Источник

LIX. Три отрока в печи Халдейской, изступление Навуходоносора

В восемнадцатый год царствования, Навуходоносор, превознесшись своим величием, поставил на поле Деирском, около Вавилона, златой истукан в шестьдесят локтей высоты, и собрал из всех областей своих, вельмож и военачальников, для торжественного обновления сего кумира. Глашатаи громко возвестили князьям и народу, чтобы, при первом звуке труб и мусикийских орудий, все простерлись ниц пред истуканом; если же кто не поклонится ему, в тот же час брошен будет в горящую печь. По данному знаку, все исполнили повеление царское; но некоторые из Халдеев обвинили пред Царем трех отроков: Ананию, Азарию и Мисаила, в нарушении данного повеления. Раздраженный Царь спросил отроков: истинно ли сказанное на них? И угрожал им смертью, хульно говоря: «кто Бог, могущий спасти вас от руки моей!» – мужественно отвечали отроки Царю: «нет нужды нам давать тебе ответа на такое слово; ибо наш Бог, живущий на небесах, силен спасти от огненной печи и от руки твоей. Если же и не так: однако ведомо тебе да будет, что мы не служим богам твоим и не кланяемся твоему кумиру.»

Изменилось от ярости лицо Навуходоносора; он велел седмерицей разжечь печь и бросить в нее связанными, трех отроков; мучители исполнили над ними жестокий приговор. Они же, как бы не чувствуя пламени, свободно ходили в оковах, посреди огня, и молились: «благословен Господь Бог отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки, ибо Ты праведен во всех путях Твоих и все суды Твои истинны. Праведно все, что навел Ты на нас и на град отцов наших, Иерусалим, ибо мы согрешили и беззаконновали, отступив от Тебя и заповедей Твоих, не послушали и не соблюли ничего заповеданного нам; посему предал Ты нас в руки беззаконных; но не предай нас до конца и не разори с нами завета Твоего, и не лиши нас Твоей милости, ради Авраама, возлюбленного Твоего, и за Исаака, раба Твоего, и Израиля святого Твоего, которым обещал Ты умножить их потомство, как звезды небесные и песок на краю моря. Вот мы умалены и унижены пред всеми народами земными, и нет у нас ни князя, ни Пророка, ни всесожжения, ни места, где бы приносить Тебе жертву; но да будет пред Тобой сия наша жертва, которую приносим в духе сокрушенном и смиренном, как всесожжение овнов и тельцов, и не посрами нас, но сотвори с нами по множеству Твоей милости; спаси нас и дай славу имени Твоему, да посрамятся мучители наши и да уразумеют, что Ты Бог един во всей вселенной.»

Между тем служители царские не переставали разжигать печь, дровами и смолой, так что пламя от нее разливалось вверх и опалило случившихся около Халдеев. Ангел Господень сошел к отрокам в середину огня и преложил пламя в прохладную росу; тогда три отрока, не чувствуя действия огня, едиными устами восхвалили Бога: «благословен Бог отцов наших, препетый и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей святой во веки, видящий бездны, сидящий на Херувимах, на престоле славы царствия своего; благословите все дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки; благословите Его, духи и души праведных; смиренные и преподобные сердцем, исповедуйтесь Господу, яко благ, яко во век милость его.»

Изумился Навуходоносор, слыша отроков, поющих среди пламени, и сказал вельможам своим: «не трех ли связанных ввергли мы в печь, и вот я вижу четырех, невредимо ходящих посреди огня, и лик четвертого подобен сыну Божию?» Царь приблизился сам, к устью огненной печи, и вызвал из нее рабов Бога вышняго. Все воеводы и вельможи Царя видели, что не только не одолел огонь тела отроков, но даже не опалил волос их, и не было запаха дымного от их одежды. Царь поклонился пред ними Богу, и благословил пославшего Ангела своего к тем, которые, уповая на имя Его, предали тело свое огню, чтобы не поклониться богу чуждому. «Нет другого Бога, могущего спасти таким образом,» исповедал Царь, и обнародовал, что всякий, кто дерзнет произнести хулу на Бога Анании, Азарии и Мисаила, предан будет смерти; отроков же возвеличил в стране Вавилонской пред всеми Иудеями.

Еще один знаменательный сон видел Навуходоносор, который опять не могли объяснить ему все гадатели земли Халдейской, и только один Даниил истолковал его, по внушению Духа Святого. Царю снилось великое, крепкое дерево, возвысившееся до небес и расширившееся на всю землю, обильное листьями и плодами, от которого питались сельные звери, жившие под тенью его, и птицы небесные, гнездившиеся в ветвях его. И вот сошел с неба некто, бодрый и святый, и громко возгласил: «посеките древо, отрубите ветви его, отрясите листья и рассыпайте плоды, да позыблются звери под тенью его, и на ветвях его птицы; оставьте только отрасль корня его в земле, и пусть водворится в узах, под открытым небом, с дикими зверями полей; изменится человеческое сердце его и дастся ему сердце звериное на семь времен, да узнают все живущие, что Вышний владеет царством человеческим, которое дает, кому хочет, восставляя уничиженное.»

Смутился Даниил на краткое время, когда потребовал от него Царь истолкования страшного видения, и потом отвечал: «о Государь, да сбудется сон сей с ненавидящими тебя! Великое древо, которое ты видел, это ты сам, о Царь, возвеличившийся до небес и распространивший власть свою до пределов земли, и ты услышал над собой изречение Вышняго: – изгонят тебя из среды человеков и ты будешь жить с дикими зверями, подобно им питаться травой, семь лет, доколе познаешь, что Вышний владеет царством человеческим и дает оное, кому хочет; сохранение же остатков корня в земле знаменует то, что опять возвратится к тебе царство, когда познаешь небесную власть. Посему да будет угоден тебе совет мой, о Царь, искупи грехи твои милостынями и неправды щедростью к убогим; быть может, Господь будет долготерпелив к твоим грехам.»

Все сие постигло Навуходоносора, как сам он потом исповедал, в окружном послании к своим народам. – Год спустя, когда ходил он посреди Вавилона и превозносился своим величием, говоря: «не это ли Вавилон, который я возвеличил как столицу моего царства, в крепости моей и славе моей?» внезапно, прежде нежели еще окончилась речь в устах его, раздался голос с неба: «тебе говорю, о Царь Навуходоносор, царство твое прешло от тебя; изгонят тебя из среды человеков и поселишься с зверями дикими, в течении семи лет, доколе не познаешь, что Вышний владеет царством человеческим и дает оное кому хочет.» В тот же час исполнились слова сии над Царем; он был выгнан из общества человеков, и подобно волу, питался травой; тело его орошалось росой небесной и обросло волосами, как львиное, и ногти его были, как у птицы. – По окончании же семи лет, возвел Навуходоносор взоры свои к небу, и ум его к нему возвратился; он благословил Вышняго, живущего во веки и прославил вечную власть Его непроходящего царства. Опять взыскали Навуходоносора вельможи, увидев его в прежнем образе, и еще с большим величием утвердился он на царстве своем, не переставая славить небесного Царя, истинного во всех путях своих, который может смирить всех, превозносящихся гордостью.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle