протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 16

В земной хронологии действия чаш относятся исключительно к краткому периоду антихристова царства (ср. 16, 2 и 16, 10).

По объектам действия они имеют почти полный параллелизм с трубами. Например, первая чаша, как и труба, касается земли, вторая чаша (и труба) – моря, третья – источников вод и т. д.

Однако есть и существенное отличие: если трубы поражают частично – на одну треть (1/3 дерев сгорела, 1/3 моря сделалась кровью и т. д.), то чаши поражают полностью. Таким образом, можно думать, что трубы возвещают частичное наказание Божие и еще содержат в себе призыв к покаянию, тогда как чаши являют собой уже всю полноту Божиих казней нераскаянным грешникам.

Чаши также имеют некоторый параллелизм с египетскими казнями144. В Египте Господь посылал сокрушающие казни на царство фараона, чтобы вывести плененного Израиля в землю Обетованную. Подобные же казни придут в конце времен на погрязший во зле мир, чтобы вывести из его плена в Будущий век народ Божий, то есть верных Богу христиан145.

Похожий архетип изведения народа Божия из враждебной ему среды неоднократно встречается в Библии. В качестве примера, кроме исхода из Египта, можно указать на спасение семейства Лота, сопровождавшееся гибелью Содома, а также на освобождение евреев из плена, сопряженное с разрушением вавилонского царства146.

С подобными же казнями и разрушением, как мы видим, сопряжен и исход христиан из (Египта, Содома, Вавилона) мира сего.

Следует также обратить внимание, что суды над безбожным миром, описанные в главах 16–20, совершаются в порядке возрастания виновности: сначала наказываются люди, принявшие начертание зверя, потом Вавилон, потом антихрист и лжепророк и в самом конце диавол.

Откр.16:1. И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.

Под «землей» в этом стихе, вероятно, следует понимать не только нашу планету, но вообще материальный мир, что видно, например, из описания четвертой чаши, вылитой на солнце.

Откр.16:2. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

«на землю» – здесь речь, по-видимому, идет уже собственно о земле.

Некогда в Египте одна из казней (шестая) поразила нарывами и воспалениями подданных фараона – египтян, не повредив при этом народу Божию (Исх. 9, 8–11). Что-то подобное происходит и теперь: поражаются гнойными ранами только те, кто имеет начертание зверя и поклоняется ему. Характерно, что, как и в описании шестой египетской казни (по переводу 70-ти), в настоящем случае использовано слово «έλκος» со значением «гнойная рана», «язва».

Откр.16:3. Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

Если в повествовании о второй трубе (8, 8) говорилось просто о крови, то здесь – о крови как бы мертвеца. Это свидетельствует об усилении казни, о достижении ею своей полноты. См. также комм. на 8, 8.

Откр.16:4. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.

Бедствие третьей чаши похоже на первую египетскую казнь.

Под реками и водами многие понимали источники питьевой воды, которые повреждаются уже не отчасти, как при третьей трубе, но полностью и вода таким образом становится совершенно непригодной для питья.

Кровь также может означать высшую степень осквернения и нечистоты. Закон Моисеев под страхом смерти запрещает употреблять в пищу не только кровь человека, но и кровь животных147. Кровь употребляли в пищу язычники, и потому пить кровь означает уподобиться скверным и нечистым язычникам, а также нечистым хищным кровососущим животным или даже самому диаволу, который по природе своей есть убийца и кровопийца.

Откр.16:5. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил;

Откр.16:6. за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

«Ангел вод» – это Ангел, управляющий водной стихией (см. также комм. на 14, 18).

«пролили кровь святых и пророков» то есть преследовали и убивали истинных христиан.

«услышал я Ангела вод, который говорил» – Ангел не просит об отмене повреждения управляемой им стихии, но прославляет Бога за Его суд, восстанавливающий поруганную правду. В Книге пророка Исаии Господь говорит следующее: «Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу; и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» (Ис. 49, 25–26).

«Ты дал им пить кровь» – убийцы и кровопийцы придут к своему логическому концу: будут пить кровь, получат то, чего они хотели, пожнут дела рук своих148. См. также комм. на 8, 8.

Откр.16:7. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

В греческом оригинале отсутствует слово «другого», и смысл стиха в том, что некий голос говорил от жертвенника. Существует мнение, что это голос убиенных за Слово Божие христиан, ранее просивших у Бога правосудия (см. 6, 10 и комм.).

Откр.16:8. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.

Если после четвертой трубы солнце помрачалось и тускнело, то после четвертой чаши оно, напротив, усиливается и начинает жечь людей. Что это будет: озоновые дыры, вспышки на солнце или превращение солнца в какую-то более горячую звезду, сейчас нет возможности определить.

Откр.16:9. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.

«хулили имя Бога» как диавол некогда, впав в гордость, восстал против Бога, так и человечество в конце времен враг приведет к такому же состоянию: гордости, озлобления и бунта против Создателя.

Святые отцы говорят, что Бог посылает испытания и наказания тем, в ком есть способность к исправлению. Гордым же и неисправимым Бог не посылает наказаний, потому что они от них не исправляются, но только начинают хулить Бога. Однако в последние времена гордому и неисправимому человечеству наказания все же будут посланы – уже не как горькое лекарство для исправления, но как заслуженная казнь за грехи, безумие и бунт против Создателя.

Впрочем, Бог и в великом Своем гневе имеет благие цели, и потому даже страшные казни последних времен обернутся для людей, хотя и относительным, но благом, потому что через них они расплатятся хотя бы за часть содеянного зла и таким образом облегчат свой долг и участь в вечности.

Откр.16:10. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,

Откр.16:11. и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.

«сделалось царство его мрачно» – действие чаши напоминает девятую египетскую казнь (Исх. 10, 21–23). Также оно напоминает пятую трубу, результатом которой явилось помрачение солнца и воздуха (Апок. 9, 2).

Выражение греческого оригинала εσκοτωμένη дословно означает, что царство зверя станет «помраченным», «затемненным», «погруженным во тьму». Может быть, как некогда в Египте наступила «осязаемая тьма» (Исх. 10, 21), так наступит она и в конце времен в государстве зверя?

Помрачение, впрочем, может быть вызвано и естественными причинами: атмосфера планеты может погрузиться в густой дым, облака пыли, вулканического пепла и, следовательно, тьму по причине апокалиптических катаклизмов, глобальных войн, аномальной жары (ср. 16, 9), пожаров, экологических и геологических катастроф и т. д., так что солнце, луна и звезды совершенно скроются и на земле воцарится тьма.

Кроме того, эти слова могут означать проявление и усиление таких сторон деятельности антихристова государства, которые сделают жизнь его граждан невыносимой. Это, например, могут быть репрессии, террор, преследование инакомыслящих, тотальный контроль и слежка, атмосфера всеобщей подозрительности, доносительства, страха, ненависти и т. д. Антихрист будет обещать людям самое совершенное и благополучное общество, решение всех проблем и вечный рай на земле, однако на деле его обещания обернутся кромешным адом. Об этом предупреждал апостол Павел: «Когда будут говорить: 'мир и безопасность', тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5, 3).

Откр.16:12. Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

«в великую реку Евфрат» – о мистическом значении реки Евфрат см. комм. на 9, 14.

«высохла в ней вода» может быть, высыхание воды, как и выливание чаши, происходит только в духовном мире, а может быть, также и в материальном. Как бы то ни было, следствием вылитой чаши является устранение некоторых причин, мешавших царям Востока выступить в военный поход.

«царям от восхода солнечного» некоторым сильным восточным правителям и их армиям.

Откр.16:13. И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:

Откр.16:14. это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

«трех духов нечистых, подобных жабам» бесовские духи выходят из уст не только дракона, то есть диавола, но и зверя-антихриста, и лжепророка. Как через человеческую природу Христа изливается в мир Благодать Святого Духа, научающая брани против духов злобы (Еф. 6, 12), так через антихриста и лжепророка входят в мир нечистые духи, призывающие к брани против Бога.

«творящие знамения» – бесы будут совершать знамения, чтобы привлечь людей на сторону антихриста.

«они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань…» последняя битва будет вдохновлена демонами. Можно думать, что через этих демонов и их адептов на земле – зверя, лжепророка и подчиненных им людей – враг обратится с некоторой проповедью к падшему и окончательно запутавшемуся во зле человечеству (или к какой-то его части). Содержание проповеди будет, например, следующее: «У вас что, совсем нет ума? Разве вы не видите, что материальному миру приходит конец и наступает уже то, что Назарянин в Своих книгах называет Страшным судом? Ведь сейчас свернется пространство, растают стихии, и вы окажетесь лицом к Лицу с Ним! Скрыться от Него, избежать Его вам не удастся никаким способом – даже если бы горы пали на вас и холмы покрыли бы вас. Все вы неизбежно попадете к Нему на Суд, и Он отправит вас в ад на веки вечные, ибо по своей жизни и по своим делам вы не можете войти в Его Царство. Не вы ли сами отвергли Его волю, попрали Его заповеди? Не вы ли приняли мою печать и признали мою власть? Ведь Он вам этого никогда не простит! А вы еще продолжаете на что-то надеяться? Не питайте глупых иллюзий, у вас нет ни одного шанса из тысячи – по своему состоянию вы непременно подлежите осуждению в геенну огненную. Только один выход существует для вас – тот, который я вам предлагаю: восстать против Назарянина, свергнуть Его власть и самим стать полноправными хозяевами новой вселенной. Вспомните, ведь это Он в течение стольких веков не давал вам спокойно жить по собственной воле и разуму, это Он ограничивал вашу свободу заповедями и предписаниями, это Он возложил на вас непосильное бремя и лишил многих удовольствий, а теперь в довершение всего собирается вас судить и отправить навечно в ад! Итак, послушайте меня и не делайте глупостей. Примите единственно правильное решение…»

И вот, после такой вражией проповеди прельщенные люди в отчаянии и ослеплении пойдут за врагом, чтобы участвовать в его безумии – войне против Бога, своего Создателя, – и таким образом найти свою вечную гибель.

Примерно так же клеветал змей на Бога прародителям в Раю (вспомним, что слово «диавол» означает «клеветник»): он давал им понять, что Бог по отношению к ним поступает жестоко и несправедливо и что добра от Него ждать не следует. Подобное говорят адепты врага и во все времена: они апеллируют к «свободе», к «правам разума» и призывают сбросить оковы христианства. И нельзя сказать, чтобы эта вражия проповедь была слаба и бездейственна – нет, во все века она находит многих последователей. И как это ни страшно, но для каждого человека совсем не праздным является вопрос: на чью бы сторону он встал, случись Армагеддон уже сегодня? Вопрос этот отнюдь не бессмысленный: вряд ли кто-то может быть гарантирован от того, чтобы ему не оказаться на стороне врага. Вспомним слова Христа, сказанные апостолам на Тайной вечери: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк. 14, 27). Вспомним также, как апостолы, узнав, что кто-то из них предаст своего Учителя, спрашивали каждый: «Не я ли?» – показывая этим, что они не считали себя гарантированными от предательства. Апостол же Петр, убежденный, что даже если и все соблазнятся, то он никогда не соблазнится, трижды отрекся от Христа. Итак, если подобное могло происходить с апостолами, то с кем из людей оно не может произойти? См. также комм. на 19, 19.

«в оный великий день Бога Вседержителя» – в Священном Писании «великим днем» в общем смысле называются времена Божественного суда и воздаяния, а в собственном смысле – день последнего Страшного суда (ср. Иуд. 1, 6). В том случае если речь идет здесь о Страшном суде, можно предположить, что Армагеддон непосредственно предшествует этому Суду: переходит в него.

Откр.16:15. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

«се, иду как тать» несмотря на многие признаки, указанные в Писании, день Господень наступит для большинства людей неожиданно. «Придет же день Господень, как тать ночью, – говорит апостол Петр, – и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет. 3, 10; см. также 1Фес. 5, 2).

«чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» – см. комм. на 3, 18.

Откр.16:16. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.:

«он собрал» – вероятно, дракон-диавол.

В Библии слово «Армагеддон» встречается только в Апокалипсисе, и больше нигде. Известна, однако, местность с похожим названием – долина «Мегиддо» (2Пар. 35, 22; Зах. 12, 11). Исходя из этого, толкователи обычно производят «Армагеддон» от названия этой долины и толкуют слово или как «Хар-Магеддон», то есть «гора Мегиддон», или как Ир-Магеддон», то есть «город Мегиддон»149.

Долина Мегиддо, или Изреельская долина, занимает стратегическое положение в палестинском регионе, и на ней происходило очень много кровопролитных сражений. Поэтому мнение, что последняя самая страшная битва мировой истории может произойти именно там, представляется правдоподобным. Конечно, с полной уверенностью этого утверждать нельзя, и, может быть, словом «Армагеддон» названо у святого Иоанна не Изреельская долина, а совсем другое место. Ведь если Вавилон, всемирная столица последних времен, может не совпадать с Древним Вавилоном, являющимся для нее лишь прообразом, то и для места последней войны подобным прообразом может служить поле многих кровопролитных битв – Изреельская долина в Израиле.

В Армагеддоне произойдет последняя битва на земле – битва сил тьмы против сил света и даже против Самого Бога. Может быть, именно к этому событию следует отнести слова псалмопевца: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» (Пс. 2, 2–5).

Касательно Армагеддона возникает вопрос: кто и с кем будет воевать? Вражье воинство с христианским воинством? Но ведь принято считать, что почти вся земля поклонится антихристу, – откуда же возьмется христианское воинство? Или, может быть, сражаться будут полчища антихриста с пришедшим Христом и небесным воинством? Или сначала язычники150 будут истреблять друг друга, а потом, когда придет Христос с Ангелами и изменятся стихии, они, научаемые диаволом, в безумии увидят в Нем своего врага (не случайно святой Иоанн три раза упоминает, что люди были озлоблены и хулили Бога за язвы) и под предводительством зверя и лжепророка восстанут против Него? Последнее предположение представляется наиболее правдоподобным.

Государство антихриста – это общепланетарный союз народов, подчиненных зверю. Вначале этот союз будет сохранять свое единство, однако разрушительная природа диавола не даст сохранить его надолго. Такова природа зла: оно, по словам святителя Василия Великого, враждует не только против добра, но и против самого себя. Причиной для больших войн мог бы, например, послужить конфликт целей и интересов зверя, с одной стороны, и некоторых властных кругов глобального государства с другой151. Или же единство может быть нарушено по причине природных катастроф, социальных потрясений или даже прямых восстаний против власти зверя.

Скажем, против его власти могли бы восстать обратившиеся, согласно Рим. 11, ко Христу евреи. В связи с таким предположением представляется характерным место появления богоборческого полчища – в долине Мегиддо, относительно недалеко от Иерусалима: оно могло прийти туда для подавления еврейского мятежа. В последнем случае этот локальный конфликт хотя и будет являться лишь малым эпизодом большой войны, однако он станет ее кульминацией и ключевым моментом, ибо именно в нем обнаружатся и примут участие высшие силы добра и зла, возглавляемые Христом и антихристом соответственно. И именно там, в Иерусалиме или где-то рядом, во время этого конфликта произойдет, или, точнее, оттуда начнется, Второе пришествие Христа, которое положит конец антихристову царству и земной истории152.

Таким образом, можно предположить следующий порядок событий. Из-за некоторого конфликта и противоречий в глобальном царстве зверя начнутся кровопролитные войны, сопровождаемые всеми прочими апокалиптическими бедствиями и катастрофами. Конец всему этому, ради избранных – Мф. 24, 22, придет положить Христос, в явление Которого, согласно Писанию (2Пет. 3, 10; 1Кор. 15, 51–52; 1Фес. 4, 15–17), произойдет изменение фундаментального порядка вещей: упразднение стихий материального мира, воскресение умерших верных христиан, изменение (из плотской в духовную) природы христиан живых и восхищение тех и других в сретение Господу153. Тогда поклонившееся зверю и через то отдавшее себя во власть диавола человечество, неистово истребляющее друг друга, вдруг увидит Христа, от Которого оно отреклось и по отношению к Которому всей своей предшествующей деятельностью оно стало врагом154. Видимо, это обезумевшее и осатаневшее человечество, или какую-то огромную его часть, диавол и поведет каким-то образом на брань против Бога. См. также комм. на 19, 19.

Следовательно, начавшись в нашей земной реальности, последняя битва будет заканчиваться уже за ее пределами – в реальности измененной. Это еще не окончательная вечность, об окончательной сказано далее: «Се, творю все новое» (21, 5), но, может быть, подобная той первой тварной вечности, которая имела место до падения Ангелов155, или же состоянию, в котором пребывали прародители до их падения. В этой новой реальности битва уже представляет собой некоторую брань духовных или, точнее, преображенных человеческих, а также ангельских сущностей, ибо природа людей, согласно 1Кор. 15, 51–52, из грубой плотской станет духовной, вследствие чего люди получат возможность видеть бесплотных духов и взаимодействовать с ними, в том числе воевать.

О способе же и образе этой совершающейся в условиях измененной реальности брани ничего определенного сказать нельзя, разве только, что вряд ли она будет похожа на знакомые нам земные сражения. Очень вероятно, что в обычном нашем понимании битва сил тьмы против Христа и Его воинства даже и не состоится, или точнее, она продлится лишь мгновение, ибо богоборцы будут побеждены при самом ее начале. Кстати, и апостол Павел, повествуя об упразднении лжемессии, не упоминает ни о никакой брани, но говорит только, что Господь Иисус «убьет (антихриста) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2, 8). См. также комм. на 19, 19 и 19, 21.

Впрочем, есть, конечно, и трудности в связи с таким объяснением. Можно, например, задать вопрос: откуда в измененной реальности взялись привычные нам земные сущности, например, птицы, питающиеся трупами (19, 21)? Ответить можно так: с помощью земных наименований тайнозритель говорит о некоторых духовных или же земных, но преображенных реальностях (см. комм. 19, 17–18). Ведь если с пришествием Христа категории нашего мира – согласно 2Пет. 3, 10; 1Кор. 15, 51–52; 1Фес. 4, 15–17 – кардинально изменятся, то и все материальные сущности окажутся радикально преображенными, а следовательно, способными к вхождению в духовную реальность и пребыванию в ней.

Обратим внимание, что и явившегося Господа Иоанн видит сидящим на коне (19, 11), а на голове Его видит много диадим (19, 12). Ведь очень маловероятно, чтобы это был обычный земной конь и обычные царские короны. Кроме того, в этой связи можно указать на многие известные случаи восхищения святых в небесные обители, где за пределами земной реальности они видели предметы, к этой реальности принадлежащие: птиц, деревья, цветы, реки и т. п.156.

