Источник

38. 1415 г. ноября 15. Соборная грамота литовских епископов об избрании и поставлении на киевскую митрополию Григория Цамблака

Ср. примечание над текстом предыдущего №. Старшие издания – в Никоновской Летописи, т. V, стр. 59–64, и в Древ. Росс . Библиотеке, т. XIV, стр. 122–128. Приводит разночтения этих изданий, как сделано в «Актах», мы считаем излишним на том основании, что предлагаемый текст имеет все признаки подлинности, к числу которых относится, между прочим, свидетельство, находящееся в грамоте митрополита Фотия (№ 39); напротив списки, изданные в Летописи и Библиотеке, искажены позднейшими вставками (см. Акт. Зад. Росс., т. I, стр. 34, примеч. 14). Таков же точно список в Толстовском cборнике XVI в. Импер. Пуб. Библиот., отд. ХVII, № 50, л. 95.

Всяк дар совершен 1578 , свыше исходяй от Отца светом, достиже и до нас смиренных, егоже мы держащеся, ныне тем даром многой нашей издалече скорби, еже о церкви нашей матери, утешение обретохом, сицевым образом последовавшим вещам. Мы смиренные епископы русских стран и братья друг ко другу по Духу Святому, Феодосие apxиепископ полоцкий, Исакие черниговский, Дионисие луцкий, Герасим володимерский, Геласей перемышльский, Савастиян смоленский, Харитон холмский, Eвфимиe туровский, понеже видехом презираему от митрополита Фотия церковь киевскую, яже глава есть всей Руси, и стадо Христово небрегомо и к погибели готово, скорбяхом о том и в печали бехом, имуще убо пастыря именем, делом же не имуще: ниже бо хотяше седеть у церкви, данной ему от Бога, и править людьми Божьими, якоже достоит митрополиту, но точию приходы церковные сбирая и живяше инде, и старые устроения и честь киевской церкви на ино место полагаше. И тако нам скорбящим о церкви и о людях Божьих, подвиже милостивый Бог сердце великого князя Александра, зовомого Витовта, литовского и многих русских земель господаря; и того убо митрополита Φοтия изгна, посла же в Царьград, к царю и патриapxy, просяще дать ему митрополита, хотящего быть людям Божьим на спасение, достойна, и тоя церкви на утверждение. И царь Маноил не восхоте послушать прошения его праведного, своих деля прибытков неправедных. Он же с нами советовася, истинно и праведно, яко правый истинный великий князь; и собра всех князей литовскихи русских земель и иных стран, елико суть ему покорены Богом, нашей церкви, и бояр и вельмож, архимандритов же иигуменов и благоговейных иноков, и попов. И сих всех советом и волей, и нашим избранием и хотением, сшедшеся в Новограде литовском, в святой церкви пречистой Богородицы, по благодати, данной нам от Святого Духа, поставихом митрополитом святой нашей церкви киевской и всей Руси, именем Григория, по преданию святых Апостолов, якоже пишут в своих правилах: «два или три епископа рукополагают митрополита», якоже и преже нас сотвориша епископы, при великом князе Изяславе киевском, поставиша митрополита по правилам; якоже иже преже нас крещенные Болгары и нам сродницы сотвориша, своими епископами поставльше себя первосвятителем. Такоже и сербского языка епископы рассудивше, яко по правилам есть и по апостольскому уставу, сотвориша себя своими епископами первосвятятелем, и даже и доднесь есть, поспешествующу Богу, первосвятитель в сербской земле, имея многие епископы под собой. 1579 Та же не толика есть сербская земля, елика есть русская, яже есть в области господина великого князя Александра, преже реченного Витовта, но есть велми мала и землей и людьми. И что глаголем о Болгарах, или о Сербах? От святых Апостолов тако уставлено бысть. Равно на всех епископах православных благодать действует Святого Духа: ибо Апостолы от Господа поставлены быша, они же иных поставиша, и паки о ́ ни других, и тако благодать Святого Духа даже и до нас смиренных доиде; и имамы власть, яко апостольские ученики, [со] многими испытаниями и вопрошаньями и сходиться и поставлять своему отечеству пастыря достойна, егоже Бог хочет. Такоже и власть имамы от Господа: егоже аще свяжем на земли, будет связан на небесах, и егоже аще разрешим на земли, будет разрешен на небесех. Яко да не рекут некие: «отрицаемся от веры, понеже сами поставляем митрополита»; то да не будет: не отлучаемся. Таково слово кто речет, неразумен есть. Но мы преданные от святых Апостолов, церкви и от святых Отцов держим и благочестиво исповедуем, проклинаем же всякую ересь, чуждую апостольского предания и отеческого; к сим же и Симонитскую ересь анафеме отсылаем, продающю на злате и сребре дар Святого Духа. И патриapxa убо святейша константиноградскаго имамы патриapxa и отца, и прочих патриархов, александрийского, антиохийского и иерусалимского, и тех митрополитов, и тех епископов, отцов и братьев по Духу Святому; и согласно с ними держим исповедание веры, и такоже, якоже и они, учим, и такоже мудрствуем: но отвращаемся; не могуще терпеть еже на церковь Божью насилование царево: ибо святой вселенский патриарх и божественный собор священный Костантинограда по правилам поставить митрополита не могут, но кого царь повелит; и отселе купуется и продается дар Святого Духа, якоже и отец его сотвори на киевскую церковь, во днях наших, о Kиприане митрополите, и о Пимене, и о Дионисие и о иных многих, и не смотряше на честь церковную, но смотряше на злато и сребро много. Отсюду быша долги велики, и приторы мнози, и молвы и смущения, и мятежи, убийства, и, еже всех лютейше, бесчестие церкви киевской и всей Руси. Сего ради смотряхом и рассудихом, яко неправедно есть приимать нам таковые митрополиты, иже куплею поставлены бывают от царя, миряняна будуща человека, а не по воли патриарховой и по преданию сущего собора апостольского. Темже снидохомся мы, и, по благодати данной нам от Святого Духа, поставихом достойна митрополита русской церкви. В лето 6924, индик[та]9, месяца ноября в 15.

* * *

1578

В Никоновской Летописи и в Библиотеке Новикова грамота начинается словами: «Всяко даяние благо и всяк дар совершен». Но митрополит Фотий читал начало грамоты так, как оно читается в настоящем тексте (См. далее, стр. 325 и 328).

1579

Имеется в видуизвестное сказание об учреждении сербскогo патриархата, напечатанное в начале Кормчей.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle