Глава 18
В 18-й главе описывается ниспровержение эсхатологического Вавилона. У ветхозаветных пророков можно найти похожие пророчества о разрушении древних языческих городов, в том числе Вавилона месопотамского (см. Ис. 13–14; Ис. 21, 9; Иер. 50–51 и др.). Эти последние во многих своих чертах могут относиться не только к Древнему Вавилону, но и к эсхатологическому.
Откр.18:1. После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
Природа Ангельская невыразимо светла и сияет небесными совершенствами. Ср. 10, 1 и комм.
Откр.18:2. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,
По словам комментаторов, весть о падении Вавилона настолько важна, что о ней особо возвещает один из высших Ангелов.
«жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» – свидетельство полного и окончательного разрушения.
О Древнем Вавилоне, прообразе эсхатологического, сказано: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем… Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах» (Ис. 13, 19–22). Пророчество это, как мы знаем, в точности исполнилось над Вавилоном месопотамским, навсегда исчезнувшим с лица земли. Та же участь постигнет и Вавилон эсхатологический: он будет ниспровергнут и больше никогда не восстановится.
«яростным вином блудодеяния…» – см. комм. на 17, 2.
Откр.18:3. и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.
См. комм. на 17, 2.
Откр.18:4. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;
Откр.18:5. ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.
«иной голос с неба» – вероятно, голос принадлежит Самому Христу.
«выйди от нее, народ Мой» – некогда Господь подобным же образом вывел праведников, Лота и его семью, из Содома и Гоморры перед совершением суда над этими городами.
Откр.18:6. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.
Трудно сказать, к кому обращены эти слова, может быть, – к Ангелам или к святым небожителям. Ибо если Ангелы и святые непосредственно участвуют в жизни Церкви, то чаша, приготовлявшаяся Вавилоном для Церкви, имела отношение и к ним.
«вдвое воздайте ей» – в законе Моисеевом в отдельных случаях причиненный ущерб оплачивался в двойном размере (ср. Исх. 22, 4, 7, 9).
Уместно также вспомнить слова псалмопевца: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!» (Пс. 136, 8)
Откр.18:7. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: 'сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!'
Откр.18:8. За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
О месопотамском Вавилоне, прообразе последнего Вавилона, у пророка Исаии сказано: «И ты говорила: «вечно буду госпожою», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою, и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день придет к тебе то и другое – потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих» (Ис. 47, 7–9).
Откр.18:9. И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,
Откр.18:10. стоя издали от страха мучений ее [и] говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.
Откр.18:11. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,
Откр.18:12. товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
Откр.18:13. корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
Откр.18:14. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
Откр.18:15. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая
Откр.18:16. и говоря: горе, горе [тебе], великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,
Откр.18:17. ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали
Откр.18:18. и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!
Откр.18:19. И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!:
О ниспровержении Вавилона скорбят земные цари, а также хозяева мировой торговли – все те, кто возвысился и разбогател при вавилонском миропорядке.
«и тел и душ человеческих» – применительно к Римской империи это означает работорговлю.
Что же касается эсхатологии, то можно предположить, что хотя рабства в том виде, в каком оно было в Древнем мире, тогда не будет, однако в Вавилонской империи могут иметь место другие формы как рабства, так и торговли людьми. Некоторые из них существуют уже сегодня. В качестве примера можно указать на большое количество совершающихся в богатых странах операций по трансплантации человеческих органов, добытых из обитателей стран третьего мира, зачастую детей, специально завозимых с этой целью нелегальным бизнесом в мировые метрополии.
«видя дым от пожара ее» – некоторые считали, что речь идет здесь о применении какого-то страшного оружия.
«драгоценностями которого обогатились» – то есть, нажились на великой роскоши мировой столицы, ведя торговлю с ней.
Поскольку Римская империя является прообразом апокалиптического Вавилона, то многие черты, указанные святым Иоанном, были присущи и ей. Вот, например, что говорит о богатстве и масштабах торговли Рима греческий писатель II века Аристид: «Все, что произрастает в разные времена года, производится в различных странах, водится в реках и озерах, создается искусством эллинов и варваров, привозится сюда со всех уголков земли и моря. Так что, если кто-нибудь пожелает все это увидеть, ему придется или обойти весь населенный мир, или оказаться в этом городе. Ибо из того, что выращивается и производится людьми, нет ничего, в чем бы здесь когда-нибудь был недостаток. Грузовых же судов, отовсюду в любое время года, даже в пору осеннего равноденствия, везущих товары, приходит сюда столько, что город похож на некий всемирный рынок. Грузов из Индии и, если угодно, даже из счастливой Аравии здесь можно увидеть столько, что можно подумать, будто у местного населения деревья остались голыми, и если жители этих стран будут испытывать в чем-то нужду, то придется им ехать сюда, прося доли из своих же собственных богатств… Никогда не перестают здесь причаливать и отчаливать суда. Так что удивительно не то, что грузовым судам не хватает гавани, но что им хватает самого моря… Здесь представлено все – торговля, мореплавание, земледелие, добыча металлов, искусства, какие только есть и когда-нибудь были, – все, что производится и выращивается на земле. И если кто-нибудь здесь чего-то не увидит, значит, этого не было и нет на свете».
«имеющие корабли на море» – из этих слов, кажется, можно заключить, что эсхатологический Вавилон – это крупный морской порт или по крайней мере сообщающийся с морем город.
Откр.18:20. Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.
О ниспровержении Вавилона радуются люди Божии, так как уничтожается язва, разъедавшая всю вселенную, источник мирового зла, беззакония и растления.
«совершил Бог суд ваш» – то есть касающийся вас, вашу тяжбу.
Откр.18:21. И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.
О стремительности ниспровержения Вавилона сходно говорили и ветхозаветные пророки (ср. Иер. 51, 59–64).
Откр.18:22. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
Откр.18:23. и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.:
«купцы твои были вельможи земли» – слова можно понимать следующим образом: купцы, то есть люди, занимающиеся торговлей, разбогатели и стали властелинами, то есть приобрели великую силу и влияние в мире. При таком порядке власть становится товаром: кто богаче, тот ее и покупает. Это означает, что миром правит денежный мешок и что истинной, праведной и правосудной власти в мире больше нет. А ведь власть – это священная категория, она происходит от Бога – только Он ее источник. В Библии даже иногда судьи и правители называются словом «бог» – с маленькой буквы. В Вавилоне же порядок земной власти извращается и ее захватывают злонамеренные люди.
В этой связи нельзя в очередной раз не отметить, что многие черты такого мироустройства отчетливо видны уже сегодня, и в этом смысле наша эпоха должна быть признана уникальной. Ибо никогда ранее в человеческой истории не властвовали над миром столь безраздельно деньги, как в настоящее время. Если мы, к примеру, посмотрим на многовековую эпоху христианской государственности, то увидим, что как политический фактор тогда были сильны, с одной стороны, высшая религиозная идея, а с другой – признаваемый всеми священный статус государственной власти. То же самое можно сказать и про Древний мир, ибо по крайней мере один из этих факторов – священный статус власти – в нем присутствовал. Когда же в ХХ веке в результате массового отхода от Бога оба эти фактора – алтари и престолы – были ниспровергнуты, тогда уже по необходимости миром стал безраздельно править денежный мешок.
«волшебством твоим» – слово φαρμακεία имеет следующие значения: «использование лекарства, снадобья, яда, волшебного зелья», «отравление», «очаровывание», «околдовывание». Пример употребления слова φαρμακεία в смысле колдовства и чародейства можно видеть в книге Исход (по переводу 70-ти), в повествовании о состязании пророка Моисея с египетскими волхвами, повторявшими при помощи своих чар (φαρμακεία) многие из его чудес (см. Исх. 7, 11; 7, 22; 8, 7). Исходя из этого, выражение «волшебством твоим» вполне можно понимать в его прямом русском значении, и смысл тогда будет следующий: для построения вавилонского миропорядка окажется недостаточно одних лишь технических средств, но потребуется участие и помощь демонических сил, с которыми и будут водить дружбу чародеи Вавилона175.
Впрочем, можно понимать эти слова и просто в том смысле, что своим отравляющим действием и развращающим примером Вавилон ввел в заблуждение все народы.
Откр.18:24. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.
«пророков и святых» – то есть истинных христиан.
«всех убитых на земле» – всех вообще людей, погубленных беззаконной и безбожной властью (см. комм. на 11, 18).
* * *
Ср.: о Вавилоне месопотамском, прообразе Вавилона эсхатологического, у пророка Исаии сказано, что ему были присущи «множество чародейств» и «великая сила волшебств» (Ис. 47, 9).