Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Евгений Аквилонов Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом

Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом

Источник

«И Тогó дадé Главý вы́ше все́х Цéркви, я́же éсть те́ло Егó, исполнéние Исполня́ющаго вся́ческая во все́х.» (Еф. 1, 22–23)

Содержание

Предисловие

Введение I. Общечеловеческое стремление к истинной жизни. Истинная жизнь в Церкви Христовой. Религиозные общества и Церковь II. Научное обоснование побуждений к сочинению. Краткий обзор догматико-полемической литературы по вопросу о Церкви. Источники и пособия сочинения Глава I. Научно-богословские определения Церкви как общества верующих и разбор этих определений §I. §II. §III. §IV. §V. Глава II. Разбор римско-католического учения о Церкви как о собрании верующих, соединенных между собою исповеданием христианской веры и общением церковных таинств под управлением законных пастырей и преимущественно единого на земле Христова наместника, римского первосвященника §I §II §III Глава III. Разбор протестантского учения о Церкви как о невидимом обществе истинно верующих, в котором правильно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства §I §II §III §V §VI §VII Глава IV. Рассмотрение некоторых более частных определений Церкви, происходящих из неправильного понимания христианской религии как организма безусловно полной и воплощающейся в Церкви богооткровенной истины и кафолического предназначения христианского спасения в Церкви и чрез Церковь для всего мира Глава V. Общее заключение к рассмотренным определениям Церкви и переход к возражению против возможности одного неизменного определения Церкви. Разбор возражения и путь к положительному определению Церкви Глава VI. Обоснование и раскрытие апостольского учения о Церкви как о теле Христовом §I §II §III Приложение. Наиболее важные выдержки из творений мужей апостольских, св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к ссылкам на них в тексте сочинения  

 
Предисловие

Предметом настоящего сочинения служит обоснование и раскрытие православного учения о Церкви. (Здесь и далее полужирным шрифтом выделены фрагменты, набранные в оригинале разрядкой. – Прим. ред.) Основываясь на свидетельствах слова Божия, св. Писания и св. Предания, с одной стороны, и здравого разума – с другой, автор прежде всего стремился показать то, что св. Церковь есть необходимое условие и носительница истинной христианской жизни, так что без Церкви нет и быть не может нашего спасения о Господе Иисусе Христе.

Чтó касается самого учения о Церкви, то для лучшего разумения оно изложено с двух сторон: с отрицательной и с положительной. Прежде рассмотрены наиболее главные встречающиеся в научно-богословских системах определения Церкви в связи с происходящими отсюда как для богословского умозрения, так и для церковно-практической жизни последствиями. При этом само существо дела обязывало автора посвятить особые главы рассмотрению римско-католического и протестантского учений о Церкви. Опровержение этих – и особенно последнего – лжеучений представлялось нам чрезвычайно важным делом не только в себе самом, но также и по влиянию их на некоторых нетвердых в отеческой вере чад православной Церкви.

Пишущий о Церкви, естественно, обращает свой взор на того Апостола, который «паче всех» потрудился над раскрытием догматического учения о ее существе. Таковым является св. Ап. Павел с возвышенным учением о св. Церкви как «теле Христовом». Св. Апостол неоднократно раскрывает это учение в своих посланиях. Сама по себе «тайна великая» о Церкви для нас увеличивалась еще тем обстоятельством, что в посланиях св. Апостола Павла, по словам другого Апостола, «есть нечто неудобовразумительное» 2Петр. 3, 16. Поэтому, чтобы не остаться в беспомощном положении эфиопского каженика, автор за правильным разумением слова Божия обратился к творениям свв. Отцов и учителей Церкви, раскрывающим неизмеримую глубину и неисчерпаемое богатство апостольского учения о Церкви как теле Христовом. Ограничиваясь в рассмотрении древнеотеческой письменности – один из источников нашего труда – двумя первыми веками христианской эры, мы не могли, однако, миновать такого глубокого и вдохновенного истолкователя учения св. Ап. Павла, каковым является св. Иоанн Златоуст. Его «Беседы» на послания св. Ап. Павла представляют собою поистине нечто несравнимое в библейской экзегетике.

Но если, удовлетворившись упомянутыми источниками и пособиями, мы непосредственно приступили бы к своему труду, то оказались бы несправедливыми к тому святителю российской Церкви, который, говоря словами Апостола, также «потрудился паче всех» своих современников для ее славы и преуспеяния. Мы разумеем здесь блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Составленные им «Пространный христианский Катехизис» и «Разговоры между испытующим и уверенным» для православного богослова служат, можно сказать, тем, чтó в древней Церкви называлось именами κανν ἐκκλησιαστικός, κανν τῆς ἀληθείας! В «Катехизисе» святитель вводит нас в точное разумение положительного содержания православно-христианской веры и, в частности, веры в св. Церковь; а в «Разговорах» он отрицательно уясняет смысл православия, показывая превосходство последнего над римским католичеством. И там, и здесь святитель является во всеоружии православно-богословского умозрения и научных данных. Не довольствуясь, однако, этим и как бы не желая показаться или слишком кратким, или не вполне уразумеваемым, м. Филарет подробно раскрывает содержание «Катехизиса» и «Разговоров» в своих «Словах и речах».

Понятие о почившем святителе как богослове-мыслителе можно получить только после тщательного изучения всех его творений. Так мы и поступили. И что же оказалось? Мы убедились в том, что наш московский святитель, отделенный целым рядом веков от знаменитых святителей древле-вселенской Церкви, тем не менее воспитывался как бы «приногу» их. Он и мыслит, и чувствует, и пишет, говоря словами Высочайшей грамоты, «по духу православной восточной Церкви и в разуме евангельской истины». И если бы нам позволили продолжить сравнение между двумя упомянутыми святителями, то в «Беседах» св. Иоанна Златоуста мы точно слышим м. Филарета, на время как бы отрешившегося от своей логически сжатой формы изложения, и, наоборот, в «Словах» московского святителя как бы слышим несравненного антиохийского проповедника, на время оставившего поэтически-вдохновенный тон своих гомилий.

Так оправдывается положение, что истина одна для всех на пространстве всех веков!

Теперь понятно, почему с таким глубоким вниманием отнеслись мы к богословским творениям м. Филарета. Как уже сказано в начале, мы имеем своею задачей раскрыть апостольское учение о Церкви как теле Христовом, причем свв. Отцы и учители древней Церкви помогают нам в правильном разумении этого учения. Московский же святитель, Высокопреосвященнейший м. Филарет, в своих трудах засвидетельствовал нам как то, что всероссийская Церковь осталась верна древле-вселенской Церкви в учении о своем существе, так и то, что и мы в своем исследовании о Церкви были все время верны символическому учению православной Церкви о себе самой.


Источник: Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом / Соч. Евгения Аквилонова. - Санкт-Петербург : Тип. А. Катанского и К°, 1894. - VI, 254, 90 с.

Комментарии для сайта Cackle