И еще нечто важное касательно Армагеддона. Можно предположить, что будут иметь место два ряда, два набора апокалиптических событий – сначала ложный, а потом истинный. Ложный ряд будет организован и использован диаволом, усиливающимся накануне исполнения времен выдавать за Армагеддон некоторую большую (глобальную?) войну, которую он представит для огромной части человечества в качестве битвы «сил света» с «силами тьмы». После победы «сил света», наступит, по мнению этой огромной части, тысячелетнее «царство света». По-нашему же, это – заключительный период, финишная прямая мировой истории: времена предантихристовы (или же антихристовы), продолжительностью соответственно или несколько десятилетий, или несколько лет157. В самом конце этого периода (или же в сам этот период) на земле установится царство лжемессии, и только потом будет иметь место истинный Армагеддон, в котором антихрист и его воинство потерпят поражение от явившегося Христа, совершится Страшный суд и наступит истинное Царство Христово.

То есть одна и та же схема, но действующая в разных временных границах и в разном понимании окажется в одном случае истинной, а в другом – тонким обманом дьявола, вставляющим для обольщения людей свой ложный, подобный библейскому, сценарий накануне исполнения сценария истинного!

Откр.16:17. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!

Комментаторы отмечают, что воздух есть стихия, без которой жизнь невозможна даже на короткое время. Поэтому поражение воздуха означает конец.

Вместе с тем слово «воздух» можно понимать и в более глубоком смысле. Воздух есть символ некоторой пограничной сферы бытия между небом и землей, между духовным и материальным миром: он есть как бы низшее небо. Согласно Писанию и святым отцам, эта сфера является местом пребывания и власти демонов (ср. Еф. 2, 2). Святитель Афанасий Великий говорит, что «враг рода нашего, диавол, ниспадши с неба, блуждает по сему дольнему воздуху». Может быть, именно поэтому последняя чаша гнева, от которой происходит переворот в бытии, изливается именно сюда – в сферу миродержителей тьмы века сего, в царство падших ангелов, содержащих мир в окружении и плену. См. также комм. на 19, 17.

«совершилось» (греч. γέγονεν) – то есть исполняется и уже исполнилось все, что предопределил Бог: земная история подошла к концу и старый век заменяется Новым.

Кто произнес слово «совершилось»? Некоторые полагали, что его произнес Сам Христос, Который то же самое слово сказал на Голгофе (Ин. 19, 30)158.

Откр.16:18. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!

«молнии, громы и голоса» см. комм. на 4, 5.

«великое землетрясение» – означает потрясение основ мироздания, переворот во вселенной, происходящий при кончине века (ср. Евр. 12, 26–27).

Откр.16:19. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

«город великий» – одни толкователи понимали под этим Вавилон, столицу глобального государства. Другие же считали, что речь здесь идет об Иерусалиме, который ненадолго заменит Вавилон в качестве мировой столицы в самом конце времен (см. комм. на 17, 1).

«распался на три части» – эти слова могут означать совершенное ниспровержение города.

Некоторые, впрочем, считали, что речь здесь идет о разделении обитателей города по какому-то признаку, предположительно по религиозному159. В этом случае слова тайнозрителя следует понимать так: на момент кончины мира (и в ее контексте) великий город окажется разделенным на три части.

«города языческие пали» – то есть ниспроверглись прочие значимые города антихристова государства.

«Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» – слова эти означают, что приходит великий Божий гнев на центр мирового зла Вавилон, о чем более подробно говорится в гл. 18.

"великий» – по своему богатству, роскоши, политическому и культурному значению.

Откр.16:20. И всякий остров убежал, и гор не стало;

Может быть, это сказано о природных катаклизмах, а может быть, острова и горы – символы чего-то. В любом случае речь идет о последних потрясениях мироздания.

Откр.16:21. и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

«град величиною в талант» – речь идет о каком-то действии гнева Божия. Град был одной из казней египетских. Каменный град побил врагов народа Божия в сражении при Вефороне (Нав. 10, 11). Имеются также и другие упоминания Библии о граде как орудии Божия гнева и правосудия (ср. Ис. 28, 2; Иез. 38, 22).

Как мера веса еврейский талант равнялся тридцати четырем килограммам. Столь огромный и нереальный в обычных условиях размер града свидетельствует о великой степени этого бедствия.

«хулили люди Бога» – в последние дни истории мира человечество будет находиться в демоническом состоянии, проявляющемся в ожесточенном неприятии Бога, бунте против Него. Увы, такое состояние уже сейчас представимо, ибо и в наше время есть немало людей, исступленно не приемлющих Евангелие, Церковь, учение Христа. Если подобные люди будут каким-то образом связывать страдания последних времен с Богом Евангелия (чему, конечно, всеми силами будет способствовать диавол, под сильнейшим воздействием которого будет находиться тогда человечество), то, конечно, они станут хулить Бога и испытывать по отношению к Нему чувство вражды и озлобления. «Оставь нас в покое, – скажут они, – мы хотим жить так, как мы живем. Какое Ты имеешь право вмешиваться в нашу жизнь, принуждать и наказывать нас?»

Бог, однако, имеет полную власть над Своими творениями – Он не связан никакими правилами и волен поступать с теми, кого Он создал, по Своему усмотрению: как насадивший огород человек со своими грядками.

* * *

144

Кроме того, возможен параллелизм со днями творения мира: тогда Бог творил мир и стихии, а теперь поражает и упраздняет их.

145

Перед исходом из Древнего Египта были отмечены верные с целью их особого охранения. То же мы видим и в Апокалипсисе: под образом запечатления 144 000 избранников (Апок. 7) и/или под образом измерения храма (Апок. 11).

146

Действие этого архетипа можно видеть и на индивидуальном человеческом уровне. Например, исход души из тела сопряжен с болезнью, агонией и смертью последнего.

147

«Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17, 14). Запрет употребления в пищу крови повторен и в Новом Завете апостолами (Деян. 15, 20).

148

Ср.: в Египте убийцам еврейских младенцев Господь также дал пить кровь (Исх. 7, 20).

149

Раскопки древнего города Мегиддо на холме того же названия можно видеть в современном Израиле. С холма открывается широкая панорама Изреельской долины, на противоположной стороне которой, на расстоянии более 20 километров, видна гора Фавор, а также расположенный несколько ближе город Назарет.

150

См. комм. на 11, 2.

151

Можно предположить, что в результате именно этого конфликта будет разрушен Вавилон – см. комм. на 17, 16.

152

Существует мнение, что Второе пришествие начнется в Иерусалиме (ср. Иустин Философ, Разговор с Трифоном, 40), а Страшный суд – в долине Иосафата.

153

Можно думать, что это восхищение как раз и происходит, кроме прочего, ради присоединения праведников к небесному воинству, ради пополнения его перед Армагеддоном. И в этом свете приобретают особый смысл некоторые имеющиеся у христианских народов предания, что отдельные исторические личности или даже некоторые святые по прошествии долгого времени восстанут, чтобы воевать против сил зла. Известно, например, такое предание о святом князе Вячеславе Чешском. См. также комм. на 12, 9.

154

Святитель Иоанн Максимович говорит, что явившегося Христа люди увидят не физическим зрением, а духовным, подобно как у умирающих иногда открывается духовное зрение, и они начинают видеть духовный мир – Ангелов и демонов. Такое духовное зрение откроется в пришествие Христа у всех без исключения людей.

155

О тварной вечности говорит святитель Василий Великий в книге «Шестоднев».

156

Ср., например, восхищение на небо блаженного Андрея Цареградского, описанное в его житии.

157

См. во Введении раздел «Гипотеза, концептуально важная…»

158

Если говорить точнее, то в Евангелии употреблено другое слово: τετέλεσται, однако с тем же самым или близким смыслом.

159

Это разделение могло бы, например, возникнуть в результате обращения ко Христу значительной части иудеев, согласно Рим. 11.


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle