протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 20

Понимание 20-й главы имеет принципиально важное значение, так как в ней идет речь о тысячелетнем Царстве Христа.

О том, что следует разуметь под этим царством, существовали разные мнения. В первые века христианской эры многие святые отцы180 придерживались так называемого хилиазма (от греч. χίλιας – тысяча) – учения о том, что на земле после сокрушения власти антихриста будет иметь место тысячелетнее Христово Царство. Начало этому царству положит Второе пришествие Христа.

Однако другие отцы, жившие позже181, не разделяли этого мнения, но считали тысячелетие периодом времени от пришествия Христа до пришествия антихриста. Согласно им, содержание 20-й главы следует рассматривать как резюме, как повторный общий обзор церковной истории (в который включено и описание Страшного суда). В таком понимании 20-й главы нет ничего невероятного, ибо отступления от хронологии очень характерны для книги Откровения. В рамках этого наиболее распространенного на сегодняшний день в Православной церкви мнения и дается здесь комментарий 20-й главы.

Откр.20:1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Под Ангелом одни толкователи понимали Самого Христа, «Великого совета Ангела» (см. Ис. 9, 6 по тексту греч. и слав.). Другие же объясняли эти слова буквально и считали, что речь идет здесь об Ангеле, посланном от Бога. Последнее мнение представляется более правдоподобным.

«от бездны» см. комм. на 9, 1.

«большую цепь» о том, какими цепями можно сковать бесплотных существ в духовном мире, положительно ничего сказать нельзя. Понятно только, что речь идет о некоторой удерживающей и связующей диавола Божией силе.

"большую» дословно «великую» (μεγάλη), что говорит о прочности цепи, достаточной для того, чтобы сковать диавола. Цепь эта бесконечно прочнее, чем те цепи, которые разрывал гадаринский бесноватый.

Откр.20:2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

«взял» – слово »εκράτησεν« означает «задержал», «преодолел», «возобладал».

«змия древнего» то есть того, который существует с самого начала, который в Раю искушал прародителей.

«диавол и сатана» см. комм. на 12, 9.

«на тысячу лет» – вероятно, число «тысяча» здесь следует понимать символически, в значении «очень много». В Библии находим немало примеров подобного словоупотребления182. См. также комм. на 20, 4.

Откр.20:3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

"в бездну» см. комм. на 9, 1.

В 12-й главе говорилось о низвержении диавола с неба на землю, а здесь речь идет о низвержении его еще дальше – в бездну. В этом заметна определенная последовательность избавления сфер бытия от вражией оккупации (см. комм. на 12, 9)183.

«заключил» – то есть «закрыл», «запер».

«запечатал» – приложил печать.

«дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» как понимать эти слова при наблюдаемом в нашем мире разгуле зла? Может ли такой разгул иметь место, если диавол скован и в качестве узника запечатан в бездне? И как в таком случае понимать слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8)?

Объясняют это следующим образом: после Воскресения Христа диавол имеет власть только над теми, кто добровольно ему себя отдал, то есть над грешниками и над отвергающими Спасителя. Блаженный Августин говорит, что скованный сатана подобен цепному псу: он связан для тех, которые удаляются от него (живя по-христиански), и свободен для тех, которые сами идут к нему (попирая заповеди Христа).

Кроме того, связание диавола видно из произведенного Христом в нашем мире духовного переворота, ибо Его пришествием была побеждена смерть, сокрушены адские врата, изведены многие души из преисподней, прорвана вражеская блокада мира, открыт путь на небо, ранее невозможный, а также упразднено идолопоклонство, посредством которого диавол безраздельно царствовал над родом человеческим. Может быть, именно ко всему этому следует отнести слова Христа: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» (Мф. 12, 29)

«после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» – сатана будет освобожден во времена антихриста и на короткое время получит великую власть над миром и людьми.

Откр.20:4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

"престолы» основной смысл слова θρόνος – царский престол, а не судейское кресло, для обозначения которого обычно употребляется слово βῆμα. Следовательно, речь идет прежде всего о царствовании святых, а не о совершаемом ими суде. Впрочем, царствование, конечно, подразумевает и власть суда.

О грядущем Царстве святых было предсказано и в ветхозаветных книгах. «Я видел, – читаем у пророка Даниила, – как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые» (Дан. 7, 21–22). И еще: «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7, 27).

«сидящих… которым дано было судить» некоторые считали, что это сказано об апостолах, которым Господь завещал власть суда, царственную власть: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 29–30).

Другие же под «сидящими» понимали наследников апостольской власти – святителей, возглавлявших Церковь в течение ее истории.

Еще некоторые считали, что «сидящие» – это те, о ком говорится в стихе далее, то есть обезглавленные за свидетельство Иисуса и не поклонившиеся зверю мученики, а также, может быть, еще какие-то святые Христовой Церкви.

«которым дано было судить» – не только в узком смысле судить, но вообще управлять, царствовать.

«души обезглавленных за свидетельство Иисуса…» имеются в виду мученики за Христа. Отсечение головы было обычным способом казни в Римской империи.

«которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» в рамках преобладающей ныне схемы толкования 20-й главы объяснить эти слова очень трудно, ибо прямой их смысл и контекст как будто бы свидетельствуют, что тысячелетнее Царство наступит после царства антихриста, а не до него. Объяснить это можно было бы, включив в тысячелетнюю эпоху времена антихриста184, но такое включение вступает в противоречие с текстом 20-й главы, где дважды (стт. 3 и 7) говорится, что освобождение диавола, а следовательно и (в рамках принятой нами схемы) царство антихриста, наступит, когда окончится тысяча лет.

Некоторые пытались объяснить это следующей аналогией: как были христиане до Христа – ветхозаветные пророки и праведники, – так во все времена существуют и адепты антихриста – еще до его прихода. Эти люди как бы уже поклонились образу зверя и приняли его начертание. Однако были и другие люди – те, которые хотя и подвергались гонениям, но не поклонились и не приняли. О них-то и говорит святой Иоанн в этом стихе.

«они ожили» – под этим следует понимать оживление душ, обратившихся ко Христу. О таком оживлении говорит апостол Павел: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2, 13). Подобно и о блудном сыне сказано: «Сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). Также и Сам Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Также можно указать на слова, сказанные Господом Адаму о древе Познания: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Адам, вкусивший от древа, прожил после этого девятьсот тридцать лет, следовательно, Господь имел в виду не телесную его смерть, но другую – смерть души, и это значит, что существует также и другая жизнь: жизнь души.

«царствовали со Христом тысячу лет» – апостолы, мученики и все святые, прожив на земле по-христиански, перешли на небо, где царствуют со Христом во все время существования Церкви, принимая вместе с Ангелами участие в управлении вселенной.

Кроме того, святые царствуют над грехом, страстями и диаволом. «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10, 19), – говорит Христос апостолам. Также и сам святой Иоанн написал в Соборном послании: «…всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1Ин. 5, 4).

Блаженный Августин говорит: «И в настоящее время Церковь есть Царствие Христово и Царствие Небесное. Поэтому и в настоящее время святые Его царствуют с Ним, хотя иначе, чем будут царствовать тогда».

Характерно также, что великие христианские империи Византийская и Российская, бывшие на протяжении веков оплотом православной истины, просуществовали каждая около тысячи лет: с V по XV и с X по XX век185. Также и Рим, если говорить о неповрежденном христианстве, являлся его хранителем в течение тысячи лет: со времен апостола Петра до отделения в XI веке от Вселенской церкви.

Откр.20:5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение.

"прочие» те, кто не принадлежит к упомянутым в предыдущем стихе.

«первое воскресение» – речь идет об оживлении душ, соединяющихся (на земле) со Христом, а также о приобщении этих душ после разлучения с телом к небесной жизни.

Первое воскресение подразумевает, что будет и второе – уже не душ, но тел в пришествие Христово.

Откр.20:6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

«смерть вторая» вечная гибель в озере огненном, то есть в геенне (ср. 20, 14). Смерть вторая противопоставляется здесь смерти первой – физической смерти тела.

«будут священниками… и будут царствовать» – о том, что истинные члены Церкви Христовой, как земной, так и небесной, являются священниками и царями, говорилось в 1, 6 и 5, 10.

В качестве иллюстрации принятой ныне схемы толкования 20-й главы приведем отрывок из книги святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти»:

«Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: есть грех к смерти, и есть грех не к смерти (1Ин. 5, 16–17). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада…

Указывая на смерть души, на существенную смерть, Спаситель мира назвал мертвецами всех людей, современных Его пребыванию на земле, не обращавших внимания на Его всесвятое учение, необходимое для спасения, единое на потребу для истинной жизни человека: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Лк. 9, 60)… Мертвыми наименовал Господь тех живых по плоти, которые были поистине мертвы, как умерщвленные душою. Те из этих мертвецов, которые остаются чуждыми Христа в течение всей земной жизни и в этом состоянии отходят в вечность, не познают воскресения во все пространство времени, данное для этого воскресения и заключающееся между двумя пришествиями Христовыми, первым – совершившимся, и вторым, имеющим совершиться. Прочии же мертвецы не ожиша, говорит о них зритель таин, святой Иоанн Богослов, дóндеже скончается тысяща лет (Откр. 20, 5).

Блажен и свят, возвещает сын духовного грома, иже имать часть в воскресении первем: на нихже смерть вторая не имать области, но будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет (Откр. 20, 6). Тысяча лет, по объяснению, общепринятому Святою Церковию, не знаменует здесь определенного числа годов, а знаменует весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено…

С начала этого тысячелетия открылось и ныне продолжает открываться первое, таинственное, существенное воскресение мертвых; оно будет продолжаться до конца времен. Аминь, аминь глаголю вам, сказал Господь, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5, 24). Объясняя эти слова Спасителя, блаженный Феофилакт говорит: «Верующий во Христа не пойдет на суд, то есть в муку, но живет присносущною жизнию, не подвергаясь душевной и вечной смерти, хотя бы и вкусил по естеству сию временную смерть». То же значение имеют и слова Господа, сказанные Им Марфе пред воскресением брата ее Лазаря: Аз есмь воскресение и живот; и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин. 11, 25–26). Сыны и дщери ветхого Адама, рожденные по его образу и подобию падшими, рожденные для вечной смерти, переходят верою в нового Адама к вечной жизни. Этот переход, это воскресение незаметны для чувственных очей, непостижимы для плотского ума, но ясны и ощутительны для души, над которою они совершаются. «Когда слышишь, – говорит святой Макарий Великий, – что Христос, сошед во ад, освободил содержимые там души, не думай, чтоб это далеко отстояло от совершающегося ныне. Знай: гроб – сердце: там погребены и содержатся в непроницаемой тьме твой ум и твои помышления. Господь приходит к душам, во аде вопиющим к Нему, то есть в глубину сердца, и там повелевает смерти отпустить заключенные души, молящие Его, Могущего освобождать, об освобождении. Потом, отвалив тяжелый камень, лежащий на душе, отверзает гроб, воскрешает точно умерщвленную душу и выводит ее, заключенную в темнице, на свет». Первое воскресение совершается при посредстве двух Таинств: Крещения и покаяния. Чрез Святое Крещение воскресает душа от гроба неверия и нечестия, или от первородного греха и собственных грехов, соделанных в нечестии; а чрез покаяние уже верующая душа воскресает от смерти, нанесенной ей смертными грехами, или нерадивою, любосластною жизнию по Крещении. Совершитель воскресения – Дух Святой.

Воскресших от душевной смерти видел святой Иоанн Богослов и сказал о них: видех престолы и седящия на них, и суд дан бысть им: и души растесаных за свидетельство Иисусово и за слово Божие, иже не поклонишася зверю, ни иконе его, и не прияша начертания на челех своих и на руце своей. И ожиша и воцаришася со Христом тысящу лет... Се воскресение первое (Откр. 20, 4–5), состоящее в оживлении души из ее смерти верою в Господа Иисуса Христа, в омовении грехов Святым Крещением, в жизни по завещанию Христову и в очищении покаянием грехов, соделанных после Крещения. Престолы святых – их господство над страстями, над самыми демонами, над недугами человеческими, над стихиями, над зверями, обилие их духовных дарований. Им дан суд, то есть рассуждение духовное, которым они обличают грех, как бы он ни был прикрыт благовидностию, и отвергают его; им дан суд, которым они судят ангелов тьмы, приемлющих вид Ангелов, и не дозволяют им обольщать себя. Они не поклонились ни зверю, ни иконе его: ни антихристу, ни предызображавшим его гонителям христианства, требовавшим от христиан отречения от Христа и отвержения Его всесвятых заповеданий. Они не прияли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но, усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе мыслей и в образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти! для них разлучение души с телом – повторим вышеприведенную мысль Василия Великого – не смерть, но переход от скорбного земного странствования к вечной радости и упокоению. Смерть вторая, то есть окончательное осуждение на вечные адские муки и предание им, не имать области над воскресшими первым воскресением; воскресшие им будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет (Откр. 20, 6). Это царствование священников Божиих в Духе Святом не может быть прервано разлучением души от тела: оно развивается и упрочивается им. Егда скончается тысяща лет (Откр. 20, 7), исполнятся времена, и созреет весь словесный плод земли, – последует воскресение второе, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся первого воскресения».

Откр.20:7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

«сатана будет освобожден» это произойдет во времена антихриста.

«на четырех углах земли» – то есть по всей земле.

«Гога и Магога» – этим именем названо собрание боговраждебных народов – каких именно, сказать трудно. Слово «Гог» упоминается в Числ. 24, 7 (только в переводах 70-ти и славянском). Магог – сын Иафета, внук Ноя (Быт. 10, 2). Также о Гоге и Магоге повествуется у пророка Иезекииля, в главах 38–39.

«на брань» – в рамках принятой ныне большинством схемы толкования 20-й главы эта война и поражение Гога тождественны Армагеддону и поражению богоборцев, описанному в конце 19-й главы.

Откр.20:8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

"и вышли» дословно «поднялись», «взошли» (греч. ανέβησαν)186.

«на широту земли» – на пространство земли.

«стан святых и город возлюбленный» – святой Андрей и блаженный Августин разумели под этим Христову Церковь.

Также можно понимать под «городом возлюбленным» Иерусалим, против которого будет вестись война богоборцами, о чем также говорит святой Андрей187. О том, какие святые будут тогда находиться в Иерусалиме, можно только высказывать предположения. Это, например, могут быть обратившиеся ко Христу евреи, согласно Рим. 11 (см. также комм. на 16, 16 и 16, 19.).

Откр.20:9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

У пророка Иезекииля также говорится о пролитии огня на полчища Гога (Иез. 38, 22; 39, 6).

Огонь с неба посылался некогда на Содом и Гоморру и на пятидесятки Ахава. Также об огне с неба просили апостолы, чтобы наказать селение, где не приняли Христа.

Также в этой связи можно вспомнить поражение Ангелом Господним под стенами Иерусалима 185-тысячного ассирийского войска (4Цар. 19, 35).

Откр.20:10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Речь идет о геенне огненной, в которой, согласно 19, 20, уже пребывают зверь и лжепророк.

Откр.20:11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

"белый» цвет вечности.

"бежало» – явление Бога означает начало нового бытия, совершенно иного порядка вещей, и потому старая вселенная, прокаженная смертью и грехом, при явлении Творца и Судии бежит и исчезает.

«и не нашлось им места» – в новом мироздании уже нет места для ветхого и тленного (ср. 21, 5).

Откр.20:12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

«мертвых» – умерших телесно.

«малых и великих» – может означать различие в разных смыслах: по духовному уровню, телесному возрасту, социальному положению.

«книги раскрыты» – или книги Священного Писания, или книги, в которых описаны жизнь и дела каждого судимого. В последнем случае книги означают всеведение Божие о каждом человеке.

«книга жизни» – в нее вписаны все достойные войти в вечную жизнь. О книге жизни Библия говорит многократно (ср. Исх. 32, 32; Пс. 68, 29; Фил. 4, 3; Евр. 12, 23; Апок. 3, 5).

Откр.20:13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

«море…смерть…ад» – может быть, речь идет о каких-то таинственных духовных сферах мироздания (ср. 5, 13).

Откр.20:14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

Вероятно, здесь говорится о пораженных вечной смертью, в том числе о насельниках ада, ввергаемых в озеро огненное, то есть геенну.

Вместе с этими пораженными и насельниками исчезают, уходят в небытие и сами поразившие и пленившие их смерть и ад. Это то, о чем предсказывали пророки: «Поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25, 8), и еще: «Смерть! где твое жало? ад! Где твоя победа?» (Ос. 13, 14) См. также 1Кор. 15, 54–55.

Следует также помнить, что ад и геенна – не одно и то же. Ад – это место предварительного заключения грешников, где они пребывают в ожидании Страшного суда, тогда как геенна (озеро огненное) – уже окончательное место их наказания. Ад не вечен, и в нем находятся только души грешников. Геенна же вечна, и в нее будут ввержены не только души, но и тела, воссозданные Богом при всеобщем воскресении, перед наступлением Страшного суда.

«смерть вторая» – вечная гибель в геенне огненной.

Откр.20:15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.:

* * *

180

Это: Папий Иерапольский (согласно святому Иринею, ученик апостола Иоанна Богослова), Ириней Лионский (ученик святого Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова), Иустин Философ, Мефодий Патарский, Ипполит Римский, Викторин Петавский. Это также известные церковные писатели Тертуллиан, Юлий Африкан, Лактанций. По мнению некоторых исследователей, хилиастические воззрения разделял и автор «Послания апостола Варнавы» (первая пол. II века).

182

Ср.: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя» (Пс. 90, 7), или: «на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз… будет терновник и колючий кустарник» (Ис. 7, 23) и др.

183

Ср.: изгнанные из гадаринского бесноватого демоны просили Христа не посылать их в бездну раньше времени.

184

Более точный перевод стиха 4 выглядит так: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его». То есть не поклонившиеся зверю во времена его царствования различаются здесь от прочих мучеников, живших в другие времена церковной истории.

185

Относительно Византийской империи совпадают также и некоторые другие черты Откровения: она возникла после поражения зверя (языческой Римской империи) и, просуществовав тысячу лет, пала под ударами турок, в которых многие видели полчища Гога и Магога.

186

У пророка Иезекииля (по тексту 70-ти) о Гоге говорится похоже: «И возведу тебя на землю Мою» (Иез. 38, 16) – слово ανάγω означает «поднимать», «выводить наверх».

187

«Возлюбленным» Иерусалим именуется в Пс. 77, 68; 86, 2; 131, 13–14.


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle