Источник

Слово в день тезоименитства Благочестивейшая Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1893 года.

О правe собственности по учению христианскому.

Благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть. (Сир. 11, 14).

При торжественном праздновании в честь Благочестивейшего Государя нашего, как ныне, и при усердной молитве за Него, – возгреваемой любовью к Нему и благодарностью за великие благодеяния, оказываемые Им нашему отечеству, – всем нам естественно чувствовать и желать послужить Ему делом в меру сил каждого, как говорит народ наш, ,,верою и правдою“. Высшею мерою этого служения по данной нами верноподданнической присяге мы полагаем готовность положить жизнь свою за Него. Это и исполняет на деле каждый русский человек в годины бедствий, постигающих отечество наше и в защите его от врагов. Но этот огонь ревности и горячности любви к Царю, так ярко вспыхивающей в военное время, мы должны постоянно поддерживать в сердцах своих и во времена мира. Чем же он питается и поддерживается? Тщательным и верным исполнением каждым из нас обязанностей своего звания и затем усердными трудами и жертвами для предупреждения всяких опасностей, угрожающих нам от врагов внутренних и внешних. Враги внутренние, – это бунтовщики, убийцы, воры и грабители, которых каждый честный гражданин должен преследовать всеми доступными для него законными способами. Враги внешние, – это чужие народы, жаждущие расхитить наши обширные области и богатства нашего государства. Для защиты от них мы должны с готовностью и безропотно посвящать на службу в рядах воинов наших сынов, мужей и братьев, и приносить всевозможные жертвы для вооружения армий, устройства крепостей, и т. п. Так всегда было и так думали люди во все времена. Но в наше время есть особенные враги, от которых не могут защитить нас никакие крепости и орудия, и от которых должны быть иные средства защиты: эти враги – ложные учения, вторгающиеся к нам из разных стран Европы, утрачивающих христианские понятия о жизни общественной и государственной. Эти ложные учения опаснее для нас всяких новоизобретенных дальнобойных и скорострельных орудий, и до войны поражают нас, лишая нас здравомыслия, ясного сознания наших обязанностей и того огня любви к Царю и отечеству, которым мы особенно сильны. Государство, зараженное лжеучениями, представляется населенным больными и расслабленными гражданами, которые становятся легкою и верною добычею для врагов, так как при расстройстве и обессилении духа дрожат колена и опускаются руки у самых здоровых и сильных людей.

Из множества ложных учений, распространяемых ныне в образованном мире, наиболее опасными для блага государств оказываются превратные понятия о праве собственности. От распространения этих понятий, как мы слышим, потрясается мир и благосостояние самых цветущих государств Европы. Лжеучители, распространяющие их, – социалисты, – стремятся перестроить весь порядок общественной и государственной жизни на основании права всех на все, на уравнении всех людей в правах власти, значения и главным образом собственности. Отсюда происходят возмущения бедных против богатых, забастовки рабочих на фабриках и промышленных заведениях, и эти страшные взрывы частных и общественных зданий, направляемые коноводами социалистов. Могут ли люди с подобными взглядами быть верными охранителями достояния своих сограждан, силы своих правительств и безопасности отечества? Кто полагает разорение своей страны путем к ее благоустройству (прогрессу), тот решится ли умереть за нее в борьбе с внешним врагом?

Но вот, в чем главное несчастье современных образованных христианских народов в этом отношении: они не хотят пользоваться наставлениями учения Христова предостерегающего людей от подобных заблуждений и предохраняющего от последующих за ними бедствий. Они не верят, что в этом учении, по слову Апостола, заключает- ся „обетование жизни настоящей и будущей“ (1Тим. 4, 8), т. е., что основания нашего земного благополучия, устроение которого они предоставляют исключительно мудрости человеческой, лежат в глубине того же учения Иисуса Христа, где заключаются и начала жизни вечной. Это мы и увидим в изложении христианского учения о праве собственности.

Что такое собственность?

Собственность есть принадлежность известному лицу его способностей, произведений и имущества. Так мы говорим „живи своим умом“; или: „это сочинение такого-то писателя, это дом и земля такого-то господина“. Право собственности есть признание со стороны общества за известным лицом законности и бесспорности обладания способностью, произведением и имуществом.

Раскрывая пред нами, сколько для нас доступно, беспредельную область существ земных и небесных, Божественное Откровение дает нам понять, что безусловный и неограниченный собственник один: Господь Бог. Он обладает бытием вечным, свойствами бесконечно совершенными, силою всемогущею, властью неограниченною, и в таком постоянстве и неизменности, что в Нем не может быть „ни тени перемены“ (Иак. 1, 17). Он говорит устами пророка Исаии: Аз Господь, си e Мое есть имя, славы Моея иному не дам (Ис. 42, 8). В первой заповеди десятословия читаем: Аз Господь Бог Твой, да не будут тебе бози инии разве Мене. Это значит, что другого подобного Ему существа нет и быть не может, и что полнота Его совершенств, или славы не вместимы ни в какое иное существо. Так же один Бог есть безусловный собственник и обладатель всего мира и всех наполняющих его существ небесных и земных: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, глаголет Господь,... вся сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя (Ис. 66, 1. 2). Безусловность этого всецелого обладания благоговейно исповедуется на небесах Ангелами, созерцающими славу Божию, на земле людьми верующими в Бога и познающими Его из дел творения, и наконец беспрекословным послушанием воле и законам Божиим со стороны всей видимой природы.

Из этого учения о Боге следует, что все разумные создания Божии (неразумные собственниками быть не могут), небесные и земные, суть собственники условные, т. е. владеющие способностями и имуществом под условием изволения на то воли Божией. Так человек получил от Бога при сотворении все свои способности – душевные и телесные – и право на обладание всеми существами, наполняющими земли: „и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле“(Быт. 1, 26).

Здесь возникает вопрос: что же это за собственник, у которого владения могут быть отняты во всякую минуту, если не подобными ему существами, то Самим Творцом, даровавшим ему эти владения? Такая собственность не представляется ли не только условною, но и призрачною? Нет. Есть у человека два владения, отданные ему Богом в неотъемлемую собственность, – это бессмертие души и свобода. Эти дары Творец дал ему безвозвратно, создав его по образу Своему. Человек сам может исказить и расстроить способности душевные, как расстраивает телесные; но сбросить с себя эту бессмертную жизнь души, как это делает иногда с жизнью телесною, – не может. Так же свобода делать все, что он захочет, творить добро и зло, спастись, или погибнуть, – всегда остается при нем. Можно силою все отнять у человека, но не вечную духовную его жизнь; можно связать его тело, заключить его в темницу, но нельзя лишить его свободы думать, желать, намереваться и по возможности делать, что он захочет. На этих двух принадлежностях души человеческой утверждаются все остальные наши владения и права. Божественное Откровение дает нам полное и всестороннее разъяснение этой истины.

Полным собственником всех даров Божиих, как свидетельствует Библия, был человек до грехопадения прародителей. Он обладал всеми душевными и телесными силами во всей полноте, чистоте и совершенстве. Мысли его были здравы, желания святы, склонности непорочны, сердце способно к любви; своекорыстных страстей у него не могло быть. Новосозданная природа сияла пред ним всеми богатствами и красотою. При размножении людей по благословению Божию в состоянии невинности и святости не могло быть между ними своекорыстных дележей, споров о владении; все было для всех в изобилии и предоставлено в общее пользование по потребностям каждого. Но картина этой счастливой жизни человечества, Богом ему предназначенной, представляется нам ныне как светлое, мимолетное видение в облаках.

Грех все расстроил. Люди, рожденные во грехе от падших прародителей, наследовали повреждение душевных и телесных сил, греховные вожделения и страсти, и видимую природу, лишенную полноты Божия благословения и оскудевшую в дарах своих. В поте лица суждено людям добывать средства жизни; они стали делиться и спорить за участки земли, отнимая силою имущество друг у друга; начались войны, грабежи и убийства. Новейшие философы – материалисты и пессимисты верно изображают это печальное состояние человечества и называют его борьбою за существование, но они не хотят понять истинных причин этой борьбы и указанных в Откровении средств к прекращению ее и возвращению человечества, по первоначальному его назначению, – к нравственному совершенству, изобилию в благах земных и общему ими пользованию.

Для христианина ясно, какое особое значение получили дары природы в общем плане, или домостроительстве Божием о спасении человечества. „Верен Бог, сотворивший человека по духу бессмертным и свободным и предназначивший его к вечному блаженству“ (Евр. 6, 12). „Если мы неверны, говорит Апостол, Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может“ (2Тим. 2, 13). Возрождая человечество по заслугам Искупителя в новой духовной жизни, восстановляя его нравственные силы, окружая его всевозможными нравственными побуждениями к духовному усовершенствованию и при недостатке с его стороны разумения истины, действуя на его свободу разнообразными знамениями и чудесами, Бог и природу призвал к содействию в деле его спасения. Каким образом? Он лишил землю первобытного плодородия, но не с тем, чтобы она всегда возращала только терния и волчцы (Быт. 3, 12). Он обрек грешного человека на добывание в поте лица насущного хлеба, но не сказал, что эта работа будет всегда и для всех болезненна и безотрадна. Он только взял дары природы в свое особое распоряжение, так сказать, в свои руки, чтобы их оскудением обращать грешника к покаянию и призыванию высшей помощи, а их изобилием утверждать его в вере в Бога Промыслителя и в послушании Его святой воле и закону.

Это общее начало происхождения от Бога человеческой собственности и прав на нее проходит чрез всю историю Божественного Откровения и оправдывается жизнью всего человечества. Его сознавала и возвещала и Церковь Божия, как видим из приведенного нами изречения ветхозаветного мудреца: благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть.

Укажем некоторые частные черты Божественного Откровения, объясняющие нам эти отношения между Богом, раздающим из Своей неистощимой сокровищницы дары человеку, и человеком, приемлющим их по мере своего нравственного достоинства и своих нужд.

Первою самою крупною собственностью человечества справедливо признаются занимаемые целыми народами и государствами пространства земли, или территории. Гражданская история говорит, что некоторые из этих пространств заняты народами в доисторические времена, иные на памяти истории приобретены посредством завоеваний, другие утрачены народами, испорченными нравственно, расслабевшими и выродившимися. Но слово Божие говорит, что Сам Бог расселяет народы по земле, возвышает одних и унижает других в видах своего промышления о спасении и людей. В этом смысле особенно знаменательно изречение св. Апостола Павла: „от одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначая времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, – не ощутят ли Его и не найдут ли Его; хотя Он и недалек от каждого из нас“ (Деян. 17, 26, 27). Отсюда видно, что народы, наиболее способные к богопознанию и прославлению имени Божия в человечестве своими добрыми делами, занимают для своего обитания страны более удобные и благоприятные для распространения просвещения и веры в человечестве. Так все христианские историки согласны в том, что положение Палестины, Греции, Рима и других стран Европы с их народами Промыслом Божиим нарочито предназначаемы были для распространения христианства. Так, мы веруем, что и наша Россия, занимающая седьмую часть света и соприкасающаяся со многими различными народами, призвана Промыслом Божиим для хранения святой Православной Церкви и распространения ее между другими народностями, неведущими имени Христова. И это не должно быть предметом нашей гордости, а благоговейного страха и побуждением для нас к преуспеянию в вере и благочестии и тщательному исполнению нашего высокого призвания; так как по слову Спасителя, от народа недостойного „отнимется царствие Божие и дастся народу, приносящему плоды его“ (Мат. 21, 43). А за „отъятием царствия Божия“ и удалением народа от руководства Церкви следует утрата Божия благословения, нравственное его разложение и падение его государства, как бы оно ни было велико и по наружности могущественно.

Бог осудил падшего человека на тяжкий труд добывания насущного хлеба из оскудевшей земли, но Он отъемлет карающую десницу от грешника кающегося и ниспосылает благословение и изобилие исполнителям Его заповедей. Это сказано всем народам в лице народа еврейского: „приидут на тебя благословения..., если будешь слушать гласа Господа Бога твоего. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего и в плоде полей твоих... Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, – небо, чтобы оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих и соприкасающаяся со многими различными народами, призвана Промыслом Божиим для хранения святой Православной Церкви и распространения ее между другими народностями, неведущими имени Христова. И это не должно быть предметом нашей гордости, а благоговейного страха и побуждением для нас к преуспеянию в вере и благочестии и тщательному исполнению нашего высокого призвания; так как по слову Спасителя, от народа недостойного „отнимется царствие Божие и дастся народу, приносящему плоды его“ (Мат. 21, 43). А за „отъятием царствия Божия“ и удалением народа от руководства Церкви следует утрата Божия благословения, нравственное его разложение и падение его государства, как бы оно ни было велико и по наружности могущественно.

Бог осудил падшего человека на тяжкий труд добывания насущного хлеба из оскудевшей земли, но Он отъемлет карающую десницу от грешника кающегося и ниспосылает благословение и изобилие исполнителям Его заповедей. Это сказано всем народам в лице народа еврейского: „приидут на тебя благословения..., если будешь слушать гласа Господа Бога твоего. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего и в плоде полей твоих... Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, – небо, чтобы оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих“ (Втор. 28. 22, 8. 11. 12). Были в древности горделивые мыслители, старавшиеся объяснить естественными причинами все благоприятные и тяжкие перемены в жизни человеческой, конечно, не с такою ученою тонкостью, как нынешние философы; но Господь обличал их в Своем Откровении: „говорю безумствующим: не безумствуйте, и с нечестивыми: не возносите рога (не гордитесь); ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение; ибо Господь есть судия: одного унижает, а другого возносит“ (Пс. 74, 57).

Нет сомнения, что трудовая жизнь бедных людей, какую (Втор. 28. 22, 8. 11. 12). Были в древности горделивые мыслители, старавшиеся объяснить естественными причинами все благоприятные и тяжкие перемены в жизни человеческой, конечно, не с такою ученою тонкостью, как нынешние философы; но Господь обличал их в Своем Откровении: „говорю безумствующим: не безумствуйте, и с нечестивыми: не возносите рога (не гордитесь); ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение; ибо Господь есть судия: одного унижает, а другого возносит“(Пс. 74, 57).

Нет сомнения, что трудовая жизнь бедных людей, какую мы видим везде, есть общий удел всего падшего человечества: т. е. путем подвига, смирения, лишений и терпения, при вере и благочестии достигать царствия Божия; так что и каждый богатый, смотря на них, должен думать про себя: „это и моя доля”, и иным трудом, свойственным его положению, уравнивать себя с большинством человечества. Но в целях Промысла Божия получает особое значение и исключительное положение людей богатых и просвещенных; они предназначаются быть попечителями и руководителями бедных, слабых и темных людей, составляющих большинство во всех народах. И здесь то обнаруживается с особенною ясностью воля Божия, выдвигающая и возвышающая одних перед другими: Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1Цар. 2, 7). Отсюда объясняются изумляющие нас наследственные богатства и внезапные обогащения и обнищания. У недостаточных и неспособных быть руководителями и попечителями бедных богатство отнимается, способным дается и приумножается. Еще чрез Моисея сказал Господь: „Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов их, до четвертого рода, и творящий милости до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои” (Исх. 20,5, 6). Как закон, оправданный опытом, это слово Господне повторяется священными писателями и последующего времени: „проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет“ (Прит. 3, 33). Здесь может встретиться недоумение: за что обрекаются на страдание дети неповинные в грехах родителей? Но это недоумение легко разрешается. Добрые дети и безнравственных родителей, вразумленные несчастиями отцов, могут повести жизнь добродетельную (что однако же случается редко) и возвратить себе Божие благословение, но выражение гнева Господа на грешников „до четвертого рода“ имеет особое значение. Оно вразумляет нас, что сила зла так велика, что заражает не ближайших только членов развращенной семьи, но и последующее роды чрез дурные примеры, небрежное воспитание, пороки праздности, роскоши, невоздержания и пр.; что только внуки и правнуки упадшей семьи, узнавши нужду и бедность, вспоминая благосостояние предков, могут отрезвиться, и в трудах для насущного хлеба найти путь к своему исправлению. Но как утешительно обетование благосостояния благочестивым семьям „в тысячи родов“, и какое заключается в нем сильное побуждение для родителей, любящих детей своих при мысли, что они своими добродетелями обеспечивают благосостояние целых своих поколений, и приобретают уважение имени своему в отдаленном потомства!

Еще более ясное указание на непосредственное участие Промысла Божия в устроении благосостояния людей мы находим в обетованиях благотворителям, как наиболее соответствующим своею деятельностью попечению Промысла Божия о нуждах бедствующего человечества:

„давайте и дастся Вам, говорит Господь; мерою доброю, утрясенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерят и вам“ (Лук. 8, 32). „Дающий нищему не обеднеет“ (Прит. 22, 27). Наблюдатели путей Промысла Божия видят постоянно на опыте исполнение этих обетований. Давид говорит: „я был молод и состарелся, и не видел праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословении будет“ (Пс. 36, 25).

Господь Иисус Христос все выше приведенные указания на права человеческой собственности выразил с точностью и ясностью в виде положительного божественного закона в следующих словах: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мат. 6, 33). Вечная жизнь, – вот ваша собственность; чтобы соделать ее для себя блаженною, покорите вашу волю и свободу законам того царства, в котором владычествует Бог. Остальное все, в чем вы нуждаетесь для земной жизни, дано будет вам от Отца Вашего Небесного, Который знает нужды ваши прежде прошения вашего у Него (Мат. 6, 7), но ожидает ваших прошений, чтобы в них выразилось ваше сознание зависимости от Бога, истинное понимание ваших нужд, упование на Бога, как любящего и попечительного Отца Вашего: „просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам“ (Мат. 7, 7).

Вот единственно верные и твердые начала, на которых может быть установлен прочный порядок нашей жизни и обеспечены все права наши и наша собственность. Но эти начала нельзя принимать с исключениями, ограничениями и изменениями, как делают мыслители, смешивающие христианство с философскими учениями и горделиво посягающие на полное господство над природою посредством научных открытий и изобретений. Надобно не только принять эти начала вполне с убеждением разума, но и проводить их в жизнь с соблюдением правил и условий, поставленных в Божественном Откровении и изъясненных в учении и опытах св. Церкви Божией.

И прежде всего при убеждении, что всякий дар, совершенный и для нас необходимый, исходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17), нужно содержать себя в постоянном общении с Отцом Небесным, как подобает любящим детям, – верою, молитвою, смирением, послушанием. Памятуя, что главная цель нашей земной жизни есть вечное блаженство, мы должны все труды и заботы, относящиеся к устроению временного благополучия, считать делом несомненно важным, но второстепенным. Всякую долю, всякое положение, в котором находимся, мы должны признавать назначенным для нас Провидением. Выходить из трудного положения в более благоприятное нужно честным трудом, точным исполнением своих обязанностей, довольствуясь средствами, какие имеем без зависти, не порываясь предвосхитить желаемое другими, может быть, более нас достойными. При таком настроении духа не только не оставит нас благословение Божие. но и люди заметят нас, так как, по слову Спасителя, не может укрыться от взоров людей город, стоящий на горе (Мат. 5, 14); и нам откроются благоприятные обстоятельства к улучшению нашего состояния; и мы будем просить об этом людей выше нас стоящих с сознанием и правом заслуги; и нас могут позвать к высшим должностям и в лучшее положение. Скажут: все это очень трудно. Правда. Но Господь не сказал нам, что дело нравственного совершенства и устроения истинного земного счастья -легко. Несомненно однако же, что иной порядок жизни не ведет к благополучию. Ныне, поставив целью жизни удобства и наслаждения, большинство людей рвется из скромной доли в лучшее положение, не справляясь о своих способностях, не заявив обществу никаких добродетелей и заслуг, а предъявляя только свои нужды и желания. От того у ступеней общественной лестницы скопляется толпа, в которой жаждущие удобств и наслаждений перебивают друг друга, низвергают одни других, чтобы занять их место, и добившись лучшего положения, прежде всего спешат наслаждаться достигнутыми удобствами, не думая об обязанностях, сопряженных с высшим общественным положением. Искусственный призыв целых народов ко всякого рода так называемому образованию, большею частью сомнительному, соединенные с ним притязания и развитие вкуса к наслаждениям, жизнь не по средствам, распространение необычайной роскоши, разнообразные удовольствия, которые публичная жизнь делает для всех доступными, – все это вырывает людей из того твердого и безопасного положения, которое указывает христианство в простоте жизни, в умеренности желаний, в строгом соответствии всех наших предприятий с высшими нравственными целями. Мы не в силах изменить современное направление жизни, но должны знать истинные причины современных бедствий, и каждый для себя отыскивать способы установиться на истинном христианском пути к счастью земному и вечному блаженству.

Ныне получил особенное значение и как бы некоторую личность и господство над людьми так называемый „капитал“. Его, как источник благосостояния и всевозможных наслаждений, все стараются себе составить, для него нарочито, иногда и без нужды изобретаются разные промышленные, часто рисковые предприятия; его приумножают и охраняют, не щадя себя и других на него работающих; пускаются для него на всякие хитрости и оправдывают себя в нарушении прав других людей и в равнодушии к страданиям бедных опасением повредить целости и правильному обращению своего капитала. Таким образом богатство как бы отделяется от личности человека, связывает ему руки в нравственной его деятельности и, иссушив его сердце, лишает его самого душевного мира и покоя, а в глазах служащих у него, которых капитал давит как машина. делает его предметом ненависти. Здесь причина, почему рабочие в Западной Европе объявили войну „капиталу“, а капиталисты не могут делать им уступок и облегчений из опасения самим подвергнуться лишениям, а еще больше из страха за крушение своего промышленного предприятия. Современный христианский мир так далеко зашел в этом направлении, так глубоко погрузился в эту промышленную жизнь, что добровольно остановиться не может. Но очевидно, что этот порядок жизни – неестественный. Чем это натянутое положение разрешится, – один Бог знает. Но по христианскому учению, не капитал должен владеть человеком, а человек капиталом. На эту опасность и указывает Иисус Христос, заповедуя своим последователям „не работать на богатство“ и не быть рабами его, а обладать и пользоваться им для служения Богу (Мат. 6, 24). В том же смысле дает нам предостережение и Ап. Павел: хотящии обогатитися впадают в напасти (1Тим. 6, 9).

Св. Апостол Павел говорит: имеюще пищу и одеяни e , сими довольни будем (1Тим. 6, 8). Но это правило дано для внутреннего расположения духа христианина и свободного подвига, и оно не значит, что мы все обречены на постоянные недостатки и лишения, если нет особенной воли Божией испытать нашу веру в страданиях и терпении. Напротив, нам обещано довольство и даже богатство, но источник его указывается не в нашей смелой предприимчивости, ловкости и изворотливости, а в Божием благословении на разумный и честный труд: „благословение Господа награда благочестивому, и в скором времени процветет он благословением Его“ (Сир. 10, 22). „Если какому человеку Бог дал богатство и имущество и дал ему власть пользоваться от них, и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих: то это дар Божий“ (Еккл. 5, 12). Необходимы, как мы сказали, и богатые в человеческом обществе, но истинные избранники Промысла Божия на служение человечеству своим богатством не гонятся за ним. Они честно трудятся на указанном им поприще и богатство прилагается ими, как каждому человеку даруемый от Бога талант для высшей цели жизни, – нравственного усовершенствования человечества. К ним, по Писанию, течет богатство, но они помнят заповедь: аще богатство течет, не прилагайте сердца (Пс. 61. 11), т. е. не пристращайтесь к нему, не обращайте его в пищу вашим страстям, – роскоши, плотоугодию, гордости, тщеславно, корыстолюбию и другим порочными склонностям, которыми оно открывает широкий простор. Ни от одной заповеди, данной нам для достижения царствия Божия, не должен освобождать себя богачи, иначе богатство сгубит и его самого и потомство его. „ Видел я, говорит Давид, нечестивца грозного, расширяющегося подобно укоренившемуся много ветвистому дереву; но он прошел, – и вот нет его; ищу его, – и не нахожу“ (Пс. 36, 35, 36). Так же гибельно и жадное копление богатств без конца и ревнивое охранеше его, иссушающее его обладателя: „есть мучительный недуг, говорит Соломон, который видел я под солнцем: богатство, оберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство его от несчастных случаев; родил он сына, и ничего нет в руках у него“ (Еккл. 5, 12. 13).

Чем же обеспечивается обладание богатством? Прежде всего сознанием, что оно есть дар Божий, ниспосылаемый нам для служения благу Церкви и отечества, для вспомоществования людям, не одаренными достаточными силами для обеспечения себя и семейств своим собственным трудом, для призрения вдов и сирот, больных и престарелых и пр. и меньше всего для наших личных наслаждений и прихотей.

При таком направлении состоит богатого обеспечивается и от притязаний, расхищений и насилия со стороны людей служащих и работающих у него. Рабочие знают, что для приобретения богатства надо много ума и других дарований, что для управления большими делами надо много труда, что хозяин озабочен больше их, что ему приходится нередко ночи проводить без сна, делать большие и опасные путешествия и т. п., – и, при сознании превосходства в умственных и нравственных качествах хозяина, никто из простых и бедных людей не пожелает ему вреда. А если при этом он ведет еще простую и умеренную жизнь, чуждается бесполезных и приходных расходов, не гоняется за блеском и светскими удовольствиями, не расточает в один день годовой платы многих рабочих, и если наконец он с любовью благотворит бедным и страждущим: тогда он становится предметом уважения и любви людей служащих у него. Тогда его дело они считают и своим делом, так как вместе с ним трудятся на общую пользу; они говорят „наше имение“, „наша фабрика и пр. и в расстройстве имения, и в несчастии хозяина видят собственное несчастье. Вспомним подобные примеры из истории нашего отечества. В темное время крепостного права были богатые и знатные, но благотворительные помещики, которым служили рабы, но эти рабы без горечи и с утешением говорили: „я такого-то господина; служили господам по слову Апостола от души (Еф. 6, 6). Они входили в семейные дела господ, как родные; мужчины получали, в качестве дядек, надзор за молодыми господами, отправлявшимися на службу, и строго следили за ними, а нянюшки, посевавшие в детях первые семена благочестия, оставляли навсегда чувство благодарности в своих питомцах. Мы знаем, с какою любовью вспоминали о них многие знаменитые наши соотечественники. Мы теперь с недоумением спрашиваем, куда девались эти верные слуги? Отчего в служителях ныне мы видим часто ложь, обман, воровство и неблагодарность? Оттого, что и господа, или хозяева, и служащие у них люди утратили христианские начала жизни.

Но, принимая с верою и убеждением указанный нам в слове Божием начала, по которым действует Промысел Божий в устроении нашего благосостояния применительно к целям нашего вечного спасения, мы должны с крайнею осторожностью произносить свои суждения о событиях современной нам жизни. Мы видим множество преступлений, совершаемых ныне относительно прав человеческой собственности: хитрости, пронырство, обманы, присвоение чужого иногда и с помощью неправедных судов, или с потворством их, – наконец, насилия, грабежи и убийства: видим безнаказанное пользование неправедно приобретенным богатством, бедность и лишения, претерпеваемые самыми достойными людьми; но, скорбя об умножении пороков между людьми и содействуя чем можем к их исправлению, мы не должны спешить своими приговорами об участи ожидающей тех и других людей и о причинах, – почему и для чего попускаются Промыслом Божиим те, или другие перемены в их жизни. Все это выше нашего разумения. Мы можем отчасти судить о всем этом только по последствиям человеческих действий, изъясняя их более или менее понятными для нас предшествовавшими причинами. Тем более мы должны иметь осторожности в суждениях о будущности целых народов и царств, какие бы события между ними ни совершались. Их судьбы по преимуществу в руке Божией. Мы должны наблюдать за собою, строго обсуждать свои намерения и действия, а в суждениях о других людях руководствоваться наставлениями Апостола Павла: „не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога“ (1Кор. 4, 5).

Таково хританское учение о праве собственности. Его неизменно содержит и проповедует святая Православная Церковь, не делая никаких уступок, и не входя ни в какие соглашения с мечтателями, думающими собственными силами устроить благосостояние всего человечества. Она постоянно обращает наши взоры к Отцу нашему небесному в молитвах и богослужениях. Она увещевает богатых „не высокомудрствовать“, но в делах благотворения полагать „доброе основание“ для достижения вечной жизни (1Тим. 6, 17, 18); а бедных тружеников утешает упованием на милость Божию и вечное воздаяние за подвиги труда и терпения. И Господь оправдывает наставления Церкви благословением и благоденствием верных Ему не только отдельных людей и семейств, но и целых народов и царств. На тех же началах утверждаются и наши законы и распоряжения правительств. А верховный Блюститель правды и милости в отечестве нашем, Благочестивый Государь наш, как мы видим во всех Его предначинаниях и действиях, есть истинно царь христианский и верный исполнитель воли Божиией. Будем верны Царю Небесному и Царю земному, – и Бог будет с нами. „А если Бог за нас, кто против нас“ (Рим. 8, 31). Аминь.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle