XL. Построение храма
Четыреста сорок лет спустя после исхода из земли Египетской, начал созидаться храм Господень, и при сооружении его, из отесанных заранее каманей, не было слышно ни стука молота. Ни звука пилы, или какого-либо железного орудия. При самом начале строения обещание Божие подкрепило Соломона, что Господь вселится в созидаемом храме, посреди людей Израилевых, если сохранит Соломон все заповеди его, и с сей надеждой, в течении семи лет, совершил он великолепное здание.
Храм со всеми принадлежностями, занимал всю гору Мориа, обделанную камнем от самой подошвы, на высоте коей образовалось пространство в две тысячи локтей. Двор внешний или великий, среди которого находилось медное царское место, предоставлен был народу; а внутренний, отделенный оградой, и возвышенный несколькими ступенями, на которых стояли певцы и отколе священники благословляли народ, принадлежал только служащим при священнодействиях. Медный жертвенник, находившийся на сем дворе, имел двадцать локтей в длину и широту, а в высоту десять; место между жертвенником и храмом, особенно присвоено было священникам. Для омовения их служило медное море, имевшее вид шестилиственной лилии, которое поддерживали двенадцать волов, из того же металла; десять медных омывальниц, на медных подставах и колесах, поставлены были по сторонам. Для омовения жертв. Пред самым притвором храма стояли два литые из меди столпа, из коих каждый имел в окружности двенадцать локтей и восемнадцать высоты, кроме украшений, состоявших из разнообразных изваяний, цветов и плодов. Притвор, длиной в десять и во сто двадцать локтей высотой, примыкал к восточной стороне храма: прочие три ограждены были трехъярусными зданиями, которые делали его неприкосновенным. Сам храм имел шестьдесят локтей в длину, двадцать в ширину и тридцать в высоту. Вся внутренность его одета была кедром и золотом, с изваяниями и драгоценными камнями по стенам. В святилище вели двойные кедровые врата, украшенные золотыми изваяниями внутри; по обеим сторонам расположены были десять светильников и десять трапез; алтарь кадильный стоял один, как в скинии. Деревянная, покрытая золотом стена, с завесой во вратах, отделяла Святое Святых, названное иначе Давиром, то есть, прорицалищем, которое в каждом из трех измерений имело двадцать локтей. Кивот завета, с очистилищем, поставлен был на мраморном подножии, высотой в три перста, и приосенен двумя великими Херувимами, вырезанными из дерева и одетыми золотом, которых крылья простирались через всю широту здания.
Все сосуды и утварь храма устроил Соломон из чистого золота и серебра, собранного отцом его, и когда совершенно окончил строение, созвал в Сион всех старейшин Израилевых, для перенесения кивота Божия; это было в праздник кущей. Священники подняли кивот, с хранившимися в нем скрижалями, бывший в скинии свидения, и при заклании бесчисленных жертв, внесли святыню сию в новый храм; там поставили кивот во Святое Святых, под крылья Херувимов, и когда вышли из святилища, облако исполнило храм и слава Господня его осенила так, что не могли служить священники в облаке. Тогда воскликнул Царь: «Господь сказал: «мгла Ему обитель!» я же создал дом святый имени Его и престол, дабы обитал в нем во веки.» Соломон обратился ко всему сонму стоявшего окрест Израиля и благословил пред ними Бога отцов своих, избравшего Давида владыкой своего народа, Иерусалим местом освящения, и его Соломона совершителем обещанного храма. Он воздел руки к небу, пред лицом всех, и так помолился Господу:
«Господи Боже Израилев, нет подобного Тебе, на небеси горе и на земли низу; Ты сохраняешь завет с рабом Твоим, ходящим пред Тобой в правоте сердца, как сохранил завет свой и с отцом его Давидом, и ныне, Господи, исполни сказанное Давиду, что не оскудеет Царь от рода его на престоле, доколе чада его сохранят заповеди Твои. Не уже ли воистину вселится Бог с человеками на земле? – если небо и небеса небес не довлеют Тебе, то кольми паче храм сей, который создал я имени Твоему? Но да призришь ныне на молитву раба своего. – Очи Твои да будут днем и ночью отверсты на храм сей, и от горнего своего жилища, внемли всегда здесь молениям Израилевым. – Если кто согрешит пред искренним своим, и обиженный произнесет на него клятву, и клятва сия приидет пред алтарь Твой, внемли ему и соверши суд: оправдай праведного и осуди беззаконного. Если люди твои падут, по грехам своим, пред лицом врагов, и к Тебе обратятся с молитвой: милостив будь к согрешениям их и возврати их опять в землю отцов. Если заключится небо и не будет дождя, если возникнут голод, или пожары, или язва, или саранча, или какая пагуба, и люди Твои придут в храм сей, исповедаться пред Тобой в грехах своих, внемли милостиво всякой скорби, всякой молитве, и укажи каждому путь его, ибо Ты один видишь сердца всех сынов человеческих: – страх Твой да будет на них во все дни жительства их на земле, данной предкам. Если и кто чуждый, услышав о крепкой руке Твоей, придет издалече, ради имени Твоего, помолиться на месте сем, исполни и молитву чуждого пришельца, дабы со страхом уразумели все народы, подобно Израилю, имя Твое. – Нет человека, который бы не согрешил пред Тобой! – так, если согрешат Тебе люди Твои и предашь их в плен врагам, в дальнюю землю, – они же обратятся к Тебе, из земли пленения, всем сердцем и всей душой, и устремив взоры к земле отечественной, и ко граду, избранному Тобой, и ко храму святому Твоему, воскликнут: мы согрешили, беззаконновали, неправдовали пред Тобой! – внемли молитве их, с высоты небесного Твоего жилища, и милостив будь к их неправдам, и обрати к ним сердца врагов, их пленивших, ибо Ты избрал народ свой, себе в наследие, и извел его из печи железной Египетской.»
Соломон произнес молитву сию на коленях, пред алтарем, воздев руки к небу; он встал, и обращенный лицом к народу, благословил весь собор Израилев: «благословен Господь Бог, давший ныне мир своему народу и не изменивший ни единого слова из того, что некогда обещал чрез раба своего Моисея! Да будет с нами Господь наш, как с отцами нашими, да преклонит наши сердца к нему, чтобы нам ходить во всех путях его и хранить все его заповеди, и да приблизится днесь молитва моя к Богу, чтобы и мне совершить суд его в Израиле, днем и ночью, да разумеют все народы земные, что нет иного Бога, кроме Бога нашего!»
Тогда принес Царь, со всеми сынами Израиля, мирные жертвы Господу, двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец, на пространстве двора, ибо алтарь медный мал был для всесожжения стольких жертв. В тот день учредил он великое торжество всему народу, собравшемуся от реки Египетской до пределов Ливанских, на освящение храма Господня. Семь дней продолжалось торжество и на восьмой Царь распустил народ; каждый с благословением возвращался в дом свой, радуясь о всех благах, какие сотворил бог рабу своему Давиду и сыну его и всем людям.
По совершении храма, опять явился Господь Соломону, в ночном видении, как некогда на высотах Гаваонских, и сказал: «Я внял гласу моления твоего и сотворил тебе, по всей молитве твоей; освятил созданный тобой храм, чтобы там на веки пребывало имя Мое, и очи Мои и сердце Мое были там во все дни. – Если ты пойдешь предо Мною, как ходил Давид отец твой, в преподобии и истине, и соблюдешь все заповеди Мои, на веки утвержду престол царства твоего в Израиле, по обещанию, данному Мной Давиду. Если же чада ваши отвратятся от Меня и отвергнут заповеди, данные вам чрез Моисея, и поработают богам чуждым, – извергну Израиля из земли ему данной в наследие, и храм сей, освященный имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет гибнущий Израиль в притчу всем народам. Пусть будет высокий дом сей, проходящий сквозь него ужаснется и возсвищет над ним; он спросит: «за что Господь сотворил так земли сей и храму сему?» и ему скажут: «за то, что люди оставили Господа Бога своего, изведшего отцов их от работы Египетской, и поклонились богам чуждым, Господь навел на них зло сие.»
Так совершилось строение дивного храма, который был образом духовного здания Церкви, созидаемой Господом из живых камней, т. е. верующих во имя его. Грехи наши и несовершенства виной тому, что каждый камень должен быть сперва обсечен, небесным зодчим, прежде нежели взойти в состав горнего здания, и потому все мы, доколе на земле, обсекаемся болезнями, для очищения от страстей; на небе же не слышно ни плача, ни воздыхания, подобно как и при строении храма Соломонова, не слышно было ни удара молота, ни звука пилы, над приготовленными заранее камнями. Святое Святых знаменовало в храме само небо, где кивотом завета Божия с человеками, Господь наш И. Христос, и потому завеса лежала до Его пришествия на неприступном святилище. – Сам Господь сказал, во дни своего воплощения, о видимом храме: «разрушьте его и в три дня созижду,» разумея о храме тела своего; и так храм, устроенный Соломоном, для истинного богослужения, до времени явления Мессии, был вместе и образом его тела, восприятого и пожертвованного за грехи наши, для нашего освящения. Столь велик и знаменателен был подвиг мудрого Царя.