсонофий и Диакон Александр, Питиримовыми Ответами на 240 предложенных ему Вопросов убежденные в заблуждениях своих, подали ему 28 Ноября 1720 года доношение о раскаянии своем и о принятии их в Православную Церковь, к которой тогда же и присоединены они были Исповедью и Причащением Святых Тайн; а по Указу Государеву Питиримом привезены были и в С.-Петербург, – но там Александр опять отрекся от своего обращения и казнен смертью за обман.
Вышеупомянутые Ответы Питиримовы на Раскольничьи 240 Вопросов по Указу Государеву напечатаны 1721 г. в листе в С.-Петербурге под названием, Пращица противу Вопросов Раскольнических, с присовокуплением Варсонофиева доношения и Соборного Деяния, бывшего в Киеве 1157 г. на Еретика Мартина, а также и других некоторых прибавочных выписок. 2-е издание сей книги вышло там же 1726 г. в 4 долю листа, 3-е – 1752 г. в Москве в листе; все славенскими буквами. Книга сия доказывает в сочинителе великую начетливость древних Русских печатных и рукописных книг, неутомимое внимание и терпеливость в своде и выписках из оных и обширные сведения Священного Писания, Св. Отцов и Древностей Российских. Много и после того трудился он в обращении Раскольников разных Толков и часто для увещевания их сам ездил в Керженские Скиты их. В 1723 г. он представлял Государю: 1) чтобы обращающихся из Раскола не принуждать к бритию бороды и к ношению Русского платья, а оставить им на волю и освободить их от положенного за то штрафа; 2) чтобы упорствующих Раскольников не ссылать в Сибирь, куда многие и сами бегут на поселение; ибо, де, скопясь там великим числом, могут они быть опасны. Государь по первому представлению повелел поступать, а только давать обратившимся какой-нибудь отличительный знак, дабы под их видом не скрывались не обратившиеся. По второму повелел в Сибирь их не ссылать и посланных возвратить, а вместо того посылать в Рогервик, и о всем сем дал Указы Сенату; а Питирима особенным Рескриптом уведомил из Астрахани того же 1723 г. от 15 Октября. В следующем году, вызвав самого его в С.-Петербург, пожаловал ему Сан Архиепископа за неутомимые труды, которые продолжал он и после до кончины своей, за что Императрица Анна Иоанновна его наградила еще титлом Члена Св. Синода. В 1721 году он завел в Нижегороде при доме своем Еллино-Греческое для детей своего Духовенства Училище; между Раскольничьими же селениями построил много Православных Церквей и несколько общежительных Обителей для Проповедников Веры Языческим народам, обитающим в Нижегородской Губернии; скончался 1738 года Мая 8.