протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 17

Откр.17:1. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

Применительно к эпохе апостола Иоанна под блудницей-Вавилоном следует понимать город Рим. Святой Ипполит Римский в слове «О Христе и антихристе» обращается к автору книги Откровения: «Скажи мне, блаженный Иоанн, апостол и ученик Господень, что ты видел и что слышал о Вавилоне. Воспряни и скажи: тем более, что и тебя сослал в ссылку он же» 160 .

Блудница сидит «на звере» (17, 3), то есть управляет Римской империей. Она также сидит «на водах многих», то есть властвует над многими народами этой империи (см. комм. на 13, 1).

Однако Римская империя – лишь прообраз того всемирного государства, которое возникнет на земле в конце времен и при восьмом своем правителе будет преобразовано в царство зверя (см. комм. на 17, 11). Следовательно, по аналогии с Древним Римом, блудница-Вавилон – это столица эсхатологической глобальной империи (ср. Апок. 17, 18)161. Кроме того, можно думать, что это одновременно и город, и некоторая возглавляемая им страна (как Рим возглавлял Италию) или же какая-то другая единица административного деления планеты последних времен, ибо слово «πόλις», может иметь значение не только «город», но и «государство», «республика». См. также комм. на 17, 6.

Что же это за город? И где он будет находиться? Точный ответ на этот вопрос будет явлен в конце времен, мы же пока обратим внимание на некоторые признаки Вавилона, указанные в книге Откровения. Во-первых, согласно Апок. 17, 9, Вавилон должен быть расположен на семи горах (или холмах)162. Во-вторых, этот столичный город будет крупнейшим центром торговли и роскошнейшим потребителем всех производимых в мире материальных (и всех прочих) благ – Апок. 18, 11 – 19. И в-третьих, он, по-видимому, должен быть морским портом или, по крайней мере, иметь удобный выход к морю или другое какое-то развитое с ним сообщение – Апок. 18, 19.

Кроме того, следует иметь в виду, что Вавилон, первоначальная столица глобальной империи, – это, по-видимому, не тот город, в котором последние три с половиной года мировой истории будет царствовать антихрист. Святой Ириней говорит, что в эти годы он будет царствовать в Иерусалиме (C. haer., V, 25, 4). Этому царствованию, согласно Ипполиту Римскому, будет предшествовать три с половиной года продолжающаяся пророческая проповедь двух свидетелей (Апок. 11, 3). Вместе эти два периода составят ту седмицу, о которой сказано у пророка Даниила (Дан. 9, 27).

Таким образом, можно думать, что при первых семи мировых правителях эсхатологическая столица будет расположена в некотором великом семихолмном городе – Вавилоне, при восьмом же правителе – в начале или середине его правления – столица ненадолго переместится в Иерусалим (см. также комм. на 17, 11).

В этой связи могут быть рассматриваемы различные варианты развития событий. Можно, например, предположить, что царствование лжемессии будет продолжаться в общей сложности семь лет: первые три с половиной года в Вавилоне, а вторые в Иерусалиме. Первая половина – это время, когда будут проповедовать два свидетеля (11, 3) и зверь еще будет показывать себя справедливым и гуманным правителем (см. комм. на 17, 10–11). Вторая же половина есть собственно антихристово царство.

Или также возможно, что все семь лет лжемессия будет царствовать в Иерусалиме, с тем же, однако, делением его правления на две половины, в первую из которых будет происходить проповедь двух свидетелей и зверь еще будет изображать гуманность.

Или же можно предположить, что зверь будет царствовать только три с половиной года и только в Иерусалиме163. Проповедь же двух свидетелей в этом случае предшествует его воцарению.

Какое из этих предположений станет реальностью, узнают те, кто будет жить в последние годы мировой истории. См. также комм. на 17, 9–11.

Вавилон в Священном Писании неизменно изображается как вечный центр богоборчества, столица зла и языческого нечестия, город демонической духовности и чернокнижия, всегда враждебный Богу и народу Божию. В описании вавилонского царя даже отчетливо различимы черты диавола: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14) В этом же месте Исаия говорит, что о ниспровержении Вавилона радуется весь мир – не только люди, но сама природа: «Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14, 7–8). Из этих слов видно, что Вавилон есть ненасытный грабитель, центр порочного мироустройства, кровопийца всей земли.

Вавилон есть также возглавитель антицеркви. Как Церковь, народ Божий, – это общество людей, служащих Богу, так антицерковь – это общество людей, служащих диаволу. В Библии прослеживается история того и другого общества. Антицерковь, как и Церковь, берет свое начало от первых людей и проходит через всю человеческую историю: от Каинитов и месопотамского Вавилона с его башней – до Вавилона эсхатологического, о котором здесь речь.

«блудница» – то есть совращающая в грех, в разврат, в язычество164, в измену Богу, в блуд духовный и телесный. В Ветхом Завете языческие города иногда назывались «блудницами». Например, Ниневия названа развратницей приятной наружности, искусной в чародеянии, продающей блудодеяниями своими народы и чарованиями своими – племена (Наум 3, 4). Пророк Исаия называет блудницей Тир (Ис. 23, 16–17). Даже Иерусалим во времена отпадений в язычество назывался этим именем: «Как сделалась блудницею верная столица…» (Ис. 1, 21). Под блудом во всех этих случаях пророки прежде всего понимали язычество, духовную измену истинному Богу, а также все вытекающие из такой измены следствия: грех, разврат и нравственную деградацию.

«сидящею на водах многих» – под этим, согласно 17, 15, следует понимать многие народы, входящие в состав эсхатологического государства (см. комм. на 13, 1).

К слову сказать, исторический Вавилон тоже «сидел на водах», в прямом смысле: страна, им возглавляемая, располагалась в Месопотамской низменности и была испещрена многочисленными рукавами рек, каналами, протоками, озерами и т. п., превращавшимися во время наводнений в одно сплошное болотистое море. У пророка Иеремии о Вавилоне читаем: «О ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! Пришел конец твой, мера жадности твоей» (Иер. 51, 13). Ср. также Пс. 136: «На реках Вавилонских…»

Кроме того, по мнению исследователей, само море, то есть Персидский залив, в древности подходило гораздо ближе к Вавилону, чем сейчас, создавая в сочетании с реками и каналами благоприятные условия для морской торговли. В книге пророка Исаии упоминается о халдеях «величавшихся кораблями» (Ис. 43, 14). См. также комм. на 17, 3.

Откр.17:2. с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.:

«блудодействовали цари земные» то есть участвовали в ее язычестве, в попрании Божия закона, в блуде духовном и телесном.

Также под блудодействием можно понимать те беззаконные связи, которые упомянутые цари имели с Вавилоном, – политические, экономические165, военные, религиозные, может быть, оккультные и т. д. Всем этим земные правители помогали и содействовали богопротивной деятельности Вавилона, участвовали в его мерзостях: язычестве, богохульстве, неправедном обогащении, разврате, оболванивании, эксплуатации, ограблении и геноциде народов и многих других беззакониях и неправдах.

«и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» – язычество и разврат Вавилона насаждались им и в среде возглавляемых им народов: кроме прочего, с целью укрепления своей власти, ибо власть в обществе всегда принадлежит хозяевам признаваемых обществом ценностей.

Следует сказать, что многие черты того порочного мироустройства, о котором говорится в книге Откровения, отчетливо различимы уже в нашу эпоху. Это, например, распространение в христианском мире языческой религиозности, оккультизма, каббалы, восточной духовности, движения New Age, неоязыческих сект и т. д. – вплоть до откровенного сатанизма. Это борьба сильных мира сего с христианским мировоззрением, с христианской нравственностью, с христианской семьей, воспитанием и образованием – со всеми традиционными христианскими институтами. Это вопиющая всеобщая безнравственность с узаконением и возведением в культ грехов и страстей: нарциссизма, алчности, тщеславия, безудержного потребительства, поставления денег мерилом всего, необузданной похоти, блуда, извращений и т. д.

Возглавителем этого духовного направления в современном мире является постхристианский Запад. И, как некоторые считают, стоящая во главе Запада или даже во главе всего мира Америка имеет многие черты сходства с описанным у святого Иоанна Вавилоном. Не отрицая всей справедливости такой оценки, следует все же отметить, что не все черты, указанные в Апокалипсисе, приложимы к современной Америке. Например, о блуднице святой Иоанн говорит, что она была упоена кровью святых (17, 6), тогда как Америка, по крайней мере по состоянию на 2016 год, не проливала крови христиан. Так что можно предположить, что современная Америка является не самим Вавилоном, но, подобно Древнему Риму, лишь его прообразом166. Или же, возможно, она пока только движется к тому, чтобы таким Вавилоном стать.

Откр.17:3. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

"в духе» – то есть это откровение от Духа Святого (ср. Иез. 3, 14; 8, 3).

«в пустыню» речь идет не о той пустыне, куда убежала жена-Церковь (12, 6), а о другой. Вероятно, слова эти следует понимать в духовном смысле: как богооставленность, духовная пустыня, место, где никто не слышит Бога.

В Библии словом «пустыня» часто именуется запустение, бесплодие, безжизненность, в том числе духовная (ср. Ис. 35, 1–10; 32, 15–16). Также пустыня считалась местом обитания злых духов: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» (Мф. 12, 43). Козла отпущения с возложенными на него грехами народа отпускали в пустыню (Лев. 16, 21).

Стоит также отметить, что и месопотамская Вавилония, несмотря на свои реки, каналы и цветущие плантации, была окружена пустыней.

«сидящую на звере» то есть возглавляющую глобальную империю.

"багряном» – то есть ярко-красном или алом (κόκκινος). Этот цвет является знаком царской власти, богатства и роскоши – ср. власть, роскошь и богатство Древнего Рима.

«преисполненном именами богохульными» см. комм. на 13, 1; 2, 13.

«с семью головами и десятью рогами» см. комм. на 13, 1; 12, 3.

Откр.17:4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

«в порфиру и багряницу» то есть в драгоценные одежды пурпурного и алого цветов, что также говорит о великом богатстве и роскоши.

«украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом… держала золотую чашу» – сказано о том же.

«наполненную мерзостями» – этим означается истинная сущность Вавилона и плоды его деятельности.

Кроме того, некоторые считали, что золотая чаша является здесь пародией диавола на Евхаристию: блудница как бы служит антилитургию и приносит диаволу жертву мерзости.

Откр.17:5. и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Имя на лбу означает сущность и принадлежность (ср. 14, 1). Характерно, что в римских публичных домах блудницы повязывали себе на лоб повязки с именами.

"тайна» сказанное о городе заключает в себе таинственный скрытый смысл.

Толкователи также обращают внимание, что слово «тайна», греч. «μυστήριον», может иметь значение «тьма», «мрак».

«мать блудницам и мерзостям земным» Вавилон является источником мирового зла, матерью его. Слова «город» и «Вавилон» в греческом языке женского рода.

Откр.17:6. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим.:

Откр.17:7. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

«жена упоена была кровью святых» применительно к Древнему Риму это означает гонения на Церковь. Вавилон последних времен будет подобным Риму гонителем христиан, по крайней мере истинных.

Следует, впрочем, иметь в виду, что гонения первых веков не происходили в Древнем Риме непрерывно, но чередовались с периодами затишья, иногда довольно продолжительного. Также бывало, что в одно и то же время гонения происходили в одних провинциях и отсутствовали в других. Следовательно, по аналогии можно думать, что хотя в целом и общем глобальное государство при первых семи правителях будет настроено по отношению к христианам (по крайней мере истинным) враждебно, однако могут в ту эпоху иметь место и периоды временного или локального спокойствия. Что в общем неудивительно, ибо невозможно будет сразу после создания мирового правительства, особенно если оно будет создано по результатам больших войн, смут и потрясений, проигнорировать интересы христиан, составляющих огромную часть населения нашей планеты – на сегодняшний день приблизительно одну треть, хотя в большинстве своем и не принадлежащих к истинной Церкви.

«кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» – под «святыми» можно понимать всех истинных христиан. «Свидетели же Иисусовы» – это те немногие из них, которые добровольно избрали для себя путь открытого и безбоязненного свидетельства об истине Христовой перед богоборческим миром, зная, что ценой такого свидетельства является их собственная жизнь.

«дивился удивлением великим» – слова эти загадочны. Может быть, тайнозритель удивился по причине величия и значимости самого видения.

Существует, впрочем, и другое объяснение, основанное на альтернативном толковании текста о Вавилоне-блуднице, в соответствии с которым под блудницей следует понимать падшую Церковь последних времен – носительницу поврежденного христианства, имеющую только вид благочестия, силы же его отрекшуюся, всецело подчиненную земным интересам глобального государства и предоставляющую ему религиозную санкцию. Согласно этой гипотезе, в эсхатологическую эпоху гонимы будут только истинные христиане, тогда как ложное христианство и ложная церковь, напротив, могут иметь самое широкое распространение. Потому и удивился Иоанн – ведь ранее он видел Церковь облеченной в солнце, а теперь она сидит на звере богохульном; раньше Церковь была святой исповедницей Христовой, теперь же сама упивается кровью святых.

Придерживающиеся этого мнения указывают, что в словоупотреблении пророческих книг Ветхого Завета является обычным называть верную Церковь словом «жена», а неверную – «блудницей». Описание духовного блуда народа Божия дано, например, в Иез. 23. Известны также слова пророка Исаии об изменившем Богу Иерусалиме: «Как сделалась блудницею верная столица» (Ис. 1, 21).

Трудно сказать, насколько правдоподобно такое толкование. Во всяком случае, некоторые черты Вавилона вполне могут быть приложимы к падшей церкви. Скажем, известным историческим прообразом ее может служить римский католицизм с его гордыней, претензиями на общемировую как духовную, так и светскую власть, земным богатством и роскошью, приматом города Рима167, богохульными попытками пап встать на место Христа и усвоить себе непогрешимость, распространением поврежденного христианства огнем, мечом и всякой неправдой (иезуитство), полицейской системой и гонениями на инакомыслие (инквизиция) и т. д., и т. п.

Неудивительно, что многие пытались отыскивать (и действительно находили!) в именах и титулах римских пап число зверя. Из таких опытов можно указать на титул «Vicarius Filii Dei» (Викарий Сына Божия), которым именуется папа в известном «Даре Константина», подложном документе IX века, обосновывающем претензии римского епископа на светскую власть. Если раскрыть этот титул методом хронограммы, то есть выписать и сложить все буквы, имеющие в латыни числовое значение, то мы получим 666: 5(V) † 1(I) † 100(C) † 1(I) † 5(U=V) † 1(I) † 50 (L) † 1 (I) † 1 (I) † 500 (D) † 1 (I).

В то же время не все черты Вавилона, упомянутые в главах 17–18, соответствуют папскому Риму. В частности, не соответствует ему представленное в 18, 11–19 описание широкого перечня товаров, потребителем которых был Вавилон. Ибо маловероятно, чтобы Церковь, даже и римская, сама по себе могла быть субъектом столь обширной торговли – мирового уровня и масштаба. Впрочем, при рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду, что мировая метрополия может совпадать с митрополией церковной, являясь одновременно и государственной столицей, и столицей (кафедрой) церкви. И в этом случае многие черты Вавилона как государственного центра могут быть, конечно, отнесены и к падшей церкви. Ведь если бы, например, императорский и папский Рим совпали во времени, то многие черты, присущие столице империи, были бы в эту гипотетическую эпоху, без сомнения, приложимы и к папской Церкви.

Вообще следует сказать, что оба Рима – императорский и папский – являют собой два ярких архетипа двух составляющих власти мировой эсхатологической империи: государственной и духовной. Древний Рим – прообраз государственной составляющей, тогда как папский Рим – прообраз ложной церкви конца времен. Преемниками, а также реформаторами этих двух властных составляющих глобального государства при его преобразовании в финальное царство зверя могли бы стать антихрист и лжепророк соответственно. Последний, например, мог бы стоять в те времена во главе падшей церкви. И очень характерно, что в центре обоих архетипов – один и тот же город Рим, о котором можно предполагать, что при определенном стечении обстоятельств он вполне мог бы воплотить в себе оба прообраза из своей прошлой истории, послужив одновременно и столицей эсхатологической глобальной империи, и столицей (кафедрой) имперской церкви-отступницы168.

Таким образом, из всего сказанного следует, что отождествление Вавилона с падшей церковью можно считать допустимым, но лишь условно: при том именно условии, что основное толкование, в соответствии с которым Вавилон – это город, глобальная столица, должно оставаться в силе. Впрочем, окончательно решить этот вопрос может только время. См. также комм. на 13, 11.

Откр.17:8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

«зверь, которого ты видел» см. комм. на 13, 1.

«зверь был, и нет его, и явится» – эти слова, кажется, следует сопоставить с повествованием о смертельном ранении и исцелении одной из голов зверя, о чем говорилось в 13, 3. В этом случае под исчезновением и последующим возвращением зверя можно понимать ниспровержение или даже физическое устранение антихриста на пути его общественно-политической деятельности и последующее за этим неожиданное восстановление (см. комм. на 13, 3).

«пойдет в погибель» – о погибели антихриста сказано в 19, 20.

"удивятся» о том, что вся земля дивилась смертельному поражению зверя и его чудесному восстановлению, говорилось в 13, 3.

«имена которых не вписаны в книгу жизни» удивятся только те, кто чужд Бога и не знает Священного Писания, тогда как христиане, знающие Писание, будут понимать, что происходит именно то, о чем говорили пророки.

Откр.17:9. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,

Откр.17:10. и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.:

Откр.17:11. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

«здесь ум, имеющий мудрость» – то есть для понимания сказанного требуется мудрость и проницательность. Подобные замечания у святого Иоанна встречаются неоднократно, что совершенно неудивительно, принимая во внимание сложность и аллегоричность его книги. Некоторые сравнивали эти замечания с имеющимися в православном богослужении характерными возгласами «премудрость», «вонмем», имеющими сходную цель, – обратить особое внимание на наиболее важные и исполненные таинственного смысла священнодействия.

«семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» упоминание о семи горах для эпохи апостола Иоанна есть очевидное указание на город Рим169. По мнению толкователей, данные слова прозрачно намекали на Вечный город и были настолько всем понятны, что придавали этому тексту остроту политического памфлета. См. также комм. на 17, 1.

Что же касается Вавилона эсхатологического, то этот город тоже будет расположен на семи холмах (комм. на 17, 1).

«и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел» применительно к Древнему Риму можно видеть в этих царях ряд римских императоров от первого из них, Юлия Цезаря, до Нерона, первого гонителя христиан170. Нерон в этом ряду был шестым, то есть тем, о котором сказано «один есть», после же должен был прийти на короткое время седьмой, а за ним – восьмой из числа семи – возродившийся Нерон (Nero redivivus), который и будет антихристом.

Или если все же считать первым императором Октавиана Августа, то можно предложить другой ряд: пять царей – это первые пять императоров от Октавиана до Нерона, потом, после смуты, Веспасиан – шестой, потом седьмой – Тит, царствовавший только два года, и восьмой – обожествивший себя Домициан, при котором христиан стали преследовать уже за одно исповедание своей веры. Домициан, следовательно, и является антихристом (см. также комм. на 13, 18).

Конечно, приведенные объяснения царей при некотором своем правдоподобии лишь приблизительно соответствуют исторической реальности. Со всей точностью пророчество о царях исполнится только в конце времен, в предантихристову эпоху.

Применительно к этой эпохе слова о царях означают последовательный ряд семи правителей эсхатологической империи в период ее становления в качестве царства последнего восьмого правителя и реформатора – антихриста. То есть на тот момент, который был показан в видении апостолу Иоанну, всемирным государством управлял шестой правитель, перед ним управляли пять других, а после него должны были прийти седьмой и восьмой.

Исходя из такого понимания, можно предположить, например, следующий порядок событий: в результате глобальных политических процессов и, очень вероятно, глобальных потрясений – мировой войны/смуты/революции – на земле будет образован общепланетарный аналог Римской империи: мировое государство, возглавляемое поочередно семью правителями, после чего придет «восьмой из числа семи», который и будет лжемессией-зверем (см. также комм. на 13, 1; 13, 4.)171.

Можно также предположить, что с пришествием антихриста тот тип мироустройства, который имел место при предшествовавших ему семи правителях, радикально изменится. Во-первых, согласно 17, 12, с его воцарением получат официальную власть некоторые десять могущественных правителей, предположительно, представителей сверхфинансовой силы (см. комм. на 13, 1), ранее такой власти не имевшие, что, конечно, означает реорганизацию мира, а во-вторых, очень вероятно, что антихрист, усиливающийся изображать Христа и Его Царство правды, сначала явит себя образцом мудрого и справедливого правителя и с этой целью проведет реформы, направленные на борьбу с бедностью, материальным неравенством, эксплуатацией масс, социальной и расовой несправедливостью и т. п. В том числе и по этой причине люди примут его с великим воодушевлением, – ибо он убедит их, что только он один имеет средства для решения всех этих вековечных проблем человечества. Преподобный Ефрем Сирин говорит об антихристе следующее:

«Придет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех; придет смиренный, кроткий, ненавистник неправды, – как сам будет говорить о себе, – отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени наружностью своею прекрасный, постоянный, ко всем ласковый. При всем этом, с великою властью совершит он знамения, чудеса и страхования и приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет он брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие народы и сословия увидят такие добродетели и силы, тогда, вдруг, возымеют одну мысль и с великою радостию провозгласят его царем, говоря друг другу: «найдется ли еще человек столь добрый и правдивый?” – И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит трех царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, смятет вселенную, подвигнет концы ее, всех притеснит и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая как человек суровый, жестокий, гневливый, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия».

В пользу мнения о радикальном реформаторстве антихриста свидетельствует, кроме прочего, факт уничтожения им и его вассалами Вавилона (см. комм. на 17, 16), а также, может быть, следующая черта: про антихриста, с одной стороны, говорится, что он «из числа семи», а значит, является одной из семи голов зверя, то есть глобальной империи, а с другой стороны, про него же сказано, что он «восьмой», а значит, одновременно и не является, потому что голов у зверя только семь. Это может означать, что царство лжемессии хотя и рождается из первоначальной империи, однако выходит за ее рамки, качественно перерастает и превосходит ее.

Согласно святителю Иоанну Златоусту, лжемессия не просто реформирует, а сокрушит Римскую империю (эсхатологическую): «Подобно тому, как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское – вавилонянами, вавилонское – персами, персидское – македонянами, македонское – римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом, и более уже не будет владычествовать» (Беседа на 2Фес. 2, 6 – 9)172.

«и когда придет, не долго ему быть» – седьмой царь будет управлять лишь короткое время.

«и зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи» – антихрист, будучи восьмым, произойдет из числа тех семи царей, о которых только что было сказано.

Например, можно предположить, что сначала лжемессия будет пятым или шестым мировым правителем, потом он будет устранен (см. комм. на 13, 3), потом через какое-то время он восстановится и, вторично возглавив глобальное государство в качестве восьмого правителя, реформирует его в финальное царство зверя.

Или же может быть, что в ряду мировых правителей антихрист будет седьмым, в каковом качестве он и будет сначала устранен, а затем неожиданно восстановится. Наименование же его «восьмым» в этом случае следует объяснить тем, что, исцелившись от смертельной раны (13, 3), радикально реформировав глобальное государство и (предположительно) перенеся ее столицу в Иерусалим, антихрист приобретет принципиально другой, по сравнению с предыдущим, статус, почему и может уже именоваться восьмым, а не седьмым.

Наконец, слова «из числа семи» можно понимать и просто в общем смысле: восьмой царь выйдет из той же среды, из того же круга правителей, что и предыдущие семь, не будучи буквально одним из них.

Следует также отметить, что слова «зверь, который был и которого нет, есть восьмой», ясно показывают, что антихрист не есть какая-то абстрактная политическая или идеологическая сила, но он является реальной человеческой личностью – восьмым правителем.

Откр.17:12. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

Откр.17:13. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

Откр.17:14. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

«десять рогов» см. комм. на 13, 1.

«еще не получили царства, но примут власть со зверем» – то есть воцарятся вместе с антихристом как его вассалы.

«на один час» на короткое время.

«они имеют одни мысли» – то есть одну общую, согласную со зверем, идеологию и политическую программу.

«передадут силу и власть свою зверю» – подчинятся антихристу и подчинят ему свою силу и могущество. Может быть, уместно в этой связи вспомнить слова Христа, сказанные Им представителям отвергающих Его властей: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). См. также комм. на 13, 1.

«они будут вести брань с Агнцем» – сначала воздвигнут великое гонение на Церковь, по крайней мере истинную, а затем в своем безумии покусятся и прямо воевать против Христа в Армагеддоне (см. комм. на 16, 16 и 19, 19).

«и Агнец победит их …и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» – то есть те, кто призван Христом и сохраняет Ему верность, будут участвовать в Его победе.

Откр.17:15. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Языческие народы многократно именуются в Библии «морем» и «водами» (комм. на 13, 1)173.

Откр.17:16. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

Откр.17:17. потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

«и десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее» – более точный текст стиха 16 следующий: «И десять рогов, которые ты видел, и зверь – сии возненавидят блудницу…»

Десять царств, входящих в состав государства антихриста, а также сам антихрист уничтожают мировую столицу Вавилон, а также, возможно, и страну или область, им возглавляемую, – см. комм. на 17, 1.

Разумеется, ликвидация глобальной метрополии означает одновременно устранение некоторых влиятельнейших мировых властных кругов – тех, для кого Вавилон являлся политическим, экономическим и финансовым центром – о которых сказано ниже: «Купцы твои были вельможи земли» (Апок. 18, 23 – см. комм.). Можно предположить, что эти властные круги служили препятствием на пути осуществляемых зверем и его вассалами политических преобразований и что, таким образом, уничтожение Вавилона явилось следствием борьбы с этой оппозиционной группой. Ибо устранение оппозиции, как и перенос столицы, является обычной политической практикой всех радикальных реформаторов. Тем более что речь в данном случае будет идти об изменении порядка не просто отдельного государства, а всего мира в целом, и изменение это по замыслу самих преобразователей должно будет привести к их конечной и чаемой в веках цели: всепланетарному «теократическому» царству лжемессии. Конечно, ради этого они будут готовы пожертвовать не только Вавилоном и его элитами, но всем чем угодно. Нерон, прообраз антихриста, согласно одной из версий, сжег свою столицу и родной город Рим ради несравненно меньшей цели: чтобы расчистить место для строительства нового роскошного дворца (см. приложение о Нероне).

В том, что служители зла пожирают друг друга, нет ничего удивительного, ибо такова природа зла: оно противоборствует не только добру, но и самому себе. Можно в этой связи указать на историю всех известных нам революций, которые всегда и неизбежно в конечном итоге пожирали своих творцов и вдохновителей. Таков Промысл Божий о мировом зле, как сказано у псалмопевца: «Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих» (Пс. 9, 17).

Относительно противостояния Вавилона и десяти рогов зверя, то есть элиты и подчинившейся антихристу сверхэлиты, можно еще предположить, что абсолютное большинство населения земли станет в этом конфликте на сторону антихриста, т. к. его реформы и политическая программа будут направлены на борьбу с порождаемыми вавилонским миропорядком социальной несправедливостью, материальным неравенством, эксплуатацией масс и т. п., или по крайней мере они будут заявлены в качестве таковых (см. комм. на 17, 10).

Кроме того, можно думать, что конфликт Вавилона и десяти рогов приведет к той последней войне, которая, начавшись в нашей земной реальности, преобразуется с Пришествием Христа в Армагеддон и выйдет за пределы этой реальности (см. комм. на 16, 16 и 19, 19).

Также можно предположить, что именно этот конфликт будет способствовать отвращению евреев от зверя и обращению их, согласно Рим. 11, ко Христу.

«потому что Бог положил им на сердце» даже и силы зла, при всем своем безумном бунте против Бога, исполняют то, чему предопределил быть Бог.

Откр.17:18. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

«великий город» – мировая языческая столица на протяжении истории многократно перемещалась, и в каждую эпоху эта роль принадлежала разным городам. Во время написания Апокалипсиса такой столицей, несомненно, был город Рим, аналог Вавилона месопотамского174. В конце же истории таким аналогом станет некоторая мировая столица, которая объединит под своей властью все народы земли. См. также комм. на 17, 1.

* * *

160

Вавилоном, кроме того, назван Рим, как считали многие, в том числе святой Андрей Кесарийский, в 1Пет. 5, 13. Существует также мнение, что наименование «Вавилон» применительно к Риму стало распространяться в 70-х годах по Р. Х., когда римляне, подобно древним вавилонянам, разрушили Иерусалим. Разумеется, не все черты, какими описан Вавилон в главах 17–18, можно отнести к Древнему Риму: во всей полноте они будут присущи только Вавилону эсхатологическому.

161

Разумеется, от мировой столицы неотделимы и некоторые стоящие за ней мировые властные круги.

162

Следует отметить, что в мире известны десятки городов, расположенных на семи холмах или по крайней мере претендующих на это.

163

Не забудем, что во главе глобального государства в качестве одного из семи правителей лжемессия мог стоять и раньше, до своего конечного воцарения в качестве зверя (см. 17, 11 и комм.).

164

См. комм. на 11, 2.

165

Например, предательство в угоду Вавилону интересов управляемых ими территорий, ограбление своих народов и т. п.

166

Ср. разрушение в 2001 году башен Всемирного торгового центра – общепризнанного символа Америки и мировой торговли – это событие вполне можно рассматривать как прообраз уничтожения эсхатологического Вавилона (Апок. 17, 16).

167

Этим, кстати, можно объяснить слова тайнозрителя: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» – 17,18.

168

Знаменательно в этой связи, что один из исторических прообразов антихриста, Наполеон, искал союза с Римским папой, с санкции и при участии которого он короновался императором.

169

Названия семи римских холмов: Палатин, Авентин, Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий. Характерно, что и второй Рим (Константинополь), и третий (Москва) также были расположены на семи холмах.

170

Формально первый римский император – это Октавиан Август, однако многие историки считали, что первым был Юлий Цезарь. Такой взгляд не является новым, он известен с античных времен. Скажем, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония начинается именно с биографии Цезаря, а не Октавиана. Кроме того, само имя «Цезарь» стало титулом для всех последующих римских императоров. Что же касается новой и новейшей историографии, то там даже встречается мнение, что Цезарь является создателем не только Римской империи, но всей вообще западноевропейской цивилизации.

171

О том, на какой основе первоначально будет образовано мировое государство – федеративной, конфедеративной или какой-то принципиально другой, можно высказывать предположения. При восьмом же правителе оно преобразуется в глобальную «теократию» с обожествленным лжемессией во главе.

Вообще следует сказать, что идея создания мирового правительства в наше время отнюдь не является чем-то абстрактным, далеким и неосуществимым – эту идею озвучивают и ее открыто обсуждают политики и общественные деятели самого высокого уровня.

172

Прообразом этого опять-таки может служить деятельность Наполеона, результатом которой явились упразднение Священной Римской империи и политическая реорганизация Европы.

173

О том, кого применительно к эсхатологии следует понимать под язычниками, см. комм. на 11, 2.

174

Месопотамский Вавилон к этому времени давно уже пришел в упадок и никак не мог претендовать на роль мировой столицы. Закат Вавилона начался еще при Ксерксе I, который около 481 года до Р. Х. подавил мятеж вавилонян и причинил городу большие разрушения. После этого значение Вавилона начинает быстро снижаться, и город уходит на второй план. В 312 году до Р. Х. основатель государства Селевкидoв, Селевк Никатор, строит на реке Тигр новую столицу – Селевкию, Вавилoн же окончательно приходит в забвение. Страбoн в начале I века по Р. Х. говoрит о Вавилоне, что великий город теперь стал великой пустыней (География, 16, 1 , 5).


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle