протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 21

Откр.21:1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Выражение «небо и земля» означает полноту мироздания. О том, что настоящие небо и земля не вечны и в свое время их сменит новое творение, говорил Господь и ветхозаветным пророкам: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис 65, 17). Также слова псалмопевца: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101, 26–27). Также и в Евангелии Христос говорит: «Небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35).

В новую Вселенную войдут существа и сущности старого мира, которые будут преображены и получат соответствующие новому творению качества. Блаженный Феофилакт говорит: «Бог однажды создал вещество, и что было необходимо для здешней лишь жизни и для тамошней бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ и дозволит наполнять другой, нетленный мир».

«моря уже нет» под морем можно понимать непрестанную изменчивость, несовершенство, тленность, поврежденность вечно мятущегося первого мира, бытие которого есть не что иное, как непрерывный распад и разрушение. Однако в новом мире ничего этого уже не будет.

Кроме того, если понимать под морем место обитания демонических сил (см. комм. на 13, 1), то слова тайнозрителя означают упразднение этого источника мирового зла, разъедавшего, подобно злокачественной опухоли, старую вселенную.

Откр.21:2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

«святый город Иерусалим, новый» слово «новый» означает здесь не реставрацию, не восстановление, не исправление или улучшение, но принципиальную новизну. Именно поэтому чрезвычайно трудно говорить о том, каким будет новый Иерусалим.

Согласно святому Андрею, Небесный город будет составлен из святых. Городом он называется как обитель Бога Троицы. Невестой же называется как соединенный с Богом нерасторжимым соединением188.

Таким образом, небесный Иерусалим следует мыслить как некоторое таинственное единство святых с Богом и друг с другом. Святые небожители в Боге будут соединены воедино, станут как бы одной природой, одной сущностью, одним живым храмом. Эта реальность и была показана апостолу Иоанну в виде сияющего небесной славой города.

«сходящий от Бога с неба» – место встречи святых с Богом готовит Сам Господь, об этом говорил Христос апостолам: «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2).

Откр.21:3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

"скиния» – слово σκηνή означает «шатер», «жилище», а также «собрание», «пир», «дом», «род». Этим словом называется место обитания Бога со святыми.

Тенью и образом небесной скинии во времена Ветхого Завета были Моисеева скиния и Соломонов храм, а позже, в новозаветную эпоху, – каждый христианский храм.

«и Он будет обитать с ними» – о земном народе Божием Писание говорит сходно: «И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иез. 37, 27). На земле эти слова исполнились лишь отчасти. В Будущем веке они исполнятся во всей полноте.

«Сам Бог с ними будет Богом их» – то есть Бог будет для них своим, близким, родным, а они будут своими, близкими, родными Богу.

Откр.21:4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

С упразднением источника зла исчезают грех, болезни, страдания, смерть и всякая причина для скорби, горя и плача. В Ветхом Завете имеются пророчества о том же: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25, 8). И еще: «Радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35, 10). Также и Христос в Евангелии говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).

Откр.21:5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

«се, творю все новое» совершенно новое творение, новый мир, Новый век – то, чего раньше никогда не было.

Откр.21:6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

«совершилось» – то есть исполнилось все, что должно было исполниться, о чем говорили пророки и апостолы: явление Нового блаженного века. Некогда то же самое слово сказал Христос на Голгофе, совершив искупление людей (см. комм. на 16, 17). Теперь же во всей полноте наступило уже то, ради чего был заплачен этот выкуп – явление блаженной вечности, Царства Бога и святых Его.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» см. комм. на 1, 8.

«жаждущему дам даром от источника воды живой» под источником следует понимать Благодать Святого Духа, соединяющую человека с Богом и приобщающую его к жизни Божества.

"даром» – Благодать и вечную жизнь нельзя приобрести по праву, они даются по милости и любви Бога, даются даром, хотя и в ответ на усилие и любовь человека.

Откр.21:7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

«побеждающий» тот, кто побеждает грех и сохраняет верность Христу, кто не поклоняется зверю и не принимает его начертания. Это слово много раз употребляется в главах 2–3.

«буду ему Богом, и он будет Мне сыном» – стать сыном Самого Господа Бога: разве может что-нибудь по своему достоинству сравниться с этим? Это – непредставимая слава и величие.

Откр.21:8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

«боязливых» может быть, имеются в виду те, кто не проявил должного мужества и поклонился зверю.

«…в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» см. комм. на 20, 14.

Откр.21:9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

Невеста Агнца в главах 21–22 противопоставляется блуднице главы 17. Блудницу Иоанн видел в пустыне, а невесту – нисходящей с неба от Бога. У блудницы имена богохульные, а у невесты – имена двенадцати апостолов. И блудницу, и невесту показывал Иоанну один из семи Ангелов, имеющих семь чаш (см. 17, 1). Блудница – Вавилон, а невеста – небесный Иерусалим.

Наименование жены «невестой»189 может означать, что при небесном браке сохраняется то, что не удается сохранить при браке земном. На земле женщина, становясь женой, перестает быть невестой: она теряет нечто, некоторую изначальную чистоту. Тогда как небесный брак – другой, там природа человека не терпит этого ущерба, но, став женой, продолжает оставаться и невестой: безупречно чистой.

Откр.21:10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

«и вознес меня в духе на великую и высокую гору» чтобы созерцать премирную реальность града Божия и жизнь святых, человеку нужно и самому взойти на высоты Духа (см. комм. на 1, 10; 4, 2).

На эти высоты бывали восхищаемы и все прочие писатели Ветхого и Нового Завета – пророки и апостолы. «В видениях Божиих привел Он меня в землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе» (Иез. 40, 2), – читаем у пророка Иезекииля. Также и у апостола Павла: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба… и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12, 2–4). Обратим внимание, что, по слову святого Павла, небесная реальность неизобразима, ее невозможно выразить на земных человеческих языках. Об этом следует помнить, когда мы читаем следующее далее описание Божия града: это не сама небесная реальность, а лишь иносказания, символы и намеки на то, что превыше земного слова и разума.

«великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» см. комм. на 21, 2.

Откр.21:11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

«он имеет славу Божию» то есть славится, живет, украшается не своей славой, но славой Божией – присутствием и действием Бога, Божественной Благодатью. Об этом читаем у пророков: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис. 60, 1). Об этом же мы поем на Пасху: «Слава бо Господня на тебе возсия…».

«Светило его подобно драгоценнейшему камню» – под светилом (слово φωστήρ означает «небесное светило», «звезда», а также «блеск», «сияние») следует понимать Самого Господа, просвещающего святых.

«яспису кристалловидному» – некоторые считали, что ясписом здесь назван алмаз (см. комм. на 4, 3).

Другое мнение, что яспис – это яшма190. Яшму вряд ли можно назвать кристалловидной, то есть прозрачной, однако следует помнить, что речь здесь идет о небесной реальности, которая не соответствует нашим привычным представлениям. Например, далее, в ст. 21, тайнозритель повествует о золотой улице, прозрачной, как чистое стекло.

Откр.21:12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

Откр.21:13. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

Откр.21:14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

«стена» – означает Промысл и заботу Бога.

«двенадцать ворот» число двенадцать означает соединение тварного и нетварного, создания и Создателя: 4 х 3 = 12 (см. во Введении «О символическом значении чисел»).

«двенадцать Ангелов» привратники святого города.

«имена двенадцати колен» пророк Иезекииль видел город с именем «Господь там» таким же: с каждой стороны света по трое ворот, которые называются именами двенадцати колен (Иез. 48, 31–35).

Упоминание двенадцати колен и двенадцати Апостолов означает, что в Будущий век войдет полнота святых и праведников, складывающаяся из ветхозаветной и новозаветной Церкви. Как для ветхозаветной Церкви основанием являются родоначальники колен, так для новозаветной основанием являются апостолы191.

Откр.21:15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

Измерение, по-видимому, как и ранее в 11, 1, означает усвоение Богом, как бы перепись святых обитателей города (см. комм. на 11, 1).

Кроме того, оно может означать, что город создан и устроен Самим Богом, что Архитектор и Создатель его – Господь.

Откр.21:16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

Если понимать эти слова буквально, то Иерусалим имеет форму куба со стороной двенадцать тысяч стадий. Или же, возможно, форма города не кубическая, однако вписанная в куб.

Кубическая форма может означать, что город есть Царство Святой Троицы: на это указывает троичное измерение куба. Комментаторы говорят, что как нельзя одно измерение куба отделить от другого, так нераздельны Ипостаси Троицы. И как нельзя смешать измерения куба, так неслитны Ипостаси Троицы. И как длина, ширина и высота куба характеризуют один и тот же предмет, так единосущны три Ипостаси единой Троицы. И как равны между собой измерения куба, так равны по Божеству Лица Троицы.

Кроме того, кубическая форма может означать прочность и незыблемость города, а восемь углов куба говорят о его вечности (см. во Введении «О символическом значении чисел»).

Форму куба имело святое святых Моисеевой скинии и Соломонова храма. В православном храме главная святыня и место пребывания Бога – престол алтаря – также чаще всего имеет форму куба. И, может быть, самое главное, эту форму имеет литургийный Агнец, Тело Христово, в котором должны быть собраны как клетки организма спасенные христиане192.

«двенадцать тысяч стадий» символика следующая: 12 000 = 12 х 1000, то есть это полнота спасенных апостолами, а также полнота обоженных: 12 = 3 х 4 (см. комм. на 21, 12).

Как расстояние двенадцать тысяч стадий составляет более двух тысяч километров. На земле трудно представить себе город таких размеров. Однако следует помнить, что Будущий век – это тайна из тайн. Неизвестно даже, сохранится ли в нем такая привычная нам категория, как пространство. Если она не сохранится, то размеры города, как и его кубическая форма и все прочие черты, означают что-то совсем другое, являются лишь иносказаниями и намеками на некоторую совершенно другую реальность. Большие размеры, например, могут означать изобилие совершенств, духовных дарований и обителей святых. Может быть, именно с этими размерами следует сопоставить слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много». Или слова апостола Павла: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3, 18 – 19).

Откр.21:17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

«сто сорок четыре» – сугубое совершенство обожения: 144 = 12 х 12 (см. комм. на 21, 12).

144 локтя составляют около 70 метров. По сравнению с самим городом, его стены несоизмеримо малы. Может быть, это является свидетельством, что они нужны не для защиты – защищать город уже не от кого (ср. 21, 25), – но имеют некоторое другое значение.

Впрочем, некоторые считали, что речь идет здесь не о высоте, а о толщине стены. В пользу такого мнения свидетельствует наименование ее в 21, 12 «большой и высокой».

«какова мера и Ангела» – если, согласно святому Иоанну Дамаскину, Ангелы, в отличие от материальных предметов, не имеют троякого измерения, то что следует понимать под мерой Ангела?

Может быть, объяснить следует так: ради общения с людьми Ангелы принимают человеческий облик и размеры, которые и имеет в виду тайнозритель.

Или же, возможно, речь идет не о пространственном формате измерения, а о каком-то другом, духовном, который и для людей, и для Ангелов один и тот же. В этой связи, например, можно вспомнить слова Христа, что сподобившиеся достигнуть Будущего века будут равны Ангелам (Лк. 20, 36).

Откр.21:18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

При чтении описания Небесного города возникает ощущение, что тайнозритель с трудом подбирает слова и образы для передачи того, что было ему показано. Видимо, реальности грядущего Царства настолько превосходят все известное нам, что человеческими словами изобразить это невозможно. Что и неудивительно, ибо Сам Господь о грядущей вечности говорит: се, творю все новое.

«из ясписа» см. комм. на 21, 11.

«чистое золото, подобен чистому стеклу» на земле трудно представить себе город, который одновременно имел бы свойства чистого золота и прозрачного стекла. Однако, как не раз уже говорилось, для небесной реальности не существует подобий в нашем мире (ср. также 14, 2; 15, 2).

Некоторые, впрочем, объясняли прозрачность золота тем, что Небесный город освещается Благодатью – нетварным светом Божества (см. 21, 23), который все проникает и для которого нет ничего непрозрачного.

Откр.21:19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,

Откр.21:20. пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

Откр.21:21. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.

Драгоценные камни, ворота из жемчужин и улица из прозрачного золота означают славу, сияние, вечность Небесного града, а также святость и многоразличные совершенства его обитателей. О драгоценных камнях см. комм. на 4, 3 и 21, 11.

Сходное описание града Божия дает пророк Исаия: «Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине, и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней» (Ис. 54, 11–12). Также и у Товита: «Иерусалим отстроен будет из сапфира и смарагда и из дорогих камней; стены твои, башни и укрепления – из чистого золота; и площади Иерусалимские выстланы будут бериллом, анфраксом и камнем из Офира» (Тов. 13, 16–17).

Комментаторы также обращают внимание, что на нагруднике ветхозаветного первосвященника присутствовали двенадцать драгоценных камней и нагрудник этот, как и город, имел квадратную форму (Исх. 28, 15–21).

Уместно еще вспомнить слова апостола Петра: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет. 2, 5).

«украшены» возможен другой перевод: «построены из».

«двенадцать ворот двенадцать жемчужин» в Древнем мире жемчуг ценился дороже других драгоценных камней, и потому ворота из огромных жемчужин означают высшую степень величия, славы и красоты Небесного города.

«улица города» – в единственном числе. Как возможен город с одной улицей? И при этом с двенадцатью воротами? И при этом имеющий одновременно свойства золота и стекла? Ответ может быть один: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9).

Откр.21:22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.

Наш земной храм есть лишь икона будущего преображенного мира, поэтому, когда явится сам этот мир, нужда в иконе отпадет. Если сам город есть Святое Святых, то зачем нужен еще какой-то храм?

Обычно мы говорим, что человек, принявший Благодать Святого Духа, становится храмом Божиим (ср. 1Кор. 6, 19), но в этом стихе, наоборот, Сам Господь назван храмом. Можно думать, что апостол в очередной раз говорит здесь о совершеннейшем соединении святых с Богом: Господь пребывает в каждом святом как в храме, и святые пребывают в Нем как в храме. Может быть, именно об этом говорил Христос апостолам: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14, 20; 15, 4). Церковь есть Тело Христа, и каждый верный христианин – клетка Его Тела. В грядущей вечности святые и праведники будут собраны в Нем, в Его Теле, которое и будет для них храмом, или Небесным городом, или Новым Иерусалимом.

Откр.21:23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.

Свет Будущего века – это не наш физический свет, но исходящий от Бога нетварный свет Благодати. Он и назван здесь «славой Божией».

Физический свет есть лишь тень и образ истинного небесного света. Преподобный Симеон Новый Богослов сравнивал земной мир с темницей, а наш солнечный свет – со светом фонаря, освещающего тех, кто находится в кромешной тьме. Но за пределами этого слабого вещественного света есть еще свет Трех Лиц, находящийся по ту сторону всякого света, всякой мысли и понятия. Это свет не сравнимый ни с чем и не изобразимый в словах. И все, что находится в этом Божественном свете, не может быть увидено, познано и понято теми, кто пребывает как бы в заключении в темнице этого мира. Святые Божии угодники, подвизаясь, освобождались из этой темницы, выходили за пределы тела и чувств и созерцали этот свет, просвещались и соединялись с ним. Потому и изображаем мы на ликах этих людей световидные нимбы, потому и именуются они в русском языке святыми.

О том, что не солнечным, а другим светом будет освещен Небесный Иерусалим, сказано и в Писаниях пророков: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею» (Ис. 60, 19) 193 .

«светильник его – Агнец» через Христа нетварный свет будет изливаться на новое творение, на Небесный город и его святых обитателей.

Прообразом этого может служить Преображение Спасителя на Фаворе, где апостолы, будучи осияны нетварным светом, предощущали славу и блаженство Будущего века (Мф. 17, 4).

Откр.21:24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

В Царство Святой Троицы войдут люди из всех народов земли. Христос говорил апостолам, что Евангелие должно быть проповедано «во всех народах» (Лк. 24, 47).

«спасенные народы» – в греческом оригинале слово «спасенные» отсутствует. В славянский и русский переводы оно было добавлено, вероятно, исходя из предполагающего его контекста.

«будут ходить» – слово περιπατέω означает не только «ходить», но вообще «жить», «пребывать».

«цари земные принесут в него славу и честь свою» под царями здесь можно понимать тех, о ком было сказано в 20, 4 и 20, 6, то есть святых и праведников (см. комм. на 20, 4). Они принесут в Будущий век славу и честь своей святой жизни, своих добродетелей, своих духовных совершенств и дарований. Согласно 14, 13 земные дела праведников идут вслед за ними в вечность.

Впрочем, среди святых и праведников будут, конечно, и цари в прямом значении этого слова.

Откр.21:25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

День, о котором идет речь, – это вечный невечерний восьмой день, Будущий век.

Откр.21:26. И принесут в него славу и честь народов.

«славу и честь» все лучшее, чего достигли и что приобрели народы на путях следования правде Божией. Комментаторы говорят, что Израильский народ принесет туда славу и честь пророков и апостолов, греки – славу и честь святителей и богословов, Египет и Сирия – славу и честь подвижников и пустынножителей и т. д.

Откр.21:27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

«Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6, 14) И еще: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26).

«в книге жизни» – см. комм. на 20, 12.

* * *

188

В греческом языке слово «πόλις» – «город» – женского рода.

189

Во многих древних списках порядок слов стиха 9 иной: пойди, я покажу тебе невесту, жену Агнца. (Ср. слав. перевод: «Гряди, покажу ти невесту Агнчу жену».)

190

Таково в наше время значение слова ίασπις – яшма.

191

Ср.: «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 20–22).

192

Последнее является еще одним свидетельством, что Небесный город – это не просто святое святых и престол, подобный святыне земного храма, но это само Тело Христово – совершеннейшее единство Бога и святых.

193

Христиане ожидают явления этого света, о чем свидетельствуют многие богослужебные тексты Православной церкви, например, «Свете тихий», «слава Тебе, показавшему нам свет…», «во свете Твоем узрим свет», «Христе, Свете истинный…» и др.


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle