Глава 19
Откр.19:1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!
Откр.19:2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
Откр.19:3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.
Откр.19:4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!
Откр.19:5. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
Откр.19:6. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
«голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых.
«аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6176. Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Пс. 103, 35)
«спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10.
«дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится.
«двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6.
«голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил.
«малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые.
«как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2.
«воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.
Откр.19:7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
Откр.19:8. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
Откр.19:9. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
Жена Агнца, то есть Церковь, облеченная в виссон чистый и светлый, то есть праведность и святость, противопоставляется здесь скверной жене блуднице, антицеркви-Вавилону, облеченной в порфиру греха и мерзости.
Отношения Бога с Его народом и грядущее Царство Христа в Библии многократно сравниваются с браком177. Почему? Святой Андрей говорит: «Как много благ будущего века, превосходящих всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются они иногда Царством Небесным по славе его и честности, иногда – раем по неоскудению трапезы наслаждений, иногда лоном Авраамовым по успокоению в нем усопших, а иногда – чертогом и браком не только по причине бесконечного веселия, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, – соединения, настолько превосходящего телесное общение друг с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония».
"напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» – эти слова, как и многие другие в книге, адресованы гонимой Церкви. После описания в двух последних главах наказания зла и торжества правды Ангел через апостола Иоанна призывает Церковь к мужеству и терпению в испытаниях.
«сии суть истинные слова Божии» – слова о том, что в свое время зло будет наказано, добро восторжествует и сохранившие верность Христу получат вечную награду – эти слова есть несомненная истина.
Откр.19:10. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
Может быть, по причине значимости последнего откровения (о ниспровержении царства зла, о наступлении Царства Божия и браке Агнца) святой Иоанн хочет поклониться Ангелу, который его от этого удерживает. Из Ветхого Завета известны случаи поклонения ветхозаветных праведников являвшимся им Ангелам (ср. Дан. 8, 17). Но в данном случае Ангел воспрещает это Иоанну. Может быть, запрещение связано с изменившимся после пришествия Христа достоинством человека: если Бог, Владыка Ангелов, стал человеком, то и человек теперь возводится на новое несравненно высшее, по сравнению с Ветхим Заветом, достоинство.
Святой Андрей в этой связи также говорит, что из Ангельских слов мы усматриваем смирение святых Ангелов, которые не присваивают себе, подобно демонам, Божественную славу.
«ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» – Дух апостольской проповеди, свидетельство об Иисусе Христе – это Тот же Святой Дух, Которым и я даю тебе пророчество, а потому мое пророчество и твое свидетельство имеют равное достоинство.
Вообще следует сказать, что вопрос о поклонении Ангелам был очень актуален в I веке, ибо, как мы знаем из истории Церкви, среди христиан распространялись тогда ложные учения о служении Ангелам (ср. Кол 2, 18; Евр. 1).
Откр.19:11. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Откр.19:12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Откр.19:13. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: 'Слово Божие́.
Здесь говорится о Втором пришествии Христа.
«отверстое небо» – Христос приходит с небес. Ср. Деян. 1, 11.
«конь белый» – Христос приходит как Царь, чтобы открыть Свое Царство. У царей существовал обычай при вступлении на царство торжественно въезжать в свою столицу. Белый конь означает победу, Христос – Победитель.
Кроме того, Христос есть Жених Церкви, Жених верных Ему душ. Он приходит, чтобы взять Своих верных к Себе. Ибо обычно жениху при бракосочетании приходить в дом невесты, чтобы взять ее к себе.
«Верный и Истинный» – этим именем Христос назван в 3, 14.
"Верный» – Бог исполнит абсолютно все, что обещал в Писании через пророков и апостолов.
«Истинный» – см. комм. на 1, 5.
«очи у Него как пламень огненный» – сказано о Божием всеведении, которое все проникает и судит. Праведников этот пламень просвещает, а нераскаянных беззаконников попаляет. См. также комм. на 1, 14.
«на голове Его много диадим» – знак царской власти над творением, над всем бытием. В древности иногда цари имели короны по числу находившихся в их управлении областей.
«имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» – имя здесь означает сущность Бога, и эта сущность непостижима ни для какого тварного существа. Святитель Григорий Палама говорит, что все имена, какими Священное Писание именует Создателя – такие, как Бог, Господь, Вседержитель и др., – а также все свойства, которые Ему приписываются, относятся только к энергиям Бога, к Его Благодати, тогда как сущность Божества превыше всех этих наименований и невыразима никаким словом.
«облечен в одежду, обагренную кровью» – согласно святому Андрею, одежда Бога Слова – это пречистая Его плоть, обагренная кровью на Голгофе.
Другие же считали, что эта черта означает Божиий суд и воздаяние грешникам и богоборцам.
Первое мнение представляется более правдоподобным, так как речь здесь идет пока только о явлении небесного воинства – событии, предшествующем сражению и воздаянию. О сражении же повествуется ниже, в стт. 19–21.
«имя Ему: Слово Божие» – то есть Логос, Сын Божий, вторая Ипостась Троицы. Речь идет здесь не о сущности, как выше, но об одном из Божественных имен.
Откр.19:14. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.:
Это сказано об Ангелах. О том, что Христос придет с Ангелами, говорится в Мф. 25, 31; Лк. 9, 26; 2Фес. 1, 7 и др.
Некоторые считали, что среди небесного воинства могут находиться и люди. Например, в его числе могли бы быть восхищенные с земли в сретение Господу праведники последних времен, после изменения их природы, согласно 1Кор. 15, 51, а также вообще все от века святые, соединенные в пришествие Христа со своими воскресшими телами, согласно 1Фес. 4, 17. См. также комм. на 16, 16.
Откр.19:15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.:
Откр.19:16. На одежде и на бедре Его написано имя: 'Царь царей и Господь господствующих'.
Этот образ Мессии, Победителя и Судии, был показан и ветхозаветным пророкам. Так, о грядущем Христе пророк Исаия говорит, что «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис 11, 4).
«из уст же Его исходит острый меч» – символ власти, суда и воздаяния. См. также комм. на 1, 16.
«пасет их жезлом железным» – Христу дана от Отца власть над всеми людьми: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 7–9).
«Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» – изображение Божия гнева, суда и воздаяния.
«Царь царей и Господь господствующих» – подобными именами называли Господа и ветхозаветные пророки (Втор. 10, 17; Пс. 135, 2–3).
Некоторые, кроме того, усматривали здесь аллегорический смысл: Христос – Царь небожителей, то есть царствующих над страстями и господствующих над грехом178.
Откр.19:17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,
Откр.19:18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.
Приглашение птиц пожрать трупы антихристова полчища свидетельствует о полном и сокрушительном его поражении. У евреев считалось позором и ужасом остаться без погребения; быть же съеденным зверями или птицами есть высшая степень позора и ужаса179.
«стоящего на солнце» – солнце является центром и некоторой высшей точкой неба – может быть, поэтому и говорит отсюда Ангел птицам.
Существует, впрочем, и аллегорическое объяснение: под хищными птицами следует понимать бесов, бросающихся как на свою добычу на грешников. В пользу этого мнения как будто бы говорят слова «по средине неба», которые могут указывать на место между истинным небом и землей, низшее небо, где обитают демоны (комм. на 8, 13, ср. также Еф. 2, 2). Под «трупами» при таком толковании следует понимать умерщвленные грехом души людей.
Откр.19:19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
Вероятнее всего, речь идет о том же воинстве, что и в 16, 16, то есть о собранном на месте Армагеддон (см. комм.).
В материальной земной реальности людям невозможно воевать с бесплотными Ангелами, однако с пришествием Христа эта реальность изменяется и такая возможность появляется (см. комм. на 16, 16). Согласно 2Пет. 3, 10, при Втором пришествии Христа стихии материального мира разрушатся, перестанут существовать в обычном своем виде. Можно думать, что привычные нам материя и пространство тогда или вовсе упразднятся или же принципиально изменятся. Тела всех «умерших во Христе» воскреснут (1Фес. 4, 15–17), а природа живых претерпит радикальные изменения – сообразно изменению стихий и категорий (1Кор. 15, 51–52). При этом все, абсолютно все люди, где бы они ни находились, вдруг увидят – не материальным, конечно, а духовным зрением – Христа, и каждый окажется с Ним лицом к Лицу.
Христос, предвечное Слово Божие, пребывает во всем творении, о Нем сказано: «Все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36), и еще: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 17). Святитель Филарет Московский говорит, что Слово Божие есть адамантовый мост, на котором утверждается все творение – под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества. Поэтому во всем бытии нет такого места, где можно было бы от Него скрыться. При Его явлении в этом убедятся все без исключения люди, и реакция на пришествие Христа у каждого человека будет различной – она будет предопределена его жизнью: чем больше человек стремился к Богу, чем больше любил Бога, трудился, подвизался для Него, тем больше будет его радость о явлении Христа. И наоборот, те, кто избегал, не любил и не хотел Его при жизни, кто попирал Его заповеди, имел вражду по отношению к Нему, – будут испытывать душевные муки, страх, злобу, отчаяние.
Святые отцы говорят, что исполняющие заповеди Христа являются членами Его Тела: они действуют из Его воли и из Его разума. Напротив, те, кто попирает заповеди Божии, кто одержим страстями и грехом, являются членами врага-диавола и действуют из его воли и разума. И такие люди потенциально уже являются врагами Христа. Например, те, кто одержим гордостью, находятся в великой опасности стать врагами Бога. «Горе гордым! – говорит преподобный Исаия отшельник. – Потому что они суть на стороне отступника диавола». А ведь очень часто современный человек – это именно человек гордый.
Стоит также вспомнить слова апостола Павла: «Мудрование плотское – вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может» (Рим. 8, 7). Согласно святым отцам, «мудрование плотское» есть образ мыслей, при котором человек всецело сосредоточен на земном преуспеянии, на удовлетворении телесных и душевных потребностей падшего естества. Плотское мудрование направляет людей действовать на земле так, как если бы они были вечны на ней. Такие люди, говорит апостол, находятся по отношению к Богу в состоянии вражды. И таких людей уже сегодня в мире абсолютное большинство. См. также комм. на 16, 14.
Таким образом, человечество конца времен (или огромная его часть), застигнутое пришествием Христа в диаволопоклонстве, в чудовищных беззакониях, в страшных взаимоистребительных войнах, человечество, которое добровольно отдало себя во власть демонов и находящееся под их сильнейшим воздействием, обезумевшее, осатаневшее, ставшее совершенно чуждым и враждебным Христу по своему состоянию, по своему внутреннему выбору, по всей своей жизни и деятельности, это человечество – в условиях изменяющихся в пришествие Христово категорий, при разрушении стихий (2Пет. 3, 10), воскресении мертвых (1Фес. 4, 15–17), изменении природы живых из плотской в духовную (1Кор. 15, 51–52), – увидев явившегося Господа и оказавшись с Ним лицом к Лицу, восстанет против Него и, предводительствуемое диаволом и антихристом, устремится на брань против Христа и небесного воинства. Впрочем, безумная эта брань, вероятнее всего, продлится лишь краткое мгновение, ибо творению невозможно воевать против Творца и богоборцы будут побеждены при самом начале брани, о чем и говорится в следующих стихах (см. также комм. на 16, 16).
Откр.19:20. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
Откр.19:21. а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
«живые брошены в озеро» – антихрист и лжепророк ввергаются в геенну, не испытав телесной смерти, подобно как некоторые великие святые, минуя телесную смерть, бывали восхищаемы на небо.
«прочие убиты мечом» – остальные испытают телесную смерть. Кажется, не следует слова об убиении мечом понимать в буквальном смысле: ведь меч находится у Христа не в руках, а исходит из Его уст. Поэтому под мечом здесь нужно понимать всемогущее определение Божие о наказании Его врагов. Средства же этого наказания известны Богу. См. также комм. на 1, 16.
«и все птицы напитались их трупами» – см. комм. на 19, 17–18.
Победа Христа над врагами была многократно предсказана пророками Ветхого Завета. Вот, например, слова псалмопевца: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих…»
* * *
Также оно встречается в 1Пар. 16, 36, но там цитируется Пс. 105, 48.
Ис. 54, 5; Иез. 16; Мф. 22, 1–14; 2Кор. 11, 2 и мн. др.
Ср. слова псалма «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81, 1), которые некоторые отцы понимали в смысле «Бог стал среди обоженных праведников».
Ср. участь Иезавели, враждовавшей против Бога и пророков Божиих: «Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее» (4Цар. 9, 10).