99. 1464 г. Послание новгородского архиепископа Ионы к митрополиту Феодосию, с изъявлением соболезнования о его недугах, побуждающих его оставить кафедру, с повторением своего обязательства не признавать киевского лжемитрополита Григория и с выражением согласия на избрание в митрополиты епископа Филиппа
Из сборника новгородско-софийской библиотеки (ныне С.-Петербургской Духовной Академии) № 1454, л. 431 об.–433.
Послание к Феодосию митрополиту от архиепископА Великого Новгорода и Пскова Ионы
Всесвятейшему господину и отцу нашему Феодосию, митрополиту всея Руси, сын и сослужебник преосвященного [ти] верха, смиренный архиепископ Великого Новограда и Пскова владыка Иона челом бьет. Егда слышим о здравии честной ти святыни, господина и отца нашего, тогда попремногу радуемся и сим веселы бываем, Бога благодаряще о здравии ти; егда же ли некое стрепетное слышим о тебе, нашем отце и господине 2877 (якоже добре уразумехом от самого твоего же к нам писания), тогда множайшую печаль прияхом. Но и о семь благодарим Бога, дающего здравие и болезное, понеже всем нам общая такова бывают, и все тем же путем сие житейское и прелестное море нуждой и болезнью преходим. Не бо просто преложение бывает от лета в зиму, ниже от зимы в лето, яко же больше ведает честная ти святыни, но посреде имеет, яко же некоего ходатая промежду лета и зимы, осень: сице и о телесах наших разумеваем, от здравия в болезнь впадающи и прочее должное жизни нашей отдающе.
А что наш господин и отец пишешь к нам 2878 , воспоминая, коли есмы были на Москве в дому пречистой Богоматери, у великого чудотворца Петра гробу, и у нашего господина, а у твоего сына, у великого князя Ивана Васильевича, и у тебя нашего отца и господина, и нынче нам наш господин своим писанием воспоминаешь тогдашнее соединение со своей братией, с архиепископом и епископами, о церкви Божьей бывшее: ино да весть честная ти святыни, якоже тогда, тако и ныне, о том церковном соединении с братией своей неподвижно пребываем, якоже и подписахомся.
А еже пишешь к нам, господин и отец наш, о Григорие, Исидорову ученику и ревнителю, еже не примешаться, якоже тогда, тако и ныне, к нему: ино, господине и отче, не обыче дом Премудрости Божьей Святой Софии волка вместо пастыря приимать, ни горького вместо сладких, ниже камению причащаться, хлебу предлежащу, но держаться истинного пастыря, иже дверями в ограду овечью приходящего и душу за овцы полагающа, а не от Рима прелазящего.
Да також пишешь к нам, наш господин, что еси поговоривши со своим сыном, а с нашим господином, с великим князем, и с его матерью с великой княгиней, и с нашей братьей, архиепископом и епископами, и соборне благословил еси в свое место на митрополию господина нашего епископа Филиппа, ради тяжкого своего недуга: и мы тебе о том, своего отца, благодарим, что о церкви Божьей печешися. Мы же благодатью Христовой с своей братией в един совет пребываем неподвижно, и егоже ты благословиши в свое место, тому ради есмы в повиновении быть, но правилом святых Отцов. О твоей же болезни слышавше, якоже и выше рехом, много печалуем; но аще бы мощно и самим тебе, своего отца, в болезнях твоих посетить и от тебя благословиться, но и самих нас старость и болезнь постигла есть. А также наш господин в своей грамоте пишешь, мир и целование посылаеши к нам: и мы о том челом бьем и Бога молим, ему же от юности послужил еси, той да сотворит тебе полезное и в сем веке и в будущем.
А что наш господин нам пишешь о поставлении господина нашего Филиппа, и мы о том поставлении с своей братией, с архиепископом и епископами, едино есмы, и аз тому божественному и величайшему церковному делу [согласую].
* * *
В рукописи господину.
к нам приписано на поле.