39. 1415–1416 г. Окружное послание митрополита Фотия о незаконном поставлении литовскими епископами Григория Цамблака на киевскую митрополию
Из сборника московской синодальной библиотеки № 562, л. 336 об.–359; напечатано было (неисправно) в I томе Актов Исторических, под № 19. В настоящем издании основной список сравнен с находящимся в рукописи XVI в. той же библиотеки № 216, л. 344–351, принадлежащей к составу Макарьевских Миней Четьих по синод. списку (в вариантах называется сокращенно: Мин.); кроме того последняя часть послания, представляющая обширные выписки из Кормчей, крайне испорченные переписчиком, сверена с двумя пергаменными синодальными Кормчими: № 227 и 132.
Поучение Фотия, митрополита киевского и всея руси, к епископам и к всякому священническому и иноческому чину, и к благочестивым князьям и властелям, и всем христоименитым господним людям, избрано от Ветхого и Нового Завета, и от святых Апостолов и святых Отцов правил, о нынешнем новом разрушении и мятеже церковном, бывшем 1580 от несмысленных и суетословных и несвященных епископов, иже святые правила поправших 1581 , паче же не святые правила, но себя поправших. 1582
Древние убо όни, и преже закона, божественные мужи не писанием и книгами учимы бываху, но чистого имуще смысла, Духом Святым просвещахуся, и тако извещение приимаху и научахуся Божьего хотения, самому Богу беседующу к ними и повелевающу и вещающу к устам усты. Таков бо беаше Ное, Авраам, Исаак, Иаков и сих правнуки: Иов, Моисей. А понеже изнемогоша человеки и не достойные беша просвещаться и учиться от Духа Святого, даст Премудрость первому 1583 Моисею божественный закон, человеколюбец Бог, еда како сего ради воспоминают и начнут учиться Божьего повеления. Такоже и Владыка наш Христос Апостолом убо лицом к лицу беседова и свою благодать учителя им дарова. А понеже по семь ереси и мятежи и 1584 смущения церковные 1585 хотяху прозябать [и] починаться, и обычаи наши православные 1586 растлеться, благоволи написаться евангелиям, и апостольские предания и правила святых Отцов, яко да от сих научаемы истине и не потерзаемы 1587 будем лживыми лестьми мятежетворных и несвященных до конца растлеть 1588 христианские наши обычаи. Хечу убо о сем явить и известить вашей любви истощания и мятежи, бывшем 1589 в церкви Божьей от неподобных оных мужей, и яко не все глаголемы епископы суть: словом, убо многие епископи, нравом же – малы, образом ученики Христовы, нравом же предатели, словом благочестивы, делом же нечестивы, словом кротки, нравом же лукавы, именованием святители, делами же язычники; и якоже рече Пророк Давид, яко «смесишася в языцех и навыкоша дела их»; и по истинне на них 1590 окаянных исполнится пророчество его. Сему же последуя и Апостол глаголет 1591 : «се убо глаголю и свидетельствую пред Богом, не ктому вам ходить, якоже и прочие языци ходят в суете смышления их, помрачены умом; вы же не тако: познасте Христа, и не смешайтесь иже таковая деющим 1592 ; многие бо суть ныне пагубе учителя, и еще умножатся. Блюдитесь убо, возлюбленнные, яко дни лукавы суть и время своих слуг поставляет». И не чудитесь, возлюбленные о Господе, аще пастыpи образом суще, паче волки быша. К епископам бо и священникам беседуя, Павел Апостол глаголаше: «яко от самых вас восстанут мужи, глаголюще развращенная». Да не убо кто вас прельщает, братие, аще и отвнеуду 1593 кто имея образа ангельского, внутрь же диавольского. Сего ради Господь глаголаше: «никтоже вас да не прельщает». Аз же вам, братия, предсвидетельствую: блюдите, да не кто 1594 вас прельстит ниже от внешних, ниже от внутренних, ниже епископ, ниже священник, или дьякон, или инок, или князь, или боярин, или богат, или убог, или кто ни есть глаголяй развращенная, котоpые приходят к вам в одежах овчих, внутрь же суть волки и хищники, которой имеют образование благочестия, силу же свою лицемерием покрыют. 1595 Вы же, возлюбленные, не прельщайтесь от злодейства и лукавства их; но якоже прияли есте святое крещение от соборной и апостольской Христовой 1596 церкви, такоже прияли есте от нее иметь святителя единого, и якоже есте прияли, сохраните се до конца веком. Но близ вас конец веком достиже, якоже глаголет Апостол: «и воссташа лютые времена, и беззаконие исполнится, и любовь многих увянула, и прельщающей 1597 многих и прельщаемы множайших». Принеси 1598 , разгнем священные книги, в нихже обрящем путь истинный; пойдем востекающе на святые горы, Пророки глаголю и Апостолы, яко да не прельстимся [и] преносимы 1599 будем [от] всякого ветра учения 1600 , в лукаводействе лукавых человек и в коварстве 1601 прелести их не пребудем. 1602 Совзыдем же паче учеником на блаженную гору, услышим нашего Пастыря, глаголюща: «блюдите, да не кто вас прельстит». Иоанн таже 1603 глаголет: «блюдите 1604 , да не себе погубите». И великий Апостол Павел глаголет: «блюдите 1605 псы, и блюдите 1606 , како ходите». А еже глаголет «блюдите» 1607 , ничтоже ино есть, но токмо к вашему утверждению речено бысть [о] иже людей прельщающих и волки суще и покрывающих себя кожей [овчей] и прельщающе слабых. Всяко же потребне глаголется повсюду в божественных писаниях, еже блюдитесь, и зрите 1608 , и смотрите, и бодрствуйте не токмо себе, но и всю паству, и ничтоже умолча, еже о нашей пользе, божественное писание. Аз же, возлюбленные, в среду ́ предложу множайшие свидетельства, являющие от божественных писаний и от евалгелия же и от Пророков и Апостолов и от святых правил, Христу подающему 1609 ми 1610 , яко да заградятся всякие уста, глаголющие на святые правила неправедное; а 1611 иже покаряющиеся 1612 святому писанию и правилам, просветятся сердца их. Молю же вас, возлюбленные, яко да уставит каждый ум свой к глаголемым 1613 , отложивше всякую житейскую печаль, и 1614 да услышит.
Начну же откуда, или 1615 от глаголющего: «Аз есмь начало и конец»? Иоанн же, благовествуя Владычнее слово, глаголет 1616 : «рече Господь: не входяй дверьми в двор овчий, но прелезай инуду, тать есть и разбойник». Зри коварства губителева! Он бo, рече, не входить дверьми, рекше божественными и священными правилами: ниже бо могут привести 1617 [во] свидетельство божественные писания, ниже Пророков. Поистине бо двери суть писания, теми вводимся к Богу; ты ябο не дадят волком входить к нам, возбраняют пагубники прельстить нас. Тать убо есть иже не входяй божественными и священными правилами во двор овчий, но прелезаЙ инуду, рекше иным некоторым путем и необычным, по своему желанию. Слышу же Надава и Авиуда, яко странным огнем покадивше токмо, странными 1618 потребишася, мучимы бывше за еже нечествоваша, и то обретше пагубе суще и нечестию время и местo; и ниже Аарон, отец их, доволен бысть к спасению их, иже от Бога по Моисею второй; якоже Февда и Иуда, иже преже Христа прелщающе народы, растлиша же и растлеша и сами. По правде бо рече: «прелазя инуду»; тать бо через стену прескачет, и топчет, и пагубная деет и творит. Мне же слезить находит, егда помяну пагубу 1619 оных окаянных, иже мнящеся быть пастыри и престолы держаще святых Апостолов и Пророков, но не 1620 делами, не нравами апостольскими, к нимже благовременно есть рещи: «горе вам, вожди cлепые, не учены суще, не утверждены, иже оставльше слово Божье и пределы святых Апостолов, славе и чреву прилепистесь, имже Бог чрево и слава в стыдении их 1621 , занеже млеко овец и волну и мяса поядше, ниедино попечение створисте о них, но и себе погубисте». Понеже присно ратуему Христову церковь, побежену же никакоже зря, иже плевелам сеятель удобнее створяет брань, внутрь сущих надымлеть замышляет, и первее убо, якоже ведая и избра, не священного на церковь Божью напусти оного мужа; тем же убо 1622 кая суть яже онем, не мое есть еже сказать, понеже хотят ся вмале от иных явить пред всеми вами, иже на святые правила разъярився и некоторые слабоумные обретши, прельщает лукавством своим, возмогшее 1623 люте 1624 Христову паству погубить. 1625 А понеже яже о нем явлена быша на соборе, елико смущение створи на Христову церковь, от святейшего вселенского патриарха Евфимия и от божественного и священного собора извержен бысть из сана и проклят, и отонуду побежав, тажe от места на место преходя 1626 , паки возвращается к Литве, спеша, якоже и бысть, церковь Божью 1627 разрушить и смутить: воюет убо ее, низлагает, развращает. Таже окаянные оны, иже иногда епископы, собирает на церковь Божью, увы, начинают замышление, не избранием святых Отцов, не испытанием соборным, не рассуждением правильным, но паче мучительски, самозаконно поставление его сдеявше, якоже в сонном 1628 привидении играюще 1629 проявлене, cии спешаще гнусные мерзкого оного поставляют, и [в] священную одежду 1630 непотребного несвященне одевают, еже «достоин» огласившее 1631 ему, иже многого стыда и лукавства достойному. 1632 О безмерной дерзости! О мерзкого починания! 1633 Еже ниже в эллинских 1634 священниках не свершашеся, таковое смеяша 1635 , яко священному зде быти писанию и быть священнику, якоже людям 1636 , тако 1637 убо стекшемуся 1638 сквръпому собору, писания по всей русской земли пооылают, не стыдящеся нечестие свое и беззаконие открывающе. О, кто убо достойно восплачет бывшую ныне беду? который язык изречет сденная ныне? который слух кротко приимет сию повесть? Благовременно есть и пригодно пророческое слово рещи ныне, яко «погибе благоговеин от земли и исправляяй в человеках несть»: сечивом бо и оскордом двери Христовой церкви paссекошa. Како не подивлюся неизреченному ти, Слове, долготерпению? како несказанные ти благости изреку глубину? Кто возопиет: «пощади, Господи, людям своим, не даждь достояниe свое в поношение, еже обладать его языком»? Кто помолится о нас, Ное, и Даниил и Иов, иже вкупе моляхуся и считаеми бываху, яко да престанет иже на Христову церкву восстаемая брань, яко да друг друга некогда познаем и да будем едина часть, еже и 1639 надеюся на человеколюбиe Божье быть тому вскоре? Но делают на раменах наших грешники, и быхом позорище ново не ангелом и человеком, яко доблественнейши в страдальцах Павел, к началом подвизаяся, но всем по времени лукавым, на всяко время и место в торжищих, в местах 1640 , в веселии, в плачах, и ничтоже тако красно слышанию, якоже святители уничижаемы и поругаемы. Ищет убо Иеремия главе воду и очима источник, слезам, яко да оплачет к достоянию Израиля, плачет же ся не о благих… … 1641 глаголет убо к нему, обличения творя к священникам Бог, глаголя: «священники не pешa: где есть Господь? и предстатели закону моему не сведаша ми, и пастыри не чествоваша на 1642 мя». И паки тожде: «пастыри, безумники 1643 , Господа не взыскаша, и сего ради не разуме вся паства и расточися. Пастыри, рече, мнози растлеша винограда моего, оскврерниша участие мое, еже беше мне возлюблено, створиша 1644 è пусто и непроходно». И паки: «о пастыри, погубившие и расточившие 1645 овчи паствы моея! сего ради тако глаголет Господь на 1646 пасущих людей моих: не сохранисте 1647 , но расточисте разгнасте, ни посетисте сих; се аз отмщение сотворю на вы, но лукавству дел ваших». Дерзнуша, смеявше с иными, еже все смеявше 1648 язы́цы, и великое се вещать в гнуснейшем своем сложном писании 1649 сице: «Всяк дар совершен свыше 1650 , есть, сходяй от Отца светом» 1651 , смрадные суще, иже винограда Христова растлившие священники, о нихже пророчески речено бысть: «изыде беззаконие от священников вавилонских», и «пастыри многие растлеша виноград мой, посрамиша жребий мой»; си убо, межу святого и скверного не рассудивше, а понеже губительным воссташа собором, все людство в след себе прельстиша; мняще бо лютые свинство свое и грядые нечестием, не быть великое зло, еже творят. О лживому преумножению! Не крепко начало и словесных и несловесных, основание, некрепко и строение 1652 положисте. Како 1653 да вменится в законный 1654 собор, иже пределы святых Отцов не сохранивше? О безместию и погибели вашей! Рцете ми, откуду избрание се прияли есте вы творить? Ниже бо от святых правил предано бысть вам, ниже от изначального обычая, кроме старейшины нашего. Сего ради и помраченники назвать ми убо вас, а не просветители, ниже посетители 1655 , ниже епископы, паче же чреву рабы; понеже чреву все таковое творящи, и спросте всех, иже тамо безумне творящихся, якоже Орива и Зива и Зивея и Салмана, и якоже сонмище Авироново, и изриновены и богоненавистны вас вменяем. 1656 И како смеявше вы сего глаголать и писать? Еже святая Христова соборная и апостольская церковь, по иже свыше давшейся той Христовой благодатью непобедимой крепости же и силе, на полезно всегда строящи, и по всех убо повсюду обретающихся святейших церквах показует брежение и попечение, яко да тыя добре и по закону Господню правятся и изводятся. Якоже источник водный, един той текущь, и разливается во многих странах и напояет и прохлаждает словесных и несловесных и все прозябления земные влагой растить и плодить: сице же соборная и апостольская церквовь Костантинограда, якоже от источника паче духовного и бессмертного повсюду текущи, такоже и киевской и всея Руси митрополии, по изначального чина же и пошлины 1657 , строит попечение и брежение, и посылает единого митрополита Киеву и всея Руси. И тако должном сущим всем епископам, князям, вельможам, священникам и инокам, и всему христоименитому исполнению послушать его, яко пастыря и учителя духовного, якоже рече и сам Христос: «слушая вас, мене слушает, и отметаяся вас, мене отмещется; мене же отметаяся, отметается пославшего Мя», – вы же се смеявше створить и отметаться. 1658 Ей! сбысться се слово Владычное на вас, нечувственных. Рцете мне, окаянные, аще представить 1659 можете, достоит ли епископом таковое творить, кроме повелетельного писания митрополитова? Которые книги святых, которое евангелие, который апостол вас научи таковое нечестие творить? Се убо соборная и апостольская церковь, от востока солнца далее до запада, и от конца до конца вселенной учить божественными и священными правилами, ка овое должны суть покорение иметь епископы к соборной Христовой и апостольской церкви, и никакоже нигде обретеся кто таковое беззаконие, якоже вы сотвористе. Кто от вас, окаянные, всяко возможет явить или представить творяща сия, яже предрехом? 1660 Но 1661 никтоже не может явить или представить: cия тужда суть соборные церкви. Никтоже да прельщает вас, елици в прегрешении сем ведетеся, но исправите себя, понеже испали есте от благодати: Христос вас не пользует, аще не возвратитесь на правое свое и доброе исповедание, на неже и званы бысте и исповедасте пред жертвенником на поставлении своем, и пред многими свидетелями ангел и человек, и пред Зижителем всех: сам бо рукописание ваше исповедательное держит, имея на небеси, егоже и нося приидет воздать комуждо, якоже сдея и сохрани свое исповедание. Сия же вся лукавая сдеявше, и не довольно бысть вашей пагубе таковое зло к молчанию, но и еще не стыдящеся позорствовать окаянство свое, да и еще посылаете по всей русской земли лукавые свои рукописания 1662 сложена 1663 ; да и еще лжу и клевету возлагаете на соборную Христову церковь и на святого царя, яко мздой поставление творят святительскому сану. 1664 И рцете ми вы, преступившей 1665 древнюю пошлину и своего исповедания и обещания, ежеся есте 1666 обещали каждый вас на своем исповедании, еже не приимать иного митрополита, но токмо иже от Константина-града посылаемого, от соборной и апостольской церкви. Вы же глаголете: «всяк дар 1667 свершен свыше есть сходяй от Отца светом», и оклеветуете истину; понеже не сущу в вас дару свершену Святого Духа, но паче – вашей прелести помрачение и развращение и расколение, еже не токмо себя погубивше, но и христоименитое людство ведете в пагубу душевную. Преставшу же источнику от течения, скудость бывает всем сущим на земле словесным же и не словесным, и всякому земному прозяблению и плоду: такоже и вам, не сущи 1668 благодати Святого Духа в вас, от источника духовного оскудение бысть вашим душам и погубление. Рци ми ты паче, прельщенный не-епископ полочьский Феодосие: по преставлении 1669 свято 1670 почившего митрополита Киприана, нe ты ли был погибельниче 1671 , шел на митрополию? И ты сам, окаянне, веси, елика еси порекл сребра и злата о том ставлении: и 1672 аще бы еже по мзде деемое было се, к тебе же бы не отслали бездельна; но с 1673 уничижением великими стыдом отслаша, глаголюще ти сице: «злато твое и сребро твое с тобою в пагубу да будет». Егда же благоизволением Божьим советовася сыну моему, великому князю Василию Дмитреевичу, и послав к святому патриapxу и к священному собору и, к святому царю, яко да егоже, по Божьему хотению, изберут и пришлют, той есть нам и святой святитель киевский и всея Руси, по старой пошлине, еже и бысть 1674 о мне смиренном. Да и еще поискал такоже митрополию прельщенный Григорий, и порицая многие имения, и не послушаша его, но и еще из сану священничества изверже его вселенский патриарх и прокля, и едва убежа иные 1675 казни. И како вы, погибельницы, хулу и клевету и лжю возлагаете на святую и соборную Христову церковь, и на святого царя глаголете? 1676 По истине, по неложному слову пророческому: «да заградятся, рече, всяка уста, глаголющая на праведные беззаконие».
Вы же, священнейшая паства Христова, имею надежу, яко благого Христа благодатью и ваш разум, основан 1677 благочестия водружением, неподвижные соблюдет и немятежны церкви Божьи, и никогоже в сети вражья вдаст. Сего ради и молю вашу 1678 любовь, паче же советницы 1679 мне бывайте, и болезнующую мою душу подкрепите: есмь бо и сам, якоже видите, в унынии глубоце и печали погружен. «Исчезосте ми очи, по божественному писанию рещи, о скрушении и о разделении дщери Сионовы»; зрю бо горце же и люте пленену нескверную 1680 Христову невесту от всегубительного и люборатного 1681 беса, иже толикие наведе ей брани. Якоже бо первозданного лестью некоторой уготови пáстись 1682 , такоже и ныне на церковь Христову въжже, не лестью некоторой [и] затаением, но явственне вместився, таковое помрачение вам уготовляет. И ныне, якоже в ночном брании, лукавством сбирает уды вкупе и на межусобную брань стоит нам, и стреляемся, увы, межусобно 1683 и 1684 в неявленне 1685 уязвляемся; он же седя, велми насмивается 1686 нашим бедам: позор Латинам, и Иудеям, и Литве, и Татарам, и творит 1687 на нас поношение и поругание сущим окрест нас; ибо «помрачи Господь, по божественному Пророку рещи, в гневе дщерь Сионову, удали бо ся от меня утешай меня». И сего ради возопию к единому, поразившего и паки исцеляющего 1688 , взову к единому человеколюбцу и возвышаю глас: «помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения, низведи поношения от нас и даждь уничижение гордым, иже на твою церковь и на твои веления шаташася; се бо стенания сердец наших исполнишася, и очи наши исчезоша, яко низложил еси ограду достояния твоего, и обобирают его иным путем все мимоходящие. 1689 Обратись, Господи, и посети виноград сей и сверши его, иже насади десница твоя». Но убо на слезы и на рыдания впадшися пастырем и 1690 , ради пастырей, и паствы, и ради беззакония и мглы 1691 , иже объя путь 1692 их, забвен бых себе и мере и рыдания продолжих. 1693 Вем бо, возлюбленные мои, яко не презрит Господь свою церковь уничижену, но воздаст воздаяние гордым, церковь же свою одеянием веселия одеет, по древнему благолепию. А еже óне непотребные створиша, тем же рече Владыка наш Христос: «отметаяйся мене и не приемля глаголы мои, аз не сужу ему: слово, еже глаголах, то судить ему в последний день». О сем Иоанн глаголет сице: «не всякому духу веруйте, но испытуете духов, аще от Бога суть». И паки: «аще кто приходит к вам и сего учения не приносит с собой, не приимайте его 1694 в дом и «радуйся» ему не глаголите; иже аще кто глаголет ему «радуйся», приобщается делом его неплодным и лукавым». И паки: «всяк иже преступая и не пребывая в наказании Христове, Господа не имеет». Сия Иоанн учит, Иоанн сын громов, иже паче всех Святых возлюбленный Христов, Иаков рече: «иже аще кто мнится друг миру 1695 быть, враг Божий есть». Услышите, все православные, иже с несвященными едите, лютого ответа, яко Божии враги есте; ниже бо иже врагом княжим дружася, может друг княжь быть, ниже животу сподобится, но с врагами погибает и лютейшее постражет. Иуда Иаковль рече: «вънъреша бо некие человеки, иже древле прописаны в сей грех нечестия 1696 , Бога нашего благодать прелагающе в скверну, и единого Бога и Владыку Господа нашего Иисусa Христа отрицающеся». И паки рече: «на последние времена будут поругатели, по своим желанием ходяще нечестия; cии суть в любвах ваших сквернами гостящеся, без боязни себя пасуще, облаци безводные, всякому ветру приносимы, и древеса есенная бесплодна, звезды прелестны, имже мрак тьмы в веки блюдется». Таковая и множайшая сих поучает пасть Иуда добрый. Приди убо, Павле, сосуде избранный, рци нам 1697 о настоящем времени, яви затаенных волков, обличи и 1698 объяви татей и разбойников святой паствы Божьей. Павел рече: «блюдитесь, еда кто вы есть крадоводяй хитростью и тщею лестью». И инде паки: «ученми различными странными не обдержитесь». И паки: «лукавые человеки и волхвы преспевают на горшее 1699 , прельщающе и 1700 прелщаеми». И инде паки глаголет: «оскверненным же и неверным 1701 ничтоже чисто». Услышите все, иже любви с ними творяще, како убежать вам от гнева, грядущего на них? Иже с ними соводворяющеся 1702 и оскверняющеся 1703 в пищи или в питии, или в любовной дружбе, како смеете приступить божественным и страшным тайнам Христовым? Умолим ли убо вас, или вотще тружаемся, или к воздуху словеса сия глаголем? Обаче же ради 1704 спешащих слышать слово благо и творить, не престану глаголов сих вещать. Услышите блаженного Павла, глаголюща: «не можете чашу Господню пить и чашу басовскую; изыдите от среды их и нечистоте не прикасайтесь. Что ли приобщение cвету к тьме?». Где суть ныне, иже сверепа уста имущей суетословци, не знающей божественного писания, ихже бог чрево и слава, иже земная мудрствующие? Таковых Павел поучает и утешает и наказует, Павел сосуд избран, предел церковный, многострадалец 1705 доблествен, благовещанная цевница, Христов проповедник и списатель велением, труба слову и вещатель благочестию и языкам 1706 ловец. Рци 1707 , блаженне Петре, егоже ублажи блаженный Бог и Господь наш Иисус Христос, о 1708 прельщающих и хотящих прельстить Христово стадо, егоже ти предаст и вверь ти Начальник пастырям и Посетитель душам нашим, рци, елика ти Дух Святой подал есть, и утверди свое стадо, покажи и открой всем православным потаенные волки, якоже Наставник твой Христос Господь. Петр рече: «се преже разумейте, яко приидут на последние дни поругатели, по своим их желаниям 1709 ходяще». И паки глаголет: «в вас будут лживые учителя, иже превратят худоумных в ереси погибельной, искупившего их Владыки отрекутся, и многие последуют 1710 , имже грех не медлеет и погибель их не дремлет, клятве чада, оставльше правый путь». Сия Петр вещал есть, Петр блаженный по истине, Петр камень вере, на немже основа Христос церковь свою, Петр, иже ключи небесные держа, Петр, иже по волнам морским пеш ходивый, теплый рачитель Христов, иже Симона волхва в Риме, низверже, яко верховник и предстатель, первого разбойника и татя и ученика диаволова 1711 в ересях. Господь же рече: «блюдитесь, да не кто вас прельстит, яко время близ есть»: ныне наста, и все зрим слуги дьявольские! Таже хотя научить хотящих 1712 предстателем быть церквам Божьим, како достоит им отгонять мятежитворников 1713 церкви Божьей, створи плеть от верви, и вниде, всех изгна от святилища продающая и купующая, и отрину и отгна, глаголя: «дом мой, дом молитвенный есть, вы же створите его вертеп разбойнический». Услышите вы, предстатели церквам Божьим нынешнего времени: вам бо показа добра образа, яко да последуете 1714 в след его, блюстись опасне 1715 , волки отгоняюще и паству сохраняюще 1716 , таже изгоняя 1717 иже спротивных мудрствующих. Конечне же запустение и погубление их рече, хотящее быть по роду и родом тем 1718 , иже сопротивных мудрствующих церкви Божьей и деющих, глагола: «се оставляется дом ваш пуст». Зриши ли, како словеса и делом сбышася? Врази бо и наветники церкви Божьей 1719 , рекше рассекатели и мятежетворники, в всяком роде пагубе преданы бывают, по Господню словеси, еже рече: «яко всяк сад, егоже не насади Отец мой небесный, искоренится», еже и бысть. Сам бо первое се сотвори и указа; а по еже на небеса вознесении 1720 , блаженные Апостолы составиша на них божественные их 1721 учения; по сих же 1722 и церковные учителя, и еже о временах бываемые святые вселенские соборы 1723 искорениша и пагубе предаша, по писаному: «яко погубиши вся глаголющая лжу». Темже убо все изчезоша и погибоша ради беззакония своего. Где убо суть, иже некогда церковь Божью гонящие цари, силницы, мудрецы и мятежетворцы? Не расточиша ли ся и разрушишася и погибоша и 1724 ни в чтоже быша? О них же вопиет церкви Божьей: «яко объидоша мя, яко псы многие». Не все ли погибоша? Расточивше бо ся ради хуления своего, и изгнани быша, яко волки; обретоша бо ся подвижники и доблественные поборники и воистину пастыри, иже тогда, предстоящей церквам Боярам блаженные όни святые мужи. Но разнствие 1725 тогдашних пастырь паче нынешних: όни бо беша ратницы и поборницы о божественных и священных правилах 1726 и о овцах Христовых; cии же чреву угодницы и бегуны, яко наемники, оставльше овцы и побежавше; они же душу свою положиша за овцу, подражающе пастырю доброму, Господу нашему Иисусу Христу. О блаженных oнех и святых мужей, ихже имена в книге животней, отнихже ужасошася бесы и вострепеташа преступники! Реку же убо аз подобная Давиду, иже рыдая глаголаше: «где суть милости твои древние, Господи?». Реку же и 1727 аз со слезами: «где есть блаженный он лик святых епископов и учителей, иже за божественные и священные правила святых Aпостолов себя тмочисленне на смерть предаша? Что же возбраняет, аще в среду 1728 сих приведу от многих малых, ибо еже помянуть их освящение есть души? Где Василий Великий, в мале Апостолам равностоятель? Где Афанасий, святое Божье жилище? 1729 Где Григорий, второй Богослов сладцейший и благоразумнейший, и непобедимый Христов воин на нечестивых? И ему соединоименитый где Иоанн, иже языком златой сый, наказоводец унывающих, утешениe скорбящим, руководец кающимся, иже на хульники оружие сый обоюдуострое 1730 , приятелище добродетелей, Святого Духа обитель? Видите ли, чада мои, колика разность божественных 1731 святых мужей оных паче окаянных, иже ныне сущих? Вем и иных богоносных 1732 учителей, не довлеет к нынешнему. Обаче же 1733 они душу о овцах, якоже предречеся, положиша; сии же оставльше свое поношение 1734 , паству Христову предаша волкам, не ведяще, яко аще овца едина погибнет, бывши зверохищна от нашего небрежения, кровь ее 1735 от рук наших взыщет Судья, и Апостолу глаголющу: «яко в последние времена от веры отступят некие, внимающе духовом прелести и учения бесовским человекам»; и паки глаголет «будет время, егда здравого 1736 научения не приимут, но по своему их желанию сами себя изберут учителями, иже лукавыми духами поставляемые и от них сдеваемые, предтечи антихристу будут, спротивному ученики, и своими нечестивыми веленьями прельстят и погубят и бесчествуют людство, богатое благости, к угождению сына погибели». Сего ради множицею воспомянувшу ми вам о безбожных и несвященных, и ныне молю вашу любовь, еже не сходиться вам с ними ни в котором действе, ниже в пищи, ниже в питии, или в дружбе или в oбете 1737 , или в мире, или в любви: понеже который сходяйся с ними, тужда себя сотворит церкви Божией. Истинный же ученик Божий с дерзновением зовет: «аще кто вам благовествует, паче еже есте прияли, проклят да будет», и Давидские песни 1738 глаголя: «Господи, ненавидящая тя возненавидех и о вразех твоих истаях, совершенною 1739 ненавистью возненавидех их». Ужаснитесь и вострепещите которые с несвященными едите и любви творящие с ними, и исправите себя, яко да не погибнете с беззаконием их. Услышите все языци, внушите все живущие по вселенной, услышите пастыри церквам Христовым, услышите священники Господни, услышите благочестивые князи и все люди, и все судьи земные, иноки и 1740 инокини, юноши и девы, старики с юнотами, малые и великие, или мужеский пол или женский, вкупе богатые и убогие, все внимайте глаголемым, молю вы. Мне же собравшу ми от божественного писания Ветхого и Нового Завета, и явлено вашей любви сотворих.
Но и еще слышите, что глаголют правила, еже завещаша святые Апостолы и святые Отцы на соборах, имуще сице. Правило убо святых Апостолов глава 10 , пишет 1741 : «Аще кто с неприобщающимися 1742 в церкви 1743 или в дому помолится 1744 , рекше с отлученными от церкви, то да отлучится». Правило 11 : «Иже с изверженным 1745 , причетник сый, яко с причетником помолится, да и сам извержен будет». Толк . 1746 : «Аще кто помолится, рекше аще пресвитер служит в церкви с пресвитером, его же епископ изверже от сана, да извержен будет и сам». Правило 12 : «Аще кый причетник отлучен, рекше неприятен, шед в иной град, приятен будет без писаний соборных, да отлучен будет и приимый и приятый». 1747 Правило 13 : «Аще отлученный служит, да продолжится ему отлучениe, яко солгавшу и прельстившу церковь Божью». Толк.: «Аще кто от своего епископа отлучен быв и отшед к иному епископу, утаив свое отлучение, и прият будет от него, более да продолжится отлучение его, яко солга и соблазни церковь Божью». Того же 28 : «Иже епископ, или поп, или диакон, извержен праведне о согрешении явлене, и дерзнет прикоснуться древле обрученные ему службы, cий отнюдь отсечен будет от церкви, яко согнил уд». Правило 30 того же : «Аще кый епископ, мирских князей помощью, приемлет церковь, да извержется и отлучится». Толк.: «Аще который епископ миpскими властелями избран быв, и тех силой приимет церковь Божью, рекше епископ будет в ней, таковой, яко велико 1748 прегрешение согрешив, да извержен будет из сана и да отлучится. Подобает бо хотящему поставиться епископом от всех епископов, сущиих в области, поставлену быть по повелению от них старейшего. Аще несть мощно купно всем собираться, поне без всякого извета от трех епископов да поставлен будет, сложившимся писанием грамоте купно всем и не пришедшим епископам». Правило 31 : «Аще кый поп, небрег о своем епископе, кроме собор сберет и алтарь другой поставит, ничтоже зазрев епископу в благовеpии и правде, да извержется, и последовавшие ему простые люди отлучатся». Правило 32: «Аще который поп, или диакон от епископа будет в отлучении, не леть есть тому от иного прияту быть». Антиохийского собора правило 4 : «Аще епископ от собора отвержен быв, или поп, или диакон от своего епископа, дерзнет деять что о службе, или епископ по преднему обычаю или поп, или дьякон, и ктому 1749 не подобает ему ни в ином соборе надежа иметь уставления, рекше прощения». Правило 5 : «Аще кто поп, или диакон, преобидев своего епископа и отшед 1750 от церкви, и своего собора, и алтарь поставит, и епископу его призвавшу, и не покорится, и не хочет ему покориться, ни послушать, первое и второе призывающу 1751 его, отврещи того отнюдь, и тому исцелению не быть». Правило 6 того же : «Аще кто от своего епископа не приобщен бысть, не первее от иного прияту быть ему, аще не от того 1752 прият будет от своего епископа, или, собору [бывшу] 1753 противився 1754 ответ сотворит; препрев 1755 же собора, приимет ино осуждение. Таже заповедь и на простых и на попах и на дьяконах, и на всех 1756 : понеже связавый токмо разрешить может». 1757 Правило 12 того же : «Аще кто от своего епископа отвержен быв; или поп или дьякон, аще и епископ – от своего собора, стужить 1758 дерзнет царев слух, подобно пред большим собором епископ превратить, и яже мнить праведного иметь 1759 , к большим епископам привести и от них 1760 испытание же и суда 1761 чаять». Правило 16: «Аще кто епископ упражняющаяся церкви себе вверг, восхитит престол без собора совершенного, тому отвержену быть, и аще все люди восхотеша, да приимут ѝ. Свершену же быть тому собору, вон-же приидет митрополитский епископ». Правило 19 того же: «Епископа не поставлять разве собора и пришествия в митрополию епархийскую епископа, тому же пришедшу от всего 1762 , уне убо разуметь 1763 ему вся иже в епархии сослужебники, яже и подобает посланием 1764 в митрополию созвать. Аще сретают все, добро; аще ли неудобно есть, то и множайшим же отвсюду быть подобает, или написаний ради купно причтенным быть уставлению, и тако по больших пришествии или причту быть сотворят; аще ли инако паче заповеданных будет, не мощи поставления творить. Аще по заповеданному канону будет установлениe, противу же глаголют неции своего ради любопрения, да держать множайший причет». Правило иже в Никеи первого собора 4 : «Епископу достоит паче убо от всех иже в области епископ поставлену быть; аще ли неудобь будет таковое, ли коея ради беды, ли долгости ради пути, всяко трем вкупе собирающимся, советном 1765 бывающим кроме сущим и сложенным письменам, тогда поставление творить; власть же бывающих 1766 даять в коейждо области митрополиту». Толк. : «От двоих бо или от трех епископов поставляется епископ, по первому правилу святых Апостолов. Обаче же от трех поставляется, аще и все сущие в области епископы, или нашедшая ради нужда, или долготы ради пути, прийти не возмогут; обаче должны суть идти, аще и нe пришедше, писанием грамот сложиться на избрание к пришедшим епископам и суд и избрание творящим. Избранома же сущема двумя или тремя, и потом власть имать митрополит, яко единого от трех избранных поставит, егоже хочет, епископа». Правило 2-го собора, глава 4: «О Максиме Кунице еже на нь бесчиние в Константинограде бывшее, яко ни Максиму епископу быть или нарицаться, ни священником от него всем ни в коем же степени причта, ни еже о нем, и от него 1767 отверженном бывшим». Толк.: «Сей Максим Киник (киник же сказается бесстыдный) Божью церковь раздра и многа мятежа и молвы cию исполни, влек в пастыря место явлься, и все грехи пpощать готов 1768 согрешающим, единого ради еже нечествовать в повелениях, рекше преступать заповеди, якоже о глаголет великий Богословец Григорий. Чужд убо cий Максим от епископов да будет, и все от него поставленные попы и дьяконы и прочие причетники чужды священия». Правило 34 того же 1769: «Епископом требе есть ведеть 1770 своего старейшину и иметь его, яко главу, и ничтоже творить излише без его воли». Толк.: «Не подобает епископам чрез волю своего старейшего, рекше без воли своего митрополита или архиепископа, не творить обильно ничтоже, ни епископа поставить, ни о повелениях, ни о правилах новых стязаться, ни продать нн отдать церковных неких вещей; но токмо достойное комуждо в своих пределах править, и в сущих под ними странах и в селах; но ни старейши же, рекше митрополит или apxиепископ, без воли всех епископов, но может ничтоже таковаого творить. Сице бо творяще, все соединения и любви заповедь соблюдут». Правило 35: «Епископу не смеять вне своих пределов священия творить и вне сущих под областью в градах и в селах». Толк.: «Не подобает никомуже от епископов вне своих пределов поставлять, ниже от чужих пределов приходящих поставлять кого пресвитера или диакона; аще же таковое кто створит, без воли страны той епископа, да извержется сам и поставленный от него». Правило 1-го собора 15: «За многое 1771 мятежное и 1772 говоры бывающая, изволися отнюдь отвержену быть обычаю 1773 иже чрез правило 1774 , аще обретошася в коих частях, яко не преходить 1775 от града в град ни епископу, пи попу, ни диакону; аще кто чрез повеление великого и святого собора сицево что сдеет, ли предастся таковой вещи, отвержен будет по всему сотворению и вдан будет 1776 церкви, ейже епископ или поп поставлен бысть». Толк.: «Правило се не токмо епископам преступать от града в град отрицает отнюдь, но и пресвитерам и дьяконам, и створшая нечто таково, в свой град и в своей церкви паки воспящатись повелевает, в нихже поставлены быша. Первое же и второе правило иже в Средци жесточае таковые мучить, отставляя сих от святого общения, и таковою епитимией запрещает им». Правило 16 того же: «Елико их, дерзостне, ни страха Божьего пред очима имуще, ни церковного правила ведуще, отыдут от церкви попы, или диаконы, или всяко в правиле испытаеми, сии никако же суть достойны приятны быть в иной церкви, но всему их нудить требе есть возвращаться в свою страну, ли пребывающим без причащения пребывать им». От поместного собора иже в Лаодикии правило 13: «Яко не повелевать 1777 народам творить избрания хотящим поставленным быть в святительстве». Толк.: «Судом и избранием митрополита и сущих в области епископов поставлен бывает епископ; аще не тако кто возведен будет на епископство, но мирскими людьми избран, не избран есть и не приятен». Правило седьмого собора 3 1778 : «Весь причет, бывающий от князя, епископа, или попа, или диакона, неизвестну быть 1779 по правилу глаголющему 1780 : «Аще кто епископ к мирским князьям приложится и тех ради удержан будет от церкви, да отвержен будет 1781 и отлучен, и приобщающиеся с ним, все». Подобает бо хотящего ввести в епископство, да от епископ причтен будет, якоже от святых Отцов наших иже в Никеи заповедано есть в кануне, глаголющем: «Епископа подобает убо от всех иже в епархии поставлять; аще ли неудобно таковое будет, или находящаей ради беды или долготы ради пути, от всякого трем вкупе собравшимся, спричтеном бывающим от всех 1782 и сложенным писанием, тогда поставление творить; известное же бывающих даяти по коейждо епархии митрополиту». 1783 Толк.: «В многих правилах речено есть, еже от всех епископов, сущих в области, аще есть мощно, подобает суду и избранию быть хотящему поставлену быть епископу; аще ли не возможно всем совокупиться, поне от трех епископов да поставится, сочетавшимся посланием 1784 грамот и не пришедшим епископом. Аще же кто мирскими властелями избран будет и теми церкви некую приимет, рекше по изволению их поставлен будет епископом, не токмо не твердо есть таковое поставление, но извержение и отлучение наводить на получившего тем образом святительство». Сардийского собора правило 2: «Аще кто обрящется неистов ли дерзен, яко о таковых мнеть кому приносить [отречение, известующи от множества себе приносить] 1785 писания, яве есть малым неким могущим, мздой и ценой растлевшим на церковь восстаять, аки 1786 сподобляюще убо того же иметь епископа, отнюдь 1787 лукавого действа 1788 и козни таковые чтомые быть мню, яко ниединому таковому быть, ни в конец простых сподобиться приобщения». Толк. : «Аще который епископ в толико шатание и неистовство пришед, и дерзнет просить перейти от града в град, глаголя, яко хотят меня люди града того, и оттуда взем грамоту, показает написанное к нему от всех граждан моление, якоже бы им епископ был (еже яве есть, яко смышлением и хитростью таковой бысть, мало неких мздой и честью возмогл 1789 привлещи к себе, да в церкви ставше молву створят, глаголюще велегласно, просяще иметь того епископа): такового убо, яко зело смеавша и таковое створша, и познана бывша в том велми, сей святой собор осуди; отречено бо тому ни в исходе жития достойну быть причащения. И назнаменай 1790 : странно бо се и страшно есть, еже ни в исходе жития 1791 сподобиться причащения, еже 1792 не обрящеши в всех правилах написана о инех ни о кыхже грехах такова запрещения». To го же правило 5 1793: "си 1794 глаголет себе паки ответом вещь наложить, не первое на седалищи его поставить [иного], аще не римский 1795 епископ уведев, о 1796 том заповедь изнесет». 1797 Толк. 1798: «Се убо первее бысть, еже причетникам и старейшинам града избрать епископа, ныне же то не действуется, но от митрополита и от епископа избрание бывает; ти бо избирать и поставляют, якоже 12 правило [иже в Лаодикии собора повелевает и 19 правило] 1799 иже в Aнтиохии собора и ина многа. Подобает убо всем сущим во области епископам прийти на избрание и на поставление епископа; аще бо нe снидутся, грамотами да сложатся к пришедшим на поставление». Правило 11 собора иже в A нтиохии Сурстей : «Аще епископ, или поп, или всяк от канона, без сведения или без писания епархийских епископов, паче иже на митрополии 1800 , устремится к цареви 1801 отойти, того 1802 отврещи, и отметну быть тому не точию от общения, но и власти, еяже причастник, яко стужить дерзая боголюбивого нашего царя слуху, паче устава церковного. Аще нужная призывает потреба к цареви идти 1803 , се створить со смотрением и разумом митрополитской епарxии [епископом и сущими в ней, с тех писании шествовать». Того же правило 13: «Ниединому же епископу сметь от иноя] 1804 епархия в ину преходить, и преходя поставлять и в церкви неких на изведение служения 1805 , ни на ведения себе инех 1806 , аще не помолим 1807 оставлен будет идти написанием к митрополиту и иже с ним епископом, в нихже страну входит. Аще ли не призывающу никомуже отыдет на поставление неких вещей, не подобающих ему, безвластну быть деемому от него. Самому же иметь ему себе бесчиния своего и лицемерного поставления подобное осуждение, отвержену оттоле уже от святого собора». Первовторого собора правило 13: «Аще который поп или диакон, якоже се мня, сведый своего епископа согрешивша, прежде суда и уведения всех епископов собора, отступит от общения его и не поминает имени его в службе, да извержется и всей священнической чести да будет распрю лишен; последующие же ему, аще суть священники, своей чести да отпадут, мниси же и простые человеки отлучатся, дóндеже обратятся». Правило 14 1808 того же:«Такоже епископ на своего митрополита или митрополит на своего патриapxa, аще сице дерзнут творить, всего святительства лишены да будут». Карфагенского собора правило 9: «Яко по достоянию своих прегрешений из церкви изгнанные, аще кый епископ или поп приимет в общение, и сам епископ равному прегрешению повинен явится купно с отбегшим своего епископа». Толк.: «Аще которого пресвитера, или дьякона отлучит свой епископ, и другой епископ, ведый его отлучена, приимет и сподобит его с собой служить, не достойна суща, да и сам отлучится. Такоже аще кто еретиком приобщается и молится с ними, с верными не приобщается, но от церкви да изринется». Правило 10 того же 1809: «Аще который поп в пребывании его отлучен епископом и уведен быв, должен есть таковый ближним епископом возвестить, да и ти вещи послушают, и теми к своему епископу смирится; того же аще не сотворит, но якоже отыде позорством 1810 , от общения своего епископа себя отлучит, и с некими творя, святыню Богу принесет, таковый проклят вменится». Толк. 1811:«Епископ аще своего пресвитера вины ради некоторой отлучит, он же не пpиидет к собору той области епископ 1812 , в нейже епископ его, ни возвестит о своем извержении, да испытавши епископы неподобну бывшую 1813 вину на нем исправят; аще ли гордостью и буестью своею вознесеся, о таковом убо не радя, но яко раскольник отторгнется от соборной церкви, и особно церковь поставив и святые дары Богови принес, таковой яко соборной церкви вере и строению ругаяся, без муки не будет, но да будет проклят». Того же 11: «Пресвитер аще будет епископом своим отлучен, области той митрополиту и епископам припадать не возбраняется; аще же к тем не припадает, но расколу творя и гордясь 1814 , святыню Богови принесет, рекше паки начнет служить, да будет проклят». Того же 13:«Старейшему повелевшу, и три епископа поставляют епископа, по повелению своего митрополита». Того же 29: «Аже кто от общения отлучен сый, преже слышания дерзнет приобщиться, сам на ся осуждение нанесе». Толк.:«Аще пресвитера или диакона отлучит свой епископ, и преже даже не разрешит его, он же служить дерзнет, сам на ся изнесе извержение». Правило 6 иже в Ганыре собора:«Аще кто свене от соборной церкви о себе осбирается и нерадя о церкви, церковное хочет творить, и но сущу с ним попу 1815 по воле епископской, да будет проклят».
Мне же и неволей написавшу сие все, но разньствия сего и мятежа бывшего от несмысленных oнех мужей, а еже написах, не от себя, но от божественных правил нудим есмь, ово убо на утверждение христоименитым Господним людям, ово же на соединение Божьей церкви и на обращение заблудших. Вы же, чада мои возлюбленные, достоит вам всем единомудренно молиться о соединении Божьей церкви и о спасении своем, такоже и о заблудших онех всех, яко да единомысленно вкупе будем едино стадо и едина паства Христу Богу нашему, емуже слава и держава ныне и присно и в веки веком, аминь.
* * *
В подлиннике от (Мин. о) нынешнего нового разрушения и мятежа церковного бывшего. Родительный падеж явился тут потому, конечно, что его требует греческий предлог περί.
В обоих списках поправшим.
В обоих списках поправшим.
пръво Мин.
и из Мин.
В подлин. Церковного; исправ. по Мин.
В обоих списках православных.
не поторзаеми Мин.
В подлин. растлятся; исправ. по Мин.
В обоих списках: истъщанию (истощанию) и мятежу, бывшему.
на них из Мин.
В обоих списках глаголя.
В подлин. деющих; исправ. по Мин.
отвняюду Мин.
никтоже Мин.
покрыту Мин.
Христовы Мин.
В подлин. прелщающе; исправ. по Мин.
принесем Мин.
В подлиннике приносимы; исправ. по Мин.
коварьствене Мин.
В подлин. не пребудетe; испр. по Мин.
такоже Мин.
блюдете Мин.
блюдете Мин.
блюдете Мин.
блюдете Мин.
В подлиннике зрити; исправ. по Мин.
подовающи Мин.
ми из Мин.
а из Мин.
покаряющуся Мин.
В подин. к глаголемая; испр. по Мин.
и из Мин.
или, вероятно, перевод союза εἰ μή = аще не.
В обоих списках глаголя.
В подлин. превести; исправ. по Мин.
и из Мин.
пагубы Мин.
не из Мин.
В подлин. и славе стыдения их; Мин.: и славе стыдением их; исправ. согласно с нынешним чтением Библии. См.Фил.3:19.
В подлиннике тут и – лишнее.
В подлиннике возмогшу; исправ. по Мин.
лете Мин.
В подлиннике погубив; исправ. по Мин.
В подлиннике приходя; исправ. по Мин.
Христову Мин.
В подлин. в сенином; исправ. по Мин.
B подлин. играюща; исправ. по Мин.
священной одеждой Мин.
возгласивше Мин.
В подлиннике достойного; исправ. до Мин.
начинания Мин.
В подлин. еминских; исправ. по Мин.
В подлин. смеавше; в Мин. смеавша.
Т.е. как будто это сделано по священному писанию, тогда как духовные иерархи были как миряне.
В подлиннике како; в тексте по Мин.
стекшуся Мин.
В подлиннике и еже; в тексте по Мин.
в смесех?
В обоих списках следуют далее странные слова: «но о перствующая свинству». В греческом подлиннике может быть стояло: χείρων, принятое переводчиком за χοίρος.
В подлиннике в; тексте по Мин.
В подлиннике безумница; Мин. безумничаша и.
сотворше Мин.
В подлиннике погубившее и расточившее; исправ. по Мин.
В обоих списках и не сохранивше: исправ. пo Библии (см. предыд. примеч.).
смешавше Мин.
В обоих списках в гнуснейшим своим сложным писанием.
свыше из Мин.; ср. далее стр. 328.
См. начало предыдущей грамоты № 38.
В подлиннике строено; исправ. по Мин.
убо прибав. в Мин.
взаконенный Мин.
В подлиннике просветителех – посетителех; исправ. по Мин.
Следующее до слов: которые книги святых и пр. в Мин. пропущено.
Читай: по изначальному чину и пошлин. В сочинениях Фотия подобных неправильностей довольно.
В подлиннике отметавшеся.
В подлиннике преставите.
предрекохом Мин.
Но из Мин.
рукописная Мин.
В подлиннике сложения; исправ. по Мин., в которых далее прибавлено простирающе.
Следующее до слов: «Рци ми ты паче, прельщенный» и пр. в Мин. пропущено.
В подлиннике приступившее и.
В подлиннике еже ся истебе.
дар в подлиннике пропущено.
В подлиннике не сущим.
В подлиннике по преставлению.
В подлин. святого; в тексте по Мин.
В подлиннике погыбелнице; исправ. по Мин.
и из Мин.
с из Мин.
В Мин. далее прибавлено се.
В подлиннике нные (убежанные); исправлено по Мин.
глаголете из Мин.
В Мин. прибав. бысть.
В подлиннике ваш.
В подлин. светлицы; исправ. по Мин.
нескверненную Мин.
Так в Мин.; в подлиннике лютого ратного.
В подлиннике паствися; исправлено по Мин.
В подлин. межусобную; исправ. по Мин.
и из Мин.
В подлин. внеявлен, что издатели Актов Исторических прочитали вне явлене. Смысл нашего чтения: неявленно, незаметно.
В обоих списках насмиваяся.
Т.е. диавол; в подлин. и Мин. творят.
Опять буквальный перевод греческого винительного падежа от предлога πρός.
В подлиннике мимоходяще; исправлено по Мин.
и из Мин.
В подлиннике мглу, вероятно согласно с διὰ τὸ σκύτος.
В подлиннике обяпу; Мин. объят.
В печатном издании весь этот пункт опущен, как испорченный.
его из Мин.
И в подлин. и в Мин. ему; исправлено согласно с чтением Библии (Иак.4:4). Впрочем, по смыслу дальнейших слов Фотия, можно думать, что ему указывает на Цамблака.
В Мин. прибавлено: по благодати, данной ти от Бога, рци нам.
и из Мин.
не горшаа Мин.
и из Мин.
В подлин. неверных исправ. по Мин.
В подлиннике соводворяющася: исправлено по Мин.
съоскверняющеся Мин.
В Мин. прибав. хотящих и.
В обоих списках далее следует и – лишнее.
Т.е. язычникам.
В Мин. прибав. ми.
В обоих списках от.
В обоих списках желанию.
В подлиннике дьявола; исправ. по Мин.
В подлиннике хотящим.
мятеждотворники Мин.
В подлин. стоит тут и – лишнее.
В подлин. стоит тут и – лишнее.
и паству сохраняюще из Мин.
и разгоняя Мин.
тем нет в Мин.
Христовой Мин.
В обоих списках: а еже на небеса вознесение.
В подлиннике и; в тексте по Мин.
В подлиннике по сих же поставлено выше, пред словом божественная, чтό портит смысл всего местa.
Перевод греческого; καὶ αί κατά καιροὺς… σὺνοδοι.
и из Мин.
В подлиннике разньствите.
В обоих списках правил.
Вподлиннике убо; в тексте по Мин.
В подлин. в сред.; в тексте по Мин.
В Мин. прибавлено: и лихоимец добродетелем.
В обоих списках обоюдоострый.
блаженных Мин.
богоносных нет в Мин.
же нет в Мин.
спасение Мин.
В обоих списках его (τοῦ προβάτου).
здравствующа Мин.
В подлиннике в обеты.
В обоих списках пети; в греческом тексте, вероятно, было: καὶ τὰ τοῦ Δαυιτικοῦ ψολμοῦ λέγων.
В подлиннике так поправлено из священною.
и из Мин.
Слова: «Правило убо пишет» взяты из Мин. – Bсе дальнейшие правила и толкования приводятся по Кормчей так наз. Софийской (русской) редакции. Но в нашем списке текст их так испорчен, что нужно было восстановлять его по двум пергамен. Кормчим Синод. библиотеки: № 227 (без толкований) и Софийской ок. 1282 г. № 132.
В подлиннике с неприобщившимися; исправлено по Кормчим.
в церкви из Мин. Замечательно, что это слово пропущено и в обеих Кормчих.
В подлин. молится; в тексте по Мин.
В подлиннике с изверженными.
В подлиннике здecь и далее: , чтó можно читать толкование и толк.
В подлиннике стоит далее его – лишнее.
В подлин. Велик; исправ. по Кормчим.
В подлиннике тому; исправ. по Кормчим, согласно с греческим μηκέτι.
и отшед пропущено в подлиннике и в Соф. Кормчей.
В подлин. и в Кормчих призывающе.
В подлиннике кого; исправ. по № 227 и согласно с греческим текстом: εἰ μὴ ὑπ’ αὐτοῦ παραδεχθείη τοΰ ἰδίου ἐπισκόπου.
бывшу прибав. согласно с греческим текстом правила: συνόδου γενομένης.
В подлиннике противится; исправлено согласно с Кормчими и греческим текстом: ἀπαντήσας ἀπολογήσεται.
В подлиннике и Соф. Кормчей претерпев; исправлено по № 227.
иже в каноне, прибав. в № 227; иже на канонах Соф. Корм. В греческом тексте: τῶν ἐν τῷ κανόνι.
Словами: связавый и разрешить может начинается в Кормчих толкование (Аристина) на это правило.
В подлин. служить; исправ. по Корм.
В подлиннике якоже мнит правду иметь; в тексте по Кормчим и согласно с греческим: καὶ ἄ νομίζει δίκαια ἔχειν.
В подлиннике и Соф. Корм. от иных; исправлено по № 227.
В подлиннике и Соф. Корм. испытать и ни еже суда; исправ. по № 227.
По-гречески: τούτου δὲ παρόντος ἐξάπαντος = сему же пришедшу всяко (во всяком случае).
В греческом подлиннике: βέλτιον μὲν συνεῖναι αὐτῷ = лучше, чтобы с ним были.
В подлиннике и в Соф. Корм. послать: в тексте по № 227.
В подлиннике сбирающем, светно; исправ. по Кормчим.
В подлиннике и Соф. Корм. бывает их; исправ. по № 227 и согласно с греческим текстом: τὸ δὲ κῦρος τῶν γινομένων δίδοσθατ… τῷ μητροπολίτῃ. Ср. далее в тексте 3-го правила второго никейского собора.
от него из Кормчих.
В подлиннике того; в Соф. Корм. тогов; исправ. по печатной.
Читай: «святых Апостол».
В подлин. видеть: исправ. по Кормчим.
В подлиннике и Кормчих стоит тут и – лишнее. В греческом тексте: Διὰ τὸν πολύν τάραχον.
и из Корм. № 227 и согласно с греческим текстом.
В подлиннике епископу.
В подлиннике чрез правила; исправ. по Кормчим.
В подлин. проходити; исправ. по № 227.
Слова: по всему сотворению и вдан будет из Кормчих.
В подлиннике повелевает; исправ. по Кормчим.
Цифра эта в подлиннике пропущена.
В греческом подлиннике: Πὰσαν ψὴφον γινομένην παρὰ ἀρχόντων, ἐπισκόπου, ῆ πρεσβυτέρου, ῆ διακόνου, ἄχυρον μένειν.
Начало правила, досюда, опущено в печатном издании.
Слова: от церкви да отвержен будет из Соф. Корм.; в Кормчей № 227: удержатель от церкви будет, да отвержен будет (ἐγκρατὴς ἐκκλησίας γένοιτο, καθαιρείσθω).
от всех из № 227.
В подлиннике Соф. Корм. следуют далее слова: отметания епископа всякого, составляющие испорченное и неполное оглавлениe следующего (4-го) соборного правила. В Кормчей № 227, прототипе всех Кормчих так наз. софийской (русской) редакции, это оглавление читается так: «о отметании епископом всякого дароприимания».
В подлиннике поставлением; исправ. по Кормчим.
Поставленное в скобки взято из Кормчих; в греческом тексте правила: Еί δέ τις τοιοῦτος εύρίσκοιτο μανιώδης καὶ τολμηρὸς, ὠς περὶ τῶν τοιούτων δόξαι τινὰ φέρειν παραίτησιν, διαβεβαιούμενον ὐπὸ τοῦ πλήθους ἑαυτὸν κεκομίσθαι γράμματα.
В подлин. аще; исправ. по Кормчим.
В подлин. отнуду; исправ. по Кормчим.
Вместо лукавого действа в Кормчих лукодейства (ῥαδιουργίας).
возмогл из Соф. Корм.
В подлиннике назнамена; исправлено по греческому тексту, в котором: καί σημείωσαι = и заметь.
В Соф. и печат. Корм. тут прибав. не.
егоже Соф. и печат. Корм.
В подлиннике число правила не покапано; по Соф. Корм. это – правило 5; но по № 227 и по греческой Кормчей – 4-е.
В подлиннике сице; исправ. по Соф. Кормчей; в которой текст правила начинается с середины. Си – епископ, низложенный собором.
В подлиннике и в обеих Кормчих мирской – ошибочно. Ср. прим. 8.
В подлиннике в; исправ. по Кормчим.
Для уяснения славянского перевода приведем соответственные слова греческого подлинника: «καὶ φάσκει πάλιν ἐσυτῷ ἀπολογίας πράγμα ἐπιβάλλειν, μὴ πρότερον είς τὴν καθέδραν αὐτοῦ ἔτερον ὐποκαταστῆναι, ἐὰν μὴ ὀ τῆς ‘Ρώμης ἐπίσκοπος ἐπιγνούς, περὶ τούτου ὄρον ἐξενέγκῃ».
Это толкование относится не к приведенному, а к следующему (по общему счету – 5-му) правилу.
Поставленное в скобки взято из Соф. и печат. Кормчей.
В подлиннике паче же на митрополию; исправ. согласно с греческим текстом: καὶ μάλιστα τοῦ κατὰ τὴν μητρόπολιν.
В подлиннике к церкви; та же ошибка и в Соф. Кормчей; исправ. по № 227.
В подлиннике и от того; исправ. по № 227 и согласно с греческим текстом: τοῦτον ἀποκηρύττεσθαι.
ити из Кормчих.
Поставленное в скобки – из Кормчих.
В греческом подлиннике: χειροτονεί ἐν ἐκκλησίᾳ τινάς είς προαγωγὴν λειτουργίας.
μηδὲ εὶ συνεπάγοιτο ἐαυτῷ ἐτέρους.
εὶ μὴ παρακληθείς = аще не быв призван.
Нужно прибавить: и 15-е.
По греческой Синтагме правило 11-е.
Читай: презорством (ὐπεροψίᾳ).
По греческой Синтагме это толкование относится к предыдущему (10-му) правилу.
В подлин., а также в печатной и Софийской Кормчих: епископу. Сравнительно с греческим текстом слово это вообще лишнее.
В подлин. следует далее ему – лишнее.
В подлиннике гордя; исправ. по Кормчим.
B подлиннике писанию; исправ. по Соф. Корм.; в печатной пресвитеру; в № 227 перевод другой.