Источник

95. Поучение в день преставления св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

«Братия! станем любить не словом или языком, но делом и истиной». (1Ин. 3:18).

Святой Евангелист Иоанн Богослов, успение которого мы ныне празднуем, учит нас любить брата не на словах, а на самом деле, не языком, а душой, сердцем и оказанием ему в жизни разных услуг, даже с полным самоотвержением, а при случае пожертвованием самой жизнью. Ибо «нет большей любви, как если кто положит душу свою за други своя»68, – сказал Господь. А мы, христиане, как любим ближних своих? На словах, только на языке, а не на деле. Вот ты увидел, что у соседа твоего землянка валится, одежды теплой нет, дров нет, дети оборванные, голодные и зима на дворе. Вот и говоришь соседу, жене или приятелю: «Как мне жаль этого бедняка, или соседа, да помочь нечем, у меня и деньги-то есть, да у меня свои дети, своя рубаха ближе к телу». Поговорил, поговорил, да и забыл. Почему бы тебе не поговорить только о бедняке, но на деле помочь ему? Почему бы не пригласить для этого и других своих знакомых людей со средствами. Два, три приятеля общими силами могли бы и землянку починить бедняку, и детей приодеть, да и хлеба добыть. Но мы жалеем брата только на словах, а не на деле. Нет! Апостол сказал: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиной». Это будет значит любить по-христиански. Разве трудно общими силами, общими средствами оказать помощь находящемуся в убожестве брату своему? Разве нельзя промолвить слово и богачу какому и, быть может, он не отказался бы помочь? Подумай, испытай все меры помочь бедняку. Тогда только ты на деле докажешь свою любовь к ближнему. Ведь чего ты не передумаешь, когда у тебя не достает какой необходимой вещи. Везде бегаешь, всех переспросишь, со всяким переговоришь о своей нужде, и богачу поклонишься, и приятелю перескажешь свое горе, чтоб только своей беде помочь. Тоже самое делай, чтобы помочь ближнему своему. Для удовлетворения своей нужды ты не боишься иногда и греха взять на душу, а брату нуждающемуся не хочешь добра сделать. «Станем любить не словами или языком, но делом и истиной». Вот больной пред тобой, стоило бы тебе только руки приложить, например: перевязать рану, обмыть больного, сходить в аптеку, попросить фельдшера или даже лекаря пригласить, если можно. Дорого ли стоило бы тебе вылечить отца или мать, детей или странника, или вдовицу? Так что ж? Поговорил только об этом или дал на словах совет, а сам скрылся, «дескать, некогда мне свои дела». Вот ты часто встречаешь несчастного пьяницу или несчастнейшую развратную женщину. Чего бы ты ни сделал, если бы имел такого же сына или такую же дочь? И советовался бы с разумными людьми, и к Богу прибегал бы, и врачей всех переспросил бы, и мало ли какие ты средства на то употребил бы, чтобы только помочь своему горю. А вот чужого несчастного человека или чужую женщину встречаешь, видишь пьяного брата не раз, не два, но ежедневно, а ни слова ему не скажешь. А быть может, ты мог бы исправить его жизнь и возвратить спокойствие и благополучие его семейству. Вот ты знаешь, что такая-то или другая впала в тяжкий грех, или живет не ладно и предается тяжким порокам или пьянством, довела себя до края погибели, чтоб тебе замолвить ей в добрый час доброе слово, особенно помолившись Богу. Доброе слово и злого делает добрым, а Божья помощь все может довершить. Не можешь решиться сам на доброе дело, посоветуйся с добрым человеком, поговори с приятелем при случае. О! Если бы у тебя болело сердце, если бы ты пламенел любовью к Богу, если бы ты знал, как ужасен ад, сколь тяжки адские муки, если бы ты верил, что, спасая брата или сестру от погибели, ты сам спасаешь душу свою, то поверь, что ты все меры, все средства употребил бы на пособие несчастным. Сам Господь помог бы тебе в таком деле, если бы ты отвел от пьянства своего брата или избавил бы от погибели несчастную сестру. Так-то, братия, станем любить ближнего не словом только, но делом и истиной.

Господь да поможет нам в этом! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle