Слово о благодатном мире 47.
«В онь же аще дом внидите, первее глаголите: мир дому сему. И аще убо будет ту сын мира, почиет на нем мир ваш: аще ли же ни, к вам возвратится» (Мф. 10:12, 13; Лк. 10:5, 6).
Это наставление Господь Иисус Христос преподал сначала двенадцати, а потом семидесяти апостолам при отправлении их на проповедь Евангелия по всей земле иудейской. Он повелел им не брать ничего с собою на путь – ни хлеба, ни денег, ни двух одежд, останавливаться и жить там, где их примут, и входя в дом, приветствовать домохозяев этими необычными словами: мир дому сему! Господь дал ясно понять ученикам Своим, что это не простое приветствие, или благожелание, а особенный дар врученный апостолам, который должен был составлять их собственность, так как Господь сказал: мир ваш. Этот дар мог получать от апостолов только достойный член приветствуемого семейства: аще будет ту сын мира, т. е. человек способный принять и усвоить преподаваемый дар, как духовную силу для просвещения души своей, на нем мир ваш пребудет. Если же в доме такого человека не найдется, мир ваш к вам возвратится, т. е. останется при вас, подобно тому, как дар, не принятый человеком непонимающим его значения, остается собственностью его владельца.
Очевидно, этим повелением Господь, так сказать, вводил в употребление, или начинал раздаяние, как духовного сокровища, того благодатного мира, который Он принес на землю роду человеческому, примирив Своею крестною жертвою человека с Богом, прогневанным грехопадением прародителей и свободными грехами погибавшего человечества. Это тот мир, который возвестили ангелы в ночь рождения Иисуса Христа небесным песнопением: слава в вышних Богу и на земли мир: в человецех благоволение (Лк. 2:14). Это тот мир, который завещевал апостолам Иисус Христос пред Своими страданиями, как бы предсмертным распоряжением: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам: да не смущается сердце ваше, ни устрашается (Ин. 14:27). Это тот мир, о котором говорит св. апостол Павел: Христос примирил небо с землею Крестом, убив вражду на нем (Еф. 2:16).
Итак, этот мир есть дарованная Иисусом Христом апостолам благодатная, умиротворяющая сила, приводящая в порядок деятельность всех способностей души человеческой, восстановляющая в ней тишину и спокойствие, так часто возмущаемое в ней неблаговременными и нечистыми помыслами, страстными движениями и желаниями сердца и неуместными воспоминаниями. Это – сила, восстановляющая в нас бодрость, готовность к принятию преподаваемого нам божественного учения и к молитвенным упражнениям. Мы не можем ни изобразить, ни описать действия этой таинственной силы; можем только их чувствовать и сознавать, как приток света и теплоты в наш ум и сердце и пользоваться ими для нашего духовного преуспеяния. Нечто подобное мы видим в произведениях внешней природы, пробуждаемой весною к жизни теплотой и светом солнечным, как говорит Давид: послеши Духа Твоею и созиждутся, и обновити лице земли (Пс. 103:30).
Где же ныне этот дар и эта сила? – Там, где оставил, или положил ее Господь, именно в Церкви Его и в ее священстве, унаследовавшем от святых апостолов все дары благодати и все права их на служение спасению человечества.
И святая Церковь благоговейно приняла и не только хранит это божественное наследство, но и непрестанно употребляет его для нашего блага и спасения. Нет ни одного православного богослужения, ни продолжительного, ни краткого, в котором бы мы не слышали из уст пастырей Церкви этого возглашения: мир всем, на которое клир от лица народа отвечает им взаимным приветствием и благожеланием: и духови твоему. И оно повторяется, особенно на Литургии, так часто, как это и нужно для пробуждения нас к бдительности и сосредоточенности рассеивающегося и блуждающего ума нашего. В особенно важных случаях оно повторяется усиленно: так, пред чтением св. Евангелия, мы слышим: премудрость, прости 48 , услышим святого Евангелия, мир всем. Так же пред совершением таинства Евхаристии, дарованного нам благодатью и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Божия, мы снова призываемся ко вниманию тем же возглашением: мир всем. Так же, наконец, – после пения молитвы Господней, божественная сила этой богодарованной молитвы как бы утверждается и укладывается для хранения в сердцах наших тем же преподаянием мира. Пример сочетания этого возглашения с важнейшими духовными действиями дал нам Сам Иисус Христос. Явившись апостолам по воскресении в храмине, где они были собраны, дверем затворенным, страха ради иудейска, Господь дважды воззвал к ним: мир вам! и успокоивши сердца их, даровал им божественную власть вязать и решить: и сия рек, дуну, и глагола им: приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им и имже держите держатся (Ин. 20:22, 23).
Этот благодатный мир износится из храмов пастырями церкви и в домы верующих вместе с некоторыми богослужениями, в домах совершаемыми: при закладке зданий, при освящении жилищ, при молебствиях в семейные праздники, при совершении елеосвящения над больными и т. под., так что как бы сама Церковь приветствует своих членов: мир дому сему! Конечно, здесь же находится и основание православного обычая посещения священнослужителями приходских домов со святыми иконами, или с Крестом и св. водою во дни св. Пасхи, Богоявления Господня и в храмовые праздники. И православный народ наш в искренности своей веры любит эти священные обычаи и дорожит ими, побуждая тем самым и духовенство исполнять их благоговейно и благочестно. Ныне многие глумятся над последними обычаями, отчасти и по нашим злоупотреблениям, а главным образом от овладевающего мнимо образованными людьми нашего времени упадка веры и благочестия. Но обетования Божии неизменны, силы благодати Божией дарованные Церкви Господом нашим неистощимы, а наше исправление в деле небрежного исполнения священных обычаев Церкви должно нас вседушевно озаботить; восстановление же веры и благочестия в той части народа нашего, которая совращается ныне ложными учениями с пути истины и добродетели, должно быть предметом непрестанных и горячих молитв наших и неумолчного проповедания учения Христова в церковных поучениях и в духовных изданиях.
Кроме этого, учение об обязанностях пастырей Церкви, как преемниках апостолов в возвещении мира Христова верующим, наводит нас и на другие печальные размышления. Ныне и духовенство в нравственном отношении заметно ослабевает. Мы должны опасаться подпасть осуждению св. апостола Павла, сказанному о недостойных христианах: „ради вас имя Божие хулится у язычников“ (Рим. 2:24). Нам нужно осмотреться, обсудить вообще свое поведение и озаботиться тщательным исправлением своей жизни, чтобы отнять у врагов св. Церкви нашей повод уничижать и порицать ее ради нашего недостоинства. Убоимся суда Божия за грехи наши и поревнуем об установлении жития нашего по примерам святых пастырей и древних благочестивых священно-служителей Церкви. Мы часто посещаем дома светских людей не для духовных целей, а ища в них развлечений и плотских удовольствий, и не приносим с собою того благодатного мира, который должны приносить, и который так необходим современным христианским семействам, расстроенным ложными учениями и новыми вредными обычаями. Многие из этих семейств находятся в состоянии смущения, колебаний между обычаями света и голосом совести, и требуют поддержки и ободрения. Во многих, при расстройстве супружеской и семейной жизни, остаются истинными сынами мира мужья, жены и дети, страдающие от распущенного поведения других членов семьи, и требуют утешений, к которым Сам Бог призывает служителей веры этими дивными словами: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Господь Бог: священницы глаголите в сердце Иерусалиму, утешайте его (Ис. 40:1). Как важно и как благотворно в этих случаях мирное, сердечное, участливое слово благочестивого служителя Церкви! Не спорливое, не настойчивое, не требовательное, но верное и основательное, – это слово не оскорбит слуха и ученого недоброжелателя Церкви, а нравственная цель посещения дома и оставляемое таким посетителем доброе впечатление не останется бесплодным. Один вид почтенного и благоговейного пастыря, одно его благословение семейству будут живым приветствием: мир дому сему!
Извлечем из этого учения о благодатном мире спасительный урок и для всех православных христиан.
Все посетители святых храмов, хотя раз в жизни благоговейно помолившиеся за богослужениями, выносят духовный опыт мирного и усладительного настроения духа, получаемого в доме Божием, в удалении от грехов и сует житейских. Они сами чувствуют это таинственное веяние благодатного духа любви и мира, исходящего от престола Божия. Им и становится особенно понятною тоска души человеческой в душной атмосфере греха и страстей, по выражению псалмопевца: несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37:4). Посещай они чаще вместо мирских собраний церковные богослужения, – оживут души их и отдохнут сердца их. Если внутренняя борьба с научными сомнениями и помыслами неверия изнуряет их, если житейские страсти – корыстолюбия, сластолюбия, соперничества, зависти, вражды раздирают их сердце, – пусть там же в храмах почерпают силы для борьбы с внутренними врагами своими и получают убеждение, что только в послушании вере (Рим. 14:25) и в покорении своей воли воле Божией тихая пристань для душ обуреваемых страстями, как говорит псалмопевец: мир мног любящим Закон Твой Господи (Пс. 118:165). В терпеливом же и неопустительном посещении церковных богослужений, при домашней молитве, при поучении в Слове Божием и в тщательном исполнении обязанностей своего звания – почувствуется влечение и неустанное стремление к утверждению духа в этом состоянии вожделенного мира, как будто внутренний голос заговорит в душе: взыщи мира и пожени и следуй за ним (Пс. 33:15). А чей это может быть голос? Конечно, только Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно к нам взывающего: приидите ко Мне вси труждающиися и обременнии, и Аз успокою вы (Мф. 11:28).
Есть прекрасная церковная песнь, утверждающая нас в этом спасительном настроении духа: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве! Мы же, смиренные пастыри Церкви, возгласим к вам ныне, братие, словами Св. Апостола Павла: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа нашего Иисуса Христа (1Фес. 1:1). Аминь.
* * *
Произнесено в Церкви Харьковского Женского Епархиального Училища на литургии 6 июня при открытии курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ.
Будьте прямы, т. е. внимательны.